СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по русскому языку «Комплексный анализ текста»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса «Комплексный анализ текста» предназначена учащимся 11 класса, которая связана с комплексным анализом текста, определением стиля, типа речи, нахождением в тексте языковых средств приобретением практической грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по русскому языку «Комплексный анализ текста»»

Муниципальный район «Горный улус» Республики Саха (Якутия)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бердигестяхская средняя общеобразовательная школа с УИОП им. А.Н. Осипова»




УТВЕРЖДЕНО:

решением педагогического совета

от 29.08.2019 года протокол №_______


Председатель ______________/Гаврильева А.А./





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса по русскому языку «Комплексный анализ текста»



Уровень образования (класс): СОО 11 «а»

Количество часов за год: 34

Учитель русского языка и литературы: Павлова Виктория Алексеевна , I категория










Пояснительная записка.


Программа элективного курса «Комплексный анализ текста» предназначена учащимся 11 класса, которая связана с комплексным анализом текста, определением стиля, типа речи, нахождением в тексте языковых средств приобретением практической грамотности.

Срок реализации рабочей программы 1 год рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) на 2019-2020 учебный год.


Комплексный анализ текста - один из самых сложных видов работ на уроках русского языка. Проверка умений анализа текста предполагается в рамках проведения ЕГЭ.

Основная часть курса состоит в совершенствовании умений учащихся по анализу параллельно с повторением и систематизацией сведений о тексте, его особенностях, текстов, изучение особенностей стилей речи, языковых средств и стилистической особенностей построения текстов и способов связи предложений.


Цель программы: формирование практических навыков и умений комплексного анализа текста, а также создавать собственный текст на основе прочитанного.

Задачи:

- познакомить (повторить на более глубоком уровне) учащихся с законами создания текстов разных стилей;

- учить читателей и слушателей воспринимать и исследовать в тексте результаты авторской работы на этапах изобретения, расположения и использования ИВС;

- научить пользоваться особым алгоритмом восприятия и понимания содержания текста;

- дать учащимся основы речевой и коммуникативной компетентности.


Виды занятий

- лекция учителя

- анализ текстов

- составление алгоритмов

- работа с тестами

- написание рецензий


Программа курса содержит лекционный и практический (творческий) разделы.

Лекционный раздел предполагает анализ ключевых понятий, связанных с текстоведением, необходимых для ответов на ряд вопросов ЕГЭ, например: основные языковые средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, метафора, гипербола, олицетворение и др.), наиболее распространенные фигуры речи (анафора, антитеза, градация, оксюморон и т.д.).

Затем учащиеся приступают к практическому (творческому) разделу курса. Тексты для комплексного анализа взяты из дидактических материалов ЕГЭ по русскому языку.

Цель занятий-практикумов – овладение навыками речевого анализа текста.

На занятиях-практикумах возможно использование как групповых, так и парных и индивидуальных форм работы с учащимися. Разнообразие форм работы должно помочь http://gymnazia−kozelsk.ru выявлению сильных и слабых сторон речеведческого анализа текста и уровня грамотности каждого учащегося. Творческие задания предполагают обучение умению анализировать темы, составлять различного вида планы, выбирать эпиграфы, прорабатывать варианты вступления и заключения, работать с ключевыми словами, отбирать необходимые цитаты. Результаты работы – написание небольшого сочинения-рассуждения в жанре рецензии или эссе, подготовка сообщения к урокам русского языка, составление тезисов, конспекта, написание аннотации, выступление на училищных мероприятиях.

Специально отметим, что формируемые речевые умения учащихся, прежде всего умение анализировать текст и его семантические и структурные компоненты, будут способствовать развитию общеучебных умений, таких, как самостоятельное пополнение знаний, контроль речевой деятельности на всех учебных занятиях, совершенствование языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.

Программа может дополнить уроки литературы, стать основой для проведения уроков развития речи, быть использована как самостоятельный факультатив по теме «Комплексный анализ текста» при подготовке к экзаменационному сочинению. Изучение русского языка на факультативных занятиях будет способствовать основательной подготовке учащихся к вступительному экзамену в высшие и средние заведения по выбранной специальности и дальнейшей успешной учебной деятельности.

