СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексные числа

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - коспект урока по теме "Комплексные числа"

Просмотр содержимого документа
«Комплексные числа»

Комплексные числа и квадратные уравнения.

10 класс ( профильный уровень).

«Мысль выражать все числа знаками

настолько проста, что именно из-за

этой простоты сложно осознать,

сколь она удивительна»



Пьер Симон Лаплас

Цели урока:

1.Обучающая:

  • формирование у школьников различных приёмов мыслительной деятельности;

  • включение новой информации в структуру прежних знаний;

  • расширить сведения учащихся о числах;

2. Воспитательная:

  • привитие интереса к предмету;

  • формирование уверенности в своих знаниях.

  • воспитание чувства ответственности.

3. Развивающая:

  • развитие эмоционально-положительного отношения к изучению математики.



Задачи урока:

  • Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по теме урока.

  • Развивать умения применять теоретические знания при решении заданий; умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи; классифицировать.

  • Формировать навыки самостоятельной деятельности





Учебно-методическая карта фрагмента урока

Этап урока

Содержание этапа

Методы и методические приемы

Формируемые компетенции

1

Организационный момент

Приветствие


  • Умение слушать, настраиваться на урок

2

Мотивация и целеполагание. Активизация деятельности.

Мотивация

Определение целей урока

(слайды 2-4)

  • Словесный

  • Принятие целей урока

  • Умение синтезировать данные


3

Актуализация

Историческая справка

Решение кроссворда

(для сильных)

Тест (для слабых)

(слайд 5-6)

Индивидуальная работа

(на карточках)

  • Наглядно-иллюстративный

  • Частично-поисковый

  • Работа в парах

  • Индивидуальная работа

( проверка через документ камеру)

  • Умение осознавать основное содержания темы

  • Умение использовать полученные знания

  • Умение синтезировать данные

4

Сообщение новых знаний

Решение квадратных уравнений на множестве комплексных чисел.

(слайд 7-8)

  • Наглядно-иллюстративный

  • Исследовательский

  • Частично-поисковый

  • Практический

  • Информационно-коммуникационные

  • Организация взаимосвязи своих знаний и их применение.


5

Этап обобщения и систематизации

Индивидуальная работа. (слайд 9-10)



Индивидуальная работа

(на карточках)

  • Практический

  • Частично-поисковый

  • Взаимооценка (проверка по слайду)


  • Умение проявлять гибкость, оказавшись в нестандартных ситуациях

  • Умение организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их

  • Умение принимать решения и брать на себя ответственность за их последствия

  • Взаимоконтроль

6

Домашнее задание

Задания различного уровня сложности

  • Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача

7

Рефлексия

Ответы на вопросы

(слайд 11-12)

  • Частично-поисковый


  • Умение выделять главное

  • Нестандартность мышления

8

Итог урока

Качественная характеристика работы учащихся


  • Умение слушать

  • Оценивание

На прошлых уроках мы познакомились с понятием комплексного числа, алгебраической формой записи комплексного числа, научились выполнять различные действиями над комплексными числами, научились находить модуль и аргумент комплексного числа.

Актуализация

Работа в парах - решение кроссворда (историческая справка), для слабых тестирование. (проверка)

Индивидуальная работа. Заполняют лист само оценивания.

Вариант 1

1. Даны два комплексных числа Z1= (10 + 2i ) и Z2=(1 – 6i ). Найдите их сумму, разность, произведение и частное.

Вариант 2.

Даны два комплексных числа z1= (12 + 2i ) и z2=(3 – 4i ). Найдите их сумму, разность, произведение и частное.

Ответы:

Вариант 1

1. Z1+ Z2=11 – 4i

2. Z1- Z2=9 +8i

3. Z1 Z2=22 -58i

4.

Вариант 2

1. Z1+ Z2=15 – 2i

2. Z1- Z2=9 +6i

3. Z1 Z2=44 -42i

4. (Проверка по тетрадям учащихся через документ камеру)





Решите квадратные уравнения:

х2 – 5х + 6=0 х2 +6х+9=0 9х2-12х + 5 = 0



Решение квадратных уравнений в поле комплексных чисел

ax2 + bx + c = 0

1 cлучай: D0, 2 корня, х1,2 =

2 случай D=0, 1 коре нь, х1,2 =

3 cлучай: D1,2 =

Сколько корней может иметь записанное на доске квадратное уравнение?

2-12х + 5 = 0

У доски решает ученик:

2-12х+5=0

D= 144-180= -36, считаем, что


-Теперь вы можете блеснуть эрудицией, услышав, что при D

- Вот и сделали мы шаг в глубину математического айсберга. Комплексные числа широко применяются в электротехнике, в аэродинамике. Отец русской авиации, Н.Г. Жуковский использовал их при разработке теории крыла самолета. Возможно, они пригодились для получения промежуточного результата.

x 2– 4x + 13 = 0.
  9 x 2+ 12x + 29 = 0.

