СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплекс оценочных средств по дисциплине "Русский язык и культура речи"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОС включает контрольные материалы для проведения текущего контроля промежуточной аттестации в форме зачета

Просмотр содержимого документа
«Комплекс оценочных средств по дисциплине "Русский язык и культура речи"»

ГБПОУ АО «Астраханский государственный политехнический колледж»

наименование образовательного учреждения


\







ПАСПОРТ

комплекса оценочных средств

учебной дисциплины

ОГСЭ. 06 Русский язык и культура речи

код и наименование

программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)

по специальности СПО

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

код и наименование













Астрахань 2019


Разработчики:

ГБПОУ АО «АГПК» преподаватель Л.В. Коноплева

___________________ __________________ _____________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)






























  1. Общие положения

Комплекс оценочных средств (КОС) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОГСЭ. 06 Русский язык и культура речи.

КОС включает контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме зачёта.

КОС разработаны на основании положений:

ФГОС СПО 400201 «Право и организация социального обеспечения»;

программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 400201 Право и организация социального обеспечения;

программы учебной дисциплины ОГСЭ. 06 Русский язык и культура речи.


2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результатов

Освоенные умения:

- анализировать свою речь и речь собеседника с точки зрения ее нормативности и соответствия другим критериям хорошей литературной речи;

- правильное определение признаков нормативности и соответствия речи литературной норме,

- совершенствование речевой культуры;




- устранять ошибки и недочеты в устной и письменной речи;

- нахождение речевых недочётов и стилистических ошибок в устной и письменной речи;

- употреблять основные выразительные средства русского литературного языка;

- истолкование основных выразительных средств русского литературного языка;

- пользоваться словарями русского языка;

- истолкование лексического значения слова и других его характеристик с помощью различных видов словарей;

- устанавливать речевой контакт и корректировать свое поведение в соответствии с системой общения и коммуникативным намерением;

-осознание различия между языком и речью, осмысление функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми;

- выбирать стратегию и тактики общения, адекватные коммуникативной ситуации и коммуникативному намерению;

- использование знаний о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах русского литературного языка в определённой коммуникативной ситуации;

- строить свою монологическую и диалогическую речь, руководствуясь правилами эффективного общения;

- самостоятельное построение текстов типа повествования, описания, рассуждения с учетом нормативных требований, совершенствование навыков связной устной речи;

- аргументированно излагать свою точку зрения;

- применение в речи основных признаков ораторского искусства, такие как яркость, убедительность, привлечение профессионально и социально значимой тематики планируемых выступлений, высказываний;

- эффективно использовать выразительные средства русского языка в разных ситуациях общения

- истолкование с точки зрения присутствия в тексте изобразительно – выразительных средств лексику конкретного текста и нахождение возможных путей реализации этих знаний в речевой практике

Усвоенные знания:

- функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

-раскрыть функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми;


- различия между языком и речью;

- установить различия между языком и речью;

- основные единицы языка в их функциональной предназначенности;

- формулироватьпонятияосновных языковых единицах языка разных уровней (фонетического, лексико-фразеологического и т.д.) и их функционировании в речи;

- социально- стилистическое расслоение русского языка;

- раскрывать стилистическое расслоение современного русского языка;

- качества (критерии) хорошей литературной речи;

- определять понятиеречевой культуры и культурно-ценностного отношения к русской речи;

- нормы русского литературного языка;

- определять нормы, свойственные качествам литературной речи, определятьстилистическиенормы русского литературного языка;

- наиболее употребительные выразительные средства русского литературного языка;

- излагать наиболее употребительные выразительные средства русского литературного языка, установление их связи с определённым видом художественного текста;

- специфику устной и письменной, книжной и разговорной речи;

- объяснять основные понятия специфики разновидностей речи

- сущность общения и его разновидности;

- раскрывать социальные функции языка, определять системы разновидностей общения русского литературного языка;

- основные понятия, связанные со структурой и осуществлением устной речи;

- формулировать понятия речи как способа общения и познания, понятия слушания и говорения, описание структуры речевой ситуации;

- основные законы, принципы и правила эффективного общения;

- излагать основные признаки ораторской речи, формулировать правила коммуникативного общения;

- основные закономерности использования выразительных средств языка в разных ситуациях общения;

- перечислять основные выразительные средства языка, свойственные разным ситуациям общения;

