СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компетентный подход и Современный урок

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компетентность – «знание в действии» - способность использовать на практике знания, умения, навыки, а также мотивация к эффективным действиям

Просмотр содержимого документа
«Компетентный подход и Современный урок»

Компетентностный подход  и современный урок    « Пересмотрел всё это строго: Противоречий очень много».  (А.С.Пушкин)   учитель биологии  МОУ СОШ № 2  Лешкова Г.И.

Компетентностный подход и современный урок

« Пересмотрел всё это строго:

Противоречий очень много».

(А.С.Пушкин)

учитель биологии

МОУ СОШ № 2

Лешкова Г.И.

В начале XXI века ЮНЕСКО сформулированы такие фундаментальные цели образования: научить получать знания  (учиться учиться); научить работать и зарабатывать (учиться для труда); научить жить  (учиться для бытия); научить жить вместе (учиться для совместной деятельности).

В начале XXI века ЮНЕСКО сформулированы такие фундаментальные цели образования:

  • научить получать знания

(учиться учиться);

  • научить работать и зарабатывать (учиться для труда);
  • научить жить

(учиться для бытия);

  • научить жить вместе

(учиться для совместной деятельности).

В соответствии с пониманием фундаментальных образовательных целей  на рубеже веков появилась новая концептуальная линия российского образования - компетентностный подход .   С позиций этого подхода непосредственным результатом образовательной деятельности является формирование ключевых компетенций обучающихся.

В соответствии с пониманием фундаментальных образовательных целей на рубеже веков появилась новая концептуальная линия российского образования - компетентностный подход . С позиций этого подхода непосредственным результатом образовательной деятельности является формирование ключевых компетенций обучающихся.

О сущности компетентностного подхода «Компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность». (И.Фрумина) «Компетентностный подход – обобщённое условие способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций». (В.Болотов) «Компетентность характеризуется возможностью переноса способности в условия, отличные от тех, в которых эта компетентность возникла».  (В.Башев)

О сущности компетентностного подхода

  • «Компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность». (И.Фрумина)
  • «Компетентностный подход – обобщённое условие способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций». (В.Болотов)
  • «Компетентность характеризуется возможностью переноса способности в условия, отличные от тех, в которых эта компетентность возникла».

(В.Башев)

Возникновение нового подхода вызвано появлением новых общественных условий; неудовлетворённостью результатами школьного обучения в части функциональной грамотности выпускников, их способности ориентироваться и адаптироваться в современной жизни; желанием преодолеть оторванность школьного образования от жизни.

Возникновение нового подхода вызвано

  • появлением новых общественных условий;
  • неудовлетворённостью результатами школьного обучения в части функциональной грамотности выпускников, их способности ориентироваться и адаптироваться в современной жизни;
  • желанием преодолеть оторванность школьного образования от жизни.
Своеобразие новых терминов Компетентность – осведомлённость, авторитетность. Компетенция – круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познаниями, опытом.  (Толковый словарь Ушакова) Применительно к образовательному процессу: Компетенция – готовность  человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации; готовность действовать в ситуации неопределённости. Компетентность – «знание в действии» - способность использовать на практике знания, умения, навыки, а также мотивация к эффективным действиям Т.е. выпускник школы должен быть осведомлённым, знающим, опытным в ряде вопросов человеком + обладать способностью переносить свои познания и  опыт в новые условия.

Своеобразие новых терминов

  • Компетентность – осведомлённость, авторитетность.
  • Компетенция – круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познаниями, опытом.

(Толковый словарь Ушакова)

Применительно к образовательному процессу:

  • Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации; готовность действовать в ситуации неопределённости.
  • Компетентность – «знание в действии» - способность использовать на практике знания, умения, навыки, а также мотивация к эффективным действиям

Т.е. выпускник школы должен быть осведомлённым, знающим, опытным в ряде вопросов человеком + обладать способностью переносить свои познания и опыт в новые условия.

Ещё о сущности компетентностного подхода «Понятие компетентности не содержит каких-либо принципиально новых компонентов, не входящих в объём понятия «умение»;  поэтому все разговоры о компетентности и компетенции представляются несколько искусственными, призванными скрыть старые проблемы под новой одеждой».   (М.Бершадский)

Ещё о сущности компетентностного подхода

«Понятие компетентности не содержит каких-либо принципиально новых компонентов, не входящих в объём понятия «умение»;

поэтому все разговоры о компетентности и компетенции представляются несколько искусственными, призванными скрыть старые проблемы под новой одеждой».

