СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплекс игр и упражнений по коррекции отклонений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Комплекс игр и упражнений по коррекции отклонений»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»



Комплекс игр и упражнений по коррекции отклонений





Выполнила:

студентка Ш-21 группы

Максимчук Инна



Ейск, 2020 г.



Оглавление

Оглавление 2

Введение 4

1. КОРРЕКЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ 5

Упражнение «Два барана» 5

Упражнение «Жужа» 5

2. КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ 7

Упражнение «Тух-тиби-дух» 7

Упражнение «Достань звезду» 8

3. КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ 10

Игра «Кукольный театр» 10

Упражнение «Я за тебя отвечаю» 10

4. Упражнения для детей с нарушениями слуха и зрения 12

Кто летит” 12

Зрительная гимнастика” 12

5. Игры для умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития 14

« Работа»  (стимуляция тактильных ощущений) 14

« Что сначала, что потом?» 14

6. Игры для детей с нарушением речи 16

«Прятки» 16

«Животные» 17

7. Игры для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата 18

«Слова» 18

"… ПОВЯЖУ Я ШЕЛКОВЫЙ ПЛАТОЧЕК" 18

8. Игры для детей с комплектным дефектом развития 19

«Кузовок» 19

«Любопытный» 19

Список литературы 21





Введение

Известно, что дети с задержкой психического развития имеют разные физические возможности и характеризуются большой подвижностью, высокой реактивностью, неуравновешенностью. Движения их резки, быстры, часто бесцельны. Как правило, они хорошо выполняют простые упражнения, но избегают движений, требующих точности, сосредоточенности, сдержанности. Среди детей с ЗПР встречаются дети и с малой двигательной активностью, они вялы, пассивны, быстро утомляются.

Для того чтобы добиться эффективности в работе с детьми с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью, нужно включать в согласованную работу все анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, кинестетический.

Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений психического развития детей с отклонениями в развитии (в частности с ЗПР), которые можно использовать и в домашних условиях.





  1. КОРРЕКЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ


Упражнение «Два барана»

Цель: Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

Возраст: дошкольный, младший школьный.

Материал: Не требуется.

Проведение: Психолог разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача - противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е». Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.


Упражнение «Жужа»

Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей». Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.


  1. КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ


Упражнение «Тух-тиби-дух»

Цель: Снятие негативных настроений и восстановление сил.

Возраст: дошкольный, младший школьный.

Материал: Не требуется.

Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.


Упражнение «Достань звезду»

Цель: Развитие эмпатии, снятие агрессивности.

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

«Представь себе, что ты стоишь на поляне. Над тобой – темное ночное небо, все усыпанное звездами. Они светят так ярко, что кажутся совсем близко. Поляна залита мягким, нежно-голубым светом. Люди говорят, что, когда звезда падает, нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Еще говорят, что звезду нельзя достать. Но может быть, они просто не пробовали? Найди на небе мысленным взглядом самую яркую звезду. О какой твоей мечте она напоминает? Хорошенько представь себе, чего бы ты хотел. А теперь открой глаза, глубоко вдохни, затаи дыхание и постарайся дотянуться до звезды. Это не просто: тянись изо всех сил, напряги руки, встань на носочки. Так, еще немного, ты уже почти достал ее. Есть! Ура! Выдохни и расслабься, твое счастье в твоих руках! Положи свою звезду перед собой в красивую корзинку. Порадуйся, глядя на нее. Ты сделал что-то очень важное. Теперь можно немного отдохнуть. Закрой глаза. Снова мысленно посмотри на небо. Есть ли там еще звезды, напоминающие тебе о других заветных мечтах? Если есть, то внимательно присмотрись к выбранному светилу. А теперь открой глаза, вдохни и тянись к своей новой цели!».



  1. КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ


Игра «Кукольный театр»

Цель: для работы с тревожными, застенчивыми, агрессивными, гиперактивными детьми.