На завершающем этапе среднего образования появляется возможность сблизить преподавание русского языка и литературы. Опорой, ключевой единицей курса русского языка становится текст. Для анализа используются публицистические, научные и художественные тексты. Анализ художественного текста предполагает выход на широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) включается в литературные связи текста (реминисценции, проблемные вопросы и т.п.), подбираемые публицистические и научные тексты имеют литературоведческую тематику (авторские критические статьи, фрагменты рецензий на учебники по литературе и пр.).

При таком подходе учебно-тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ способствуют развитию традиций школьного сочинения на литературные темы, создают на занятиях развивающую речевую среду, что благоприятно влияет на совершенствование грамотности и языковой интуиции, без чего невозможен процесс формирования речевой, коммуникативной и лингвистической компетенции выпускника профессионального училища.

Результаты изучения курса

В результате изучения элективного курса обучающий должен знать:

- овладение навыками речевого анализа текста;

-умение создавать свои аналитические тексты;

- написание небольшого сочинения-рассуждения в жанре рецензии или эссе

уметь:

-применять произведения, анализировать публицистические, научные и художественные тексты;

- уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для продолжения образования в повседневной и профессиональной деятельности;

- решать задания в формате ЕГЭ.


Содержание учебного предмета


№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

теория

практика

Всего по разделу

1

Текст как речевое произведение. Теоретические сведения и языковой анализ.

11

4

15

2

Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (ЕГЭ, часть С) (теория)

4


4

3

Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (практика).


15

15

ИТОГО




30


Текст как речевое произведение. Теоретические сведения и языковой анализ (13 часов)

Ключевые понятия текста. Признаки текста.

Средства и способы связи предложений в тексте. Лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте. Семантические и ассоциативные связи частей. Цепная (последовательная) и параллельная связи.

Типы речи: описание, повествование и рассуждение.

Стили речи. Характеристика функциональных стилей:

а) сфера применения;

б) основные функции;

в) ведущие стилевые черты;

г) языковые особенности;

д) специфические формы (жанры).

Средства выразительности в тексте. Выразительные средства фонетики. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы. Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления. Выразительные средства морфологии и словообразования. Выразительные средства синтаксиса.


Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (ЕГЭ, часть С) (теория)

1. Основные требования к выполнению задания части С Единого государственного экзамена по русскому языку.

2. Анализ и информационная переработка исходного текста.

3. Рецензия и эссе как вид творческой работы


Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (практика).

1. Композиция (план) сочинения (по тексту Д.Гранина).

2. Выявление проблемы текста. Типы комментирования проблемы (по текстам А.Ф. Лосева, В. Иванова)

3. Комментирование проблемы и выявление авторской позиции. Концепционный и текстуальный комментарий (по текстам В. Харченко, С. Соловейчик)

4. Аргументация собственной позиции. Построение рассуждения. Тезис. Аргументы. Вывод.

5. Виды аргументов. Поддерживающая и опровергающая аргументация.

6. Анализ образцов рецензий и эссе.

7. Написание сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля.


Программа курса содержит лекционный и практический (творческий) разделы.

Лекционный раздел предполагает анализ ключевых понятий, связанных с текстоведением, необходимых для ответов на ряд вопросов ЕГЭ, например: основные языковые средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, метафора, гипербола, олицетворение и др.), наиболее распространенные фигуры речи (анафора, антитеза, градация, оксюморон и т.д.).

Затем учащиеся приступают к практическому (творческому) разделу курса. Тексты для комплексного анализа взяты из дидактических материалов ЕГЭ по русскому языку.

Цель занятий-практикумов – овладение навыками речевого анализа текста.

На занятиях-практикумах возможно использование как групповых, так и парных и индивидуальных форм работы с учащимися. Разнообразие форм работы должно помочь выявлению сильных и слабых сторон речеведческого анализа текста и уровня грамотности каждого учащегося. Творческие задания предполагают обучение умению анализировать темы, составлять различного вида планы, выбирать эпиграфы, прорабатывать варианты вступления и заключения, работать с ключевыми словами, отбирать необходимые цитаты. Результаты работы – написание небольшого сочинения-рассуждения в жанре рецензии или эссе, подготовка сообщения к урокам русского языка, составление тезисов, конспекта, написание аннотации, выступление на училищных мероприятиях.

