ФИО учителя | Ш. О.Е. |
Полное название образовательного учреждения | NNN |
Класс | Класс 2 «Е» |
Название учебного предмета | Русский язык |
Автор учебника | В.П. Канакина «Русский язык. 2 класс» |
Тема урока | «Единственное и множественное число глаголов» |
Дата посещения | |
№ | Этапы анализа | Анализ |
1 | | Для анализа урока мы воспользуемся предоставленным конспектом урока и материалом учебника В.П. Канакиной «Русский язык. 2 класс» (стр.74-75). В конспекте урока учителем поставлена образовательная цель: сформировать умение распознавать глаголы в единственном и множественном числе, но сформулирована она не совсем верно. Судя по теме урока, необходимо поставить следующие образовательные содержательные цели урока (цели учителя): -формировать у учащихся новое знание о форме числа глагола; -развивать умение учащихся формулировать цель учебной деятельности с помощью учителя; -развивать умение учащихся планировать необходимые действия на уроке по решению проблемы в сотрудничестве с одноклассниками и учителем. Учитель должен определить цель, которую смогут поставить для себя учащиеся - деятельностная цель урока, например: научиться определять число глагола. На основании указанных целей определим целевые установки урока (планируемые результаты). Личностные: у учащихся появятся интерес к изучению предмета, адекватная рефлексия на результаты учебной деятельности, желание участвовать в учебном процессе. Предметные: учащиеся повторят знания о глаголе, ознакомятся с понятиями единственного и множественного числа глагола, научатся определять число глагола и изменять глагол по числам, научатся правильному употреблению в речи глаголов в единственном и множественном числе в сочетании с существительным. Метапредметные результаты учебной деятельности предполагают, что учащиеся на уроке будут осваивать универсальные учебные действия: -
регулировать свою учебную деятельность (определять цели и сохранять в памяти учебно-познавательную задачу, уметь находить причину затруднений, исправлять ошибки с помощью учителя, оценивать результаты деятельности на уроке); -
осуществлять познавательные действия (развивать смысловое чтение с целью извлечения информации, развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы); -
развивать коммуникативные навыки (осуществлять совместную деятельность в сотрудничестве, овладевать приёмами монологической и диалогической речи). |
| Анализируемый урок предназначен для детей с ТНР, изучаемая на уроке тема одна из тех, что вызывает наибольшее затруднение у детей с тяжёлым нарушением речи, при этом в конспекте урока не определены коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные цели. Сформулируем предполагаемые коррекционные цели урока. Коррекционно-образовательная цель урока: -проводить коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях. Коррекционно-развивающие цели урока: -создать условия для соблюдения речевого режима (ситуация речевого общения, активизация изученной лексики, оречевление, правильная речь учителя и учащихся). -содействовать развитию фонематического слуха, правильной артикуляции. Воспитательная цель урока: -преодоление речевого негативизма. |
| Учащиеся находят глаголы в форме единственного и множественного числа в тексте упражнения, приводят примеры изученной грамматической категории, они также усвоили грамматическое понятие: находят глаголы, но про изменение формы глагола правило (стр. 75) не читали. Учащиеся не приводят примеры предложений, хотя и в правиле, и в демонстрируемых слайдах указаны примеры, где глагол согласуется в числе с существительным: Самолёт летит. Самолёты летят. Учитель не поставил цель по формированию навыка употребления в речи изученных форм глагола в сочетании с существительным, не запланировал письменные упражнения с данной конструкцией на этапе закрепления, не включил изученный материал в повторение изученного в конце урока. Как следствие, неверно или неполно сформулированные цели не дают образовательного результата, что приводит к недоразвитию связной речи, нарушению лексико-грамматического строя и к появлению в речи учащихся аграмматизмов. |
| Учащиеся не были привлечены к определению темы урока и постановке для себя практических целей на уроке. Тему и цель сообщает учитель, хотя была проведена работа по актуализации знаний учащихся и выполнены упражнения на самоопределение к деятельности в начале урока. Логично было бы, чтобы учащиеся сами попробовали сформулировать тему урока и цель своей деятельности на уроке, возможно, с помощью учителя. |
