Муниципальный район «Горный улус» Республики Саха (Якутия)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бердигестяхская средняя общеобразовательная школа с УИОП им. А.Н. Осипова»
УТВЕРЖДЕНО:
решением педагогического совета
от 29.08.2019 года протокол №_______
Председатель ______________/Гаврильева А.А./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса по русскому языку «Комплексный анализ текста»
Уровень образования (класс): СОО 11 «а»
Количество часов за год: 34
Учитель русского языка и литературы: Павлова Виктория Алексеевна , I категория
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Комплексный анализ текста» предназначена учащимся 11 класса, которая связана с комплексным анализом текста, определением стиля, типа речи, нахождением в тексте языковых средств приобретением практической грамотности.
Срок реализации рабочей программы 1 год рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) на 2019-2020 учебный год.
Комплексный анализ текста - один из самых сложных видов работ на уроках русского языка. Проверка умений анализа текста предполагается в рамках проведения ЕГЭ.
Основная часть курса состоит в совершенствовании умений учащихся по анализу параллельно с повторением и систематизацией сведений о тексте, его особенностях, текстов, изучение особенностей стилей речи, языковых средств и стилистической особенностей построения текстов и способов связи предложений.
Цель программы: формирование практических навыков и умений комплексного анализа текста, а также создавать собственный текст на основе прочитанного.
Задачи:
- познакомить (повторить на более глубоком уровне) учащихся с законами создания текстов разных стилей;
- учить читателей и слушателей воспринимать и исследовать в тексте результаты авторской работы на этапах изобретения, расположения и использования ИВС;
- научить пользоваться особым алгоритмом восприятия и понимания содержания текста;
- дать учащимся основы речевой и коммуникативной компетентности.
Виды занятий
- лекция учителя
- анализ текстов
- составление алгоритмов
- работа с тестами
- написание рецензий
Программа курса содержит лекционный и практический (творческий) разделы.
Лекционный раздел предполагает анализ ключевых понятий, связанных с текстоведением, необходимых для ответов на ряд вопросов ЕГЭ, например: основные языковые средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, метафора, гипербола, олицетворение и др.), наиболее распространенные фигуры речи (анафора, антитеза, градация, оксюморон и т.д.).
Затем учащиеся приступают к практическому (творческому) разделу курса. Тексты для комплексного анализа взяты из дидактических материалов ЕГЭ по русскому языку.
Цель занятий-практикумов – овладение навыками речевого анализа текста.
На занятиях-практикумах возможно использование как групповых, так и парных и индивидуальных форм работы с учащимися. Разнообразие форм работы должно помочь http://gymnazia−kozelsk.ru выявлению сильных и слабых сторон речеведческого анализа текста и уровня грамотности каждого учащегося. Творческие задания предполагают обучение умению анализировать темы, составлять различного вида планы, выбирать эпиграфы, прорабатывать варианты вступления и заключения, работать с ключевыми словами, отбирать необходимые цитаты. Результаты работы – написание небольшого сочинения-рассуждения в жанре рецензии или эссе, подготовка сообщения к урокам русского языка, составление тезисов, конспекта, написание аннотации, выступление на училищных мероприятиях.
Специально отметим, что формируемые речевые умения учащихся, прежде всего умение анализировать текст и его семантические и структурные компоненты, будут способствовать развитию общеучебных умений, таких, как самостоятельное пополнение знаний, контроль речевой деятельности на всех учебных занятиях, совершенствование языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.
Программа может дополнить уроки литературы, стать основой для проведения уроков развития речи, быть использована как самостоятельный факультатив по теме «Комплексный анализ текста» при подготовке к экзаменационному сочинению. Изучение русского языка на факультативных занятиях будет способствовать основательной подготовке учащихся к вступительному экзамену в высшие и средние заведения по выбранной специальности и дальнейшей успешной учебной деятельности.
На завершающем этапе среднего образования появляется возможность сблизить преподавание русского языка и литературы. Опорой, ключевой единицей курса русского языка становится текст. Для анализа используются публицистические, научные и художественные тексты. Анализ художественного текста предполагает выход на широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) включается в литературные связи текста (реминисценции, проблемные вопросы и т.п.), подбираемые публицистические и научные тексты имеют литературоведческую тематику (авторские критические статьи, фрагменты рецензий на учебники по литературе и пр.).
