Комплекс направлен на дифференциацию звуков [з] -[ж], на развитие фонематического слуха.
Правило красивой речи | Для того, чтобы не путать звуки [з] -[ж], нужно внимательно слушать свою речь, слушать то, что ты говоришь, какие звуки произносишь. |
Упражнения |
1. «Похлопаем-потопаем» | Если ты услышишь в слове звук [з], то хлопай, а если услышишь звук [ж], то топай: жук, зуд, зуб, жуть, зима, жила, журавль, жи- вот, зимовка. |
2. «Комарик» | А сейчас мы с вами превратимся в комариков и позвеним как кома рики: з-з-з-з… |
3. «Жук жужжит» | Превратимся в жуков и немного пожужжим: ж-ж-ж-ж… |
4. «Позвеним-пожужжим» | Я буду называть слова. Если ты услышишь в слове звук з, то звени, как комарик, а если ты услышишь в слове звук ж, то жужжи, как жук: заяц, жаба, живот, журавль, замок, пожар, позвонить. |
5. «Произносим звуки» | Произносим, написанные на доске буквы: з-ж-ж, ж-з-ж, з-ж-з, ж- з-з. |
6. «Произносим слоги» | Произносим, написанные на доске слоги: за-жа-за, жу-зу-жу, зо- жо-зо, за-жу-зы, жо-зы-жа, зу-жи-зо. |
7. «Произносим слова» | Произносим слова: земляника, Женя, Зина, кузовок, ежи, берёза, побежал, положил, земля, закатил, живой. |
8. «Перескажем рассказ» | Перескажи рассказ. За земляникой. Женя и Зина ходили в лес за земляникой. У них кузовки. Но земля- ники в лесу было мало. Возле берёз Женя заметила ежа. Ёжик не побежал, а свернулся клубком. Женя положил кузовок на землю. Он позвал Зину. Они захотели взять ежа. Зина стала держать кузо- вок. Женя взял палку и закатил ежа в кузовок. Побежали Женя и Зина домой. Вместо земляники в корзине жи- вой ёжик. Дома они дали ёжику молока. Зина хотела оставить ежа. Но Женя отдал его в живой уголок. Там был один ёжик. Вдвоём ежам веселее. (Осеева В.А.) |
9. «Посоревнуемся» | Каких слов больше придумаешь? Слов со звуком з или слов со звуком ж? |
10. «Исправим ошибки» | Найдите ошибки в словах и повторите предложение правильно: Издаёт жабавный жвук жёлтый с крылышками зук. |