СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку для 9 класса «Комплексный анализ текста»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку для 9 класса «Комплексный анализ текста»»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по русскому языку для 9 класса

«Комплексный анализ текста»


  1. Пояснительная записка


Элективный курс «Комплексный анализ текста» для 9 класса (2020 – 2021) составлен на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку.

Согласно действующему учебному плану элективный курс предусматривает в 9 классе обучение в объёме 1 часа в неделю - 34 занятия в год.

Актуальность выбора данного электива для 9-классников в том, что содержание курса, во-первых, систематизирует знания о тексте, необходимые учащимся для успешного прохождения ОГЭ (при написании сжатого изложения, сочинения и выполнения тестовых заданий, связанных с текстом и словом в тексте, а также при создании устных высказываний на заданную тему), а во-вторых, помогает школьникам больше практиковаться в написании изложений, сочинений, создании устных высказываний и, таким образом, совершенствовать языковые умения и навыки.

Содержание элективного курса строится на основе компетентностного подхода, т.е. курс русского языка и соответствующий элективный курс «Комплексный анализ текста» призваны развивать коммуникативную, языковую, лингвистическую и культуроведческую компетенции.


Цели курса:

1. Формирование и совершенствование умения проводить языковой анализ художественного текста.

2. Овладение учащимися навыками практической грамотности; отработка орфографической зоркости при редактировании своих и чужих текстов.

3. Совершенствование умения создавать собственный связный текст на основе прочитанного или прослушанного, используя разные виды анализа текста


Задачи курса:

1. Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для овладения различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым и поисковым), умений анализировать смысловую структуру текста, видеть особенности стиля художника слова и умений создавать вторичные тексты.

2. Формирование у учащихся навыков самостоятельного создания текстов, умения критически оценивать их.

3. Вырабатывать умение находить средства связи, определять тему текста, функциональный стиль и тип речи; определять тему, идею. Находить опорные слова. Делить текст на смысловые отрезки и устанавливать между ними логическую связь.

4. Совершенствовать умение создавать собственное устное высказывание на предложенную тему


Коммуникативная компетенция:

Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Информационная переработка текста. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально – смысловых типов, стилей, жанров Овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.


Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции:

систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; взаимосвязь различных единиц языка и уровней; синонимия в системе русского языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.


Культуроведческая компетенция:

осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.)



  1. Планируемые результаты освоения учебного курса


По орфоэпии: произношение употребительных слов с учетом вариантов произношения;

по лексике: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарями и словарями иностранных слов, антонимов.

по словообразованию: толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог-, поли-, фон- и т. п.); опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи;

по морфологии: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем;

по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами,

по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов; по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.

Анализ текста.

Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений тексте; анализировать строение текста, языковые и речевые средства.

Строить устные и письменные высказывания типа рассуждения-объяснения и рассуждения-доказательства.

Писать сочинение в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи.

Сжимать тексты, используя разные способы компрессии.

Совершенствование написанного. Исправлять речевые недочеты и грамматические ошибки, нарушения логики высказывания; повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств.


  1. Тематическое планирование


№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Виды учебной

деятельности

Содержание

1.

Введение. Задачи курса. Понятие «комплексный анализ текста».

1

Лекция. Беседа

Слово как основная единица языка.

Понятие «Комплексный анализ текста».

2.

Тема и основная мысль текста. Практическая работа.

1

Коллективная работа – обобщение и систематизация знаний о тексте, закономерностях его построения.

Работа в малых группах – определение темы и основной мысли текста. Практическая работа

Повторение изученного о теме и основной мысли.

Учиться определять главную мысль текста и находить ее в самом тексте; выделять узкие и широкие темы; подбирать рабочие материалы по данной теме.

3.

Микротемы и составление плана текста. Практическая работа.

1

Устный опрос. Работа в парах.

Практическая работа.

Расширение представления о микротемах и абзаце; составление плана текста путем определения микротем; составление сложного плана готового текста и своего высказывания.

4

Способы и средства связи предложений в тексте.

1) Способы

связи предложений в тексте.

2) Лексические и морфологические средства связи предложений в тексте.

2

Коллективная работа – обобщение и систематизация знаний о средствах связи предложений.

Самостоятельная работа – анализ текстов.

Повторение способов и средств связи предложений; определение в отдельных абзацах текста способов и средств связи предложений.

Последовательное и параллельное соединение предложений в тексте.

5

Типы речи. 1) Особенности композиции текстов разных типов речи.

2) Особенности языкового оформления текстов разных типов речи.

2

Коллективная работа – работа с текстами.

Систематизация сведений о типах речи; расширение представления о строении различных видов рассуждений: доказательств, размышлений, объяснений; в тексте художественного произведения находить различные типы речи.

6

Стили речи.

2

Коллективная работа – работа с текстами.