- особенности звучащей речи

- излагать основные фонетические признаки устной речи


3. Распределение основных показателей оценки результатов по видам аттестации

Код и наименование элемента умений или знаний

Виды аттестации

Текущий контроль

Промежуточная аттестация


зачет

экзамен

У1анализировать свою речь и речь собеседника с точки зрения ее нормативности и соответствия другим критериям хорошей литературной речи;


+



+


У2устранять ошибки и недочеты в устной и письменной речи;

+


+


У3употреблять основные выразительные средства русского литературного языка;

+

+


У4пользоваться словарями русского языка;

+

+


У5устанавливать речевой контакт и корректировать свое поведение в соответствии с системой общения и коммуникативным намерением;


+


+


У6выбирать стратегию и тактики общения, адекватные коммуникативной ситуации и коммуникативному намерению


+



+


У7строить свою монологическую и диалогическую речь, руководствуясь правилами эффективного общения;


+


+


У8 аргументированно излагать свою точку зрения

+

+


У9 эффективно использовать выразительные средства русского языка в разных ситуациях общения

+

+


З1 функции языка как средства формирования и трансляции мысли

+

+


З2различия между языком и речью;

+

+


З3основные единицы языка в их функциональной предназначенности;

+


+


З4социально- стилистическое расслоение русского языка;

+


+


З5качества (критерии) хорошей литературной речи;

+

+


З6нормы русского литературного языка;

+

+


З7наиболее употребительные выразительные средства русского литературного языка;

+


+


З8специфику устной и письменной, книжной и разговорной речи;

+


+


З9сущность общения и его разновидности;

+

+


З10основные понятия, связанные со структурой и осуществлением устной речи;

+


+


З11основные законы, принципы и правила эффективного общения;

+

+


З12основные закономерности использования выразительных средств языка в разных ситуациях общения;

+


+


З13особенности звучащей речи.

+

+






4. Содержательно-компетентностные матрицы оценочных средств

4.1. Содержательно-компетентностная матрица оценочных средств текущего контроля.

Содержание

учебного материала

по программе УД

Код оценочного средства

Количество оценочных средств по типам

З1

З2

З3

34

35

З6

З7

З8

З9

З10

З11

З12

З13

У1

У2

У3

У4

у5

У6

У7


У8

У9


5

8

10

13

Введение. Русский литературный язык и его дифференциация. Основы культуры речи. Словари русского языка







13







10








1

1


Тема 1.1. Фонетические единицы языка.

Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение




8



















1




Тема 1.2. Орфоэпические нормы












13













1


Тема 1.3.

Варианты русского литературного произношения. Произношение гласных и согласных звуков











13













1


Тема 2.1. Слово и его лексическое значение




8
















8




2




Тема 2.3. Лексические ошибки и их исправление














5


10



1


1



Тема 2.4. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Афоризмы.










13
















1


Тема 3.1. Способы словообразования, стилистические особенности словообразования








10

















1



Тема 4.1. Самостоятельные и служебные части речи


















10



1



Тема 4.2. Ошибки в речи. Стилистика частей речи. Ошибки в формообразовании использовании в тексте форм слова









13

















1


Тема 5.1. Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение















13










1


Тема 5.2. Простое, осложнённое, сложносочинённое и бессоюзное предложения. Актуальное членение предложения



10












10



2



Тема 6.1 Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм










13















1


Тема 6.2 Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении





















8


1




Тема 7.1 Текст и его структура. Типы речи: описание, повествование, рассуждение











13














1


Тема 7.2. Функциональные стили русского языка: разговорный, научный, официально

– деловой, публицистический, художественный


5



10













1


1



Всего

21

2

4

7

8


Приложение 1

МАКЕТЫ И СПЕЦИФИКАЦИИ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Типовая спецификация оценочного средства

1. Назначение

Спецификацией устанавливаются требования к содержанию и оформлению вариантов оценочного средства.

Зачётное занятие входит в состав комплекса оценочных средств

тип оценочного средства

и предназначено для промежуточной аттестации оценки знаний и вид контроля

умений аттестуемых, соответствующих основным показателям оценки результатов подготовки по программе учебной дисциплины ОГСЭ. 06 Русский язык и культура речи программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 400201 Право и организация социального обеспечения.


2. Контингент аттестуемых_ обучающиеся_________________________.

обучающиеся/выпускники

ГБОУ АО СПО «Астраханский государственный политехнический колледж»


3.Условияаттестации:аттестация проводится в форме устного зачетапо завершению освоения учебного материала, при положительных результатах текущего контроля и выполнения всех практических работ.


4. Время аттестации:

подготовка ____10______ мин.;

выполнение __1__ час_10__ мин.;

оформление и сдача___10__ мин.;

всего___1__ час__30___ мин.


