СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексный анализ текста в 10 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплексный анализ текста составлен в двух вариантах и позволяет проверить усвоение учащимися содержания заданий №5 и №27 ЕГЭ( текст 2 части КАТ и эти задания взяты из сборника для подготовки к ЕГЭ Гостевой), а также уровень усвоения орфограмм "Правописание Н-НН в прилагательных и причастиях", "Правописание чередующихся гласных";умение определять тему, идею, проблему текста, тип и стиль речи.

Просмотр содержимого документа
«КР 10 В -1 Полугодие»

Контрольная работа за 1 полугодие по русскому языку

ученика (-цы) 10 ___ класса МБНОУ «Гимназия №44»

ФИ___________________________________________

ВАРИАНТ №1

ЧАСТЬ 1

1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Ответственным за мероприятие был назначен ДЕЛОВИТЫЙ и энергичный инженер Карцев.

ПРАЗДНАЯ жизнь не нравилась Васильеву, поэтому он решил заняться делом.

Ягоды в корзинке были ОТБОРНЫЕ, одна к одной.

На десерт нам предложили ПЕСЧАНЫЙ торт, который оказался очень вкусным.

Нескладный, очень ВЫСОКИЙ, худой, он сразу привлекал к себе внимание.

О т в е т : ___________________________.

2. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна Н.

Ране..ые (1) сидели на деревя…ом полу (2) и с жадностью ели пече…ую (3) в золе картошку. Жаре..ая (4) же рыба , которую медсестра принесла чуть позже, казалась им самым вкусным лакомством на свете

О т в е т : ___________________________.

3 . Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите

эти слова, вставив пропущенную букву и объясните ваш выбор.


Заг…рать, уг…реть, з…ря

Предл..жение, изл…гать, пол..г

Р..сток, выр..щенный, прор…стать

Непром…каемый плащ, пром…кательная бумага, вым…кнуть под дождем

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Часть 2

Прочитайте внимательно текст и выполните все задания к нему.

(1)Жажда созидания, в чьих объятиях издревле находится человек, загадочна и обычными средствами необъяснима. (2)Что движет человеком, когда он строит? (3) Где и как зарождается дух творчества, преодолевающий статичную косность, подвигающий на созидание красивого, необычного, а иногда и физически непосильного? (4)Неизвестно…(5)Объяснить всё это одними материальными стимулами трудно, ведь восточные пагоды пригодны для жилья меньше, чем обычные хижины. (6)Немного материальной корысти извлекали древние люди из Акрополя или из римского Форума. (7) И уж совсем непонятны с точки зрения рационального добывателя материальных благ каменные изваяния с острова Пасхи. (8) Позывы к строительству, к созиданию человек испытывает уже в раннем детстве, когда, играя, он сооружает свои дворцы, мосты и дома, не похожие ни на какие иные, хотя и сделанные по примеру других. (9) Вероятно, не одно лишь творческое начало участвует в созидании и строительстве. (10) В своей вечной тяжбе с бесконечностью мира люди ограничивают эту бесконечность определёнными сферами, вполне понятными, доступными обычным человеческим чувствам.

(11) Так, планета Земля есть для нас нечто определенное в бесконечности мира. (12) В свою очередь, на Земле существует обозримая глазом равнина или гора, где живёшь ты, а на этой равнине стоит твой дом, но даже и в доме есть для тебя самое уютное место…(13) Архитектура — это прежде всего организованное пространство, отчуждённое от бесконечности силой художественного образа. (14) Отобрать у безбрежности вполне определённую частицу — значит изобразить, оформить эту неопределённость, сделать уютным уголок холодного от бесконечности космоса. (15) Стремление к такому ограничению пространства очень ярко выражено у детей, в их играх. (16) С чувством дома, уюта связано у детей свойство искать укромные местечки. (17) Тяга к замкнутым объёмам, к входам и выходам, содержащим элемент лабиринта, к лесенкам, возвышениям, площадкам на разных уровнях — это тяга, совсем близкая к архитектурному творчеству. (18) Нередко она переходит из детства во взрослую атмосферу. (19)Крыша над головой — самое главное в жизни. (20) Ощущение бездомности подобно сиротству. (21) Поэтому человек строил себе дом прежде всего прочего. (22) Скитальчество и бродяжничество во многих странах запрещены законом. (23)Но закон нравственный всегда сильнее юридического. (По В.Белову)

