СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Воспитательная работа важнейшая составная часть образовательного процесса, осуществляемая в учебное и внеучебное время, которая обеспечивает развитие духовных, нравственных, общекультурных, гражданских и профессиональных качеств личности будущего специалиста.
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Чертковский многопрофильный техникум»
(ГБПОУ РО «ЧМПТ»)
Рассмотрено «УТВЕРЖДАЮ»
на педагогическом совете И.о. директора ЧМПТ
протокол № ___от __________ ___________ Л.Н.Середюк
«___» _______ 2021 г.
ОДОБРЕНО:
Студенческим советом
Протокол №___
«______»_____________2021 г.
Председатель Студсовета________
Комплексная Программа воспитания и социализации
обучающихся в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Ростовской области
«Чертковский многопрофильной техникум»
с. Осиково
2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ…………………………………………………...…….3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………...6
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОГРАММЫ…………………………..9
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ………………………………………….14
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Проект «Профессиональное воспитание»……………………………...…16
Проект «Гражданско-патриотическое воспитание»……………………...18
Проект «Духовно-нравственное воспитание личности на основе российских традиций и ценностей»……………………………………….21
Проект «Эстетическое воспитание и приобщение обучающихся к культурному наследию мира, России и Донского края»…………………23
Проект «Воспитание здорового образа жизни»…………………………..25
Проект «Экологическое воспитание»……………………………………..29
Проект «Профилактика правонарушений»………………………………..31
Проект «Противодействие распространению идеологии терроризма и экстремизма»………………………………………………………………..35
Проект «Студенческое самоуправление»…………………………………39
Проект «Волонтерское движение»………………………………………...40
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ………………………………………...43
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ………………………………...43
Области оценки эффективности Программы и ожидаемых результатов……………………………………………………………….....45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………...47
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Комплексная Программа воспитания и социализации обучающихся Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Чертковский многопрофильный техникум» |
Сроки реализации | 2021 – 2025 г. г. |
Основания для разработки программы | - Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». - Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р); - Областной закон Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»; - Областной закон Ростовской области от 25.12.2014 № 309-ЗС «О государственной молодежной политике в Ростовской области»; - Областной закон Ростовской области от 29.12.2016 № 933-ЗС «О профилактике правонарушений на территории Ростовской области»; - Областной закон Ростовской области от 16.12.2009 № 346-ЗС «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию»; - Областной закон Ростовской области от 12.05.2009 № 218-ЗС «О противодействии коррупции в Ростовской области»; - постановление Правительства Ростовской области от 19.02.2015 № 123 «Об утверждении Концепции формирования у детей и молодежи Ростовской области общероссийской гражданской идентичности»; - постановление Правительства Ростовской области от 15.11.2012 № 1018 «Об утверждении Концепции духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях Ростовской области с кадетским казачьим компонентом»; - постановление Правительства Ростовской области от 25.04.2019 № 288 «Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Ростовской области до 2025 года»; - Концепция государственной национальной политики в Ростовской области - утверждена протоколом расширенного заседания Консультативного совета по межэтническим отношениям при Губернаторе Ростовской области от 04.11.2017 № 2; - приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 10.06. 2021 № 546 «Об утверждении региональной программы развития воспитания»; - Устав ГБПОУ РО ПУ № 95 - Внутренние нормативно-правовые акты техникума, локальные нормативные акты. |
Разработчики программы | Исполняющий обязанности заместителя директора по УВР Яна Владимировна Бабушкина |
Исполнители программы | Администрация техникума, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, педагогический коллектив образовательного учреждения, социальные партнёры техникума, отдел КДН и ЗП, отдел МВД по Чертковскому району |
Цель программы | Создание условий для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся, направленных на развитие социальной и профессиональной мобильности, непрерывного профессионального роста, обеспечивающего конкурентоспособность выпускников образовательной организации на рынке труда, эффективной их самореализации в современных социально-экономических условиях. А также создание воспитательного пространства образовательной организации, обеспечивающего развитие обучающегося как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности в соответствии с требованиями ФГОС. |
Основные задачи Программы | -укрепление сотрудничества семьи, образовательных и иных организаций в воспитании и социализации молодёжи; -обеспечение организационно-методических условий для повышения социальной, коммуникативной, психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей). -формирование личности обучающегося, способной к принятию ответственных решений, нравственному, гражданскому, профессиональному становлению, жизненному самоопределению путем формирования общих компетенций, гражданского и патриотического сознания; - создание условий для неприятия идеологии экстремизма и терроризма среди обучающихся ГБПОУ РО «ЧМПТ», гармонизации межнациональных отношений, укоренённых в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации; - формирование у обучающегося культуры здорового образа жизни, отношения к сохранению собственного здоровья на основе воспитания психически здоровой, физически развитой и социально-адаптированной личности; - развитие социальной активности и инициативы, обучающихся через формирование готовности к добровольчеству (волонтёрству), творческой активности личности обучающихся посредством вовлеченности в разнообразную культурно-творческую деятельность; - воспитание толерантной личности обучающегося, открытой к восприятию других культур независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. |
Приоритетные направления реализации Программы | Профессиональное воспитание; Гражданско-патриотическое воспитание; Духовное и нравственное воспитание личности на основе российских традиций и ценностей; Эстетическое воспитание и приобщение подростков к культурному наследию мира, России и Донского края. Формирование культуры здорового образа жизни и физическое воспитание; Экологическое воспитание; Профилактика правонарушений; Противодействие распространению идеологии терроризма и экстремизма; Студенческое самоуправление; Волонтерское движение. |
Ожидаемые результаты | В результате выполнения Программы планируется получить следующие результаты: - формирование у выпускников профессиональных компетенций, обеспечивающих их конкурентоспособность, увеличение количества трудоустроенных выпускников; - -рост числа обучающихся, посещающих спортивные кружки и секции, объединения по интересам, проекты; - достижение соответствия форм и содержания, реализуемых основных и дополнительных образовательных программ требованиям ФГОС СПО, профессиональных стандартов; - поддержание имиджа ГБПОУ РО «ЧМПТ» на высоком уровне увеличение числа абитуриентов; - повышение результативности воспитательной работы с обучающимися; - снижение числа обучающихся, пропускающих занятия без уважительной причины; -уменьшение числа обучающихся, совершивших правонарушения; - уменьшение числа обучающихся, состоящих на учете в ПДН и КДН и ЗП; -повышение общего уровня воспитанности обучающихся. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитательная работа важнейшая составная часть образовательного процесса, осуществляемая в учебное и внеучебное время, которая обеспечивает развитие духовных, нравственных, общекультурных, гражданских и профессиональных качеств личности будущего специалиста. Необходимость развития у обучающихся социально значимых и профессионально важных качеств, воспитания высоконравственной, духовно развитой и здоровой личности, способной к профессиональной деятельности и моральной ответственности за принимаемые решения является важнейшей государственной задачей в сфере образования.
Разработка программы развития воспитания в системе образования Ростовской области направлена на создание условий для формирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих успешную социализацию и развитие личности, учитывающих особенности современных подростков, социальный и психологический контекст их развития, консолидацию усилий в семье, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений.
Воспитание рассматривается как стратегический приоритет региона; целенаправленный процесс развития личности, основанный на гуманистическом взаимодействии воспитателя и воспитанника; средство трансляции культуры и формирования у детей и подростков способности к самостоятельному освоению социокультурной реальности; основа формирования социально значимых качеств и развития компетенций, востребованных в XXI веке.
Результат данной стратегии воспитания в образовательных учреждениях Ростовской области – высоконравственный компетентный гражданин России, патриот, укоренённый в духовных и культурных традициях народов, населяющих Донской край.
При этом ценностными ориентирами системы воспитания Ростовской области определены:
- устойчивое социальное развитие Ростовской области как территории межнационального согласия и взаимодействия, диалог культур;
- высокое качество среднего профессионального образования как условия достижения целей государственной политики в образовании и условия формирования всесторонне развитой личности;
- сохранение, воспроизводство и приращение народных и культурных традиций, культурного и творческого потенциала региона;
- сохранение этнокультурного многообразия.
Инфраструктура воспитания в Ростовской области представляет собой совокупность учреждений, организаций и служб, деятельность которых направлена на организацию и осуществление воспитания подростков, защиту их гражданских прав и свобод, охрану их жизни и здоровья, создание условий для успешной жизнедеятельности, обучения, воспитания, развития личности и социализации в российском обществе.
Прогностическим обоснованием Программы являются результаты SWOT- анализа воспитательной работы, представленные в таблице 1.