5. План варианта оценочного средства(соотношение контрольных задач/вопросов с содержанием учебного материала в контексте характера действий аттестуемых)


Распределение объектов оценки по вариантам(билетам) оценочного средства.


Задания для проведения зачета


Уровень усвоения

Литера категории действия

Номер билета (варианта)оценочного средства/ количество контрольных задач/вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

З1 функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

2

ПВ



1




1




З2 различия между языком и речью;

2

ОВС


1



1






З3 основныеединицы языка в их функциональной предназначенности;

2

ОВ



1








З4 социально- стилистическое расслоение русского языка;

2

ОВ

1








1


З5 качества (критерии) хорошей литературной речи;


ОВ

1






1




З6 нормы русского литературного языка;

2

ОВ

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

З7 наиболее употребительные выразительные средства русского литературного языка;

2

ОВ




1







З8 специфику устной и письменной, книжной и разговорной речи;

2

ОВС


1








1

З9 сущность общения и его разновидности;

2

ОВ




1







З10 основные понятия, связанные со структурой и осуществлением устной речи;

2

ОВ






1





З11 основные законы, принципы и правила

эффективного общения;

2

ОП





1



1



З12 основные закономерности использования выразительных средств языка в разных ситуациях общения;

2

ОВ






1




1

З13 особенности звучащей речи.

2

ОВ

1

1

1

1

1

1

1


1









1

1

1

1

У1анализировать свою речь и речь собеседника с точки зрения ее нормативности и соответствия другим критериям хорошей литературной речи;

2

ОВ

1









1

1

1









1

1









1


1

1

1









1

1

1

У2 устранять ошибки и недочеты в устной и письменной речи;

2

ОВ

1

1

1

1

1









1

У3 употреблять основные выразительные средства русского литературного языка;

2

ОВС






У4пользоваться словарями русского языка;

2

ОВ

1

1

1

1

1

1

1

1

1

У5 устанавливать речевой контакт и корректировать свое поведение в соответствии с системой общения и коммуникативным намерением;

2

ОВ








1



У6выбирать стратегию и тактики общения, адекватные коммуникативной ситуации и коммуникативному намерению;

2

ОВС









У7 строить свою монологическую и диалогическую речь, руководствуясь правилами эффективного общения;

2

ОВ







1


У8 аргументированно излагать свою точку зрения;

2

ОВ








У9 эффективно использовать выразительные средства русского языка в разных ситуациях общения

2

ОВ








Итого

7

7

7

7

7

7

7

7

7

7











































МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АО

ГБПОУ АО «Астраханский государственный политехнический колледж»

Рассмотрено МК экономики и права

Протокол №____

От «___»_____________201_г.

Методист

_______________

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗАЧЕТА

ВАРИАНТ 1


по дисциплине:

«Русский язык и культура речи»

«УТВЕРЖДАЮ»



Гр. ПСО 253


1. Дайте определение русскому литературному языку и охарактеризуйте его дифференциацию.

2. Сформулируйте понятие языковой нормы как исторического явления.

3. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

бАнты

облЕгчит

гналА

ненадОлго

свЁкла

4. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Мой друг довольно ДИПЛОМАТИЧНЫЙ человек.

Каждый шаг причинял Мересьеву НЕСТЕРПИМУЮ боль.

Глава города поздравил актёров драматического театра, отметив их великолепное ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ мастерство.

Присущую Карельскому перешейку редкую красоту создают ЦАРСТВЕННЫЕ  леса, возвышающиеся над живописными водоёмами.

После посева и в период интенсивного роста всходов проводят КОРНЕВЫЕ подкормки для поддержания активной жизнедеятельности растений.

5. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 в ВОСЕМЬСОТ ДВАДЦАТОМ году

заводские ПРЕССЫ

картина БОЛЕЕ КРАСИВЕЕ

СТРИЖЁТ волосы

наши ПАСПОРТА

 6.  Установите  соответствие  между  предложениями  и  допущенными  в  них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Международная общественность понимает и озабочена проблемами экономики развивающихся стран.

Б) При массаже каких-либо участков тела, проводимых бесконтактным способом, происходит некоторое повышение температуры.

В) В картине Остроухова «Золотой осени» многоцветие осени словно яркий весёлый ковёр с нарядным орнаментом.

Г) Кто бы ни изучал биографию Пушкина, подчёркивали, что его  поэтический талант необычайно расцветал в осеннюю пору.

Д) Благодаряискусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства.