Взаимопроверка

Ответы:

1) 𝑥=(4+6𝑖)/2=2+3i 𝑥=(4−6𝑖)/2=2-3i

2) 𝑥=(−12−30𝑖)/18=(−2)/3 − 5/3 𝑖 , 𝑥=(−12+30𝑖)/18=(−2)/3+ 5/3 𝑖

Самопроверка.


1. Решите уравнение x2 – 4x + 5 = 0.

Решение. D = – 4 уравнение имеет мнимые корни:   2+i, 2-i


2. Решите уравнение x2 – x + 10 = 0.

Решение. D = – 39 , уравнение имеет мнимые корни:  


3. Решите уравнение x2 – 4x + 13 = 0.

Решение. D = – 36 уравнение имеет мнимые корни:   2+3i, 2-3i


4. Решите уравнение x2 – 2x + 15 = 0.

Решение. D = – 56 , уравнение имеет мнимые корни:  


А как бы вы решили следующее квадратное уравнение?

  1. х2 + (5 – 2i) x + 5(1– i) = 0;???????



Вот над этой проблемой будем работать на следующем уроке, а желающие могут попробовать самостоятельно попробовать свои силы.

Домашнее задание п.35 №7-8(а, б),10.



Спасибо за урок!






Вариант 1

1. Даны два комплексных числа Z1= (10 + 2i ) и Z2=(1 – 6i ). Найдите их сумму, разность, произведение и частное.


2. Проверьте правильность следующих утверждений:

а) Сумма и разность чисто мнимых чисел есть чисто мнимое число.

Для проверки возьмите числа: Z1=2i, Z2=-3i

б) Произведение двух чисто мнимых чисел равно действительному числу.

Для проверки возьмите числа: Z1=-5i, Z2=3i

в) Квадрат чисто мнимого числа равен действительному отрицательному числу.

Для проверки возьмите числа: Z1=10i

г) Произведение чисто мнимого числа на действительное равно чисто мнимому числу.

Для проверки возьмите числа: Z1=7i, Z2=3

которых равны 2.


Вариант 2.

Даны два комплексных числа z1= (12 + 2i ) и z2=(3 – 4i ). Найдите их сумму, разность, произведение и частное.


2. Проверьте правильность следующих утверждений:

а) Сумма и разность чисто мнимых чисел есть чисто мнимое число.

Для проверки возьмите числа: Z1=2i, Z2=-3i

б) Произведение двух чисто мнимых чисел равно действительному числу.

Для проверки возьмите числа: Z1=-5i, Z2=3i

в) Квадрат чисто мнимого числа равен действительному отрицательному числу.

Для проверки возьмите числа: Z1=10i

г) Произведение чисто мнимого числа на действительное равно чисто мнимому числу.

Для проверки возьмите числа: Z1=7i, Z2=3











1. Решите уравнение x2 – 4x + 5 = 0.    2+i, 2-i



2. Решите уравнение x2 – x + 10 = 0.  



3. Решите уравнение x2 – 4x + 13 = 0. 2+3i, 2-3i



4. Решите уравнение x2 – 2x + 15 = 0.







1. Решите уравнение x2 – 4x + 5 = 0.    2+i, 2-i



2. Решите уравнение x2 – x + 10 = 0.  



3. Решите уравнение x2 – 4x + 13 = 0. 2+3i, 2-3i



4. Решите уравнение x2 – 2x + 15 = 0.









1























 























 


2




3

















 


 




 

 

 

 

 

 

 











 


 




 







5








4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 







 


 




 







 












 

6

 

 

 

 

 





 






8










 





7

 

 

 

 

 

 

 

 










 







 






 










 







 






 










 







 














9

 

 

 

 

 

 



 
















 





10

 

 

 

 

 

 



















 





















11

 

 

 

 

 

 








ВОПРОСЫ:


По горизонтали:

























3.

Кто впервые упомянул о мнимых числах, назвав их «софически отрицательными»?


4.


Одна из форм задания комплексного числа.





6.

Чье имя носит формула = ?



7.

arg z.



9.

Длина вектора соответствующего комплексного числа.



10.

bi - …… часть числа.



11.

Геометрическая интерпретация комплексного числа.



























По вертикали:



























1.

Кто ввел название "мнимые числа"?



2.

Французский математик, предложивший изображать комплексные числа на координатной плоскости.



3.

Число вида ?





5.

Числа



8.

Сколько форм записи комплексных чисел Вы знаете?








Карточка само оценивания. 

Ф. И. _______________________________________________

 Система оценивания:

"+" - справился с заданием без затруднений,

"±" - справился с заданием, но возникали сложности,

"-" - не справился с заданием.


№ задания

Задание

Оценка

Оценка

учителя

1

Работа в парах



2

Работа по карточкам



3

Решение квадратных уравнений (взаимопроверка)



4

Решение квадратных уравнений (самопроверка)



5

Итого: ваша оценка за урок




Если у вас: 5- 4,5 «+» - ставим оценку «5»;

4- 3,5 «+» - «4»;

3- 2,5 «+» - «3».


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!