Таблица 1
SWOT-анализ воспитательной работы
Сильные стороны (S) | Слабые стороны (W) |
Использование активных форм и методов воспитания. Использование традиционных здоровьесберегающих технологий. Возможность рефлексии. Стабильный коллектив квалифицированных педагогических работников колледжа, обладающих широкими профессиональными и личностными качествами. Наличие активов учебных групп, Студенческого самоуправления. Наличие библиотеки, читального зала, оснащенных компьютерным оборудованием. Доступ к Интернет-ресурсам Медико-психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса | Низкая степень социальной активности обучающихся. Отсутствие готовности проявлять инициативу, низкий уровень самостоятельности обучающихся. Низкий уровень социальной адаптированности и нравственной воспитанности обучающихся. |
Возможности (O) | Угрозы (T) |
Адресное повышение квалификации педагогических кадров в области воспитания. Расширение связей с общественностью, социальными партнерами колледжа. Развитие информационной сети в образовательной организации, широкое применение цифровых образовательных ресурсов в воспитательной работе. Внедрение инновационных педагогических технологий, форм и методов воспитательной работы. Возможность самовоспитания и самокоррекции посредством активизации работы студенческого самоуправления. Диагностика воспитанности обучающихся. | Трудности в преодолении пассивности обучающихся, сформировавшейся в результате применения традиционных форм и методов воспитания. Несформированность у некоторой части обучающихся четких нравственных ориентиров, неустойчивое отношение к нравственным нормам. |
Вывод: для повышения эффективности воспитательного процесса в ОУ необходимо:
1) совершенствовать структуру управления воспитательной системой в ОУ;
2) повышать квалификацию педагогических работников;
3) развивать студенческое самоуправление;
4) вести работу по формированию социальной активности и сознательности обучающихся.
3. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания подростков является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Происходящие перемены в государстве требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Образование является фундаментом всей последующей деятельности человека. Программа воспитания и социализации обучающихся представляет собой систему идей, основной замысел которых позволяет определить специфику воспитания и его отличие от других педагогических процессов, программу и технологии воспитания. Методологической основой в формировании подхода к воспитанию обучающихся являются такие документы, как «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009 г.) и «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» (2015 г). В современной ситуации развития образования концептуальными являются следующие направления воспитательной работы:
Таблица 2
Направление | Цель | Содержание | Результат |
Профессиональное | Формирование у подростка личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.
| Приобщение человека к профессионально-трудовой деятельности и связанным с нею социальным функциям в соответствии со специальностью и уровнем квалификации | Сформированность у обучающегося личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности. |
Гражданско-патриотическое | Воспитание и развитие у подростков гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, патриотического и национального самосознания. | Обеспечение тесной взаимосвязи среднего профессионального образования социально-экономическими и духовными преобразованиями в стране и мире. | Сформированность гражданской позиции. Проявление мировоззренческих установок на готовность молодых людей к работе на благо Отечества |
Духовно-нравственное | Воспитание и Развитие высокой духовной и нравственной культуры. | Организация деятельности по освоению обучающимися социокультурных ценностей, передача обучающимся опыта нравственного поведения, православных традиций. | Сформированность саморазвивающейся культурной личности, проявляющей нравственное поведение и духовность. |
Эстетическое воспитание | Воспитание уважения к искусству, культуре, языкам и традициям всех народов, проживающих в Донском крае. | Приобщение подростков к культурному наследию малой Родины, развитие системы мероприятий, направленных на популяризацию российских и донских культурных ценностей. | Самоопределение обучающимися в мире этнических ценностей и в формах художественного самовыражения. |
Воспитание здорового образа жизни | Создание организационных и методических условий, обеспечивающих сохранение здоровья участников образовательного процесса. | Создание условий для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования | Сформированность навыков здорового образа жизни и высокий уровень культуры здоровья обучающихся. |
Экологическое воспитание | Создание условий для гуманистического отношения к природе, понимание ценности природы, навыки рационального природопользования). | Формирование экологической культуры. Содействие сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. | Развитие у обучающихся экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; - воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии. |
Профилактика правонарушений | Развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактика наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек | Развивать у обучающихся сознательное отношение к законности и правопорядку; принимать и исполнять нормы правового поведения в обществе | Эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательной системы СПО: студенческого и педагогического коллективов, родительской общественности, органов студенческого самоуправления в сфере профилактики правонарушений. Снижение количества правонарушений и преступлений среди обучающихся, снижение количества совершения повторных правонарушение и преступлений |
Противодействие распространению идеологии терроризма и экстремизма | Создать эффективную систему профилактики идеологии терроризма и экстремизма в студенческой среде | Организовать комплекс мероприятий по формированию стойкого неприятия идеологии терроризма и экстремизма, направленных на духовное, патриотическое воспитание, формирование межнационального и межрелигиозного согласия, навыков цивилизованного общения, в том числе в Интернет-пространстве. Создать систему наставничества и социально-психолого-педагогического сопровождения обучающихся группы риска. | отсутствие фактов проявления идеологии терроризма и экстремизма среди обучающихся; - отсутствие социальных конфликтов среди обучающихся, основанных на межнациональной, межрелигиозной почве. |
Студенческое самоуправление | Формирование активной гражданской позиции. | Развитие обучающихся в различных сферах общественной жизни; представление интересов студенчества на различных уровнях | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством образовательной организации. |
Волонтерское движение | Готовности к добровольчеству (волонтёрству), развить навыки волонтерской деятельности через участие в подготовке и проведении социально-значимых мероприятиях | Развивать мотивацию к активному участию в общественной жизни региона, образовательной организации; государственному управлению через организацию добровольческой деятельности. Разработать и внедрить механизмы объективной оценки деятельности волонтеров. | Действующая волонтерская организация в ОУ. |
Для реализации приоритетных направлений воспитательной работы требуется использование современных технологий воспитания.
Таблица 3.
Технология воспитания | Характеристика |
Социализирующая технология | Основана на организации социальной работы, обеспечивающей достижение стандартов социальной компетентности всеми обучающимся. Риски - в условиях экономического кризиса социализирующая технология может привести к росту асоциальных проявлений и формированию контркультуры. |
Технология самоопределения и построения общностей вокруг самоопределяющейся личности обучающегося | Реализуется в виде проектов, обеспечивающих формирование культурно-образовательной среды взаимодействия. В результате данной работы должна быть сформирована интегративная управляющая структура по социальной политике в области воспитания. |
Принципы организации воспитания подростков:
- реализация воспитательной функции в единстве учебной и внеучебной деятельности;
- ориентация при организации воспитательного процесса на нравственные идеалы и ценности гражданского общества;
-сохранение и развитие традиций образовательной организации;
-гибкость системы воспитания обучающихся в ОУ, возможность ее саморазвития;
- использование принципа демократизма, предполагающего педагогику сотрудничества;
- усиление социальной активности, предполагающей активное включение обучающихся в общественно-политическую жизнь;
- поддержка и развитие научно-исследовательского творчества;
- создание и развитие органов студенческого самоуправления.
Условия организации воспитательной деятельности:
- мотивационные – стимулирование участников воспитательной деятельности, создание атмосферы позитивного отношения к научно-исследовательской, общественно-педагогической, социально-трудовой, спортивно- оздоровительной, культурно-досуговой деятельности; создание условий для популяризации достижений в области внеучебной деятельности среди обучающихся и преподавателей; создание предпосылок для самореализации творческих способностей;
кадровые – подбор, повышение квалификации педагогических кадров для успешного руководства воспитательной деятельностью;
-материально-технические – создание необходимой учебно-материальной базы для развития внеучебной деятельности;
-нормативно-правовые – наличие документации, необходимой для реализации основных направлений воспитательной деятельности; обеспечение права обучающихся на участие во внеучебной деятельности, осуществляемой структурными подразделениями образовательнойорганизации и студенческими и общественными объединениями;
-информационные – освещение основных направлений и достижений воспитательной деятельности;
-организационные – обеспечение качественного профессионального отбора одаренных и талантливых обучающихся, привлечение наиболее способных подростков к решению воспитательных проблем.
4. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И
СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Воспитательный процесс основывается на проверенных практикой и дающих положительные результаты принципах, адекватных целевым установкам, предъявляемым государством к воспитанию молодежи, тенденциям развития социокультурного пространства:
- открытость - возможность открытого обсуждения хода реализации Программы и свободного включения в процесс ее реализации всех заинтересованных субъектов социума района, систему конкурсов по выявлению и поддержке инновационных проектов, предлагаемых организациями, предприятиями, сообществами, гражданами;
- демократизм – построение отношений, основанных на педагогике сотрудничества всех участников образовательного процесса;
духовность, проявляющаяся в соблюдении общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллектуальности и менталитета российского гражданина, жизненных духовных ориентаций, основанной на ценностях православной культуры, интеллектуальности;
- толерантность, проявляющаяся в терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;
- вариативность, включающая различные варианты технологий и содержания воспитания, нацеленности системы воспитания на формирование вариативности способов мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности, готовности к деятельности в ситуациях неопределенности;
- природоспособность – учет прав пола, возраста, наклонностей, характера, предпочтений воспитуемых, ответственности за саморазвитие, за последствия своих действий и поведения;
- эффективность как формирование навыков социальной адаптации, самореализации, способности жить по законам общества, не нарушая прав и свобод других, установившихся норм и традиций;
- воспитывающее обучение – использование воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин как основных, так и дополнительных образовательных программ в целях личностного развития обучающихся, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на творческо-практическую внеучебную деятельность;
- системность – установление связи между субъектами внеучебной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий;
- поэтапность - предполагает этапность выполнения Программы, обязательное обсуждение результатов каждого этапа и коррекцию целей, задач и механизма реализации;
- социальность – ориентация на социальные установки, необходимые для успешной социализации человека в обществе;
- уважения к общечеловеческим отечественным ценностям, правам и свободам граждан, корректности, соблюдению этических норм;
- преемственности поколений, сохранения, распространения и развитии национальной культуры, воспитания любви к России, родной природе, чувства сопричастности и ответственности за дела в образовательном учреждении.
В этой связи возрастает роль принципа концентрации воспитания на развитие социальной и культурной компетентности личности, оказание помощи молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении.
5. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Стратегия развития определена в десяти проектах, тактика развития представлена в системе конкретных мероприятий.
5.1 Проект «Профессиональное воспитание»
Цели:
- приобщение обучающихся к профессиональной деятельности и связанным с ней социальным функциям в соответствии со специальностью и уровнем квалификации;
- подготовка в процессе обучения профессионально-грамотного, компетентного, ответственного специалиста, формирование у подростка личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.
Задачи:
- приобщить обучающихся к традициям и ценностям профессионального сообщества, нормам этики;
-сформировать у студентов творческий подход к труду, стремление к самосовершенствованию в избранной специальности;
- воспитать бережное отношение к имуществу образовательной организации.
Таблица 4.
№ п/п | Наименование | Сроки реализации | Ответственные исполнители |
1. | Работа по обеспечению временной занятости обучающихся | Каникулярное время | Зам директора по УВР педагог-психолог, классные руководители групп, ЦЗН |
2. | Организация и проведение массовых субботников. | В течение года | Зам директора по УВР, классные руководители |
3. | Работа Центра содействия занятости обучающихся и трудоустройству выпускников | В течение года | Зам директора по УВР педагог-психолог, классные руководители групп, ЦЗН |
4. | Проведение тематических и открытых классных часов, диспутов в группах по вопросам трудового воспитания | В течение года | Зам директора по УВР, классные руководители |
5. | Беседы с обучающимися на темы: «Значение профессионального выбора в дальнейшей жизни», «Учебная деятельность и преемственность профобразования» | В течение года | классные руководители |
6. | Участие в волонтерских акциях. | По плану | руководитель волонтерского движения |
7. | Организация производственной практики обучающихся на предприятиях. | По плану | Зам. директора по УПР, мастера п/о |
8. | Мониторинг трудоустройства выпускников. | Ежегодно (июнь-сентябрь) | Зам. директора по УПР, зам. директора по УВР, классные руководители |
9. | Взаимодействие с предприятиями и организациям. | Постоянно | Зам. директора по УПР |
10. | Встречи с социальными партнерами | Постоянно | Зам. директора по УПР |
11. | Кураторские часы: -«Первые шаги при устройстве на работу», -«Трудовые права молодежи», «Личное и общественное в выборе профессии…», -«Значение профессионального выбора в дальнейшей жизни»; -«Что такое профессиональная этика и личностно-профессиональный рост обучающегося» | По плану | классные руководители групп |
12. | Олимпиады, викторины по профессиям | Постоянно | классные руководители групп, мастера п/о |
13. | Посещение конкурсов профессионального мастерства | Постоянно | классные руководители групп, мастера п/о |
14. | Участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах, WorldSkills на различных уровнях. | Ежегодно | Зам. директора по УПР, Классные руководители, преподаватели |
15. | Психолого-педагогические тренинги профессионального самоопределения обучающихся (для студентов 1-2 курса). | Ежегодно | педагог-психолог |
Целевые индикаторы профессионального воспитания студентов определяется по следующим показателям:
- наличие наград и призов, грамот и поощрений в области профессионального воспитания;
- активность обучающихся и преподавателей в профессиональных мероприятиях;
- рост числа обучающихся, участвующих в профессиональных мероприятиях;
- рост числа совместных профессиональных мероприятий обучающихся и преподавателей.
Ожидаемые результаты:
- накопление опыта по организации и проведению работы по трудовому воспитанию;
-повышение уровня реализации потенциала обучающихся в области профессионально-трудового воспитания;
- успешная социализация личности в профессиональном образовании;
- формирование сознательного отношения к выбранной профессии;
-формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности, конкурентоспособности будущих специалистов в изменяющихся условиях;
- создание условий для развития умственного потенциала обучающихся, формирования современного мышления и коммуникаций, самостоятельности, способности применения полученных знаний в различных сферах деятельности (проектной, исследовательской, профессиональной и т.д.)
5.2. Проект «Гражданско-патриотическое воспитание»
Цель: Создание системы гражданско-патриотического воспитания путем вовлечения обучающихся, членов педагогического коллектива образовательной организации, общественности в совместные мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию подростков.
Задачи:
- формирование у подрастающего поколения активной гражданской позиции;
воспитание любви к Родине, уважительного отношения к героическому прошлому и настоящему своей страны, к ветеранам Великой Отечественной войны;
содействие гражданско-патриотическому и трудовому воспитанию обучающихся образовательной организации;
- развитие инициативы и творчества обучающихся через организацию социально значимой деятельности;
- проведение информационно-просветительской работы среди обучающихся по
пропаганде патриотического отношения к своей Родине;
- привлечь преподавательский состав к участию в патриотическом воспитании обучающихся.
Таблица 5.
№ п/п | Наименование | Сроки реализации | Ответственные исполнители |
1. | Проведение тематических лекций, посвященных знаменательным датам истории государства. | В течение года | преподаватель истории, классные руководители групп |
2. | Книжные выставки, посвященные памятным датам Великой Отечественной войны | В течение года | Зав. библиотекой |
3. | Уроки мужества (по темам общества инвалидов ВОВ) | В течение года | классные руководители групп |
4. | Проведение тематических и открытых классных часов, диспутов в группах по вопросам гражданско-патриотического воспитания. | В течение года | классные руководители |
5. | Проведение мероприятий, посвященных Дню народного единства(4 ноября). | Ежегодно (ноябрь) | классные руководители |
6. | Проведение научно-практических конференций, совещаний и рабочих семинаров по вопросам гражданско-патриотического воспитания | В течении года | Преподаватель обществознания и права, классные руководители |
7. | Участие в спартакиадах, спортивных играх и соревнований. | В течении года | руководитель физвоспитания |
8. | Месячник патриотического воспитания: -Уроки мужества -Конкурс «А ну-ка, парни!» -Встречи с ветеранами войн | Ежегодно (февраль) | классные руководители руководитель физвоспитания |
9. | Участие в мероприятиях гражданско-патриотического направления: День народного единства, День Защитника Отечества, День победы и др. | По плану | классные руководители групп, преподаватель ОБЖ |
10. | Просмотр документальных и художественных фильмов гражданско-патриотической тематики в рамках внеурочной деятельности с последующим обсуждением в студенческих группах. | В течении года | преподаватель истории, классные руководители групп. |
11. | Проведение мероприятий, посвященных Дню Победы (9мая): -классные часы -конкурс чтецов «Память жива» -шефство над мемориалом -участие в акциях «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк» «Свеча памяти». | Ежегодно | Зам. директора по УВР, классные руководители групп |
12. | Проведение классных часов на темы: - «Патриотизм. Что вкладывается в это понятие сегодня?». -«Конституция: права и обязанности гражданина» - «Государственные праздники РФ» - «День народного единства» - «Мое представление о подвиге» и т.п. | Ежегодно (по плану) | классные руководители групп |
Целевые индикаторы гражданско-патриотического воспитания определяется по следующим показателям:
- количество, преподавателей, использующих в учебно-воспитательном процессе гражданско-патриотическое направление.
