РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку для 9 класса
«Комплексный анализ текста»
Пояснительная записка
Элективный курс «Комплексный анализ текста» для 9 класса (2020 – 2021) составлен на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку.
Согласно действующему учебному плану элективный курс предусматривает в 9 классе обучение в объёме 1 часа в неделю - 34 занятия в год.
Актуальность выбора данного электива для 9-классников в том, что содержание курса, во-первых, систематизирует знания о тексте, необходимые учащимся для успешного прохождения ОГЭ (при написании сжатого изложения, сочинения и выполнения тестовых заданий, связанных с текстом и словом в тексте, а также при создании устных высказываний на заданную тему), а во-вторых, помогает школьникам больше практиковаться в написании изложений, сочинений, создании устных высказываний и, таким образом, совершенствовать языковые умения и навыки.
Содержание элективного курса строится на основе компетентностного подхода, т.е. курс русского языка и соответствующий элективный курс «Комплексный анализ текста» призваны развивать коммуникативную, языковую, лингвистическую и культуроведческую компетенции.
Цели курса:
1. Формирование и совершенствование умения проводить языковой анализ художественного текста.
2. Овладение учащимися навыками практической грамотности; отработка орфографической зоркости при редактировании своих и чужих текстов.
3. Совершенствование умения создавать собственный связный текст на основе прочитанного или прослушанного, используя разные виды анализа текста
Задачи курса:
1. Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для овладения различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым и поисковым), умений анализировать смысловую структуру текста, видеть особенности стиля художника слова и умений создавать вторичные тексты.
2. Формирование у учащихся навыков самостоятельного создания текстов, умения критически оценивать их.
3. Вырабатывать умение находить средства связи, определять тему текста, функциональный стиль и тип речи; определять тему, идею. Находить опорные слова. Делить текст на смысловые отрезки и устанавливать между ними логическую связь.
4. Совершенствовать умение создавать собственное устное высказывание на предложенную тему
Коммуникативная компетенция:
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Информационная переработка текста. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально – смысловых типов, стилей, жанров Овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции:
систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; взаимосвязь различных единиц языка и уровней; синонимия в системе русского языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция:
осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.)
Планируемые результаты освоения учебного курса
По орфоэпии: произношение употребительных слов с учетом вариантов произношения;
по лексике: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарями и словарями иностранных слов, антонимов.
по словообразованию: толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог-, поли-, фон- и т. п.); опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи;
по морфологии: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем;
по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами,
по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов; по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
Анализ текста.
Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений тексте; анализировать строение текста, языковые и речевые средства.
Строить устные и письменные высказывания типа рассуждения-объяснения и рассуждения-доказательства.
Писать сочинение в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи.
Сжимать тексты, используя разные способы компрессии.
Совершенствование написанного. Исправлять речевые недочеты и грамматические ошибки, нарушения логики высказывания; повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Виды учебной деятельности | Содержание |
1. | Введение. Задачи курса. Понятие «комплексный анализ текста». | 1 | Лекция. Беседа | Слово как основная единица языка. Понятие «Комплексный анализ текста». |
2. | Тема и основная мысль текста. Практическая работа. | 1 | Коллективная работа – обобщение и систематизация знаний о тексте, закономерностях его построения. Работа в малых группах – определение темы и основной мысли текста. Практическая работа | Повторение изученного о теме и основной мысли. Учиться определять главную мысль текста и находить ее в самом тексте; выделять узкие и широкие темы; подбирать рабочие материалы по данной теме. |
3. | Микротемы и составление плана текста. Практическая работа. | 1 | Устный опрос. Работа в парах. Практическая работа. | Расширение представления о микротемах и абзаце; составление плана текста путем определения микротем; составление сложного плана готового текста и своего высказывания. |
4 | Способы и средства связи предложений в тексте. 1) Способы связи предложений в тексте. 2) Лексические и морфологические средства связи предложений в тексте. | 2 | Коллективная работа – обобщение и систематизация знаний о средствах связи предложений. Самостоятельная работа – анализ текстов. | Повторение способов и средств связи предложений; определение в отдельных абзацах текста способов и средств связи предложений. Последовательное и параллельное соединение предложений в тексте. |
5 | Типы речи. 1) Особенности композиции текстов разных типов речи. 2) Особенности языкового оформления текстов разных типов речи. | 2 | Коллективная работа – работа с текстами. | Систематизация сведений о типах речи; расширение представления о строении различных видов рассуждений: доказательств, размышлений, объяснений; в тексте художественного произведения находить различные типы речи. |