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4)неправильное построение предложения с косвенной речью

5)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7)нарушение в употреблении однородных сказуемых





Преподаватель ________________ /Коноплева Л.В. /




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АО

ГБПОУ АО «Астраханский государственный политехнический колледж»


Рассмотрено МК экономики и права

Протокол №____

От «___»_____________201_г.

Методист

_______________

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗАЧЕТА

ВАРИАНТ 2


по дисциплине:

«Русский язык и культура речи»

«УТВЕРЖДАЮ»


.

Гр. ПСО 253

1.Сравните понятия язык и речь. Перечислите виды речевой деятельности.

2.Охарактеризуйте книжный и разговорный стили произношения. Каковы особенности современной разговорной речи?

3.  В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

начАвнадОлгоналИтаубралАсозЫв

4. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Цыбукин ЗАПЛАТИЛ портнихам не деньгами, а товарами из своей лавки.

Что касается банковского вклада с регулярной ВЫПЛАТОЙ начисленных по нему процентов, то это самый доступный вариант ренты.

Мой знакомый самый ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ человек в мире: он никогда не говорит то, что может кого-нибудь огорчить.

Радость от успеха незаметно переросла в ГОРДЫНЮ, слава вскружила голову.

Еще ярко светило солнце, и ДОЖДЕВАЯ туча казалась далекой и вовсе не страшной.

5. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ШЕСТЬЮСТАМИ рублями

СТРОЖАЙШИЙ режим

внимательно ПРОЧИТАЯ

опытные ИНСТРУКТОРЫ

ПРОБЕГИ быстрее

6. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Е) нарушение построения предложения с косвенной речью

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Все области человеческой природы не только работают в согласии с логикой и последовательностью, но и с подлинной правдой и верой.

  2. Знаменитая Нижегородская ярмарка открывалась ежегодно, принимавшая людей со всей России.

  3. Благодаряежегодного обильного плодоношения, морозостойкости, способности легко размножаться, слива получила широкое распространение на территории России.

  4. Некрасов писал, что я «лиру посвятил народу своему».

  5. Лишь небольшая часть читателей предпочитают классику.

  6. Я никогда не видел балета «Щелкунчика» в театре.






Преподаватель ________________ /Коноплева Л.В. /




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АО

ГБПОУ АО «Астраханский государственный политехнический колледж»


Рассмотрено МК экономики и права

Протокол №____

От «___»_____________201_г.

Методист

_______________

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗАЧЕТА

ВАРИАНТ 3


по дисциплине:

«Русский язык и культура речи»

«УТВЕРЖДАЮ»


Зам.директора


Гр. ПСО 253


1. Назовите основные функции литературного языка.

2.Дайте понятие культуры речи: понятие, основные аспекты.

3.  В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Выпишите это слово.

поделЁнный

диспансЕр

намЕрение

иксЫ

озлОбить

4. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Каждому человеку в течение дня ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ не менее десяти возможностей изменить свою жизнь. 

Романы Гюго отмечены богатством творческого воображения, сюжеты их обычно сложны, развязки ЭФФЕКТНЫ.

Власти города проводят тщательную проверку ЖИЛИЩНЫХ условий граждан.

Почва здесь КАМЕНИСТАЯ, поэтому никакие зерновые культуры не выращивают.

При НАЛИЧИИ значительного кадрового потенциала вполне реальна постановка новых задач.

5. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 

МОЁ день рождения

САМОЕ НАГЛОЕ самомнение

воспаленные ДЁСНЫ

более ПЯТИСОТ студентов

по КОМУ скучаю

  1. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

1) Сейчас я только надену фартук, и мы сразу же приступаем к приготовлению блюда.

2) Взгляд на события, которые происходили в шекспировском «Гамлете», дан глазами двух второстепенных персонажей — Розенкранца и Гильденстерна, ставшие в фильме главными героями

4)Рособрнадзор подготовили 5 рекомендаций, соблюдение которых позволит вам успешно сдать единый государственный экзамен.

6) Эффективность — показатель того, что являются ли совершаемые нами действия ключевыми.

9) В романе знаменитого английского писателя Герберта Уэллса "Человеке-невидимке" рассказана трагическая история талантливого ученого, совершившего удивительное открытие.




Преподаватель ________________ /Коноплева Л.В. /




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АО

ГБПОУ АО «Астраханский государственный политехнический колледж»


Рассмотрено МК экономики и права

Протокол №____

От «___»_____________201_г.

Методист

_______________

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗАЧЕТА

ВАРИАНТ 4


по дисциплине:

«Русский язык и культура речи»

«УТВЕРЖДАЮ»



Гр. ПСО 253


1.Дайте определение благозвучию речи. Ассонанс и аллитерация в поэтической речи.