- наличие наград и призов, грамот и поощрений в области гражданско-патриотического воспитания.
- активность обучающихся в мероприятиях гражданско-патриотической направленности (олимпиады, конкурсы, фестивали, выставки и др.);
- количество проведенных конкурсов, викторин, деловых игр и других массовых мероприятий гражданско-патриотического содержания.
Ожидаемые результаты:
- создание банка методических разработок по гражданско-патриотическому воспитанию;
- готовность и стремление обучающихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга, умение и желание сочетать общие и личные интересы;
- повышение уровня реализации творческого потенциала обучающихся в области патриотического воспитания;
- повышение социальной и гражданской активности подростков;
- количество совершеннолетних обучающихся, принявших участие в голосовании;
- формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности.
5.3. Проект «Духовное и нравственное воспитание личности на основе российских традиций и ценностей»
Цель: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, способного к принятию ответственных решений, нравственному, гражданско-патриотическому, профессиональному становлению, жизненному самоопределению, имеющего потребность к изучению отечественной истории и культуры, сохранению христианских традиций.
Задачи:
- сформировать нравственные и духовные ценности, познавательный интерес, способствующий развитию личности;
- сформировать чувство любви к Родине на основе изучения православных культурных традиций;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
- организация воспитательной среды, в которой могут проходить многоуровневые процессы самостоятельного постижения обучающимися нравственных законов, культурных и духовных идеалов нашего народа и человечества;
- расширение спектра мероприятий, событий, ключевых дел, направленных на получение опыта.
Таблица 6.
№ п/п | Наименование | Сроки реализации | Ответственные исполнители |
1. | Проведение информационных бесед с обучающимися по вопросам духовно- нравственного воспитания. | В течение года | классные руководители, социальный педагог |
2. | Реализация дополнительных общеразвивающих программ социально-педагогической направленности. | Ежегодно | Руководители кружков и секций. |
3. | Просмотр документальных (художественных) фильмов духовно-нравственной тематики в рамках классных часов с последующим обсуждением в студенческих группах. | В течение года | Классные руководители групп |
4. | Организация и проведение тематических вечеров, концертов: - посвященных Дню знаний; - Дню учителя (5 октября); - Новый год; -Дню народного единства (4 ноября); -Дню матери; - Дню студента (Татьянин день) (25 января); - Дню святого Валентина(14 февраля); - Дню защитника Отечества (23 февраля); -Масленица; -Дню Победы (9 мая); - Международному женскому Дню 8 марта. | В течение года | Зам. директора по УВР, классные руководители |
5. | Тематические книжные выставки | Ежемесячно | Зав. библиотекой |
6. | Классный час «Этикет поведения в ОУ» | Ежегодно (сентябрь) | Классные руководители групп. |
7. | Весенняя неделя добра: акция «Спешу делать добро!», «Уроки доброты», классные часы «Сделаем мир добрее». | Ежегодно (март-апрель) | классные руководители групп, педагог-психолог. |
8. | Посещение музеев, выставок. | В течение года | Классные руководители групп |
9. | День открытых дверей. | Ежегодно | Зам. директора по УВР, Совет по профориентации, Совет студенческого самоуправления |
10. | Открытые классные часы, диспуты в студенческих группах по вопросам духовно-нравственного воспитания. | Ежегодно (по плану) | Классные руководители групп. |
11. | Беседы с участием представителей религиозных и общественных организаций, деятелей культуры и по вопросам духовно-нравственного воспитания: - «Духовно-нравственное воспитание молодежи» -«Возрождение духовно-нравственных ценностей в молодежной среде» и т.п.. | В течение года по плану | Зам. директора по УВР, классные руководители. |
12. | Проведение «Уроков нравственности». | В течение года | Классные руководители групп. |
13. | Изучение художественно-эстетического наследия писателей и поэтов страны. | В течение года | Преподаватель литературы |
14. | Анкетирование обучающихся по духовно-нравственному воспитанию | Ежегодно
| Социальный педагог. |
Целевые индикаторы духовно-нравственного воспитания и художественно-эстетического определяется по следующим показателям:
- количество преподавателей, использующих в учебно-воспитательном процессе воспитательные моменты духовно- нравственного направления и художественно-эстетического направления;
- наличие наград и призов, грамот и поощрений в области духовно-нравственного воспитания и художественно-эстетического воспитания;
- активность обучающихся в мероприятиях духовно-нравственной и художественно-эстетической направленности (олимпиады, конкурсы, фестивали, выставки и др.);
- количество проведенных творческих конкурсов, викторин, деловых игр и других массовых мероприятий духовно-нравственного и художественно-эстетического содержания;
- отсутствие правонарушений, случаев вандализма, безнравственных поступков.
- отсутствие употребления несовершеннолетними нецензурной и культурно пониженной лексики.
Ожидаемые результаты:
-создание банка методических разработок по духовно-нравственному воспитанию и художественно-эстетическому воспитанию;
-успешная социализация личности в эстетическом направлении;
- повышение уровня культурного развития обучающихся;
- развитие традиций духовно-нравственного и эстетического воспитания;
- резко отрицательное отношение подростков к наркомании и распространению наркотиков.
5.4. Проект «Эстетическое воспитание и приобщение обучающихся к культурному наследию мира, России и Донского края»
Цель: развитие патриотических чувств у подростков посредствам приобщения их к культурному наследия мира, России и Донского края.
Задачи:
- воспитать уважение к искусству, культуре, языкам и традициям всех нардов, проживающих в Донском крае;
- закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, личности способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- развивать патриотические чувства у подростков посредством приобщения их к культуре и традициям казачества.
Таблица 7.
№ п/п | Наименование | Сроки реализации | Ответственные исполнители |
1. | Посещение музеев, выставок. | В течение года | Зам. директора по УВР, классные руководители |
2. | Беседы об искусстве; | В течение года | Классные руководители, |
3. | Конкурсы, игры, проекты художественно-эстетической направленности; | В течение года (по плану) | Классные руководители, студенческий совет самоуправления, преподаватели |
4. | Классные часы: «Эстетическая грамматика», «Эстетическая сущность этикета», «Этика общения человеческих отношений», «Поговорим о том, как мы выглядим» | Ежегодно (по плану) | Классные руководители |
5. | Литературно-музыкальные вечера о жизни и творчестве поэтов, писателей, композиторов, художников Донского края. | Ежегодно (по плану) | Преподаватель литературы, классные руководители, совет студенческого самоуправления, зав. библиотекой |
6. | Организация выставок художественного, литературного и других видов творчества выдающихся личностей Донского края. | Ежегодно (по плану) | Преподаватель литературы, классные руководители, зав. библиотекой, совет студенческого самоуправления |
7. | Тематические классные часы, беседы направленных на изучение народных традиций, обрядов, праздников духовно – нравственного содержания | В течение года | Классные руководители |
8. | Тематические беседы: «Этика и культура поведения», «Движение и музыка», «В мире доброты и красоты», «Школа хороших манер», «Дорога к моему «Я»»; | В течение года (по плану) | Классные руководители, педагог-психолог |
9. | «Символика войска Донского» (рассматривание иллюстраций герба, флага, пернача, булавы, бунчука, насеки, печатей войска Донского). | В течение года (по плану) | Классные руководители |
10. | Физкультурный досуг «Казаки – защитники Отечества». | Ежегодно | Руководитель физ. воспитания |
Целевые индикаторы эстетического воспитания определяется по следующим показателям:
- количество преподавателей, использующих в учебно-воспитательном процессе воспитательные моменты эстетического направления;
- наличие наград и призов, грамот и поощрений в области эстетического воспитания;
- количество проведенных творческих конкурсов, викторин, деловых игр и других массовых мероприятий эстетического содержания;
- отсутствие нетерпимости к искусству, культуре, языкам и традициям всех нардов, проживающих в Донском крае;
- проявление уважения и патриотических чувств к культуре и традициям казачества.
Ожидаемые результаты:
-создание банка методических разработок по эстетическому воспитанию;
-успешная социализация личности в эстетическом направлении;
- повышение уровня культурного развития обучающихся;
- развитие традиций казачества.
- изучение истории развития родного края, обычаев православной казачьей семьи, воспитание уважения к прошлому донских казаков, приобщение подростков к духовному богатству многих поколений способствуют развитию социально – творческой активности;
- воспитание гражданина, духовно-нравственной личности;
- воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, ее прошлому и настоящему;
5.5. Проект «Воспитание здорового образа жизни»
Цель: воспитание здорового образа жизни.
