Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области общеобразовательная школа-интернат среднего общего образования №5 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр «Лидер» города Кинеля городского округа Кинель Самарской области
Технологическая карта открытого урока по физической культуре
Тема: «Комплекс физических упражнений для утренней гимнастики»
2 класс
Дата проведения: 26 ноября 2019 г.
Место проведения: спортивный зал ГБОУ СОШ №5 ОЦ «Лидер»
Разработал и провел:
учитель физической культуры ГБОУ СОШ № 5
ОЦ «Лидер»г.о. Кинель Самарской области
высшей квалификационной категории
Автайкин Юрий Михайлович
2019
Технологическая карта урока Тема урока: Комплекс физических упражнений для утренней гимнастики Класс: 2 Тип урока: урок открытия нового знания Цели урока:
1. Предметная. Способствовать освоению учащимися умения подбирать и выполнять комплекс физических упражнений для утренней гимнастики.
2. Метапредметная. Помочь детям учиться корректно общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимопомощи при подборе и выполнении физических упражнений.
Планируемые задачи:
Предметные:
- знания: представления о значении комплекса физических упражнений для утренней гимнастики для оздоровления дыхательной системы человека;
- умения: осваивать подобранные и предложенные комплексы физических упражнений.
Метапредметные (УУД):
1. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью при подборе упражнений. 2. Корректно оценивать действия партнёра по группе при подборе и выполнении комплекса физических упражнений для утренней гимнастики. Учитель: Автайкин Ю.М.
Дата проведения: 26.11.2019г. Используемые технологии: проектная методика, здоровьесбережение, личностно-ориентированная, технология сотрудничества, ЭОР и ИКТ, игровая технология. Методы
: показ, беседа, самостоятельная работа, контроль, наблюдение, игровой и соревновательный, метод креативного мышления (метод поиска альтернатив и аналогий).
Информационно-технологические ресурсы: фрагменты мультфильмов, плакаты с комплексами физических упражнений, образцы комплексов утренней гимнастики, клей, набор карточек физических упражнений, ключи – подсказки, мультимедиа, секундомер.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Создать благоприятный психологический настрой на работу. | Создаёт ситуацию для самоопределения обучающихся и принятия ими цели урока. - Здравствуйте, ребята! Я рад видеть на своем уроке таких подтянутых, спортивных, красивых учеников! Вы, конечно, узнали, из какого мультфильма прозвучала музыка, под которую вы вошли в зал? - Да, это песенка мартышки из мультфильма «38 попугаев». Кто помнит слова припева? - Девизом нашего урока и станут слова этой песни: «Ужасно интересно всё то, что неизвестно». | Проявление интереса к материалу изучения. Под музыку из мультипликационного фильма дети входят в зал. Песни для зарядки - 38 попугаев. iplayer.fm›q/песенка про зарядку/ Построение. Приветствие. | Проявление положительного отношения к учебной деятельности, формирование мотивации к учению. (Личностные УУД) Самоопределение и принятие цели урока. (Регулятивные УУД) |
II. Этап актуализации и пробного учебного действия | Актуализация опорных знаний и способов действий. Разминка | Актуализирует знания о комплексе упражнений для утренней гимнастики. Проведем разминку. -Выбери правильную последовательность выполнения утренней зарядки. Начнем разминку. А) Б) В) - Проверим ваше состояние: измерим пульс на сгибе кисти за 10 секунд. - Если ваш пульс не превышает 15-20 ударов, то мы можем продолжить занятие. У кого пульс в этих пределах – поднимите правую руку вверх. - Итак, на доске я прикрепил несколько карточек. Внимательно посмотрите и определите, все ли они являются комплексом упражнений. Почему вы так решили? - Определите, какой из комплексов является зарядкой? - Хлопните в ладоши, если вы согласны с тем, что этот комплекс упражнений - зарядка. - Хорошо, проверим. На обратной стороне карточки – правильный ответ. Переворачиваем… Молодцы, ребята! - А как ещё можно назвать зарядку? (Утренняя гимнастика). - А что такое утренняя гимнастика? (Определение с помощью ключей -подсказок). - Молодцы! А сейчас новая подсказка для определения цели урока. | Выполняют разминку, выбрав правильную последовательность выполнения утренней зарядки Измеряют пульс за 10 секунд. На доске карточки с комплексами упражнений, среди которых только один является комплексом утренней гимнастики. Учащиеся определяют, какой из комплексов является зарядкой. Дают определение утренней гимнастики с помощью ключей подсказок. | Распознавать и называть двигательное действие. (Познавательные УУД). Формирование целей- мотивов учебной деятельности. (Регулятивные УУД) Умение делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в рисунках, иллюстрациях. (Регулятивные УУД) Умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы. (Регулятивные УУД) Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность. (Коммуникативные УУД) |
