Муниципальное бюджетное образовательное учреждение основная школа № 11 с.п.Ильино
Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности
Выполнила :
Ефремова Лариса Федоровна,
учитель начальных классов
Дата рождения : 1965 г.
Образование : высшее
В 1986 году окончила ЧГПИ им.И.Я.Яковлева
Присвоена квалификация : учитель начальных классов
Место работы :
МБОУ ОШ № 11 с.п.Ильино
Стаж педагогической деятельности : 34 года
Категория : первая
Награды: Почетная грамота Министерства Нижегородской области
Визитная карточка
Мое профессиональное кредо:
"Чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому".
Тема педагогической деятельности
Формирование проектных компетентностей обучающихся начальных классов на уроках окружающего мира через организацию проектно – исследовательской деятельности
Условия формирования личного вклада в развитие образования
- Научно – исследовательские условия :
Изучение работ психологов, педагогов Джона Дьюи,
У.Х. Килпатрика, А.Н.Колмогорова, Е.С.Полата, А.В.Горячева
Разработка уроков, разработка методических учебных проектов
Изучение научно – педагогической литературы
Изучение передового педагогического опыта коллег
Работа в качестве руководителя проектно – исследовательских работ обучающихся начальных классов в школе
Участие обучающихся в НОУ на школьном и муниципальном уровне
Выступление на ШМО учителей начальных классов и классных руководителей по проблеме проектно-исследовательской деятельности на уроках
Организационно – педагогические условия :
Актуальность личного вклада в развитие образования
Недостаточная представленность проектно-исследовательской работы в содержании и методике преподавания в начальных классах.
Требования ФГОС к метапредметным результатам изучения окружающего мира в начальной школе.
Недостаточный уровень качества знаний по окружающему миру.
Снижение уровня познавательной активности обучающихся на уроках.
Недостаточный уровень умения обучающихся видеть проблему, формулировать цель и достигать результаты.
Недостаточный уровень умения обучающихся эффективно сотрудничать в группах, быть толерантными.
Малый процент обучающихся, способных вести диалог, быть открытыми для новых контактов.
Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования
«Не существует сколько –нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе» А.Н.Колмогоров
- « Государственная программа развития образования РФ на 2011-2020 годы» ориентирует педагогов на формирование у школьников ключевых компетенций, опирающихся на фундаментальные знания, универсальные умения, опыт творческой деятельности и личной ответственности .
Всё, что я познаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить». Е.С.Полат
«Нужно строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личными интересом» Дж.Дьюи и В.К.Килпатрик
«Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность...» Бернард Шоу
Требования ФГОС – достижение обучающимся трёх видов
результатов (личностных, метапредметных, предметных)
Проектная и исследовательская компетентность –основной метапредметный результат.
Урок – основа реализации стандарта
Цель и задачи педагогической деятельности
Цель: формирование и развитие проектных компетентностей младших школьников при организации уроков окружающего мира на основе использования проектно- исследовательского обучения.
Задачи:
- Освоить технологию проектно- исследовательского обучения.
- Разработать систему проектных заданий для обучающихся.
- Подобрать и внедрить в образовательный процесс проектные задания , направленные на формирование и развитие проектных компетентностей обучающихся.
- Изучить содержание ФГОС НОО.
