Комплекс упражнений для детей с ОВЗ «Учимся играя».
Игра «Передай сигнал»:
Цель: преодоление защитных барьеров, отгораживающих сверстников друг от друга
Процедура проведения:Дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом с ним ребенку через пожатие руки, сигнал можно передавать влево или вправо, разговаривать нельзя. Когда сигнал придет снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает о том, что сигнал получен. Затем предлагает детям передать сигнал с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза. Главное условие-общение без слов.
Игра «Радио»
Цель: игра помогает обратить внимание участников на сверстника, развивает наблюдательность и память. Проводится перед началом прогулки или в составе игровых занятий-путешествий.
Процедура проведения: Дети садятся в круг. Ведущий садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Наше путешествие начинается, но нужно посмотреть – все ли здесь! (подробно описывает кого-нибудь из группы участников (Цвет волос, глаз, рост, одежду…) Пусть он (она) подойдет к диктору». Дети внимательно смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь, и назвать имя этого ребенка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий.
Игра «Заколдованная тропинка»
Цель игры: развитие умения работать в команде, оказывать поддержку товарищам.
Процедура проведения: Один из детей - ведущий, он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке. Дети должны в точности повторить его маршрут. Воспитателю можно создавать препятствия на пути детей (кочки, бревна, овраги и т.п.).
Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в «елочку». Задача команды — спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.
Игра «Лошадки»
Цель: развитие навыка сотрудничества, развитие моторики
Процедура проведения: Дети встают в пары, используя обруч (впереди нормально развивающийся ребенок, сзади - ребенок с ОВЗ). Все дети бегут друг за другом. На пути могут быть любые препятствия.
Игра «Хамелеон»
Цель: развитие цветового восприятия, развитие внимание, тактильное взаимодействие
Процедура проведения: Воспитатель называет цвет – дети должны коснуться предметов названного цвета. Далее задача усложняется: воспитатель называет не просто цвет, а цветную деталь и имя любого ребенка (например, красная кофточка Маши), дети должны коснуться Маши (её кофточки). Можно усложнить задачу, называя не только цвет или деталь гардероба детей, но и задавать часть тела, которой дети должны прижаться к названному цвету (предметов или одежды).
Игра «Добрые волшебники»
Цель: развитие коммуникации, формирование доброжелательного отношения детей друг к другу, коррекция агрессивности
Процедура проведения: Игра начинается с того, что дети садятся в круг, а взрослый рассказывает им сказку: «В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть у нас такие заколдованные дети?»
Многие дошкольники охотно берут на себя роли «заколдованных».«А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, называя ласковым именем?»
Как правило, дети с удовольствием берут на себя роль добрых волшебников. По очереди они подходят к детям и стараются назвать их ласковым именем.
Игра «Поцелуйчики»
Цель: развитие коммуникации, формирование доброжелательного отношения детей друг к другу, тактильное взаимодействие.
Процедура проведения: дети встают в линию. Начиная с первого, дети должны назвать, что им нравится во внешности соседа слева. Каждый ребенок говорит по очереди. В конце игры, когда все достоинства названы, воспитатель говорит фразу «Что нравится, то целуется!». Дети целуют друг друга по очереди, согласно выделенным достоинствам во внешности.
Игра «Обезьянки на острове»
Цель: развитие умения договариваться, диагностика лидерских качеств, развитие подвижности и моторики
Процедура проведения: Воспитатель говорит, что дети попали на волшебный остров и предлагает им превратиться в маленьких обезьянок. Пока звучит музыка, обезьянки могут бегать и веселиться, как только музыка замолкла, дети должны остановиться и замереть. Тут воспитатель произносит – сколько обезьянок должно остаться на на острове (количество). Часть детей покидает остров и музыка продолжается. Когда музыка остановится – воспитатель делает то же самое (указывает количество детей, которые остаются). Количество обезьянок на острове постепенно уменьшается (по сигналу воспитателя). В конце концов, на острове должен будет остаться один ребенок (дети должны договориться).
Игра «Клад» (старший возраст)
Цель: развитие пространственного восприятия, усвоение конструкций с предлогами
Процедура проведения: Дети очень любят игры, где нужно искать клад. Но тут игра непростая. Воспитатель говорит, что где-то в группе спрятан клад и предлагает ребятам внимательно осмотреть помещение. Чтобы его найти, нужно задавать вопросы о его местоположении, используя предлоги (например, он находится под столом? Он находится в коридоре? И т.д.». Воспитатель направляет детей словами «жарко, холодно», когда они близки или далеки от местоположения клада.
Игра «Что изменилось?»
Цель: развитие внимания, наблюдательности, памяти
Процедура проведения: дети делятся на подгруппы. Участники первой подгруппы внимательно осматривают участников второй, запоминая внешние детали. Затем, участники первой подгруппы отворачиваются, а участники второй меняют в своем внешнем виде все,что угодно. Когда ребята повернуться – они должны назвать, что изменилось во внешнем виде членов второй подгруппы, и , по возможности, восстановить их прежний вид.
Игра «Наше фото»
Цель: развитие фантазии, группового взаимодействия, создание благоприятного климата в коллективе
Процедура проведения: Воспитатель предлагает детям обстоятельства, в которых они все вместе находятся (лес, озеро, парк аттракционов). Дети представляют, как находятся в названном месте. Воспитатель предлагает сфотографироваться всей группой (можно достать фотоаппарат), но нужно создать какую-нибудь интересую композицию (придумать кто и что будет делать на фото, чтоб было видно, где они находятся). Можно задавать дополнительные задания: все должны держаться за руки, либо, у всех должна быть поднята вверх левая рука.