6 | Стили речи. | 2 | Коллективная работа – работа с текстами. | Стили речи: (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства). Нахождение в тексте языковых средств, характерных для разных стилей речи. Создание устных и письменных высказываний: сбор материала к сочинению с учетом стиля речи и темы) и систематизация его; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи. Особенности строения устных и письменных публицистических и художественных высказываний (задача речи, структура текста, характерные языковые и речевые средства). |
7-9 | Орфографический анализ текста. Задание 5. 1) Орфограммы в приставках, суффиксах. 2) Орфограммы в корнях. 3) Н-НН в разных частях речи. | 3 | Тестовые задания для подготовки к ГИА | Орфограммы в приставках, корнях, Н-НН в разных частях речи, правописание гласных после шипящих и Ц. Употребление мягкого и твердого знаков. Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание суффиксов прилагательных, причастий, глаголов. |
10 | Средства выразительности. Задания 7-8 ОГЭ. | 1 | Тестовые задания для подготовки к ГИА | Повторение и закрепление понятий о тропах и фигурах речи. Умение находить их и определять роль средств выразительности в художественном и публицистическом текстах. |
11-13 | 1) Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова 2) Отработка навыков. 3) Отработка навыков. | 3 | Работа с текстами. Подготовка к устной части ГИА. Работа в парах. | Выразительное чтение как тест на понимание текста. Работа над интонацией. Выявление ключевых слов текста. |
14-16 | 1) Приёмы сжатия текста. 2-3) Практикум | 3 | Работа с текстами. | Знакомство с содержательными приёмами компрессии текста (разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации; свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее) и основными языковыми приёмами компрессии исходного текста (замены однородных членов обобщающим наименованием; предложения или его части указательным местоимением; предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; сложноподчинённого предложения простым; исключения повторов, фрагмента предложения, одного или нескольких из синонимов; слияния нескольких предложений в одно). |
17 | Устное изложение прочитанного текста | 1 | Тестовые задания для подготовки к ГИА. Работа в парах. | Формирование навыка сжатия текста. Совершенствование навыка анализа текста, сжатия текста |
18 | Сжатое изложение Практическое занятие | 1 | Фронтальная работа – анализ текста, затем самостоятельное сжатое изложение | Совершенствование навыка анализа текста, сжатия текста, письменного пересказа текста. Применение алгоритма действий при написании сжатого изложения |
19-20. | 1) Лексический анализ текста. 2) Задание 8 ОГЭ.Практикум. | 2 | Беседа о лексических изобразительно-выразительных средствах языка. Работа в парах – анализ лексических средств на материале текстов художественных произведений. Анализ текста | Определение лексического и грамматического значений слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. |
21-24. | 1) Синтаксический анализ текста. 2) Словосочетание и предложение. 3) Осложнения в простом предложении. 4) Сложное предложение. Разные виды связи. | 3 | Коллективная работа – обобщение и систематизация знаний о синтаксических единицах языка. Самостоятельная работа – анализ синтаксических единиц. Тестовые задания для подготовки к ГИА | Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главные и зависимые части словосочетания; главные и второстепенные члены предложения. Понятие простого и сложного предложения. Предложение с однородными членами, обращением и прямой речью. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочиненного предложения и простых предложений. Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложения. Использование сложноподчиненных предложений разного вида в разных типах речи Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное употребление их (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи |
26 | Создание собственного связного устного высказывания на предложенную тему | 1 | Тестовые задания для подготовки к ГИА. Работа в парах. | |
27-29 | 1) Сочинение – рассуждение на основе прочитанного текста. Структура. 2) Речевые клише. 3) Отработка алгоритма написания сочинения. | 3 | Лекция. Коллективная и индивидуальная работа с текстами. Анализ текста | Раскрытие темы в широком общекультурном плане. Структура сочинения – рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения по данному тексту. Речевые клише, используемые в сочинении - рассуждении |
30-32 | Практическая работа. | 3 | Создание текста сочинения-рассуждения. | Построение собственного высказывания в соответствии с типом речи рассуждение. Аргументация положений творческой работы. Самостоятельная интерпретация одного из ключевых фрагментов текста. |
34. | Комплексный анализ текста. | 2 | Определение уровня лингвистической подготовки учащихся. Индивидуальная работа – устранение грамматических ошибок и речевых недочетов. | Тестовые задания для подготовки к ГИА |
Итого: 34 часа
Учебно-методическое обеспечение
Федеральный компонент государственного стандарта основного среднего образования по русскому языку. – //Официальные документы в образовании, 2009, №5.
Греков В.Ф., Крючков Е.В., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы.- М., 2010.
Корчагина Е.В. Русский язык: Содержательный и языковой анализ текста: 9-й кл. – М., 2009.
ГИА – 2021: Экзамен в новой форме: Русский зык: 9-ый кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. / авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М., АСТ,2020
Учебные словари
Материалы для обучения чтению.
Использование технических средств, СМИ и Интернета:
Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru /.
Аудиозаписи 1) https://sdam-rus.ru/audiozapisi-i-teksty-izlozhenij-oge-2018-s-sajta-fipi/
2) https://yandex.ru/tutor/subject/problem/?problem_id=T8505