(М.Бершадский)

Отсутствие чёткости в определении понятий, связанных с реализацией компетентностного подхода, сегодня остро ощущается. Необходимость изменения целей, содержания образования, модернизации методики и технологии обучения очевидна. Но в плане терминологии пока идёт поиск. Возможно, слово «компетенция» не приживётся в педагогическом лексиконе, ведь стандарты нового поколения используют иной термин – «универсальные учебные действия».

Отсутствие чёткости в определении понятий, связанных с реализацией компетентностного подхода, сегодня остро ощущается.

Необходимость изменения целей, содержания образования, модернизации методики и технологии обучения очевидна. Но в плане терминологии пока идёт поиск. Возможно, слово «компетенция» не приживётся в педагогическом лексиконе, ведь стандарты нового поколения используют иной термин – «универсальные учебные действия».

Что такое «ключевые компетенции»? Ключевые компетенции – сочетание умений, готовностей, ценностей, мотиваций, которое даёт ключ к успешности в жизни. Ключевые компетенции = элементарные компетенции для жизни + общеучебные умения и навыки + специальные умения и навыки + ценности

Что такое «ключевые компетенции»?

  • Ключевые компетенции – сочетание умений, готовностей, ценностей, мотиваций, которое даёт ключ к успешности в жизни.
  • Ключевые компетенции = элементарные компетенции для жизни + общеучебные умения и навыки + специальные умения и навыки + ценности
Многие педагоги называют ключевыми элементарные компетенции для жизни. Информационная (готовность к работе с информацией); Коммуникативная (готовность к общению с другими людьми); Кооперативная (готовность к сотрудничеству с другими людьми); Проблемная (готовность к решению проблем). Они соответствуют 4-м фундаментальным целям образования, на их основе могут формироваться все общие и специальные компетенции.

Многие педагоги называют ключевыми элементарные компетенции для жизни.

  • Информационная (готовность к работе с информацией);
  • Коммуникативная (готовность к общению с другими людьми);
  • Кооперативная (готовность к сотрудничеству с другими людьми);
  • Проблемная (готовность к решению проблем).

Они соответствуют 4-м фундаментальным целям образования, на их основе могут формироваться все общие и специальные компетенции.

Чем ключевые компетенции отличаются от общеучебных умений и навыков? Отличия не очевидные и, по сути, не слишком существенные. Общеучебные умения и навыки (ОУУН) – подготовленность учащихся к практическим и теоретическим действиям самостоятельного приобретения знаний на основе уже имеющихся знаний и жизненного опыта сходства Востребованы при изучении всех предметов; Не формируются средствами одного предмета; Педагогические задачи не столько обучающие, сколько развивающие.  различия ОУУН охватывают только учебную деятельность, а ключевые компетенции - все виды деятельности, в том числе и внеурочную, внешкольную.

Чем ключевые компетенции отличаются от общеучебных умений и навыков?

Отличия не очевидные и, по сути, не слишком существенные.

Общеучебные умения и навыки (ОУУН) – подготовленность учащихся к практическим и теоретическим действиям самостоятельного приобретения

знаний на основе уже имеющихся знаний и жизненного опыта

сходства

  • Востребованы при изучении всех предметов;
  • Не формируются средствами одного предмета;
  • Педагогические задачи не столько обучающие, сколько развивающие.

различия

ОУУН охватывают только учебную деятельность, а ключевые компетенции - все виды деятельности, в том числе и внеурочную, внешкольную.

Очевидно, что компетентность в том широком понимании, которое сегодня существует, не может быть сформирована только в процессе школьного обучения. Здесь многое зависит от всей культурно-образовательной среды, в которой живёт ребёнок. Школа же реализует формирование ключевых компетенций в основном через формирование общеучебных умений и навыков , а также через развитие мотивации к процессу познания и воспитание общественно значимых ценностей .

Очевидно, что компетентность в том широком понимании, которое сегодня существует, не может быть сформирована только в процессе школьного обучения. Здесь многое зависит от всей культурно-образовательной среды, в которой живёт ребёнок.

Школа же реализует формирование ключевых компетенций в основном через формирование общеучебных умений и навыков , а также через развитие мотивации к процессу познания и воспитание общественно значимых ценностей .