Задачи:
- формирование у обучающихся убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (соблюдения режима дня, выработки негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания);
- усвоение принципов и навыков здорового образа жизни, воспитание ответственности за собственную жизнь и здоровье;
- развитие физической культуры будущего специалиста как фактора его гармоничного развития, высокой профессиональной и трудовой активности, творческого долголетия;
-содействие правильному формированию и развитию организма, укреплению нравственного и психологического здоровья;
- профилактика вредных привычек и девиантного поведения;
- популяризация спорта.
Таблица 8.
№ п/п | Наименование | Сроки реализации | Ответственные исполнители |
1. | Проведение физкультурно-массовых мероприятий, участие в спортивных состязаниях. | В течение года | Руководитель физвоспитания |
2. | Проведение диагностики уровня тревожности обучающихся нового набора. | Ежегодно (сентябрь-октябрь) | Педагог-психолог, классные руководители |
3. | Исследование мотивации обучения обучающихся, социального положения, уровня адаптации к новым условиям обучения, общей эмоциональной сферы в студенческих группах. | В течение года | Педагог-психолог, социальный педагог. |
4. | Проведение единых классных часов: «Здоровье – путь к успеху»; «Жизнь без вредных привычек»; «Интернет–территория безопасности» и др | В течение года | Зам. директора по УВР, педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители групп |
5. | Презентация спортивных секций, волонтерского отряда. вовлечение обучающихся в социально значимую деятельность. | Ежегодно (сентябрь) | Руководитель физвоспитания, педагог - психолог, социальный педагог, классные руководители групп. |
6. | Проведение Месячника здоровья «За здоровый образ жизни!» | Ежегодно (апрель) | Руководитель ф\в, классные руководители |
7. | Участие в единой антинаркотической акции «Здоровье молодежи – богатство России». | Ежегодно (апрель) | Руководитель ф\в, классные руководители |
8. | Тематические классные часы о последствиях потребления психоактивных веществ (ПАВ), алкоголя и табака | Ежегодно | классные руководители групп, педагог-психолог |
9. | Диагностика обучающихся с целью выявления личностного отношения к употреблению ПАВ (анкетирование) | Ежегодно (Сентябрь-октябрь | Педагог-психолог, классные руководители |
10. | Разработка ИПР по работе с выявленными студентами, расположенных к суицидальному поведению; употреблению ПАВ (индивидуальная профилактическая работа). | В течение года | Педагог-психолог, классные руководители групп. |
11. | Работа волонтерского отряда «Твори добро» по распространению идей здорового образа жизни и профилактики потребления алкоголя и ПАВ | В течение года | Руководитель волонтерского отряда, совет студенческого самоуправления |
12. | Единый классный час «Страшное слово СПИД!», посвященный к Всемирному дню борьбы со СПИДом» 1 декабря | Ежегодно (декабрь) | классные руководители групп |
13. | Классные часы, беседы на темы Профилактики ЗОЖ, антинаркотической пропаганды, о вреде употребления алкоголя и табака, ПАВ | Ежегодно (по плану) | Заместитель директора по УВР, педагог-психолог, классные руководители групп, медработник. |
14. | Акция «Сломанная сигарета» - участие во Всемирном дне без табака 31 мая | Ежегодно (май) | руководитель ф/в, совет студенческого самоуправления |
15. | Беседа по профилактике инфекций передающихся половым путем, ВИЧ/ СПИДа среди подростков | Ежегодно (по плану) | Зам. директора по УВР, инфекционист |
16. | Конкурсы рисунков, плакатов, мультимедийных презентаций по формированию и укреплению здоровья, пропаганде здорового образа жизни, профилактике употребления ПАВ, приуроченные к знаменательным датам. | Ежегодно | Зам. директора по УВР, социальный педагог, Классные руководители. |
17. | Организация работы спортивно-оздоровительных секций | Ежегодно | Руководитель ф/в, спортивный сектор |
18. | Проведение мероприятий направленных на пропаганду здорового образа жизни (турниры по волейболу, баскетболу, настольному теннису, минифутболу, студенческие профилактические акции, Дни здоровья др.) | Ежегодно | Руководитель ф/в, спортивный сектор |
19. | Информационно-профилактические встречи с врачом наркологом, гинекологом по формированию здорового образа жизни. | Ежегодно | Зам. директора по УВР, студенческий совет самоуправления, классные руководители |
20. | Социально – психологическое тестирование обучающихся колледжа на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ | Ежегодно | Педагог-психолог, классные руководители |
21. | Тренинги: - Скажи: «Нет!» ПАВ! - Наркотики: употребление, злоупотребление, болезнь - Время быть здоровыми. | Ежегодно | Социальный педагог, педагог-психолог. |
22. | Проведение инструктажей по технике безопасности, пожарной безопасности, правил поведения на улице, автотранспорте, железнодорожном транспорте и его объектах, в местах массового пребывания, вблизи водоемов и на водоемах и др. | Ежегодно (по графику) | Зам. директора по безопасности, классные руководители |
23. | Антинаркотические профилактические акции «Сообщи, где торгуют смертью!», «Классный час: Наркотики. Закон Ответственность» и др. | Ежегодно | Классные руководители групп |
Целевые индикаторы воспитания здорового образа жизни определяется по следующим показателям:
- наличие наград и призов, грамот и поощрений в области воспитания здорового образа жизни
- активность обучающихся в спортивных мероприятиях;
- количество проведенных конкурсов, викторин, деловых игр и других массовых мероприятий по здоровьесбережению.
Ожидаемые результаты:
- увеличение количества обучающихся, регулярно занимающихся
физической культурой и спортом;
- сокращение численности обучающихся пропускающих занятия физической культуры;
- увеличение количества спортивных секций по различным видам спорта;
- увеличение количества числа обучающихся, занятых в спортивных секций;
- реализация образовательных здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих комфортное сотрудничество всех субъектов образовательного процесса;
- сформированная у обучающихся системы знаний о здоровье человека и навыков ведения здорового образа жизни;
- создание банка методических разработок, направленных на пропаганду здорового образа жизни;
- уменьшение числа обучающихся, стоящих на всех видах учета;
- количество реализованных социальных инициатив обучающихся посредством волонтерской деятельности.
Ожидаемые результаты:
- увеличение количества обучающихся, регулярно занимающихся физической культурой и спортом;
- сокращение численности обучающихся пропускающих занятия физической культуры;
- увеличение количества спортивных секций по различным видам спорта;
- увеличение количества числа обучающихся, занятых в спортивных секциях;
- реализация образовательных здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих
комфортное сотрудничество всех субъектов образовательного процесса;
- сформированная у обучающихся системы знаний о здоровье человека и навыков ведения здорового образа жизни;
- создание банка методических разработок, направленных на пропаганду здорового образа жизни;
- уменьшение числа обучающихся, стоящих на всех видах учета;
- количество реализованных социальных инициатив обучающихся посредством волонтерской деятельности.
5.6 Проект «Экологическое воспитание»
Цель: формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.
Задачи:
-образовательная - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
-воспитательная - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически
целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
-развивающая - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.
Таблица 9.
№ п/п | Наименование | Сроки реализации | Ответственные исполнители |
1. | Единый классный час «Курение и здоровье», посвященный Международному дню борьбы с курением18 ноября. | Ежегодно (ноябрь) | Классные руководители групп, культмассовый сектор |
2. | Участие в акции «Чистота вокруг нас» - уборка и озеленение закрепленных территорий | В течение года | Классные руководители групп, трудовой сектор |
3. | Беседы по экологии: «Экологическая безопасность». | В течение года | Классные руководители групп зав. библиотекой |
4. | Экологические конкурсы и викторины. | В течение года | Классные руководители групп зав. библиотекой, культмассовый сектор |
5. | Участие в акциях, конкурсах, конференциях экологической направленности. | В течение года | Классные руководители групп, совет студенческого самоуправления |
6. | Классные часы по теме: - «Зеленый наряд Земли!» - «Молодежь и борьба за чистую Землю» (по курсам) - «Искусство и природа» и др | В течение года | Классные руководители групп |
7. | Неделя экологии | Ежегодно (март) | Классные руководители групп, студенческий совет самоуправления |
8. | Участие в акции «Час земли» (28 марта) | Ежегодно (март) | Классные руководители, студенческий совет самоуправления |
9. | День экологических знаний | Ежегодно (15 апреля) | Преподаватель экологии, классные руководители групп |
10. | Дни чистоты (экологические субботники) | Ежегодно (апрель-май) | классные руководители групп, трудовой сектор |
11. | Мероприятия к Международному Дню земли: -Экологический час «Земля - наш общий дом»; - книжная выставка «Земля – моя кормилица»; - экологический турнир «Земля у нас одна». | Ежегодно (22 апреля) | Преподаватель экологии, классные руководители групп, зав. библиотекой, студенческий совет самоуправления |
12. | Сбор макулатуры «Зеленая неделя» | Ежегодно | классные руководители групп, студенческий совет самоуправления |
13. | Экологический флешмоб «Дыши свободно». | Ежегодно | классные руководители групп, студенческий совет самоуправления |
14. | Участие в олимпиадах, конкурсах краевого, всероссийского уровня экологической направленности. | Ежегодно | Зам. директора по УВР, классные руководители групп |
15. | Проведение цикла лекций, бесед, просмотров фильмов «Экология и здоровье», «Отчистим природу от мусора!» и т.п. | Ежегодно | классные руководители групп |
Целевые индикаторы экологического воспитания определяется по следующим показателям:
- наличие наград и призов, грамот и поощрений в области экологического воспитания;
- активность обучающихся в мероприятиях.