2.Перечислите признаки профессиональной речи и профессионального общения.

3В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 ободрИтьсОгнутый

мозАичныйнарвалА

навралА

4.  В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

Начальник цеха взял на себя ответственность, выдвигая ДЕЛЬНОЕ предложение по организации производства.

На крыльцо вышел небольшого роста КОРЕНАСТЫЙ мужичок и приветливо кивнул головой.

Руководитель серьёзного проекта, в котором принимают участие сотни людей, должен быть глубокой и ЦЕЛЬНОЙ личностью.

Изба у него на редкость ДОБРАЯ, прочная, да и сам он мужик крепкий, настоящий русский богатырь.

Для человека, не знавшего внимания и заботы, это был самый ЖЕЛАННЫЙ подарок.

5.  В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 пара САПОГ

ПОЛОЖИ книги

КЛАДИ на стол

ПЯТЬСОТЫЙ заказ

НАДЕНЬ перчатки

6.  Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 

А)Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви обрубили, расположенные низко.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) Отдыхая в кресле, передо мной висит картина "Март".

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда.

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы».

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) Те, кто читал критическую статью Н. А. Добролюбова, знаком с оценкой критика «тёмного царства».

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом


6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом


7) неправильное построение предложений с косвенной речью





Преподаватель ________________ /Коноплева Л.В. /




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АО

ГБПОУ АО «Астраханский государственный политехнический колледж»


Рассмотрено МК экономики и права

Протокол №____

От «___»_____________201_г.

Методист

_______________

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗАЧЕТА

ВАРИАНТ 5


по дисциплине:

«Русский язык и культура речи»

«УТВЕРЖДАЮ»



Гр. ПСО 253

1.Сравните понятия грамматических и словообразовательных норм.

2. Дайте определение понятиям: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.

3. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке

ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Выпишите это слово.

закУпорить    / началсЯ   / знАмение   / украИнский  / черпАть

4. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено

выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1)Сегодня источником ИНФОРМАЦИИ является, кроме всего прочего, Интернет.

2)Ещё более увлекало меня пение хора, ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ культура которого стояла на исключительной высоте.

3)Огурцы были какие-то невкусные, ВОДНЫЕ.

4)Князь Андрей начал излагать операционный план предполагаемой КАМПАНИИ.

5. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  до ПОЛУТОРА тонн / опытные  БУХГАЛТЕРА  /СЕМЬЮСТАМИ рублями/

      ЛЯЖЬТЕ на коврик  /  пара ТУФЕЛЬ

6. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них

грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите

соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ   ОШИБКИ

А)  Свалившись с размаху в озеро, мне стало стыдно за свою неуклюжесть.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) Благодаря умелых действий пожарных возгорание удалось погасить в считанные минуты

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) Ознакомьтесь со списком учеников, успешно сдавшими экзамен по русскому языку.

3) нарушение в построении предложения с

несогласованным приложением

Г) Все, кто были на спектакле, остались довольны постановкой.

4) ошибка в построении предложения с однородными членами.

Д) О поэме А.Блока «Двенадцати» споры не утихают до сих пор.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Е) Петя сказал, что я не согласен с твоим мнением.

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом


7) неправильное построение предложения с косвенной речью
















Преподаватель ________________ /Коноплева Л.В. /








МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АО

ГБПОУ АО «Астраханский государственный политехнический колледж»

Рассмотрено МК экономики и права

Протокол №____

От «___»_____________201_г.

Методист

_______________

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗАЧЕТА

ВАРИАНТ 6


по дисциплине:

«Русский язык и культура речи»

«УТВЕРЖДАЮ»



Гр. ПСО 253

1.Сравните нормы устной речи:нормы произношения; нормы ударения; интонационные нормы.

2. Охарактеризуйте лексику как выразительное средство языка современного русского литературного произношения.

3. В каком слове ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

  1. звОним

  2. Оптовый

  3. нАчал

  4. цЕмент

4. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  1. На месте ВОДНОЙ глади часто возникает грязная болотная трясина, которая постепенно зарастает лесом.

  2. Со временем ВОДНАЯ поверхность озера становится зеленоватой или красноватой: в ней поселяются мириады клеток микроводорослей.

  3. Незнакомец подарил мне букетик лиловых цветов с ВОДНЫМИ стеблями.

  4. ВОДНЫЙ стадион — гордость района и излюбленное место горожан, куда они приходят семьями в выходные дни.

5. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  1. четырьмястами рублями

  2. полощущий бельё

  3. много вишен

  4. более выше

6. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Поднявшись на смотровую площадку, открывается чудесный вид на Москву.

Б) Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве.

В) Благодаря современных технологий ученые исследовали глубины озера и нашли под илистым дном  богатейшие залежи нефти.

Г) Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет о том, что я печально смотрю на своё поколенье. 

Д) Образ поэта-пророка, созданные Пушкиным, определял и его собственную жизнь.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью




Преподаватель ________________ /Коноплева Л.В. /


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АО

ГБПОУ АО «Астраханский государственный политехнический колледж»

Рассмотрено МК экономики и права

Протокол №____

От «___»_____________201_г.

Методист

_______________

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗАЧЕТА

ВАРИАНТ 7


по дисциплине:

«Русский язык и культура речи»

«УТВЕРЖДАЮ»



Гр. ПСО 253

1. Назовите основные функции литературного языка.

2.Сформулируйте понятие языковой нормы как социального явления.

3.В  одном  из  приведённых  ниже  слов  допущена  ошибка  в  постановке

ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Выпишите это слово

  бАнты

ненадОлго

повтОренный

щЁлкать

давнИшний

4. В одном из приведённых ниже предложений  выделенное слово употреблено неверно? Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Возникновению многих болезней способствует и ПРАЗДНИЧНЫЙ образ жизни.

ТЕХНИЧЕСКИЕ факультеты нашего университета готовят прекрасных специалистов.

СКРЫТЫЕ камеры устанавливают сейчас на подъездах многих домов.

Кое-где во мху БОЛОТНЫЙ запах был очень силён.

Для выпечки этого сорта хлеба бралась только ОТБОРНАЯ пшеница

5. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

об аэропорте

 бдительные сторожи

  зажжет свечу

 трехсот шестидесяти девяти учеников школы

лягте на пол

6. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 

А)Связь с будущими декабристами:                      1)Ошибка в построении предложения      

Пестелем, Орловым и другими, несомненно,                   с причастным оборотом.

 оказали огромное влияние на Пушкина.             2)Употребление лишнего слова(плеоназм).

Б)Покатавшись на коньках, болят ноги.                3)Нарушение связи между подлежащим и

В)Горная цепь тянется с востока на запад,                             сказуемым.

состоящая из множества хребтов.                          4) Ошибка в построении предложения с

Г) Эта книга научила меня честности,                                    деепричастным оборотом.

 смелости и уважать друзей.                                   5)Ошибка в построении предложения с

Д) Она приближалась ближе.                                             однородными членами.

                                                                                    6)Ошибка  в построении сложного        

                                                                                                         предложения.

                                                                                    7) Смешение прямой и косвенной речи.





Преподаватель ________________ /Коноплева Л.В. /




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АО

ГБПОУ АО «Астраханский государственный политехнический колледж»

Рассмотрено МК экономики и права

Протокол №____

От «___»_____________201_г.

Методист

_______________

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗАЧЕТА

ВАРИАНТ 8


по дисциплине:

«Русский язык и культура речи»

«УТВЕРЖДАЮ»


Гр. ПСО 253


1. Дайте определение лексических,морфологических и стилистических норм русского литературного языка.

2. Охарактеризуйте средства языка и речи с точки зрения их выразительности.

3.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: ВЕРНОвыделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

дЕяниеповтОримдОсуг

прИбывшийкаталОг

4. В одном из приведённых ниже предложенийНЕВЕРНО употреблено

выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) В каждом деле следует учитывать ФАКТОР времени.

2) Известно, что ГЛИНЯНЫЕ почвы хотя и богаты по своему составу, но малоплодородны.

3) Несмотря на богатый жизненный опыт, мой брат всю жизнь оставался ДОВЕРЧИВЫМ человеком.

4) К военным у меня ДВОЙСТВЕННОЕ отношение: они храбры, но часто недальновидны.

5. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 к двухсотлетию со дня рождения

у обеих сестер

наиболее вкусный

докторы наук

двумястами рублями

6. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Уроки состоятся согласно расписания.

Б) Посещая Третьяковскую галерею,

внимание туристов непременно привлекают картины Василия Перова

В)Те из вас, кто хочет быстро сбросить лишний вес, должен

выполнять этот комплекс упражнений каждый день.

Г) В повести «Капитанской дочке» многие эпизодыПугачевского бунта

отражены исторически достоверно.

Д) Сестры ждали и радовались предстоящим каникулам.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью




Преподаватель ________________ /Коноплева Л.В. /




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АО

ГБПОУ АО «Астраханский государственный политехнический колледж»

Рассмотрено МК экономики и права

Протокол №____

От «___»_____________201_г.