- Развивать интеллектуальные, творческие способности обучающихся, направленные на осуществление исследовательской и проектной деятельности
- Организовать проектно- исследовательскую работу среди обучающихся
- Проследить динамику развития формирования исследовательских компетенций обучающихся через диагностическую работу
Ведущая педагогическая идея
Формирование проектных компетенций обучающихся –основные метапредметные результаты
Активизация учебно- познавательной деятельности обучающихся, повышение уровня развития способностей ребенка, развитие интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности
Включение обучающихся в проектно – исследовательскую деятельность
Типы и виды уроков (учебных занятий), ориентированных на формирование проектно-исследовательских компетенций обучающихся
формирования
и развития отдельных
проектно- исследовательских умений
на материале
предмета
1. Освоить предметное
содержание
2. Сформировать
отдельные проектно-исследовательские
компетенции
осуществления полного цикла
проектно- исследовательской деятельности
Осуществить полный цикл
проектно-исследовательской деятельности
через реализацию
учебного проекта
Тип урока
(цель )
Урок формирования
проектно-исследовательских умений
Урок -часть проектного модуля
Урок –
исследование
Урок – проект
Этапы урока, направленного на формирование проектно-исследовательских компетенций
Подготовительный
осознание учащимися потребности в преодолении противоречия между «знанием» и «незнанием», «умением» и «неумением (актуализация)
проблематизация, целеполагание, планирование, моделирование)-
выделение объекта изучения, формулирование собственной (личностно-значимой) проблемы, определение учебной задачи (цели) предстоящей работы,
ориентировка в действиях, которые нужно проделать, чтобы получить образовательный продукт (пошаговое планирование способов достижения этих целей).
Проектировоч-
ный
решение главной проблемы урока, разработка запланированного учебного продукта. Учащиеся индивидуально или в совместно-распределенной форме выполняют учебно-познавательные действия, направленные на самостоятельный поиск и решение учебно-познавательных задач и учебно-практических задач, результаты своих действий представляют в виде учебно- проектного продукта.
Этап реализации
Заключитель-
ный
(оценка и рефлексия). На этом этапе обучающиеся обобщают и оценивают полученные знания, рефлексируют освоенные способы действий, формулируют будущее развитие полученных на уроке знаний и умений.
Актуализация. Проблематизация. Целеполагание
Тема проектно-исследовательского
модуля «Какие бывают животные»
Мы хотим много знать о животных.
Какие бывают группы животных?
(затрудняемся ответить)
Тема проектно-исследовательского
модуля «Среда обитания животных»
Как приспосабливаются
животные
к среде обитания?
(на примере лесных зверей)
Тема проектно-исследовательского модуля
«Берегите животных!»
Как мы можем помочь животным?
(выдвижение разных гипотез)
Пошаговое планирование способов достижения цели
- Сбор информации: работа с учебником
или дополнительными источниками информации
2. Распределение обязанностей и
выполнение проектных заданий или проведение исследования .
3. Систематизация и оформление информации
по результатам выполнения проектных заданий
4. Оформление проектной работы: справочник, газета, презентация, создание книжки-малышки,
рисунок,таблица, групповой проект, праздник и др.
5. Презентация проектной работы
6.Разработка критериев и оценка продуктов проектной деятельности и
участия в проектной деятельности
Планирование действий .
1 группа. Проектное задание №1. «Насекомые»
2 группа. Проектное задание №2 «Рыбы».
3 группа. Проектное задание №3. «Птицы»
4 группа. Проектное задание №4. «Звери
Тема урока
«Какие бывают животные?»
Проектное задание. Работа в группах
Актуализация. Проблематизация. Целеполагание. Планирование действий. Концептуализация.
Рассмотрите внимательно изображения и попробуйте назвать эту группу животных. Найдите лишнего. Попробуйте ответить ,почему он лишний.
Заносим заранее приготовленную таблицу (каждая группа)
- вы знаете по данной теме(я знаю по теме, что…)
- в чем возникли затруднения (проблемы),
- сформулируйте вопрос, чтобы выйти из данных затруднений.
Результаты работы занесите в таблицу:
Как определить к какой группе относится животное?
Составляем план исследования:
1.Название группы
2.Сколько ног?
3.Чем покрыто тело?
Моделирование. Создание образа желаемого продукта.
Проектно-исследовательский модуль «Берегите животных!» (продукт - книжка-малышка)
1.Обучающиеся каждой группы создают образ будущего продукта.
2 .Затем группа выбирает (по желанию) что можно поместить в книжку-малышку по данной теме.
Каждая группа предлагает свой вариант . Загадки, ребусы, правила друзей животных
(экологические знаки), пословицы, обращение от животных к детям, Красная книга нашего края и т.д.
В ходе беседы ребята приходят к единому решению о том,
что должен быть единый формат и единое оформление.