Данный метод похож по своей концепции на метод психодрамы, он позволяет спроектировать любую терапевтическую ситуацию, при этом у ребенка есть своеобразная защита – ширма, что позволяет добиться гораздо большего эффекта, проблемы облекаются в иносказательную, метафорическую форму.

Ребенок сам выбирает героев для своей сказки. Смоделировав под руководством психолога проблемную ситуацию и найдя выход из нее, «пережив» эту ситуацию, ребенок приобретает опыт, который может быть использован в реальной жизни.



Упражнение «Я за тебя отвечаю»

Цель: коррекция тревожности.

Вызывается доброволец. Он выбирает из группы того человека, с кем, по его мнению, возникло у него наибольшее взаимопонимание. Эти двое садятся рядом и договариваются кто за кого сейчас будет отвечать. Упражнение состоит в том, что на вопросы группы, заданные одному человеку, отвечает другой, стремясь угадать, как бы на его вопросы отвечал его напарник. Вопросы можно задавать любые.

Идет обсуждение проведенного занятия. На дом дается задание написать небольшое сочинение про каждого члена группы на тему «что меня не устраивает», или «что может не устраивать других в общении со мной».



  1. Упражнения для детей с нарушениями слуха и зрения

Кто летит”

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Логопед сообщает детям, что он будет говорить слово, летит в сочетание с другими слова (птица летит, самолет летит). Но иногда он будет ошибаться (например: собака летит). Дети должны хлопать только тогда, когда два слова употребляются правильно. В начале игры логопед медленно произносит фразы, делает паузы между ними. В дальнейшем темп речи ускоряется, паузы становятся короче.

Зрительная гимнастика”

(Гимнастика для глаз выполняется сидя, без очков, в соответствии со словами педагога)

А сейчас, а сейчас

Всем гимнастика для глаз.

Глаза крепко закрываем,

Дружно вместе открываем.

Снова крепко закрываем

И опять их открываем.

Смело можем показать,

Как умеем мы моргать.

Головою не верти,

Влево посмотри,

Вправо погляди.

Глазки влево, глазки вправо -

Упражнение на славу.

Глазки вверх, глазки вниз,

Поработай, не ленись!

И по кругу посмотрите.

Прямо, ровно посидите.

Посидите ровно, прямо,

А глаза закрой руками



  1. Игры для умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития

« Работа»  (стимуляция тактильных ощущений)

Цель: Развитие тактильных ощущений обучающегося, стимулируя его реакции на прикосновения.


Ивану Большаку – дрова рубить.

Ваське-Указке – воду носить.

Мишке Среднему – печку топить.

Гришке Сиротке – кашку варить.

Крошке Тимошке – песенки петь,

Песенки петь и плясать.

- Правой рукой делать массаж каждому пальцу левой руки, потом наоборот. 


« Что сначала, что потом?»

Цель: Развитие временных представлений и ориентировки в пространстве.

1) Покажи - развитие пассивного словаря.

2) Назови - развитие активного словаря.

Примерные вопросы:

- Какое время года недавно закончилось?

- Какое время года сейчас?

- После, какого времени года приходит весна?

- С какого времени начинается год?

Расставь картинки и назови по порядку все времена года.



  1. Игры для детей с нарушением речи

«Прятки»

Цели: закреплять умение употреблять в речи предлоги на, под, в; развивать пространственные представления.

Оборудование: игрушки.
Воспитатель закрывает глаза и произносит следующие слова:

Разбегайтесь-ка, ребятки,

Начинаем играть в прятки.

Спрячь игрушку далеко,

Не найдет ее никто!

Дети берут игрушки со стола, разбегаются по группе и прячут их в разных местах.

Взрослый открывает глаза, делает вид, что не может найти игрушки, и просит детей помочь ему в поиске:

«Таня, куда ты спрятала свою игрушку?» Таня отвечает: «Я спрятала зайца под шкаф». Коля: «Я спрятал машину в шкаф». Оля: «Я спрятала куклу на полке» и т.д.