Методист

_______________

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗАЧЕТА

ВАРИАНТ 9


по дисциплине:

«Русский язык и культура речи»

«УТВЕРЖДАЮ»


Гр. ПСО 253


1.Дайте определение русскому литературному языку и его дифференциации.

2. Перечислите виды эпитетов, разновидности метафоры. Понятия синекдохи,

литоты, гиперболы, аллегории, анафоры.

3. В каком слове ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

  1. звОним

  2. Оптовый

  3. нАчал

  4. цЕмент

4. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) При первом же знакомстве наш начальник вызвал у нас СИМПАТИЮ.

2) Я собрал библиотеку из книг русских и европейских классиков, чьё творчество мне СИМПАТИЗИРОВАЛО.

3) Зритель привык искать в репликах персонажей СКРЫТЫЙ смысл.

4) Печорин не размахивал руками, что говорит о СКРЫТНОМ характере.

5. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЛЯГТЕ на пол

ИХ работа

НЕ ЕЗДИТЕ сегодня за город        

В СТАХ метрах от нашего дома

   ГОРАЗДО ЛУЧШЕ

6. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

А). К.Г. Паустовский интересовался и посвятил природе Мещёрского края своё творчество.

Б) Все, кто уезжал через две недели в столицу, собрался у Нежинских.

В) Наблюдая экзотическую природу, возникла теория эволюции Чарльза Дарвина.

Г) Один из героев романа, ищущим смысл жизни, пытается найти его в любви.

Д) Размышляя о роли поэта и поэзии, А.С.Пушкин говорит, что долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4)неправильное построение предложения с косвенной речью

5)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7)нарушение в употреблении однородных сказуемых





Преподаватель ________________ /Коноплева Л.В. /




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АО

ГБПОУ АО «Астраханский государственный политехнический колледж»

Рассмотрено МК экономики и права

Протокол №____

От «___»_____________201_г.

Методист

______________

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗАЧЕТА

ВАРИАНТ 10


по дисциплине:

«Русский язык и культура речи»

«УТВЕРЖДАЮ»



Гр. ПСО 253

1.Сравните понятия язык и речь. Перечислите виды речевой деятельности.

2. Охарактеризуйте лексику как выразительное средство языка современного русского литературного произношения.

3.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

чЕрпать

газопровОд

клалА

бАнты

знАмение

4. В одном из приведённых ниже предложенийНЕВЕРНО употреблено

выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Сначала сбитая катышками пыль превратилась в жидкую грязь, которую месили колёса, толчки стали меньше, и по ГЛИНИСТЫМ колеям потекли мутные ручьи.

Все автоматы, оформляющие АБОНЕМЕНТЫ для пассажиров электричек, отмечены специальными плакатами.        

Лыжники вышли из охотничьего домика и невольно зажмурились от НЕСТЕРПИМОГО блеска, которым была залита поляна.

4 апреля 1147 г. является датой первого ВОСПОМИНАНИЯ   о Москве в летописи.

КРАШЕНЫЕ в ярко-рыжий цвет волосы девушки сразу бросались в глаза.

  1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

до тысяча девятьсот четырнадцатого года

пятистами рублями

более просто

пара теннисных туфель

несколько полотенец

    1.  Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Став победителем Московской Математической Олимпиады,Татьяну пригласили учиться в лучшую физико-математическую

школу столицы.

Б) Те, кто не сдали чертежи вовремя, не будут допущены к экзамену.

В) Занятия шли согласно распорядка дня.

Г) Довольно скоро с пушкинской одой «Вольностью» познакомился

и Александр Первый.

Д) Одним из упрямцев, умевший отстоять свое мнение перед

преподавателем, был Дельвиг.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью





Преподаватель ________________ /Коноплева Л.В. /


7.Система оценки решения задач, ответов на вопросы, выполнения заданий

Без ошибок - отлично

Не более 2х неточностей/ошибок - хорошо

3-4 незначительные ошибки/неточности - удовлетворительно

Более 4х ошибок - неудовлетворительно

Средняя оценка выставляется экзаменатором по медиане оценок за каждый ответ на задание (вопрос) и с учетом оценок за дополнительные вопросы.


8.Перечень используемых нормативных документов


ФГОС СПО 400201 «Право и организация социального обеспечения»;

Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)

Программа учебной дисциплины ОГСЭ. 06 Русский язык и культура речи.