1. Определите тему текста _________________________________________________________

2. Определите главную мысль текста___________________________________________________

___________________________________________________________________________________

3. Определите проблему текста ________________________________________________________

4.Определите стиль текста__________________________________________________________

5. Определите тип речи______________________________________________________________

6. Из предложений 16–22 выпишите антонимическую пару___________________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы прочитали. Выполните задание №7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины ,использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б,В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Задание №7. «Рассуждая о жажде созидания, присущей человечеству, В. Белов использует такие синтаксические средства выразительности, как (А)______ (предложения 2, 3),(Б)______ (в предложениях 8, 9, 14, 17), с помощью которых он вовлекает нас в интересный разговор. Собственное отношение к поставленной проблеме писатель выражает при помощи такого синтаксического средства, как (В)____ (в предложении9), а такой троп, как (Г)________ («крыша над головой» в предложении 19), акцентирует внимание читателей на самом главном в жизни каждого из нас».

Список терминов:

1) противопоставление 6) гипербола

2) вводное слово 7) градация

3) вопросительные предложения 8) ряды однородных членов

4) эпитет 9) метафора

5) метонимия

Ответ: А

Б

В

Г







Просмотр содержимого документа
«КР 10 В -2 Полугодие»

Контрольная работа за 1 полугодие по русскому языку

ученика (-цы) 10 ___ класса МБНОУ «Гимназия №44»

ФИ___________________________________________

Вариант №2

ЧАСТЬ 1

1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Он продолжал ОТРЯХИВАТЬ и осматривать свой костюм.

ДОБРОТНЫЙ и отзывчивый, он быстро завоевал доверие детей.

Головная боль становилась всё более НЕСТЕРПИМОЙ.

У него был ЗЕМЛИСТЫЙ цвет лица.

Пожар ОХВАТИЛ добрую половину города.

О т в е т : ___________________________.

2. Укажите все цифры, на месте которых пишется две Н (НН).

Краше..ый (1) мамой пол еще не совсем высох, и поэтому комната была наполне..а (2) запахом копче..ого (3) мяса наполовину с едким запахом краски. Тут же в комнате стояли кадушка соле..ых (4) грибов и большой бутыль клюкве…ого (5) морса. О т в е т : ___________________________.

3. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите

эти слова, вставив пропущенную букву и объясните ваш выбор.

Приг…рать, заг..рать, к..саться

Выб..рать, уд..рать, зам..реть

Р..весник, р…внять клумбы, ур…вень

М..кать перо в чернила, непром..кающий плащ, обм..кнуть печенье в чай

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Часть 2

Прочитайте внимательно текст и выполните все задания к нему.

(1)Жизнь и смерть Андрея Дмитриевича Сахарова заставляют нас думать о той опасности

для человечества, которую представляет собой современная наука. (2)Мы видим, что многие научные открытия способствуют развязыванию войн, укреплению тоталитарных режимов и несут угрозу уничтожения жизни на Земле. (3)Поэтому серьёзный вопрос об ответственности учёного перед обществом не может не тревожить всех людей науки и в гуманитарных, и в других областях знаний. (4)Но, конечно, не случайно этот поворот начался в области физики. (5) Физики, с одной стороны, были активными участниками тех угрожающих экспериментов, которые сделала наука в нашем веке, и именно здесь сказалась опасность «чистой науки». (6) Когда шли первые дебаты об атомной бомбе, у многих физиков (а мне приходилось со многими видными физиками беседовать) появилась соблазнительная возможность проверить теоретические знания. (7)Теоретические знания, которые представляются совершенно чистым делом и, бесспорно, достижением человечества, широко могли быть проверены в области, которая казалась удалённой от проверки. (8)И не каждый из физиков обладал силой Эйнштейна, чтобы отказаться от искушения тем, что мои знакомые физики называли «прекрасным опытами». (9)И именно физики же первыми схватились за голову, увидав, что выпустили джинна из бутылки. (10)Они думали подчинить себе военную технику, но оказалось,