III. Этап выявления места и причины затруднения | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока. | Создает коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог. Просмотр фрагмента мультфильма «Зарядка для хвоста». mults.info›Каталог мультфильмов› Зарядка для хвоста - Ребята, мартышке скучно и неинтересно выполнять упражнения зарядки. А вы знаете ребят или взрослых, которые не любят делать утром зарядку? - Как вы думаете, почему они не выполняют комплекс утренней гимнастики? - Что бы вы ответили мартышке и таким ребятам, если бы они попросили вас помочь им составить такой комплекс утренней гимнастики, от которого бы поднималось настроение и захотелось заниматься физическими упражнениями ещё больше? - Тем более такие и среди вас найдутся! - Не отвечайте, пусть это будет нашим общим большим секретом. - Итак, цель ясна? | Просматривают видеозапись. Отвечают на поставленные вопросы. Определяют цель урока и проекта. Отвечают на заданные вопросы. | Планирование – определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата. (Регулятивные УУД) Осознано и произвольно осуществлять высказывание в устной форме. (Коммуникативные УУД) Пользоваться накопленными знаниями; ориентироваться в своей системе знаний: находить закономерности. (Познавательные УУД) Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. (Регулятивные УУД) |
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения. | Включение учащихся в целенаправленную деятельность. | - А что нужно знать, чтобы составить комплекс утренней гимнастики? - Какие материалы нам понадобятся? - Как вы оформите и представите свой проект? - Зная определение зарядки, используя плакат-образец утренней гимнастики, карточки упражнений и заготовку проекта, вы, без сомнения, легко справитесь с заданием: составите комплекс утренней гимнастики. - Для нашего исследования объединяемся в две группы: я предлагаю создать группу мальчиков и группу девочек. | Коллективно обсуждают этапы плана работы. Анализируют полученные ранее знания и навыки по работе над проектом. Определяют необходимые материалы для работы над проектом, способы представления проекта, необходимые знания и навыки по выполнению физических упражнений. Объединяются в 2 группы. | Осознание трудностей и стремление к их преодолению. (Личностные УУД) Готовность адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности. (Коммуникативные УУД) |
V. Этап реализации построенного проекта. | Организация самостоятельной работы учащихся с источниками информации по поиску нового знания. Поиск новых знаний. | Организует практическую работу в группах. Даёт инструкцию по проведению исследования - Группы исследователей! Прослушайте внимательно инструктаж: 1.Будьте вежливы с товарищами в группе. Умейте выслушать мнение каждого внимательно. 2. Выберите руководителя группы, который поможет вам организовать работу: распределит роли, даст каждому задание. 3. Каждый в группе должен внимательно изучить содержимое «Набора исследователя», который лежит перед вами, и активно участвовать в работе. 4. Придя к единому мнению, оформите свою работу. Для этого в «наборе исследователя» найдите заготовку проекта. 5. Выберете способ показа продукта проекта: договоритесь, как вы представите свой проект. Есть несколько вариантов, но вы можете выбрать свой. 1-й вариант – один человек показывает упражнение, проговаривает счет для выполнения, а все остальные выполняют. 2-й вариант – упражнения выполняют все, но ведущие меняются. Итак, за работу! Время выполнения – 7 минут. | Получают необходимый для исследования материал: плакаты – образцы «Утренняя зарядка», карточки с физическими упражнениями, заготовку проекта, клей. Проводят исследование по теме проекта в группах: осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации; экспериментируют, находят пути решения возникающих проблем, открывают новые для себя знания. Используют полученные средства, знания и навыки для выполнения задания. Обобщают результаты исследования. Самостоятельно составляют заготовку проекта «Утренняя гимнастика». | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. ((Регулятивные УУД) Объяснение содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) самостоятельной деятельности. (Регулятивные УУД) Формировать умение учебного сотрудничества и коллективного обсуждения проблем, предположений. (Коммуникативные УУД) Координировать работу в соответствии со строго определённым временем. (Регулятивные УУД) |
