СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компетентностный подход в профессиональном обучении

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компетентностный подход в профессиональном обучении

Просмотр содержимого документа
«Компетентностный подход в профессиональном обучении»

«Бурабай ауданы Қатаркол ауылы Ауылшаруашылық колледжі»

Мемлекеттік коммуналдык қазыналық кәсіпорны

ГККП «Сельскохозяйственный колледж с. Катарколь»

при управлении образования Акмолинской области











БАЯНДАМА

ДОКЛАД




Тақырыбы:

На тему:



" Компетентностный подход в профессиональном обучении"




Дайындаған оқытушысы:

Составил: преподаватель

специальных дисциплин

Никифорова О.В.





Оқу-әдістемелік кабинетпен отырысында қаралып бекітілген

Рассмотрено и утверждено учебно-методическим кабинетом

Хаттама

Протокол № ___ «__» ____________ ___________________






с. Катарколь

2017-2018 уч. г.

Компетентностный подход в профессиональном обучении

Ум заключается не только в знании, но и
в умении применять знания на деле.
Аристотель.


В современном мире стремительных производственно-технологических изменений и усиления конкуренции на рынке труда образование становится движущей силой развития общества. Для обеспечения инновационных проектов экономике Казахстана требуются высокопрофессиональные специалисты и рабочие, большую часть которых подготавливают организации системы технического и профессионального образования (ТиПО).

В современной отечественной педагогике известно большое число различных образовательных технологий и подходов. Сравнительно недавно в научный оборот вошёл и компетентностный подход. Согласно параметрам Болонского процесса, он должен стать основой образовательных программ, обеспечить личную и профессиональную социализацию в процессе обучения.

В соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг., поставлены задачи улучшения взаимосвязи с рынком труда; повышение компетенций выпускников; обновления содержания, методологий и соответствующей среды обучения. Модульные программы, основанные на компетенциях, способствуют решению этих задач.

Модульное обучение является наиболее стройной, понятной и результативной технологией обучения, которая гарантирует качество подготовки компетентных специалистов. Специалисты, обученные по программам, созданным по модульной технологии, владеют не только знаниями, но и навыками выбранной профессии и специальности: принятия решений, выполнения услуг и производственных работ. Каждый модуль образовательной программы ориентирован на достижение определённого результата обучения, то есть компетентности.

Впервые "компетентностная" тема стала разрабатываться в Англии в 50-60-е годы прошлого века как ответ на конкретный заказ профессиональной сферы. Традиционно цели высшего профессионального образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму, и в первую очередь работодателю, нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия "компетенция" и "компетентность".

Латинское: compitentia–согласованность, соразмерность частей целого, compete-совпадать, соответствовать, подходить, согласовываться, быть годным, способным, profession-официально указанное занятие, профессия.

Компетенция – отчуждённое, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке студента, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определённой сфере. Это то, что должно сформироваться в образовательной практике обучающегося и необходимо ему для жизни и профессиональной деятельности. Эти требования прописаны в программах, стандартах.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Это то, чем обладает личность, это личностные качества, которые формируются на основании имеющихся знаний.

Структура понятия компетентности включает не только когнитивную (ЗУНы) и операционально-технологическую (опыт, практика, умение применить) составляющие, но и личностную (мотивационную, этическую, социальную и поведенческую – уверенность в себе, инициатива, творчество, социальная востребованность).

Наши студенты должны быть компетентны в рефлексии, в коммуникациях, использовании информационных технологий, в разрешении проблемных ситуаций, в сотрудничестве со взрослыми и сверстниками. Успешными по жизни становятся не столько знающие, сколько умеющие применить полученные знания. Компетенция - идеальная описанная модель навыка или знания, требуемая для выполнения части профессиональной деятельности и выраженная в шкале от 0 до идеала. Компетентность - ваше положение на шкале компетенции.

Допустим, у нас есть инженер. Его задача – создавать новые машины, которые будут обладать всем необходимым функциональным спектром. Различается ли здесь компетентность и компетенция? Если у него есть необходимые для работы знания, умения, навыки – то человек обладает компетенцией. А если есть ещё и желание выходить за рамки достигнутого, работать из интереса и во благо, когда существует заинтересованность в результате и человек работать хочет сам, то это значит, что у него есть компетентность.
Компетентностный подход предлагает не усвоение студентом отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе и умение применить их в реальной жизненной ситуации.