При таком подходе учебно-тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ способствуют развитию традиций школьного сочинения на литературные темы, создают на занятиях развивающую речевую среду, что благоприятно влияет на совершенствование грамотности и языковой интуиции, без чего невозможен процесс формирования речевой, коммуникативной и лингвистической компетенции выпускника профессионального училища.
Результаты изучения курса
В результате изучения элективного курса обучающий должен знать:
- овладение навыками речевого анализа текста;
-умение создавать свои аналитические тексты;
- написание небольшого сочинения-рассуждения в жанре рецензии или эссе
уметь:
-применять произведения, анализировать публицистические, научные и художественные тексты;
- уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для продолжения образования в повседневной и профессиональной деятельности;
- решать задания в формате ЕГЭ.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
теория | практика | Всего по разделу |
1 | Текст как речевое произведение. Теоретические сведения и языковой анализ. | 11 | 4 | 15 |
2 | Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (ЕГЭ, часть С) (теория) | 4 | | 4 |
3 | Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (практика). | | 15 | 15 |
ИТОГО | | | | 30 |
Текст как речевое произведение. Теоретические сведения и языковой анализ (13 часов)
Ключевые понятия текста. Признаки текста.
Средства и способы связи предложений в тексте. Лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте. Семантические и ассоциативные связи частей. Цепная (последовательная) и параллельная связи.
Типы речи: описание, повествование и рассуждение.
Стили речи. Характеристика функциональных стилей:
а) сфера применения;
б) основные функции;
в) ведущие стилевые черты;
г) языковые особенности;
д) специфические формы (жанры).
Средства выразительности в тексте. Выразительные средства фонетики. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы. Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления. Выразительные средства морфологии и словообразования. Выразительные средства синтаксиса.
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (ЕГЭ, часть С) (теория)
1. Основные требования к выполнению задания части С Единого государственного экзамена по русскому языку.
2. Анализ и информационная переработка исходного текста.
3. Рецензия и эссе как вид творческой работы
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (практика).
1. Композиция (план) сочинения (по тексту Д.Гранина).
2. Выявление проблемы текста. Типы комментирования проблемы (по текстам А.Ф. Лосева, В. Иванова)
3. Комментирование проблемы и выявление авторской позиции. Концепционный и текстуальный комментарий (по текстам В. Харченко, С. Соловейчик)
4. Аргументация собственной позиции. Построение рассуждения. Тезис. Аргументы. Вывод.
5. Виды аргументов. Поддерживающая и опровергающая аргументация.
6. Анализ образцов рецензий и эссе.
7. Написание сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля.
Программа курса содержит лекционный и практический (творческий) разделы.
Лекционный раздел предполагает анализ ключевых понятий, связанных с текстоведением, необходимых для ответов на ряд вопросов ЕГЭ, например: основные языковые средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, метафора, гипербола, олицетворение и др.), наиболее распространенные фигуры речи (анафора, антитеза, градация, оксюморон и т.д.).
Затем учащиеся приступают к практическому (творческому) разделу курса. Тексты для комплексного анализа взяты из дидактических материалов ЕГЭ по русскому языку.
Цель занятий-практикумов – овладение навыками речевого анализа текста.
На занятиях-практикумах возможно использование как групповых, так и парных и индивидуальных форм работы с учащимися. Разнообразие форм работы должно помочь выявлению сильных и слабых сторон речеведческого анализа текста и уровня грамотности каждого учащегося. Творческие задания предполагают обучение умению анализировать темы, составлять различного вида планы, выбирать эпиграфы, прорабатывать варианты вступления и заключения, работать с ключевыми словами, отбирать необходимые цитаты. Результаты работы – написание небольшого сочинения-рассуждения в жанре рецензии или эссе, подготовка сообщения к урокам русского языка, составление тезисов, конспекта, написание аннотации, выступление на училищных мероприятиях.
Специально отметим, что формируемые речевые умения учащихся, прежде всего умение анализировать текст и его семантические и структурные компоненты, будут способствовать развитию общеучебных умений, таких, как самостоятельное пополнение знаний, контроль речевой деятельности на всех учебных занятиях, совершенствование языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.
