СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Комплексный анализ текста"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа элективного курса по русскому языку для 10 класса "Комплексный анализ текста"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Комплексный анализ текста"»












СОДЕРЖАНИЕ




Пояснительная записка

с.3

1.

Раздел 1. Планируемые результаты изучения учебного курса

с.4

2.

Раздел 2. Содержание учебного курса

с.5-6

3.

Раздел 3. Тематическое планирование

с.7












































Пояснительная записка


Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 10 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.И. и «Кодификатора 2015 г. элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по русскому языку, подготовленного Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Актуальность программы

Введение элективного курса, как вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения, обусловлено тем, что часть 3 (С) ЕГЭ составляет примерно 1/3 от общего количества баллов, набранных учеником на экзамене, и существенно влияет на общее количество баллов, необходимое для поступления в вуз. Главные принципы, на которых строится курс,- научность, системность, доступность. Это позволит учащихся максимально успешно овладеть ключевыми языковыми и речевыми компетенциями. Актуальность курса заключается в расширении знаний по русскому языку с целью успешной сдачи ЕГЭ.


Цель элективного курса:
1. Помочь ученикам максимально подготовиться к выполнению задания С ЕГЭ.
Задачи элективного курса:

1. Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе)

2. Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.

3. Способствовать развитию письменной речи.

4. Подготовить учащихся к выполнению задания ЕГЭ.

5. Совершенствовать и развивать умения строить письменное высказывание в
жанре рецензии или эссе.
6. Формировать и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью.
7. Совершенствовать и развить умения читать и понимать общее содержание
текстов разных функциональных стилей.
8. Формировать развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте.
9. Совершенствовать и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.















Раздел 1. Планируемые результаты изучения учебного курса


В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать: 
основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;

определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;

виды текста;

определение понятий «вступление» и «заключение»;

что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;

Обучающиеся должны уметь:

указывать средства связи между частями текста;

определить тему и основную мысль текста;

определить тип и стиль речи;

использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста;

понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

анализировать форму исходного текста;

находить характерные для исходного текста языковые средства;

создавать связное высказывание;

излагать последовательно собственные мысли;

использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка;
оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • подготовки и успешной сдачи ЕГЭ;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

















Раздел 2. Содержание учебного курса

РАЗДЕЛ I

Разноаспектный анализ текста (9 часов)


Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. 
Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.


Тема 2. Лингвистический анализ текста. (8часов)


Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.
Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.
Лексически – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.


РАЗДЕЛ II

Сочинение-рассуждение на основе текста (5 часов)


Тема 1. Анализ текста (5 часов).
Содержание исходного текста.
Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.

Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения. (12 часов).
Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.
Авторская позиция. Комментарий проблемы. Основная часть сочинения.

Аргументы к сочинению. Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения. Тренировочные сочинения.

Практические работы: 

  1. написание сочинений-рассуждений;

  2. комплексный анализ текста.

  3. редактирование.


Основные термины и понятия

Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.
Типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, метафора, сравнение, аллегория, парцелляция, аллитерация, оксюморон, олицетворение, перифраз, литота, метонимия и др.
Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.
Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.













































Раздел 3. Тематическое планирование


по элективному курсу «Комплексный анализ текста»


Класс 10

Количество часов по учебному плану

Всего 34 час; в неделю 1час.




Название темы

Кол-во часов

1.

Стилистический и типологический анализ текста

9

2.

Лингвистический анализ текста

9

3.

Анализ текста

4

4.

Композиция и языковое оформление сочинения

11

5.

Итоговое занятие

1








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!