Разные проектные задания, работающие на общий результат
Урок-проект.
Задание №2 (базовый уровень).
«Среда обитания животных»
Выполни задание
Задание №1 (базовый уровень).
Заполни таблицу.
Задание №3 (повышенный уровень).
Расскажи (нарисуй) о приспособлении животных
к водной среде
Технологический этап. Презентация проектного продукта
насекомое
рыбы
6 ног
птицы
«насечки»
нет
чешуя
2 ноги
звери
перья
4 ноги
шерсть
Тема проектно-исследовательского
модуля «Какие бывают животные»
Тема проектно-исследовательского
модуля «Среда обитания»
Тема проектно-исследовательского
модуля
«Берегите животных!»
Оценочно-рефлексивный этап
Критерии оценки проектной деятельности
Индивидуальный табель учета работы обучающегося над проектно- исследовательской работой
Фамилия Имя ученика(цы)________________________________________
_Критерии оценивания:
Оценка «2» — не принимал участие в работе, не справился с заданием;
Оценка «3» — участвовал в работе эпизодически, задание выполнил не полностью или с ошибками;
Оценка «4» — принимал участие в работе, справился с заданием частично;
Оценка «5» - принимал активное участие в работе, справился с заданием в полной мере.
1.Насколько реализован план ?
2. Решает ли проектный продукт обозначенную проблему?
3. Позволили выбранные способы и методы получить ожидаемый результат?
4. Удовлетворили вас работа в команде?
5.Насколько вы оцениваете свой вклад в реализации работы?
Критерии/Дата урока
Выполнение д/з
Индивидуальная работа на уроке
Работа в группе
Конспект, кластер, схема, таблица
Самостоятельная работа
Проверочная работа
Творческая работа
Итого: средняя отметка
Каждый критерий оценивается от 0 до 3 баллов
Результативность педагогической деятельности и достигнутые эффекты
Диагностика проектных компетентностей
Учебно- познавательные умения
Самостоятельность
Информационные умения
Коммуникативные умения
Результативность педагогической деятельности и достигнутые эффекты
Участие обучающихся в олимпиаде по окружающему миру
на муниципальном уровне
1.Грамота лауреата районной интеллектуальной
игры среди младших школьников
«Мы в любое время года ходим тропами природы»-2018год
2.Шкаровская Мария (4 класс) - V место -2018год
3.Горохова Юлия ( 4 класс) - III место- 2018год
Уровень обученности и качество знаний учащихся по окружающему миру
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности
Проектно- исследовательские работы были представлены:
на школьной конференция НОУ, на районном конкурсе исследовательских работ «Бездомные животные- проблема каждого из нас»
Обмен опытом работы проектно – исследовательской деятельности
был представлен на методическом совещании школы
Создан социальный исследовательский проект
« Берегите животных!»
ШМО учителей начальных классов «Обучение в сотрудничестве.
Организация групповой работы в начальной школе»
Открытый урок- исследование по окружающему миру.
Тема: «Какие бывают животные»
Составление технологической карты урока по окружающему миру
в системе проектно-исследовательского обучения
Выступление на ШМО начальных классов по теме
«Проектно - исследовательская работа в начальных классах
в урочное и во внеурочное время»
Литература
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия к мысли: пособие для учителя под редакцией А.Г. Асмолова. –
М., 2011
- Васильева Т. С.// Теория и практика образования в современном мире:
материалы IV международной научной конференции. - С-Петербург, 2014
- Л. А. Нефедова, «Развитие ключевых компетенций в проектном обучении», Школьные технологии № 4, 2010 г.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
- Л. Б. Прокофьева, «Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность школьников», Школьные технологии № 4, 2010 г.
- Р.И.Сизова,Р.Ф.Селимова «Учусь создавать проекты»-Смоленск, 2011
- Хуторской А.В. Современная дидактика. – С – Петербург, 2004
Интернет – ресурсы:
- http:// standart.edu.ru/
- http://ielf.ucoz.ru/publ/seminar/
- http://www.eidos.ru//goirnal/2002/0423.htm