Стили речи: (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства). Нахождение в тексте языковых средств, характерных для разных стилей речи. Создание устных и письменных высказываний: сбор материала к сочинению с учетом стиля речи и темы) и систематизация его; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи. Особенности строения устных и письменных публицистических и художественных высказываний (задача речи, структура текста, характерные языковые и речевые средства).

7-9

Орфографический анализ текста. Задание 5.

1) Орфограммы в приставках, суффиксах.

2) Орфограммы в корнях.

3) Н-НН в разных частях речи.

3

Тестовые задания для подготовки к ГИА

Орфограммы в приставках, корнях, Н-НН в разных частях речи, правописание гласных после шипящих и Ц. Употребление мягкого и твердого знаков. Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание суффиксов прилагательных, причастий, глаголов.

10

Средства выразительности. Задания 7-8 ОГЭ.

1

Тестовые задания для подготовки к ГИА

Повторение и закрепление понятий о тропах и фигурах речи. Умение находить их и определять роль средств выразительности в художественном и публицистическом текстах.

11-13

1) Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова

2) Отработка навыков.

3) Отработка навыков.

3

Работа с текстами. Подготовка к устной части ГИА.

Работа в парах.

Выразительное чтение как тест на понимание текста.

Работа над интонацией. Выявление ключевых слов текста.

14-16

1) Приёмы сжатия текста.

2-3) Практикум

3

Работа с текстами.

Знакомство с содержательными приёмами компрессии текста (разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации; свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее) и основными языковыми приёмами компрессии исходного текста (замены однородных членов обобщающим наименованием; предложения или его части указательным местоимением; предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; сложноподчинённого предложения простым; исключения повторов, фрагмента предложения, одного или нескольких из синонимов; слияния нескольких предложений в одно).

17

Устное изложение прочитанного текста

1


Тестовые задания для подготовки к ГИА.

Работа в парах.

Формирование навыка сжатия текста. Совершенствование навыка анализа текста, сжатия текста

18

Сжатое изложение Практическое занятие

1

Фронтальная работа – анализ текста, затем самостоятельное сжатое изложение

Совершенствование навыка анализа текста, сжатия текста, письменного пересказа текста. Применение алгоритма действий при написании сжатого изложения

19-20.

1) Лексический анализ текста.

2) Задание 8 ОГЭ.Практикум.

2

Беседа о лексических изобразительно-выразительных средствах языка.

Работа в парах – анализ лексических средств на материале текстов художественных произведений.

Анализ текста

Определение лексического и грамматического значений слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова.

21-24.

1) Синтаксический анализ текста.

2) Словосочетание и предложение.

3) Осложнения в простом предложении.

4) Сложное предложение. Разные виды связи.

3

Коллективная работа – обобщение и систематизация знаний о синтаксических единицах языка.

Самостоятельная работа – анализ синтаксических единиц.

Тестовые задания для подготовки к ГИА

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.

Главные и зависимые части словосочетания; главные и второстепенные члены предложения.

Понятие простого и сложного предложения.

Предложение с однородными членами, обращением и прямой речью.

Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочиненного предложения и простых предложений. Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложения.

Использование сложноподчиненных предложений разного вида в разных типах речи Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов.

Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное употребление их (преимущественно в книжной речи).

Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи

26

Создание собственного связного устного высказывания на предложенную тему

1

Тестовые задания для подготовки к ГИА.

Работа в парах.


27-29

1) Сочинение – рассуждение на основе прочитанного текста. Структура.

2) Речевые клише.

3) Отработка алгоритма написания сочинения.

3

Лекция. Коллективная и индивидуальная работа с текстами. Анализ текста

Раскрытие темы в широком общекультурном плане. Структура сочинения – рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения по данному тексту.

Речевые клише, используемые в сочинении - рассуждении

30-32

Практическая работа.

3

Создание текста сочинения-рассуждения.

Построение собственного высказывания в соответствии с типом речи рассуждение. Аргументация положений творческой работы. Самостоятельная интерпретация одного из ключевых фрагментов текста.

34.

Комплексный анализ текста.

2

Определение уровня лингвистической подготовки учащихся.

Индивидуальная работа – устранение грамматических ошибок и речевых недочетов.

Тестовые задания для подготовки к ГИА

Итого: 34 часа


  1. Учебно-методическое обеспечение

Федеральный компонент государственного стандарта основного среднего образования по русскому языку. – //Официальные документы в образовании, 2009, №5.

Греков В.Ф., Крючков Е.В., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы.- М., 2010.

Корчагина Е.В. Русский язык: Содержательный и языковой анализ текста: 9-й кл. – М., 2009.

ГИА – 2021: Экзамен в новой форме: Русский зык: 9-ый кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. / авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М., АСТ,2020

Учебные словари

Материалы для обучения чтению.


Использование технических средств, СМИ и Интернета:

Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru /.


Аудиозаписи 1) https://sdam-rus.ru/audiozapisi-i-teksty-izlozhenij-oge-2018-s-sajta-fipi/

2) https://yandex.ru/tutor/subject/problem/?problem_id=T8505



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!