Общие принципы компетентностного подхода:
1. Смысл образования заключается в том, чтобы развивать у учащихся способность самостоятельно принимать решения на основе полученного опыта.
2. Содержанием обучения становятся действия и операции, соотносящиеся с навыками, которые нужно получить.
3. Необходимо создавать условия для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения поставленных проблем.
4. Оценка результатов обучения основана на анализе уровня образованности, достигнутого учащимися, т.е. на уровне его компетенций.
Главная задача компетентностного подхода – научить учащегося пользоваться полученными знаниями в работе, а также для решения различных производственных и социальных проблем.


Существуют несколько видов компетенций.

Базовая (ключевая) компетенция – способность управлять собой и собственной деятельностью, склонность к мотивации и самоорганизации.
Профессиональная компетенция - качество, или состояние специалиста, обеспечивающее физическое психическое и духовное соответствие потребности, требованиям определенной профессии, специальности, специализации, стандартам квалификации, занимаемой или исполняемой служебной должности.


Ключевые компетенции (Совет Европы, 1998 г)

Изучать: уметь извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; организовывать свои собственные приёмы изучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать: запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение; консультироваться у эксперта; получать информацию; уметь работать с документами и классифицировать их.

Думать: организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и высказывать своё собственное мнение; видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой; уметь оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать: уметь сотрудничать и работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать и выполнять контракты.

Приниматься за дело: включаться в проект; нести ответственность; входить в группу и вносить свой вклад; доказывать солидарность; уметь организовывать свою работу; уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Адаптироваться: уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений; показывать стойкость перед трудностями, уметь находить новые решения.

Ключевые компетенции (А.В. Хуторской)

Учебно-познавательные компетенции: ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать своё понимание проблемы; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); иметь опыт восприятия картины мира.

Информационные компетенции: владеть навыками работы с различными источниками информации; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её; ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ; владеть навыками использования информационных устройств; применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии.

Коммуникативные компетенции: уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление; уметь представлять свою группу, колледж, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка; владеть способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог, владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями; владеть способами совместной деятельности в группе, приёмами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы; иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

Социально-трудовые компетенции: выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи, права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения, умение анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

Природоведческие и здоровье-сберегающие компетенции: иметь опыт ориентации т экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоёмах и др.); знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождём, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми; позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи; владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения; иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга; уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.



Технологии реализации компетентностного подхода в образовании

  • Проектного обучения

  • Проблемного обучения

  • Разноуровнего обучения

  • Критического мышления

  • Коллективных способов обучения

  • Интерактивного обучения

  • Игровые технологии

  • Технологии активной оценки

  • Рефлексивно-деятельностные технологии

  • Информационно-коммуникативные технологии

При реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании формирование компетентного специалиста выступает в качестве цели, а компетенции рассматриваются как новый тип целеполагания в образовательных системах. Новый подход не отрицает академического, а углубляет, расширяет и дополняет его. Технологии отвечают на вопрос: Как изучать? Вначале мы ставим цель (приобретение компетенции), а затем подбираем технологии, решаем, как, каким алгоритмом будем добиваться этой цели.

Педагоги уже давно обратили внимание на явное расхождение между качеством подготовки выпускника, даваемым профессиональным учебным заведением, и требованиями, предъявляемыми к специалисту производством, работодателями. Причём, в условиях рынка данное противоречие обозначилось значительно острее, так как исчезла система распределения выпускников профессиональных учебных заведений на работу, появились негосударственные предприятия, руководители которых стали предъявлять жесткие требования не только к уровню образования специалистов, но и к его качествам (личностным, деловым, нравственным). Профессиональное образование, ориентированное на формирование компетентностей выпускников - не дань моде, а объективное явление в образовании.




Литература



  1. Авраменко В.В. Современные подходы в образовании и технологии их реализации. https://videouroki.net/webinar/sovriemiennyie-podkhody-v-obrazovatiel-nom-protsiessie-i-tiekhnologhii-ikh-rieal.html?utm_source=jc&utm_medium=email&utm_campaign=videouroki&utm_content=webinar&utm_term=20171210_sovremennie_podhodi

  2. Бекмухаметова А.Б., Модульное обучение в системе образования Республики Казахстан, Журнал Вестник КазНУ, 2015, https://articlekz.com/article/16700

  3. Новикова Л.В. Компетентностный подход в профессиональном образовании. Коллеги – педагогический журнал Казахтана. http://collegy.ucoz.ru/publ/67-1-0-19188

  4. Холдинг «Қәсіпқор»: Руководство для слушателя курсов повышения квалификации инженерно-педагогических работников организаций технического и профессионального образования по программе «Реализация образовательных программ технического и профессионального образования, разработанных на основе модульно-компетентностного подхода», Астана, 2017.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!