Устав образовательного учреждения ГБПОУ АО «Астраханский государственный политехнический колледж»

Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 400201 Право и организация социального обеспечения

Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации студентов (обучающихся) образовательного учреждения ГБпОУ АО «Астраханский государственный политехнический колледж»


9. Рекомендуемая литература для разработки оценочных средств и подготовке обучающихся к аттестации

Литература для преподавателя

  1. Антонова Е., Воителева Т. Русский язык и культура речи (14-е изд., стер.) – Академия, 2014.

  2. Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации. Книга для учителей. – М.: «Академия», 2012.

  3. Гончарова Т.В. Речевая культура личности: практикум : для студентов высших учебных заведений в качестве учебного пособия по направлению 031000 и специальности 031001 - "Филология" / Т. В. Гончарова, Л. П. Плеханова. - Москва : Флинта : Наука, 2012. 

  4. Горбачев К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М.: «Академия», 2011.

  5. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М.: «Академия», 2010.

  6. Ковтунова И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. - М.: Высшая школа, 2010.

  7. Культура русской речи. /под ред. Граудиной Л.К и Ширяева Е.Н. – М.: «Академия», 2010.

  8. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. - М., 2011.

  9. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. - М., 2011

  10. Михайлова О.Ю. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Михайлова О.Ю.— Электрон.текстовые данные.— Краснодар: Южный институт менеджмента, 2011.— 99 c.

  11. Зверева Е.Н. Русский язык и культура речи в профессиональной коммуникации [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Зверева Е.Н., Хромов С.С.— Электрон.текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2012.— 432 c.

Каталог образовательных Интернет – ресурсов

1. http://www.gramota.ru/ - справочно-информационный портал «Грамота». Нормативные документы, словари, библиотека (читальный зал, исследования и монографии), учебный класс (диктанты, тесты, учебники, запоминалки, пословицы, поговорки, цитаты о языке), языковые игры.

2. http://www.rm.kirov.ru/ – сайт конкурса «Русский медвежонок». Положение о конкурсе, информация о сроках проведения, задачи прошлых лет, статистические данные.

3. http://www.slovari.ru/start.aspx?s=0&p=3050 – русские словари: словари, дежурный лингвист (возможность задавать вопросы на лингвистические темы), электронные книги по грамматике и лексикографии, библиографические указатели.

4. http://www.distance.msu.ru/2010/01/blog-post.html - первая интернет-олимпиада по русскому языку. Сайт Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова 5. http://www.gramma.ru – «Грамма» – портал, посвященный культуре письменной речи. Содержит литературу по этой теме и словари.

6. http://etymolog.ruslang.ru/ – этимология и история слов русского языка.

7. http://www.distedu.ru/mirror/_rus/www.mediaterra.ru/rhetoric/index.htm - основы культуры речи и риторика.

8. http://russkiyjazik.ru/ – русский язык: энциклопедия языкознания для детей среднего и старшего школьного возраста. Разделы: «Как устроен язык», «Языки мира», «Язык в действии», «История лингвистических открытий», «Язык в мире людей».

9. http://www.evartist.narod.ru/text1/72.htm - Д.Э.Розенталь. Методика редактирования текста.


Интегрированные ресурсы

1. http://window.edu.ru/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам.

2. http://pedsovet.org/ – Педсовет.org. Живое пространство образования (секции, консультации, медиатека, публикация собственных материалов).

3. http://www.ucheba.com/ – образовательный портал "Учёба" (экзамены, тематические планы, поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе; психология, дошкольное воспитание, дополнительное образование, управление образованием, внеклассная работа; полезные ссылки).

4. http://www.iteach.ru/ – Intel: «Обучение для будущего».

5. http://gufo.me/ – мир словарей.

6. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=107408&lib_no=181667&tmpl=lib&page=0 –площадка по созданию виртуальных экскурсий на портале «Сеть творческих учителей».



10. Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета профессиональных дисциплин.

Оборудование кабинета:

  • 40 посадочных мест;

  • рабочее место преподавателя;

  • методические материалы по курсу дисциплины (курс лекций, методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям, сборник тестов по дисциплине, рабочая тетрадь для организации внеаудиторной самостоятельной работы студента и др.).

Технические средства обучения:

  • компьютер;

  • стандартное программное обеспечение: MSWindowsXP, текстовый редактор MSWord, InternetExplorer;

  • справочно-информационные системы: SAPERPManagement, E-xecuitive;

  • интерактивная доска;

  • комплекс мультимедиа-презентаций по курсу дисциплины.


Автор-составитель:

Коноплева Л.В., преподаватель