СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компьютерные технологии как средство обучения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка и внедрение технологий компьютерного обучения может значительно повлиять на весь образовательный процесс в компьютерных средах обучения. Как показывает опыт внедрения новой технологии обучения, положительные результаты при внедрении компьютерных технологий обучения дает организация занятий на основе рационального сочетания индивидуальных, групповых (малых групп) и коллективных форм обучения; видоизменение характера общения между преподавателями и обучающимися, использование личностно-деятельностной модели и личностно-ориентированного подхода в обучении.

Просмотр содержимого документа
«Компьютерные технологии как средство обучения»

Компьютерные технологии как средство обучения


1. Возможности ИКТ

Функциональные свойства современных компьютерных и коммуникационных технологий предоставляют образовательному процессу реализацию следующих возможностей:

  • неограниченные возможности сбора, хранения, передачи, преобразования, анализа и применения разнообразной по своей природе информации;

  • повышение доступности образования, с расширением форм получения образования;

  • обеспечение непрерывности получения образования и повышения квалификации в течение всего активного периода жизни;

  • развитие личностно-ориентированного обучения, дополнительного и опережающего образования;

  • значительное расширение и совершенствование организационного обеспечения образовательного процесса (виртуальные школы, лаборатории, университеты, другое);

  • создание единой информационно-образовательной среды обучения и не только одного региона, но страны и мирового сообщества в целом;

  • независимость образовательного процесса от места и времени обучения;

  • значительное совершенствование методического и программного обеспечения образовательного процесса;

  • обеспечение возможности выбора индивидуальной траектории обучения;

  • развитие самостоятельной творчески развитой личности;

  • развитие самостоятельной поисковой деятельности обучающегося;

  • повышение мотивационной стороны обучения.

Все перечисленные возможности компьютерной техники позволяют разрабатывать новые технологии обучения, которые могут способствовать повышению качества образования.


2. Два подхода к оценке возможностей компьютерных технологий.

Первый подход. В зарубежной практике принято следующее понимание технологий обучения на основе активного использования компьютера и информационных технологий (таблица 1).


Таблица 1. Терминология компьютерной технологии обучения

CAI

Computer Aided
Instruction

Компьютерное программированное обучение

CAL

Computer Aided
Learning

Изучение с помощью компьютера

CBL

Computer Based

Learning

Изучение на базе
компьютера

CBT

Computer Based

Training

Обучение на базе
компьютера

САА

Computer Aided

Assessment

Оценивание с помощью компьютера


В определенном смысле подобная классификация является весьма условной, поскольку в ней, по сути дела, происходит пересечение отдельных технологий.

В этом можно убедиться, рассмотрев более детально каждую из них.

Компьютерное программированное обучение (CAI) — это технология, обеспечивающая реализацию механизма программированного обучения с помощью соответствующих компьютерных программ.

Изучение с помощью компьютера (CAL) предполагает самостоятельную работу обучаемого по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера. Характер учебной деятельности здесь не регламентируется, изучение может осуществляться и при поддержке наборов инструкций, что и составляет суть метода программированного обучения, лежащего в основе технологии CAI.

Изучение на базе компьютера (CBL) отличает от предыдущей технологии то, что если там возможно использование самых разнообразных средств обучения (в том числе и традиционных — учебников, аудио- и видеозаписей и т.п.), то в этой технологии предполагается использование преимущественно программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучающихся.

Обучение на базе компьютера (CBT) подразумевает всевозможные формы передачи знаний обучаемому (с участием педагога и без) и, по существу, пересекается с вышеназванными.

Оценивание с помощью компьютера (CAA) может представлять собой и самостоятельную технологию контроля, однако на практике компьютерный контроль входит составным элементом в другие технологии обучения.


Второй подход. Рассмотрим еще один - второй подход к оценке возможностей компьютерных технологий, который нам представляется более разумным. При организации образовательного процесса в условиях информатизации важно понимать педагогические цели использования возможностей компьютера и современных видов связи.

И.В. Роберт (директор института информатизации образования РАО) рассматривает возможности компьютера с точки зрения целевого подхода в обучении и выделяет следующие педагогические цели разработки технологии компьютерного обучения и использования компьютерных средств:

1) развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:

  • развитие мышления, (например, наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого, теоретического видов мышления);

  • эстетическое воспитание (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа);

  • развитие коммуникативных способностей;

  • формирование умений принимать правильное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (например, за счет использования компьютерных обучающих игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);

  • развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования или использования оборудования, сопрягаемого с ЭВМ);

  • формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (например, за счет использования интегрированных пользовательских пакетов, различных графических и музыкальных редакторов);

2) интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса:

  • повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации возможностей компьютерных средств обучения;

  • И.В. Роберт – обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обусловливающих активизацию познавательной деятельности обучающихся(например, за счет компьютерной визуализации учебной информации, вкрапления игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима учебной деятельности);

  • углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей.

3) совершенствование информационно-методического обеспечения педагогической деятельности:

  • значительное расширение информационно-методической поддержки педагогов и обучающихся;

  • расширение возможностей общения и сотрудничества на основе компьютерных средств коммуникации;

  • предоставление возможностей непрерывного повышения квалификации и переподготовки независимо от возраста, географии проживания и времени;

  • создание единой информационно-образовательной среды на основе активного использования компьютерных сетей различного уровня (глобальных, корпоративных, локальных).

Разработка и внедрение технологий компьютерного обучения может значительно повлиять на весь образовательный процесс в компьютерных средах обучения. Как показывает опыт внедрения новой технологии обучения, положительные результаты при внедрении компьютерных технологий обучения дает организация занятий на основе рационального сочетания индивидуальных, групповых (малых групп) и коллективных форм обучения; видоизменение характера общения между преподавателями и обучающимися, использование личностно-деятельностной модели и личностно-ориентированного подхода в обучении.

Компьютерные технологии обучения и контроля становятся основой инновационных образовательных технологий, поскольку позволяют реализовать индивидуальные запросы обучающегося, обеспечивают развитие личности и повышают уровень доступности получения образования и непрерывного повышения квалификации.