Игра повторяется несколько раз.



«Животные»

Цель: упражнение в отчётливом произношении слов и словосочетаний с естественными интонациями, отработка дикции.

Ход игры.

Разложите перед ребёнком картинки с изображением животных. Произнесите чётко вместе с воспитанником названия животных. Попросите найти животных название которых начинается на звук (м) (другие звуки). Заселите их в клетки и спросите зачем животных в зоопарке помещают в клетки. Разделите жителей зоопарка на группы «Животные», «Птицы», «Насекомые». Предложите нарисовать любимых животных или птиц и дополните рисунками окошки с клетками.



  1. Игры для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата

«Слова»

Среди играющих распределяются буквы алфавита. Если играющих немного, то каждый получает по нескольку букв. Ведущий предлагает составить слова, предложения Каждый играющий по ходу игры хлопает в ладоши за свою букву. После окончания слова все играющие хлопают дважды. В конце составленного предложения все хлопают в ладоши трижды.



"… ПОВЯЖУ Я ШЕЛКОВЫЙ ПЛАТОЧЕК" 

На двух стойках, между которыми натянута веревка, висят на нитках 15-20 воздушных шаров, разрисованных под матрешек. У каждого игрока небольшой платок, который необходимо повязать на шар. Побеждает тот, кто быстрее это сделает.





  1. Игры для детей с комплектным дефектом развития

«Кузовок»

Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу: - Вот тебе кузовок, клади в него, что есть на «ок», обмолвишься – отдашь залог. Дети по очереди говорят слова в рифму на «ок»: «Я положу в кузовок клубок; а я – платок; я – замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок». По окончании разыгрываются залоги: покрывают корзину, и один из детей спрашивает: - Чей залог вытянется, что тому делать?

Дети по очереди назначают каждому залогу выкуп – например, попрыгать по комнате на одной ножке или в четырех углах дело поделать: в одном – постоять, в другом – поплясать, в третьем – поплакать, в четвертом – посмеяться; или басенку сказать, загадку загадать, или сказочку рассказать, или песенку спеть.

«Любопытный»

Играющие садятся в круг. Водящий – «любопытный» - становится в середине и громко называет какую-нибудь букву. Ждет, пока игроки приготовятся, затем быстро обращается то к одному, то к другому играющему с короткими вопросами: «Кто?» - «Куда?» - «Зачем?»

Тот, к кому он обращается, должен быстро отвечать словами, начинающимися с объявленной буквы, например:

К–компот, в кино, каждый день, с керосином

Игрок, не сумевший ответить сразу, меняется с «любопытным» местами и объявляет другую букву.

Список литературы

  1. https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&from=tabbar

  2. https://infourok.ru/igri-i-uprazhneniya-po-korrekcii-povedeniya-499740.html

  3. https://multiurok.ru/files/ighry-i-uprazhnieniia-po-korriektsii-narushienii-r.html?__cf_chl_jschl_tk__=ed33361892d7a05bec4ae8cbde916f2e4e099977-1589278669-0-Ad4H3KDjMeM3koA3F4HuF_5cEr0MTcr9FOsJuv5WgJryg4YiQr5JLxxKleYcn09RZV8j7nVezbfVGb8SpMiC4Ab_MiS3A22FFrOYf0d0DeUTFQPrclb65Z9MCS6zruMJSLHLLbK9E6MYr1SxzLJIQ6uB-ihdKsPhulqW07peKpn2KtQA7ZvcL73Gy-BWXPQALAwp3HeEAPmSGYvAVzyWBxg-jn1KhFtMOmSBSBnoc-jt0c4vCeUb8A_MuG0RpwZggHosJG_rF_YXKO606KqUFTcJ97YE-swoF1S9VZE6YMciaf_2l3MfNb4AlLNHh9_IdTSZanC5fI_lyzChiSVyWFHaxyI89VHP6OO8XvfwDCrR


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!