Ожидаемые результаты:
-формирование бережного отношения обучающихся к среде своего обитания; вовлечение подростков в движение по сохранению и увеличению зеленого фонда образовательной организации.
-сформированность ключевых компетенций в области эколого-практической деятельности.
5.7 Проект «Профилактика правонарушений»
Цели:
- обеспечение единого комплексного подхода к снижению роста правонарушений и повышению эффективности профилактики, связанной с проблемами противоправного поведения подростков;
- предупреждение правонарушений и антиобщественных действий в молодежной среде;
- формирование общественного мнения, направленного на недопустимость совершения правонарушений.
Задачи:
- осуществлять воспитательное сопровождение и контроль поведения обучающихся, склонных к совершению правонарушений;
- уменьшить число нарушений правил внутреннего распорядка в ОУ;
искоренить «правовой нигилизм» обучающихся как негативное социальное явление;
- выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений;
- совершенствование локальной нормативной базы образовательной организации по профилактике правонарушений;
- осуществлять правовую пропаганду и правовое воспитание подростков;
- осуществлять информационно-методическое обеспечение по профилактике правонарушений;
- осуществлять совместную деятельность образовательной организации и сотрудников правоохранительных органов в профилактике правонарушений среди обучающихся;
- усиление профилактической работы, направленной на формирование мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству.
Таблица 10.
№ п/п | Наименование | Сроки реализации | Ответственные исполнители |
1. | Обследование семей вновь прибывших обучающихся. | Ежегодно (сентябрь) | Классные руководители групп, социальный педагог. |
2. | Взаимодействие с органами профилактики в п. Чертково в вопросах нормативно-правового регулирования, информационно-методического обеспечения системы профилактики. | В течение года | Зам. директора по УВР, Педагог-психолог. Классные руководители |
3. | Разработка наглядных материалов, брошюр, стендов, памяток по нормативно-правовому регулированию профилактики правонарушений. | В течение года | Зам. директора по УВР, Педагог-психолог, студенческий совет самоуправления, классные руководители |
4. | Организация тематических встреч пед. коллектива со специалистами системы профилактики. | В течение года | Зам. директора по УВР, Педагог-психолог |
5. | Диагностика обучающихся 1 курса на выявление уровня тревожности, предрасположенности к отклоняющемуся поведению | Ежегодно (сентябрь-октябрь) | Педагог-психолог. Классные руководители |
6. | Создание базы данных несовершеннолетних обучающихся, находящихся в социально-опасном положении. | Ежегодно (сентябрь) | Социальный педагог, классные руководители |
7. | Создание и системное ведение базы данных обучающихся, склонных к совершению правонарушений. | Ежегодно (сентябрь-октябрь) | Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители |
8. | Работа Совета профилактики по Предупреждению правонарушений и преступлений. | В течение года | Комиссия совета профилактики, классные руководители |
9. | Приглашение на Совет профилактики родителей, уклоняющихся от воспитания своих детей, направление материалов в КДН и ЗП на обучающихся, не посещающих занятия | По заявке классного руководителя группы и социального педагога | Председатель совета профилактики, заместитель директора по УВР, социальный педагог, классные руководители |
10. | Информационные кураторские часы для обучающихся 1 курса с приглашением инспекторов ПДН, ГИБДД, УИП, КДН и ЗП | В течение года | Зам. директора по УВР, председатель совета профилактики, социальный педагог, |
11. | Педагогический семинары и собрания для родителей: -психолого-педагогические особенности возраста; - роль семьи и учебного заведения в воспитании законопослушного гражданина; - проблемы здоровья подростков; - ответственность родителей за воспитание и обучение своих детей | Ежегодно (по плану) | Заместитель директора по УВР, педагог-психолог, классные руководители групп, инспектор ПДН, социальный педагог |
12. | Размещение наглядных материалов, методических информационных материалов, памяток на сайте образовательной организации | В течение года | Заместитель директора по УВР, системный администратор, пресс-центр |
13. | Индивидуальные консультации | В течение года | Заместитель директора по УВР, педагог-психолог, классные руководители |
14. | Организация системного мониторинга посещаемости, учебных дисциплин обучающимися. | В течение года | Классные руководители, учебный сектор |
15. | Организация и проведение студенческих профилактических акций, мероприятий по предотвращению наркомании, алкоголизма, асоциального поведения подростков | В течение года | Совет студенческого самоуправления, классные руководители |
16. | Тестирование обучающихся 1 курса на выявление предрасположенности к суицидальному поведению. | Ежегодно (октябрь-ноябрь) | Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители |
17. | Составление и ведение ИПР с обучающимися «группы риска». | В течение года | Социальный педагог, педагог-психолог. Классные руководители |
18. | Профилактические беседы инспектора ПДН, работников правоохранительных органов в групповых коллективах: «Об ответственности подростков за противоправные деяния», «Возраст уголовной ответственности», «Что такое административное правонарушение», «Ты и закон», «Наказуемые поступки», «Конвенция о правах ребенка», законы СО, Об уголовной ответственности и видах наказания ст.111,158,159,161,162,163,207 УК РФ», «О недопустимости совершения правонарушений общественного порядка» | Ежегодно (по плану) | Председатель совета профилактики, социальный педагог, классные руководители |
19. | Месячник безопасности дорожного движения. | Ежегодно (октябрь) | Заместитель директора по безопасности, классные руководители социальный педагог, студенческий совет самоуправления |
20. | Месячник по правовому воспитанию | Ежегодно (декабрь) | Преподаватель обществознания и права, классные руководители |
21. | Индивидуальная работа с обучающимися девиантного поведения | В течении года | Классные руководители групп, социальный педагог, педагог-психолог, заместитель директора по УВР |
22. | Цикл лекций «Права и обязанности обучающихся» | В течение года | Классные руководители групп, социальный педагог, социальный сектор |
23. | Вовлечение обучающихся в работу кружков, секций, Совета студенческого самоуправления. | В течение года Ежегодно | Классные руководители групп, социальный педагог, педагог-психолог, студенческий совет самоуправления
|
Мероприятия в подмодуле реализуются в 3 направлениях:
1. организационная работа, работа с педагогическим коллективом;
2. профилактическая работа с обучающимися, информационно-просветительская
деятельность, диагностическая работа;
3. работа с родителями.
Целевые индикаторы профилактики правонарушений определяется по следующим показателям:
- Динамика количества обучающихся систематически участвующих в мероприятиях информационно - просветительской направленности.
- Динамика количества обучающихся состоящих на различных видах профилактического учёта.
- Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в ОУ.
Ожидаемые результаты:
- Стабилизация количества правонарушений и преступлений среди обучающихся,
снижение количества совершения повторных правонарушение и преступлений.
- Увеличение числа обучающихся, ориентированных на полезные привычки, устойчивые нравственные качества, здоровый образ жизни.
- Снижение (отсутствие) количества совершенных обучающимися правонарушений.
- Обеспечение защиты прав обучающихся, их социальной реабилитации и адаптации в ОУ.
5.8 Проект «Противодействие распространению идеологии
терроризма и экстремизма»
Цель:
- Противодействие и профилактика экстремизма; уменьшение проявлений экстремизма и негативного отношения к лицам других национальностей и религиозных конфессий.
- Обеспечение безопасности участников образовательного процесса во время их деятельности путем повышения безопасности их жизнедеятельности.
- Предупреждение угрозы терроризма и экстремизма.
