Компетентностный подход и современный урок
« Пересмотрел всё это строго:
Противоречий очень много».
(А.С.Пушкин)
учитель биологии
МОУ СОШ № 2
Лешкова Г.И.
В начале XXI века ЮНЕСКО сформулированы такие фундаментальные цели образования:
(учиться учиться);
- научить работать и зарабатывать (учиться для труда);
- научить жить
(учиться для бытия);
(учиться для совместной деятельности).
В соответствии с пониманием фундаментальных образовательных целей на рубеже веков появилась новая концептуальная линия российского образования - компетентностный подход . С позиций этого подхода непосредственным результатом образовательной деятельности является формирование ключевых компетенций обучающихся.
О сущности компетентностного подхода
- «Компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность». (И.Фрумина)
- «Компетентностный подход – обобщённое условие способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций». (В.Болотов)
- «Компетентность характеризуется возможностью переноса способности в условия, отличные от тех, в которых эта компетентность возникла».
(В.Башев)
Возникновение нового подхода вызвано
- появлением новых общественных условий;
- неудовлетворённостью результатами школьного обучения в части функциональной грамотности выпускников, их способности ориентироваться и адаптироваться в современной жизни;
- желанием преодолеть оторванность школьного образования от жизни.
Своеобразие новых терминов
- Компетентность – осведомлённость, авторитетность.
- Компетенция – круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познаниями, опытом.
(Толковый словарь Ушакова)
Применительно к образовательному процессу:
- Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации; готовность действовать в ситуации неопределённости.
- Компетентность – «знание в действии» - способность использовать на практике знания, умения, навыки, а также мотивация к эффективным действиям
Т.е. выпускник школы должен быть осведомлённым, знающим, опытным в ряде вопросов человеком + обладать способностью переносить свои познания и опыт в новые условия.
Ещё о сущности компетентностного подхода
«Понятие компетентности не содержит каких-либо принципиально новых компонентов, не входящих в объём понятия «умение»;
поэтому все разговоры о компетентности и компетенции представляются несколько искусственными, призванными скрыть старые проблемы под новой одеждой».
(М.Бершадский)
Отсутствие чёткости в определении понятий, связанных с реализацией компетентностного подхода, сегодня остро ощущается.
Необходимость изменения целей, содержания образования, модернизации методики и технологии обучения очевидна. Но в плане терминологии пока идёт поиск. Возможно, слово «компетенция» не приживётся в педагогическом лексиконе, ведь стандарты нового поколения используют иной термин – «универсальные учебные действия».
Что такое «ключевые компетенции»?
- Ключевые компетенции – сочетание умений, готовностей, ценностей, мотиваций, которое даёт ключ к успешности в жизни.
- Ключевые компетенции = элементарные компетенции для жизни + общеучебные умения и навыки + специальные умения и навыки + ценности
Многие педагоги называют ключевыми элементарные компетенции для жизни.
- Информационная (готовность к работе с информацией);
- Коммуникативная (готовность к общению с другими людьми);
- Кооперативная (готовность к сотрудничеству с другими людьми);
- Проблемная (готовность к решению проблем).
Они соответствуют 4-м фундаментальным целям образования, на их основе могут формироваться все общие и специальные компетенции.
Чем ключевые компетенции отличаются от общеучебных умений и навыков?
Отличия не очевидные и, по сути, не слишком существенные.
Общеучебные умения и навыки (ОУУН) – подготовленность учащихся к практическим и теоретическим действиям самостоятельного приобретения
знаний на основе уже имеющихся знаний и жизненного опыта
сходства
- Востребованы при изучении всех предметов;
- Не формируются средствами одного предмета;
- Педагогические задачи не столько обучающие, сколько развивающие.
различия
ОУУН охватывают только учебную деятельность, а ключевые компетенции - все виды деятельности, в том числе и внеурочную, внешкольную.
Очевидно, что компетентность в том широком понимании, которое сегодня существует, не может быть сформирована только в процессе школьного обучения. Здесь многое зависит от всей культурно-образовательной среды, в которой живёт ребёнок.
Школа же реализует формирование ключевых компетенций в основном через формирование общеучебных умений и навыков , а также через развитие мотивации к процессу познания и воспитание общественно значимых ценностей .