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы. | Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. | Организует групповую работу. Проводит инструктаж. Кто сделает задание раньше, получает дополнительное задание на дереве достижений. Устанавливает осознанность ситуации. Организует взаимопроверку. | Осознание учебной задачи (Что такое задача? Какие шаги необходимо осуществить для решения любой задачи? Что нужно, чтобы решить данную конкретную задачу?) (Личностные УУД) Использовать знаково-символические средства, формировать умения и навыки отбора необходимой информации. (Познавательные УУД) |
VII. Этап самостоятель- ной работы с самопроверкой по эталону. | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. | - Уважаемые исследователи, время вышло, представьте отчет о проделанной работе. - Какая группа готова первой продемонстрировать свой проект? -Приглашаю для выступления первую группу. - Приглашаю для выступления вторую группу. -Перед вами схемы утренней гимнастики. (см Приложение). Определите, к какой схеме подходит составленный вами комплекс упражнений утренней гимнастики. | Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время показа комплекса утренней гимнастики. Представляют продукт проектной деятельности – комплекс утренней гимнастики. Самостоятельно определяют схему утренней гимнастики и составленный комплекс упражнений утренней зарядки. | Взаимодействовать с партнёром, инициативно сотрудничать в представлении продукта проекта. (Коммуникативные УУД) Владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений. (Личностные УУД). Контроль и самоконтроль – соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. |
VIII. Этап включения в систему знаний и повторения | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | - Ребята, вы справились с поставленной задачей – комплексы зарядки были оригинальны, выполнять их вам было весело и легко. Молодцы! - Пора всем нам немного отдохнуть. А в этом поможет нам игра «Море волнуется…» Выбирает из учащихся водящего. Напоминает правила игры. Включает музыку ...мp3 музыку онлайн ... mp3-pesnja.com›mp3-music/море волнуется раз | Соблюдают правила игры. | Готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое, умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владение монологической и диалогической формами речи. Воспитание способности управлять своими эмоциями во время игры. (Коммуникативные УУД) |
IX. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | - Я предлагаю вам самостоятельно дома составить комплексы утренней гимнастики, которые будут состоять из самых любимых вами упражнений. - Где и как можно использовать составленные вами комплексы? – Из ваших проектов мы создадим сборник «Комплексы утренней гимнастики учащихся 2 «В» класса». Каждый из вас сможет воспользоваться им для составления индивидуального комплекса зарядки. А самые лучшие проекты можно представить на конкурсе. | | Определение внутренней позиции школьника. Осознание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. (Личностные УУД) |
X. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Создает ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения. - Ребята, как вы себя чувствуете сейчас? Если вы полны сил и энергии – попрыгайте на месте 5 раз, если вы устали – присядьте. - Какое у вас настроение? Если весёлое – помашите руками, поднятыми вверх, грустное – спрячьте руки за спину. - Что вы испытывали, когда работали над проектом? Если вы испытывали трудности – потопайте ногами, было легко – похлопайте в ладоши. - Оцените свою работу в группе над проектом. Вы приложили максимум усилий, помогали товарищам, были доброжелательным – обнимите себя крепко-крепко. Если вы решили, что могли бы работать над проектом лучше – переплетите руки крестом на уровне груди. | Анализируют свою деятельность. Отвечают на вопросы, выполняя действия в зависимости от своего ответа. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности: осознание цели учебной деятельности: Чему я научился на уроке? Каких целей добился? Чему можно было научиться еще? (Регулятивные УУД) Умение оценивать свои достижения (удачи/неудачи), чувства и эмоции, возникшие в ходе и по окончании работы. (Регулятивные УУД) |
Информационные ресурсы:
1. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. - Москва, 1990.
2. Копылов Ю.А. Учить правильно дышать. // Физическая культура в школе. - 1994. - №4. - С. 16-18.
3. Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Физкультурно-оздоровительное занятие в общеобразовательной школе. - «Чистые пруды», 2005.
Интернет-источники:
iplayer.fm›q/песенка про зарядку/
mults.info›Каталог мультфильмов›
Зарядка для хвоста
3.
