Комплексный анализ текста как форма эффективной подготовки учащихся к мониторингу качества знаний
Актуальность темы:
Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. В новом Законе «Об образованиив РФ» обозначена главная направленность ФГОС — это повышение качества образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В основе обучения лежит компетентностный подход, связанный с формированием ключевых компетентностей, одной из которых является коммуникативная компетентность. Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства дискомфорта. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной форме, анализировать и совершенствовать написанное, умение грамотно высказать мнение по обсуждаемому вопросу — одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.
Практика показывает, что современные школьники, чрезмерно увлеченные компьютером, телефонами, все больше в своем общении используют сленговые выражения, сокращенные слова, зачастую заменяя живую, культурную речь мимикой и жестами. Такие дети затрудняются в создании самостоятельных связных устных, а особенно письменных высказываний. Поэтому с уверенностью можно сказать, что проблема культурного общения школьников — одна из самых важных на сегодня. Работа с текстом на уроках русского языка позволяет развивать творческий потенциал учащихся, пополнять их словарный запас, улучшать качество речи.
Текст — это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Использование текста при изучении русского языка обеспечивает решение таких важных проблем школьного образования, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание бережного и вдумчивого отношения к слову. Кропотливая, постоянная работа с текстом на уроках должна, на мой взгляд, проводиться с опорой на произведения русской классической литературы. Обращение к «безукоризненным образцам» — одно из средств создания развивающей личность речевой среды, результативное средство, позволяющее сформировать у учащихся приемы построения текстов. Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:
комплексный и лингвостилистический анализы текста,
сочинение-рассуждение,
редактирование текста,
различные виды диктантов,
работа с текстами-миниатюрами,
различные игровые ситуации.
В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы, как комплексный анализ текста.
Почему именно работа с текстом является актуальной и эффективной формой при подготовке учащихся к мониторингу качества знаний?
Если традиционно при изучении материала мы шли путём, который условно можно назвать от теории — к практике, то работа с текстом предполагает иной путь познания: от практики к теории. Практика — это комплексная работа с текстом, это общение, диалог с текстом, что всегда начинается с внимательного чтения, когда мы стараемся понять замысел автора, тему, основные мысли текста. Задания, предлагаемые к тексту (иногда их очень много — комплекс вопросов и заданий), и направлены на то, чтобы учащиеся глубоко осмыслили содержание текста, увидели, что именно в тексте проявляется живая сущность слова, поняли, что именно общение с текстом показывает нам, как в языке всё взаимодействует, всё взаимосвязано: и лексика, и фонетика, и морфология, и синтаксис, что и проверяется в мониторинге как в 8-м, так и в 10-м классе. Текст — это речевое произведение, это «язык в действии», так что в процессе комплексной работы с разными текстами мыразвиваем устную и письменную речь и углубляем знания о русском языке, о литературе, о культуре.
Тексты стараюсь подбирать такие, чтобы они были интересными с точки зрения орфографии, содержали различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, И. А. Бунина, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина и других признанных мастеров слова. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии, об окружающем мире, о ровесниках, взаимоотношениях между людьми и т. п.В этом плане хорошим источником являются дидактические материалы Т.М.Пахновой«Русский язык. Комплексная работа с текстом», пособие для учителей С.И.Львовой «Уроки словесности», рабочие тетради под редакцией Александра Борисовича Малюшкина для 5-9 классов «Комплексный анализ текста», сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля для 5-9 классов авторов: В.И.Капиноса, М.Н.Махониной, Л. Н.Пучковой, А.О.Татур, пособия для подготовки к ГИА «Экзамен в новой форме», учебные пособия для 5-11 классов «Практикум по орфографии и пунктуации» авторов: С.В.Драбкиной, Д.И.Субботина.
Из произведений русской классической литературы я подобрала около двадцати неадаптированных текстов, которые уже в течение нескольких лет использую в работе на уроках русского языка и во внеурочное время (дополнительные занятия, факультативы). Задания к текстам охватывают все темы курса русского языка, все орфограммы и пунктограммы.
Работа с текстом начинается с 5-го класса. Задания дляанализа подбираю таким образом, чтобы учащиеся уже с 5-го класса знакомились со структурно-содержательным аспектом контрольно-измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ, что имеет важное пропедевтическое значение. Тексты подбираю различные по объёму и тематике. Всё зависит от вида деятельности, этапа урока, темы урока, вида урока. Формы работы различны – от коллективной до самостоятельной, при этом различны виды проверки: взаимопроверка, самопроверка. Иногда учащимся предлагается материал для самопроверки. Это не подсказки, не шпаргалки. Ученик может обращаться к ответам, чтобы проверить себя, понять, что именно усвоено недостаточно хорошо, и научиться это делать лучше, точнее, правильнее. Некоторыесправочные материалы служат образцом, опираясь на который учащиеся подобные заданиявыполняют уже самостоятельно (по аналогии). Особенно это актуально в работе с детьми с ОВЗ.
Вот примерный план анализа текста любого типа речи:
Выразительное чтение текста.
Словарная работа.
Работа по орфографии
Работа по синтаксису и пунктуации
Тема текста.
Идея текста.
Тип текста.
Стиль текста.
Выразительные средства речи и их роль.
Работая с текстами-миниатюрами, сравнивая два текста, ученики через восприятие и понятие текста идут к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития внимания, мышления учащихся.