Общеучебные умения
Информационные
Интеллектуальные
работать с учебником
Организационные
анализ
работать с текстом
Коммуникативные
целеполагание
синтез
работать с дополнительной литературой
работать со справочной литературой
участвовать в беседе
планирование
обобщение, прогнозирование
составлять план, тезисы
классификация
самоконтроль
ставить вопросы
вести диалог
работа в определённом темпе
генерализация
выделять главное
участвовать в дискуссии
самокоррекция
работать с таблицами
сравнение
рецензировать ответы
составлять конспект
самоанализ
мысленное моделирование
осуществлять
строить рассказ
рефлексия
взаимоконтроль
рефлексия
объяснять
Какие изменения в организации современного урока диктует новый подход?
- Каждый урок имеет конкретную цель , которая формулируется для учащихся в виде сложноподчинённого предложения с придаточным цели;
- при проектировании урока планируется прежде всего деятельность учащихся ; эта деятельность должна быть разнообразной, соответствующей уровню возможностей школьников и направленной на формирование элементарных компетенций , общеучебных умений;
- каждый урок должен иметь конкретный результат для учащегося; определить наличие такого результата позволяет постоянная рефлексия .
« Организация процесса самообразования в педагогической деятельности учителя»
- целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.
1 этап – выбор направления самообразования
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией .
Направлениями самообразования могут быть:
- Профессиональное ;
- психолого-педагогическое;
- психологическое;
- методическое;
- информационно-компьютерные технологии ;
- здоровьесбережение;
- Правовое и т.д.
2 этап – выбор темы самообразования
- Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый учитель выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы.
- «Интерактивные методики на уроке химии и биологии»;
- «Технология проектного метода обучения»;
- «Технология развития критического мышления через чтение и письмо»;
- «ИКТ на уроке химии и биологии»;
- «Здоровьесберегающие технологии»;
- «Портфолио учителя и учащихся»;
- «Интегрированные уроки»;
- «Виды контроля за знаниями учащихся, усовершенствование форм и методов контроля»;
- «Работа с одаренными детьми» ;
- «Дифференцированное обучение».
3 этап – формулировка цели и задач самообразования
Целями самообразования могут быть:
- повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
- изучение и внедрение новых педагогических технологий;
- изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
- совершенствование своих знаний в области педагогической психологии
При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.
Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.
4 этап – определение круга источников информации
- Учитывая, что учитель самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть:
- телевидение ; газеты, журналы ; литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
- материалы сети Интернет ; видео, аудио информация на различных носителях;
- платные курсы ;
- семинары и конференции ;
- мастер-классы ;
- мероприятия по обмену опытом ;
- экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
- курсы повышения квалификации ;
- уроки коллег и т.д.
5 этап – выбор формы самообразования
- Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая . В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.
6 этап – составление плана самообразования
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
В плане указываются:
- название темы ;
- цели ;
- задачи ;
- предполагаемый результат ;
- этапы работы ;
- сроки выполнения каждого этапа ;
- действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
- способ демонстрации результата проделанной работы;
- форма отчета по проделанной работе.
7 этап – определение результата самообразования
Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Примеры результатов :
- повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
- разработка новых форм, методов и приемов обучения;
- доклады, выступления ;
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
- разработка пакета тестового материала в электронном виде.
8 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета
Формами отчетных работ могут быть:
- обобщение опыта ;
- доклад ;
- сбор и анализ отчетной документации;
- презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.
Основные выводы
- Компетентностный подход – концептуальная линия современного образования, в основе которой формирование ключевых компетенций у выпускников школы;
- новый подход в образовании связан с необходимостью модернизации содержания и методики обучения с целью повышения его качества;
- термины «компетентность», компетенция», «ключевые компетенции» сегодня не имеют единственно верного определения;
- формирование ключевых компетенций в процессе школьного обучения тесно связано с особенным вниманием к общеучебным умениям и навыкам;
- новые приоритеты современного образования требуют от каждого учителя пересмотра традиционных подходов в построении урока в пользу более современных.
Спасибо за внимание! С наступающим учебным новым годом! Здоровья, благополучия и творческих успехов!
Источники
- Бермус А.Г.Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm
- Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. // Школьные технологии.-2004.-№5-С.3-12
- Перминова Л.М. Функциональная грамотность учащихся. Современный урок. – М.,2009
- Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование.-2003-№2-С.58-64