...мp3 музыку онлайн ... mp3-pesnja.com›mp3-music/море волнуется раз
Приложение 1
Утренняя зарядка: Комплекс упражнений №1
Утренняя зарядка: Комплекс упражнений №2
Утренняя зарядка: Комплекс упражнений №3
Утренняя зарядка: Комплекс упражнений №4
Утренняя зарядка: Комплекс упражнений №5
Утренняя зарядка: Комплекс упражнений №6
Комплексы физических упражнений, выполненных учащимися Приложение 2
Комплекс 1
1. И.п.: стоя, руки в стороны. Наклон назад и два пружинящих движения в наклоне. Затем расслабленный наклон вперед (голова и туловище тяжело склоняются к полу) и рывком отвести руки назад.
2. И.п.: стоя, ноги врозь, руки подняты вверх. Наклон вперед и четыре пружинящих движения в наклоне. Затем глубокий наклон вперед, расслабленные руки вперед-скрестно.
3. И.п.: стоя, ноги врозь, руки на голове. Наклон вправо, пружинящее движение в наклоне, выпрямиться. То же влево.
4. И.п.: лежа на спине. Напрягая мышцы живота, прижать поясницу к полу и медленно согнуть ноги перед собой (втянуть живот, напрячь мышцы). Медленно вернуться в и.п.
5. И.п.: то же. Поднять прямые ноги (таз не отрывать от пола) и медленно опустить.
6. И.п.: лежа на спине, руки на затылке. Согнуть ноги и попеременно класть их вправо и влево на пол, сначала медленно, затем быстрее.
7. И.п.: лежа на животе, лоб положить на кисти согнутых и сцепленных рук. Поочередно отводить назад правую и левую ногу (голову с пола не поднимать).
8. И.п.: то же. Медленно поднимать голову (кисти прижаты ко лбу) и верхнюю часть туловища. Задержаться в этом положении и вернуться в и.п.
9. И.п.: стоя на колене, правая нога отведена в сторону (колено вверх, пятка внутрь). Расслабленно поднять руки и сцепить кисти (ладони вверх). Наклон вправо и пружинящее движение в наклоне. Вернуться в и.п. То же в другую сторону.
10.И.п.: стоя. Ходьба с плавным переходом на бег на месте или с продвижением вперед.
Комплекс 2
1. И.п.: стоя, руки подняты вверх. Наклон назад, глубокий наклон вперед, рывком отвести руки назад (туловище и голова тяжело свисают вниз). Наклон вперед, поднять руки вверх и вернуться в и.п. То же пружинящим движением в полуприседе.
2. И.п.: стоя, ноги врозь, руки подняты вверх. Два маха руками назад, глубокий расслабленный наклон вперед и два пружинящих движения в наклоне, пальцы и ладони касаются пола.
3. И.п.: стоя, ноги врозь, руки в стороны. Отведя таз вправо, умеренный наклон влево, левой рукой потянуться влево, правую расслабленно поднять вверх. Вернуться в и.п. То же в другую сторону.
4. И.п.: лежа на спине, напрягая мышцы живота и ягодиц, прижать поясницу к полу, руки в стороны, ладони на полу. Поднять ноги невысоко и сделать каждой ногой по 4 круговых движения (изнутри к наружи). Положить ноги на пол и расслабить мышцы живота.
5. И.п.: лежа на спине, руки на затылке, ноги согнуть перед собой. Выпрямить ноги вверх и положить их вправо на пол (плечи и локти прижаты к полу). Вернуться в и.п. То же в другую сторону.
6. И.п.: лежа на спине, руки на затылке, ноги разведены в стороны. Не поднимая головы, локтей и ног с пола, поворачивать туловище попеременно на левый и правый бок, сначала медленно, затем быстрее.
7. И.п.: лежа на животе, лоб на сцепленных руках. Приподнимать ноги сначала рывком, затем плавно, тянущим движением.
8. И.п.: сидя «по-восточному», руки на голове. Повернуть туловище направо и развести руки в стороны, вернуться в и.п. То же в другую сторону.
9. И.п.: сидя, опираясь сзади на предплечья, колени согнутых ног развести, ступни прижать друг к другу. Медленно вытягивать ноги, скользя по полу внешними сторонами соединенных ступней.
10.И.п.: чередовать ходьбу на пятках, на носках, на внешней (боковой) стороне ступней (для укрепления свода стопы).
16