Общеучебные умения Информационные Интеллектуальные работать с учебником Организационные анализ работать с текстом Коммуникативные целеполагание синтез работать с дополнительной литературой работать со справочной литературой участвовать в беседе планирование обобщение, прогнозирование составлять план, тезисы классификация самоконтроль ставить вопросы вести диалог работа в определённом темпе генерализация выделять главное участвовать в дискуссии самокоррекция работать с таблицами сравнение рецензировать ответы составлять конспект самоанализ мысленное моделирование  осуществлять строить рассказ рефлексия взаимоконтроль рефлексия объяснять

Общеучебные умения

Информационные

Интеллектуальные

работать с учебником

Организационные

анализ

работать с текстом

Коммуникативные

целеполагание

синтез

работать с дополнительной литературой

работать со справочной литературой

участвовать в беседе

планирование

обобщение, прогнозирование

составлять план, тезисы

классификация

самоконтроль

ставить вопросы

вести диалог

работа в определённом темпе

генерализация

выделять главное

участвовать в дискуссии

самокоррекция

работать с таблицами

сравнение

рецензировать ответы

составлять конспект

самоанализ

мысленное моделирование

осуществлять

строить рассказ

рефлексия

взаимоконтроль

рефлексия

объяснять

Какие изменения в организации современного урока диктует новый подход? Каждый урок имеет конкретную цель , которая формулируется для учащихся в виде сложноподчинённого предложения с придаточным цели; при проектировании урока планируется прежде всего деятельность учащихся ; эта деятельность должна быть разнообразной, соответствующей уровню возможностей школьников  и направленной  на  формирование элементарных компетенций , общеучебных умений; каждый урок должен иметь конкретный результат для учащегося; определить наличие такого результата позволяет постоянная рефлексия .

Какие изменения в организации современного урока диктует новый подход?

  • Каждый урок имеет конкретную цель , которая формулируется для учащихся в виде сложноподчинённого предложения с придаточным цели;
  • при проектировании урока планируется прежде всего деятельность учащихся ; эта деятельность должна быть разнообразной, соответствующей уровню возможностей школьников и направленной на формирование элементарных компетенций , общеучебных умений;
  • каждый урок должен иметь конкретный результат для учащегося; определить наличие такого результата позволяет постоянная рефлексия .
 « Организация процесса самообразования в педагогической деятельности учителя»

« Организация процесса самообразования в педагогической деятельности учителя»

Самообразование учителя целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.
  • Самообразование учителя
  • целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.

 1 этап – выбор направления самообразования Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией . Направлениями самообразования могут быть: Профессиональное ; психолого-педагогическое; психологическое; методическое; информационно-компьютерные технологии ; здоровьесбережение; Правовое и т.д.

1 этап – выбор направления самообразования

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией .

Направлениями самообразования могут быть:

  • Профессиональное ;
  • психолого-педагогическое;
  • психологическое;
  • методическое;
  • информационно-компьютерные технологии ;
  • здоровьесбережение;
  • Правовое и т.д.
2 этап – выбор темы самообразования   Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый учитель выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы. «Интерактивные методики на уроке химии и биологии»;  «Технология проектного метода обучения»; «Технология развития критического мышления через чтение и письмо»; «ИКТ на уроке химии и биологии»; «Здоровьесберегающие технологии»; «Портфолио учителя и учащихся»; «Интегрированные уроки»; «Виды контроля за знаниями учащихся, усовершенствование форм и методов контроля»; «Работа с одаренными детьми» ; «Дифференцированное обучение».

2 этап – выбор темы самообразования

  • Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый учитель выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы.
  • «Интерактивные методики на уроке химии и биологии»;
  • «Технология проектного метода обучения»;
  • «Технология развития критического мышления через чтение и письмо»;
  • «ИКТ на уроке химии и биологии»;
  • «Здоровьесберегающие технологии»;
  • «Портфолио учителя и учащихся»;
  • «Интегрированные уроки»;
  • «Виды контроля за знаниями учащихся, усовершенствование форм и методов контроля»;
  • «Работа с одаренными детьми» ;
  • «Дифференцированное обучение».
3 этап – формулировка цели и задач самообразования Целями самообразования могут быть: повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры; изучение и внедрение новых педагогических технологий; изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения; совершенствование своих знаний в области педагогической психологии При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.  Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.