Задачи:
- реализация требований законодательных и иных нормативных актов в области обеспечения безопасности участников образовательного процесса;
- информирование участников образовательного процесса по вопросам противодействия и профилактике экстремизма;
- воспитание у обучающихся уверенности в эффективности мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций;
- практическая проверка готовности участников образовательного процесса действовать в экстремальных ситуациях;
- воспитание толерантного поведения к людям других национальностей и религиозных конфессий;
- организация правового воспитания обучающихся;
- формирование у участников образовательного процесса внутренней потребности в толерантном поведении к людям других национальностей, на основе ценностей многонационального российского общества, культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.
Таблица 11.
№ п/п | Наименование | Сроки реализации | Ответственные исполнители |
1. | Организация системного сотрудничества с УМВД РФ Чертковского района по предупреждению экстремизма среди обучающихся. | Ежегодно | Зам. директора по безопасности
|
2. | Линейка памяти «Память, которой не будет конца» Уроки мужества «Терроризм – угроза обществу» с просмотром видеофильма «Терроризм. За кадром» | Ежегодно (3сентября) | Зам. директора по УВР, классные руководители групп, студенческий совет самоуправления |
3. | Единый классный час «Экстремизм - основа и идеология террора» | Ежегодно (ноябрь) | классные руководители групп, студенческий совет самоуправления |
4. | Проведение общего собрания с родителями обучающихся–первокурсников – актуализация систематического родительского контроля за пользованием обучающимися запрещенными социальными группами и страницами сети Интернет, в том числе – запрещенными социальными группами и страницами, размещающих экстремистские материалы. | Ежегодно (сентябрь) | Зам. директора по УВР, педагог-психолог, классные руководители групп. |
5. | Проведение социологического опроса по выявлению отношений обучающихся к идеологии экстремизма и терроризма в соответствии с исполнением решения заседания межведомственной рабочей группы по взаимодействию органов исполнительной власти в пос. Чертково, правоохранительных органов в сфере противодействия экстремизму. (системная диагностика) | Ежегодно (февраль) | Педагог-психолог, классные руководители |
6. | Организация и проведение цикла мероприятий, направленных на профилактику экстремизма у обучающихся. | В течение года | Зам. директора по безопасности, педагог-психолог, классные руководители |
7. | Профилактический Лекторий «Скрытая угроза» (Информирование об истоках терроризма и экстремизма, причинах и негативных последствиях этих явлений) | В течение года | Зам. директора по безопасности, классные руководители |
8. | Сотрудничество со специализированными гос. учреждениями, общественными организациями в вопросах профилактики экстремизма. (Участие в профилактических акциях, событиях, мероприятиях, направленных на профилактику экстремизма обучающихся) | В течение года | Зам. директора по безопасности, педагог-психолог |
9. | Беседы ко Дню Вывода Войск из Афганистана: -«Афганистан-наша память»; -«Годовщина вывода советских войск из Афганистана»; -«Афганистан - незаживающая рана" и др | Ежегодно (февраль) | Классные руководители групп, студенческий совет самоуправления |
10. | Урок мужества: Эхо афганской войны. С приглашением участников Афганской войны. | Ежегодно (февраль) | Зам. директора по УВР, Классные руководители групп, студенческий совет самоуправления |
11. | Проведение мероприятий, посвященных международному Дню толерантности (16 ноября): - «Все мы разные, но мы вместе!» - «Жить в мире с собой и другими». - «Мы живем среди людей» - круглый стол «Милосердие – основа духовности». | Ежегодно (ноябрь) | Классные руководители групп, студенческий совет самоуправления |
12. | Правовой лекторий «Как не попасть в ловушку террористов». | Ежегодно (по плану) | Педагог-психолог, классные руководители |
13. | Акции: - «Спорт против этнической нетерпимости»; - «Терроризму – нет!». | В течение года | руководитель физ. Воспитания, спортивный сектор |
14. | Просмотр тематических фильмов по профилактике терроризма, экстремизма: «Спаси себя и друзей, сообщи вовремя», «Портрет террориста», «Прежде чем сделать репост- подумай» и др | В течение года | классные руководители |
15. | Месячник безопасности и гражданской обороны. | Ежегодно сентябрь | преподаватель ОБЖ, классные руководители |
16. | Классные часы, индивидуальные и групповые беседы по доведению норм законодательства, устанавливающих ответственность за участие и содействие террористической деятельности, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной розни. | В течение года | Зам. директора по безопасности, классные руководители групп |
17. | Анкетирование обучающихся в рамках толерантного воспитания: «Мое отношение к носителям различных культурных, религиозных, этнических традиций» | Ежегодно (декабрь) | Педагог-психолог, классные руководители |
Целевые индикаторы противодействие распространению идеологии
терроризма и экстремизма определяется по следующим показателям:
- отсутствие фактов экстремизма, психического и физического насилия;
- наличие наград и призов, грамот и поощрений в области толерантного воспитания;
- активность обучающихся в мероприятиях.
Ожидаемый результат:
- снижение (отсутствие) количества совершенных обучающимися правонарушений, связанных идеологией распространения экстремизма и терроризма;
- уменьшение количества обучающихся находящихся в конфликте с законом;
-воспитание у обучающихся толерантного сознания, идеологии и культуры толерантности;
- повышение уровня межэтнической и межконфессиональной толерантности в молодежной среде;
-формирование у обучающихся интереса и уважения к традициям, обычаям и культуре различных этносов.
5.9 Проект «Студенческое самоуправление»
Цель: обеспечение условий для формирования личности, умеющей отстаивать свою позицию, представлять и защищать свои интересы, уважая права и интересы других людей, разрешать возникающие проблемы, успешно адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизни, грамотно выполнять свои социальные роли и функции, находить способы самореализации в различных сферах деятельности.
Задачи:
-представление обучающимся реальной возможности участвовать в управлении студенческим коллективом (организовывать, исполнять и анализировать процесс проживания в общежитии);
- разработка основных направлений и содержания деятельности с проживающими в общежитии;
- формирование у обучающихся умения самостоятельно находить общезначимое дело, проявлять себя в различных направлениях, вносить свой вклад в деятельность коллектива;
- приобщение обучающихся к социально приемлемым формам досуга;
- анализ и оценка результатов проведенной работы;
- распространение информации о реализации проекта в студенческой среде.
Таблица 12.
№ п/п | Наименование | Сроки реализации | Ответственные исполнители |
1. | Организация разнообразных форм проведения свободного времени. | Ежегодно | классные руководители групп, студенческий совет самоуправления |
2. | Изучение интересов и потребностей молодёжи, обучающейся в колледже. | Ежегодно | классные руководители групп, студенческий совет самоуправления |
3. | Участие в круглых столах с администрацией образовательной организацией по решению внутренних вопросов жизни студенческого коллектива, в заседаниях Совета техникума | Ежегодно | Зам. директора по УВР, классные руководители групп, студенческий совет самоуправления |
4. | Организация и участие в мероприятиях образовательной организации: -Дню учителя (5 октября); - Новый год; - Дню студента (25 января); -День самоуправления; - Дню святого Валентина (14 февраля); - Дню защитника Отечества; - международному женскому Дню 8 марта; - День Победы. | Ежегодно | Зам. директора по УВР, председатель ССС, классные руководители групп, студенческий совет самоуправления |
5. | Участие в профилактических, экологических, патриотических и других акциях, проходящих в ОУ. | Ежегодно | Председатель ССС, классные руководители групп, студ. совет |
Ожидаемые результаты:
-создание условий для всестороннего развития молодого человека в различных сферах общественной жизни;
- формирование активной гражданской позиции, готовности критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
- представление интересов студенчества на различных уровнях;
- организация социально значимой общественной деятельности студенчества.
5.10 Проект «Волонтерское движение»
Цель: развитие и социальная самореализация обучающихся путем ознакомления с различными видами социальной активности, вовлечение обучающихся в общее добровольческое движение.
Задачи:
- популяризация идей добровольчества в студенческой среде, осуществление рекламно-информационной деятельности;
- развитие социальной системы, создание оптимальных условий для распространения волонтерского движения и активизации участия обучающихся ГБПОУ РО ПУ № 95 в социально-значимых акциях и проектах;
- вовлечение обучающихся в проекты, связанные с оказанием социально-психологической и медицинской поддержки различным группам населения;
- привлечение обучающихся к участию в добровольной безвозмездной помощи на базе образовательной организации;
- налаживание сотрудничества с социальными и коммерческими партнерами для совместной социально-значимой деятельности;
- воспитание у обучающихся активной гражданской позиции, формирование лидерских и нравственно-этических качеств, чувства сострадания, сопереживания, патриотизма и др;
- поддержка и реализация социальных инициатив обучающихся.