что военная техника подчинила их себе. (11)Отсюда то чувство вины, которое руководило Андреем Дмитриевичем Сахаровым и другими физиками. (12) Но надо было обладать такой душой и такой культурой, чтобы так это пережить и так искупить, как это сделал Сахаров. (13)Фактически он пожертвовал жизнью, потому что обрёк себя на путь преследований вместо обеспеченного ему пути физика-теоретика, при котором можно было жить и оставаться честным человеком. (14)И никто бы не сказал, что он каким-то образом нарушает этику.(15)Сахаров — крупный учёный, крупный политик, но прежде всего он человек больной совести, огромной совести, которая входит в традицию культурной деятельности вообще и всегда была лучшей чертой русской культуры. (16) Эта «больная совесть», как

говорил Глеб Успенский, боль не за свои преступления. (17)Очень легко сказать: «Не я виноват, не я винил». (18) И действительно, никто не обвинит! (19) На то и больная совесть, чтобы увидать ответственность там, где можно легко от неё отстраниться.(20) Главное, что я вижу в личности Сахарова, — это не его облик учёного, тоже достаточно значительный, и даже не его, не будет преувеличением сказать, героическую деятельность (ведь умер он как солдат — в бою), главное — это реабилитация совести как основного принципа жизни. (21) И это очень важно потому, что традиционно наука сегодня, опираясь на объективные законы, как бы отделилась от морали. (22) С того момента, как кончилось средневековье и мы отделились от религиозного обоснования в нашей деятельности и оценках и перешли к представлениям о практических ценностях, мы отнесли этические ценности или же к области лицемерия, или же к области наивности. (23)Моралисты оказались осмеянными, и, чтобы не выглядеть жалкими, им нужно, как Сахарову, как Льву Толстому, заплатить жизнью. (24)Сахаров показал, что люди масштаба Льва Толстого у нас не исчезли. (25)Всё время казалось, что тот век уже кончился и таких людей, на которых оглядывается мир, уже нет. (26)Таких людей всегда бывает очень мало, их не может быть много. (27)Но на них в значительной мере и держится мир. (По Ю.М. Лотману*)

1. Определите тему текста _________________________________________________________

2. Определите главную мысль текста___________________________________________________

___________________________________________________________________________________

3. Определите проблему текста ________________________________________________________

4.Определите стиль текста__________________________________________________________

5. Определите тип речи______________________________________________________________

6. Из предложений 22–27 выпишите антонимическую пару___________________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы прочитали. Выполните задание №7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины ,использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б,В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Задание №7 «Труды многих учёных, чьи научные открытия оказывают не только положительное,

но и отрицательное воздействие на жизнь человечества, всегда вызывали и вызывают большой интерес у окружающих. С помощью такого тропа, как(А)_________ («чистое дело» в предложении 7, «больная совесть» в предложении 15),Ю.М. Лотман убедительно доказывает, что теоретические знания, воплощённые в жизнь, часто приводят к последствиям, за которые каждый учёный несёт личную

ответственность. Но, по мнению автора, дано это чувство совести, к сожалению, далеко не каждому. Вот почему современная наука и её плоды принесли среди прочего и утрату этических ценностей. Результаты этого автор описывает при помощи такого синтаксического средства выразительности, как (Б)________ в предложении 22. А такие синтаксические средства, как (В)____ (в предложениях

4, 7), (Г)_______ (предложение 18), передают отношение автора к сложившейся ситуации».

Список терминов:

1) противопоставление 6) гипербола

2) фразеологизм 7) восклицательное предложение

3) анафора 8) ряд однородных членов

4) вводные слова 9) метафора

5) метонимия

Ответ: А

Б

В

Г








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!