3 этап – формулировка цели и задач самообразования

Целями самообразования могут быть:

  • повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
  • изучение и внедрение новых педагогических технологий;
  • изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
  • совершенствование своих знаний в области педагогической психологии

При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.

Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.

4 этап – определение круга источников информации Учитывая, что учитель самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть: телевидение ; газеты, журналы ; литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.); материалы сети Интернет ; видео, аудио информация на различных носителях; платные курсы ; семинары и конференции ; мастер-классы ; мероприятия по обмену опытом ; экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты; курсы повышения квалификации ; уроки коллег и т.д.

4 этап – определение круга источников информации

  • Учитывая, что учитель самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть:
  • телевидение ; газеты, журналы ; литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
  • материалы сети Интернет ; видео, аудио информация на различных носителях;
  • платные курсы ;
  • семинары и конференции ;
  • мастер-классы ;
  • мероприятия по обмену опытом ;
  • экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
  • курсы повышения квалификации ;
  • уроки коллег и т.д.
5 этап – выбор формы самообразования   Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая . В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.

5 этап – выбор формы самообразования

  • Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая . В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.
6 этап – составление плана самообразования   На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.  В плане указываются: название темы ; цели ; задачи ; предполагаемый результат ; этапы работы ; сроки выполнения каждого этапа ; действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой; способ демонстрации результата проделанной работы; форма отчета по проделанной работе.

6 этап – составление плана самообразования

На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.

В плане указываются:

  • название темы ;
  • цели ;
  • задачи ;
  • предполагаемый результат ;
  • этапы работы ;
  • сроки выполнения каждого этапа ;
  • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
  • способ демонстрации результата проделанной работы;
  • форма отчета по проделанной работе.
7 этап – определение результата самообразования Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Примеры результатов : повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество); разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования; разработка новых форм, методов и приемов обучения; доклады, выступления ; разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей; разработка пакета тестового материала в электронном виде.

7 этап – определение результата самообразования

Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Примеры результатов :

  • повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;
  • доклады, выступления ;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  • разработка пакета тестового материала в электронном виде.
8 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета   Формами отчетных работ могут быть: обобщение опыта ; доклад ; сбор и анализ отчетной документации; презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.  По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

8 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета

Формами отчетных работ могут быть:

  • обобщение опыта ;
  • доклад ;
  • сбор и анализ отчетной документации;
  • презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.

По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

Основные выводы Компетентностный подход – концептуальная линия современного образования, в основе которой формирование ключевых компетенций у выпускников школы; новый подход в образовании связан с необходимостью модернизации содержания и методики обучения с целью повышения его качества; термины «компетентность», компетенция», «ключевые компетенции» сегодня не имеют единственно верного определения; формирование ключевых компетенций в процессе школьного обучения тесно связано с особенным вниманием к общеучебным умениям и навыкам; новые приоритеты современного образования требуют от каждого учителя пересмотра традиционных подходов в построении урока в пользу более современных.

Основные выводы

  • Компетентностный подход – концептуальная линия современного образования, в основе которой формирование ключевых компетенций у выпускников школы;
  • новый подход в образовании связан с необходимостью модернизации содержания и методики обучения с целью повышения его качества;
  • термины «компетентность», компетенция», «ключевые компетенции» сегодня не имеют единственно верного определения;
  • формирование ключевых компетенций в процессе школьного обучения тесно связано с особенным вниманием к общеучебным умениям и навыкам;
  • новые приоритеты современного образования требуют от каждого учителя пересмотра традиционных подходов в построении урока в пользу более современных.
Спасибо за внимание!  С наступающим учебным новым годом!  Здоровья, благополучия и творческих успехов!

Спасибо за внимание! С наступающим учебным новым годом! Здоровья, благополучия и творческих успехов!

Источники Бермус А.Г.Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. // Школьные технологии.-2004.-№5-С.3-12 Перминова Л.М. Функциональная грамотность учащихся. Современный урок. – М.,2009 Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование.-2003-№2-С.58-64

Источники

  • Бермус А.Г.Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm
  • Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. // Школьные технологии.-2004.-№5-С.3-12
  • Перминова Л.М. Функциональная грамотность учащихся. Современный урок. – М.,2009
  • Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование.-2003-№2-С.58-64


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!