Программа может дополнить уроки литературы, стать основой для проведения уроков развития речи, быть использована как самостоятельный факультатив по теме «Комплексный анализ текста» при подготовке к экзаменационному сочинению. Углубленное изучение русского языка на факультативных занятиях будет способствовать основательной подготовке учащихся к вступительному экзамену в высшие и средние заведения по выбранной специальности и дальнейшей успешной учебной деятельности, т.к. гуманитарная дисциплина «Русский язык и культура речи» введена в Государственный образовательный стандарт вузов негуманитарного профиля.
На завершающем этапе среднего образования появляется возможность сблизить преподавание русского языка и литературы. Опорой, ключевой единицей курса русского языка становится текст. Для анализа используются публицистические, научные и художественные тексты. Анализ художественного текста предполагает выход на широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) включается в литературные связи текста (реминисценции, проблемные вопросы и т.п.), подбираемые публицистические и научные тексты имеют литературоведческую тематику (авторские критические статьи, фрагменты рецензий на учебники по литературе и пр.).
При таком подходе учебно-тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ способствуют развитию традиций школьного сочинения на литературные темы, создают на занятиях развивающую речевую среду, что благоприятно влияет на совершенствование грамотности и языковой интуиции, без чего невозможен процесс формирования речевой, коммуникативной и лингвистической компетенции выпускника профессионального училища
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Тема урока | количество часов | Дата | Примечание |
план | факт |
Текст как речевое произведение. Теоретические сведения и языковой анализ (15 часов). |
1 | Введение. Цели и содержание курса «Комплексный анализ текста» Диагностирующий тест (по материалам ЕГЭ). | 1 | | | |
2 | Ключевые понятия текста. Признаки текста. | 1 | | | |
3 | Средства и способы связи предложений в тексте. Лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте. Семантические и ассоциативные связи частей. | 1 | | | |
4 | Цепная (последовательная) и параллельная связи. | 1 | | | |
5 | Типы речи: описание, повествование и рассуждение. | 1 | | | |
6-7 | Стили речи. Характеристика функциональных стилей | 2 | | | |
8-9 | Практическая работа по темам: «Средства и способы связи предложений в тексте. Типы и стили речи». | 2 | | | |
10 | Средства выразительности в тексте. Выразительные средства фонетики. | 1 | | | |
11 | Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы. | 1 | | | |
12 | Выразительные средства морфологии и словообразования. | 1 | | | |
13 | Выразительные средства синтаксиса. | 1 | | | |
14-15 | Практическая работа по теме «Средства выразительности в тексте». | 2 | | | |
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (ЕГЭ, часть С) (теория) (4 часа). |
16 | Основные требования к выполнению задания части С Единого государственного экзамена по русскому языку. | 1 | | | |
17 | Анализ и информационная переработка исходного текста. | 1 | | | |
18-19 | Рецензия и эссе как вид творческой работы | 2 | | | |
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (практика) (15 часов). |
| | | | | |
20 | Композиция (план) сочинения (по тексту Д.Гранина). | 2 | | | |
21 | Выявление проблемы текста. Типы комментирования проблемы (по текстам А.Ф. Лосева, В. Иванова) | | | | |
22-23 | Комментирование проблемы и выявление авторской позиции. Концепционный и текстуальный комментарий ( по текстам В. Харченко, С. Соловейчик) | | | | |
24-25 | Аргументация собственной позиции. Построение рассуждения. Тезис. Аргументы. Вывод. | | | | |
26-27 | Виды аргументов. Поддерживающая и опровергающая аргументация. | | | | |
28-29 | Анализ образцов рецензий и эссе. | | | | |
30-31 | Написание сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля. | | | | |
32-33 | Комплексный анализ текста. Итоговый тест. | | | | |
34 | Резе рв 1 час | | | | |
1. Русский язык. Комплексная работа с текстом. Дидактические материалы для профильного обучения. М., Айрис Пресс. 2006 г.
2. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. -3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. З. Русский язык. Теория. 5-11 классы: Учебник для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев с углубл. изуч. рус. яз. - М: Дрофа, 2009
4.Горбачевич КС. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1978.
5., Смирнова к тестам по русскому языку: Учебное пособие для подготовки к централизованному тестированию по русскому языку,- Смоленск: "Универсум", 2010
«СОГЛАСОВАНО»: «СОГЛАСОВАНО»:
Протокол заседания методического объединения Заместитель директора по УВР
учителей русского языка и литературы МБОУ «БСОШ»
____________________/______________/
от ________________________2019 года № __
от ___________________ 2019 года
16