Специально отметим, что формируемые речевые умения учащихся, прежде всего умение анализировать текст и его семантические и структурные компоненты, будут способствовать развитию общеучебных умений, таких, как самостоятельное пополнение знаний, контроль речевой деятельности на всех учебных занятиях, совершенствование языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.

Программа может дополнить уроки литературы, стать основой для проведения уроков развития речи, быть использована как самостоятельный факультатив по теме «Комплексный анализ текста» при подготовке к экзаменационному сочинению. Углубленное изучение русского языка на факультативных занятиях будет способствовать основательной подготовке учащихся к вступительному экзамену в высшие и средние заведения по выбранной специальности и дальнейшей успешной учебной деятельности, т.к. гуманитарная дисциплина «Русский язык и культура речи» введена в Государственный образовательный стандарт вузов негуманитарного профиля.

На завершающем этапе среднего образования появляется возможность сблизить преподавание русского языка и литературы. Опорой, ключевой единицей курса русского языка становится текст. Для анализа используются публицистические, научные и художественные тексты. Анализ художественного текста предполагает выход на широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) включается в литературные связи текста (реминисценции, проблемные вопросы и т.п.), подбираемые публицистические и научные тексты имеют литературоведческую тематику (авторские критические статьи, фрагменты рецензий на учебники по литературе и пр.).

При таком подходе учебно-тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ способствуют развитию традиций школьного сочинения на литературные темы, создают на занятиях развивающую речевую среду, что благоприятно влияет на совершенствование грамотности и языковой интуиции, без чего невозможен процесс формирования речевой, коммуникативной и лингвистической компетенции выпускника профессионального училища


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

количество часов

Дата

Примечание

план

факт

Текст как речевое произведение. Теоретические сведения и языковой анализ (15 часов).

1

Введение. Цели и содержание курса «Комплексный анализ текста» Диагностирующий тест (по материалам ЕГЭ).

1




2

Ключевые понятия текста. Признаки текста.

1




3

Средства и способы связи предложений в тексте. Лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте. Семантические и ассоциативные связи частей.

1




4

Цепная (последовательная) и параллельная связи.

1




5

Типы речи: описание, повествование и рассуждение.

1




6-7

Стили речи. Характеристика функциональных стилей

2




8-9

Практическая работа по темам: «Средства и способы связи предложений в тексте. Типы и стили речи».

2




10

Средства выразительности в тексте. Выразительные средства фонетики.

1




11

Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы.

1




12

Выразительные средства морфологии и словообразования.

1




13

Выразительные средства синтаксиса.

1




14-15

Практическая работа по теме «Средства выразительности в тексте».

2




Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (ЕГЭ, часть С) (теория) (4 часа).

16

Основные требования к выполнению задания части С Единого государственного экзамена по русскому языку.

1




17

Анализ и информационная переработка исходного текста.

1




18-19

Рецензия и эссе как вид творческой работы

2




Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (практика) (15 часов).







20

Композиция (план) сочинения (по тексту Д.Гранина).

2




21

Выявление проблемы текста. Типы комментирования проблемы (по текстам А.Ф. Лосева, В. Иванова)





22-23

Комментирование проблемы и выявление авторской позиции. Концепционный и текстуальный комментарий ( по текстам В. Харченко, С. Соловейчик)





24-25

Аргументация собственной позиции. Построение рассуждения. Тезис. Аргументы. Вывод.





26-27

Виды аргументов. Поддерживающая и опровергающая аргументация.





28-29

Анализ образцов рецензий и эссе.





30-31

Написание сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля.





32-33

Комплексный анализ текста. Итоговый тест.





34

Резе рв 1 час







1. Русский язык. Комплексная работа с текстом. Дидактические материалы для профильного обучения. М., Айрис Пресс. 2006 г.

2. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. -3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. З. Русский язык. Теория. 5-11 классы: Учебник для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев с углубл. изуч. рус. яз. - М: Дрофа, 2009

4.Горбачевич КС. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1978.

5., Смирнова к тестам по русскому языку: Учебное пособие для подготовки к централизованному тестированию по русскому языку,- Смоленск: "Универсум", 2010




«СОГЛАСОВАНО»: «СОГЛАСОВАНО»:

Протокол заседания методического объединения Заместитель директора по УВР

учителей русского языка и литературы МБОУ «БСОШ»

____________________/______________/

от ________________________2019 года № __


от ___________________ 2019 года



16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!