Таблица 13.
№ п/п | Наименование | Сроки реализации | Ответственные исполнители |
1. | «Вливайся!» - привлечение в отряды новых волонтеров. | Ежегодно (сентябрь) | руководитель волонтерского отряда, классные руководители групп |
2. | Обучение волонтеров в рамках учебы студенческого актива. | В течение года | руководитель волонтерского отряда, студенческий совет самоуправления |
3. | Системное взаимодействие волонтерских отрядов с общественными организациями, государственными и организациями для реализации совместных проектов. | В течение года | Зам. директора по УВР, руководитель волонтерского отряда, студенческий совет самоуправления, классные руководители групп |
4. | Акции: - «Время творить добро»; -«Трудовой десант» уборка территории; - «Алая лента», посвященная Международному дню борьбы со СПИДом; -«Сумей сказать «НЕТ!» (классные часы); -«Новый год стучится в двери» (поздравление педагогов и обучающихся); - «Экологический десант» (Сбор макулатуры. Озеленение территории) | В течение года | руководитель волонтерского отряда, студенческий совет самоуправления классные руководители групп |
5. | Проведение классных часов «Влияние алкоголя на здоровье человека». | Ежегодно (ноябрь) | классные руководители групп. |
6. | Открытки ко Дню пожилого человека «Почта добра» Подготовка и рассылка поздравительных открыток. | Ежегодно (октябрь) | руководитель волонтерского отряда, культмассовый сектор |
7. | Беседа: «Здоровье молодежи Богатство России». | Ежегодно (апрель) | Руководитель волонтерского отряда |
8.
| Участие в волонтерских конкурсах различного уровня | В течение года | руководитель волонтерского отряда, классные руководители групп, студенческий совет самоуправления |
9. | Создание информационных стендов, листовок, плакатов. | В течение года | руководитель волонтерского отряда, классные руководители групп, студенческий совет самоуправления |
10. | Посещение ветеранов ВОВ, поздравление с праздником Победы | Ежегодно (апрель-май) | Руководитель волонтерского отряда, студенческий совет самоуправления |
Целевые индикаторы волонтерского движения определяется по следующим показателям:
- активность студентов и преподавателей в волонтерских мероприятиях;
- рост числа студентов, участвующих в волонтерском движении.
Ожидаемые результаты:
-вовлечение большого числа обучающихся в активную общественную жизнь;
-увеличение числа публикаций и выступлений по пропаганде добровольческого движения;
- заинтересованность общественности проблемами экологии, нравственности, духовности здоровья, взаимопомощи, увлеченность подростков идеями добра и красоты, духовного и физического совершенствования.
6. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I этап (2021г.) Подготовительный этап. Нормативно-правовое обеспечение, регламентирующее воспитательную деятельность.
II этап – (2021-2024 гг.) Основной этап – апробация проектов, анализ воспитательной работы в ОУ, обобщение результатов этапа реализации Программы, внесение корректив.
III этап (2022-2025 гг.) Обобщающий этап – мониторинг и обобщение результатов реализации выполнения Программы, повышение квалификации педагогов, публикации статей, докладов, выступления на конференциях, внедрение педагогического опыта по реализации Программы. Мониторинг качества выполнения Программы. Публикация на сайте Отчета о реализации Программы. Определение дальнейших перспектив развития образовательной организации в области воспитательной работы.
7. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям конкретные мероприятия, ведущие к достижению намеченных результатов.
В данную программу входят 10 воспитательных направлений, которые включают в себя комплекс задач по определенному направлению деятельности и основаны на теоретической части в форме занятий в рамках учебных дисциплин и практической части в форме воспитательных мероприятий, реализуемые на основе компетентностного подхода.
Управление Программой, контроль и координацию деятельности по реализации Программы осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Система контроля хода Программы и результатов ее выполнения
Схема 1.
Планирование
Анализ. Результаты
Деятельность
Система контроля хода Программы и результатов ее выполнения идет через планирование, осуществление деятельности, проведение анализа полученных результатов. На каждый год необходима разработка плана воспитательной работы в целях обеспечения контроля хода и результатов выполнения плана работы.
Таким образом, по всем пунктам Программы в плане указан конкретный срок исполнения. Информация о ходе и итогах реализации Программы открыта для широкой общественности и размещается на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет.
Реализация Программы
Схема 2.
Программа воспитания
План воспитательной работы на учебный год
План воспитательной работы на месяц
Все участники Программы четко осознают, что главными составляющими стратегии работы должны быть:
- высокое качество всех мероприятий Программы;
- удовлетворение потребностей обучающихся, родителей, социальных партнеров, общества в целом.
7.1. ОБЛАСТИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ И ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Воспитательные | Социальные | Управленческие |
- уровень воспитанности; - количество обучающихся, участвующих в мероприятиях; - количество призеров, лауреатов и дипломантов спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей.
| - соответствие выпускников образовательной организации требованиям социальных партнеров; - отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих | - уровень использования ИКТ при контроле и организации воспитательных мероприятий; - уровень квалификации педагогических работников и администрации образовательной организации; - уровень мотивации всех участников воспитательного процесса |
Методы сбора информации: анкетирование всех участников воспитательного процесса и работодателей, анализ результатов воспитательной деятельности, микроисследования, тестирования, наблюдения, беседы с субъектами воспитательного процесса.
На основании выводов и рекомендаций разрабатывается проект следующей Программы.
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитание личности будущего специалиста, профессионала своего дела является наряду с обучением важнейшей функцией системы профессионального образования Российской Федерации.
Комплексная Программа воспитания и социализации обучающихся Чертковского многопрофильного техникума до 2025 года предназначена для дальнейшего совершенствования и развития воспитательного процесса в условиях внедрения новых ФГОС в систему среднего профессионального образования.
Она является основой для деятельности администрации и педагогического коллектива образовательной организации. Программа отражает новый этап в развитии образовательной организации. В ней представлены цель, задачи, стратегия и тактика развития воспитательной работы в образовательном учреждении, определены мероприятия, проводимые в рамках реализации проектов «Духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание», «Эстетическое воспитание и приобщение подростков к культурному наследию мира, России и Донского края», «Гражданско- патриотическое воспитание», «Воспитание здорового образа жизни», «Волонтерское движение», «Экологическое воспитание», «Профилактика правонарушений», «Противодействие распространению идеологии терроризма и экстремизма», «Профессиональное воспитание», «Студенческое самоуправление», а также показаны этапы, индикаторы и механизм реализации, области оценки эффективности Программы и ожидаемых результатов, дано экономическое обоснование Программы. С ее ключевыми идеями ознакомлены классные руководители групп, преподаватели, обучающиеся, родители.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" [Текст]: постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 // Собрание законодательства. – 2015.
2. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе» [Текст]: постановление Правительства РФ от 25 августа 2001 г. № 629 // Собрание законодательства. – 2001.
3. Государственная молодёжная политика: опыт, прогнозы, приоритеты [Текст] // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ – 2002 г. - № 4 - с. 97.
4. Абаскалова, Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, А.С. Шинкаренко, Н.Г. Здоровьесберегаюшая инфраструктура в системе образования: учебное пособие / под ред. Э. М. Казина, Н. Э. Касаткиной. – М.: ОМЕГА-Л, 2014.
5.Алексин, В.А., Плетнев, Н.Я. Муниципальная молодежная политика и ее
информационное обеспечение. – М.: Логос, 2014. – 184 с.
6.Гревцева, Г. Я., Циулина, М. В. Воспитание гражданина и патриота: теория и практика: учеб пособие. - Челябинск : Цицеро, 2014. – 203 с.
7.Мурзина, И.Я. Патриотическое воспитание: стратегические ориентиры и актуальные практики: учебно-методическое пособие для педагогов / И.Я. Мурзина. – Екатеринбург: ООО «Периодика», 2017. – 280 с.
8.Носкова, Е.П. Информированность студентов по вопросам здоровья и здорового образа жизни как основа самосохранительного поведения // Социология образования. – 2015. – № 11. – С. 68-77.
9. Огоновская, И. С. Проекты гражданско-патриотической направленности в системе воспитательной работы образовательного учреждения. Проектная деятельность обучающихся: метод. пособие для педагогов. – Екатеринбург: ООО «Периодика», 2017. – 224 с.
10.Свиридов, Н.А. Адаптационные процессы в среде молодежи // Социологические исследования. – 2014. – № 1. – С. 90-96.