2 | | Положительными моментами конспекта урока: чередование устных и письменных видов деятельности, проведение динамической паузы (физкультминутки), упражнений в звуко-буквенном разборе и чистописании, наличие наглядности и создание ситуации речевого общения. Учитывая то обстоятельство, что урок проводится в классе, где обучаются дети с тяжёлыми нарушениями речи, с особенностями речевого развития, нужно отметить, что в плане урока не указаны методические приёмы работы учителя как логопеда (урок заявлен как мастер-класс). В плане урока нет речевого оформления высказываний учителя и учащихся, нет подробной разработки языкового материала заданий (словарные слова, тексты упражнений). В конспекте урока нет четкого планирования по видам деятельности учителя и учащихся, не определена цель выполнения упражнений. Дидактический материал не всегда соответствует этапу урока ( слайды, упражнения) или не соответствует заданию и в целом противоречат материалу урока (например, карточки для самостоятельной работы). В приложении к уроку указаны методические материалы, которыми учитель не воспользовался. Неверная постановка и формулировка цели учителем нашла своё отражение в организации урока, а также в использовании методического и дидактического материала. |
-
Тип, структура, этапы, логика, временные затраты, соответствие структуры, применяемых методов поставленной цели и содержанию урока. | В конспекте урока не указан тип урока, но поскольку главным в содержании урока является получение новых знаний, классифицируем урок как урок усвоения (открытия) новых знаний и на основании этого будем анализировать структуру и этапы данного урока. 1)Первым этапом в конспекте урока обозначена «Проверка домашнего задания». В структуре урока усвоения нового знания этап проверки домашнего задания не предусмотрен. Хотя на уроке усвоения новых знаний можно построить этап актуализации на материале домашнего задания, если оно логически связано с новой темой. 2)Вторым этапом урока в конспекте «Словарные слова». Такого этапа нет в структуре уроков, это вид лексической работы. 3)Третьим этапом урока опять указан вид работы «Чистописание». Оба эти вида работы целесообразно включить в организационный этап и обозначить соответственно как упражнения по усвоению активной лексики, по подготовке артикуляционного аппарата и произношению и по развитию моторики. 4) Четвёртый этап назван «Сообщение темы и цели урока». Учитель использует приём использования загадки, элемент занимательности стимулирует мотивацию учащихся к учебной деятельности, готовит к восприятию нового материала. Удачно применён приём продолжения правила для актуализации знаний и повторения изученного о глаголе как части речи. Далее учащиеся проводят самостоятельное учебное действие, выявляют причины затруднения, проводят анализ и систематизацию предложенных глаголов. Учителем создана проблемная ситуация, направленная на получение и первичное усвоение новых знаний, но обсуждения с учащимися цели и темы урока учитель не последовало, а сам сообщает тему и цель урока. Учитель продолжает самоопределение учащихся к учебной деятельности, используя слайды. Учащиеся отвечают на вопросы по картинкам, проводится лексико-грамматическая работа, но в результате которой детям не было предложено сделать вывод о сочетании в числе глагола и существительного, хотя учащиеся уже подошли к формулировке правила. 5) Пятый этап урока в конспекте обозначен как «Задание по учебнику». В него входит дидактически неоправданное упражнение: записывание глаголов, которое кроме повтора и траты времени, отвлекло внимание от первичного понимания и закрепления изученного материала - чтения правила. Новое грамматическое правило прочитано с проговариванием во внешней речи (хором), как и требует методика преподавания. Следующее за правилом упражнение не является материалом для закрепления. Цель данного упражнения: указать на соотнесение вопроса и формы глагола, изменение формы при изменении числа в глаголах настоящего и прошедшего времени. Правило, в котором это сформулировано, даже не указано в конспекте. Первичное закрепление нового материала проведено только устно в рамках первого упражнения физкультминутки с дидактическим заданием. Учитель правильно расположил динамическую паузу в построении урока: перед самостоятельной работой. 6)Шестой этап урока в конспекте обозначен как «Работа по карточкам». Дидактический материал для самостоятельной работы для проверки знаний подобран формально и не может быть дан в качестве проверки новых знаний. В конспекте нет инструкции по выполнению работы, критериев проверки, не указана возможность самопроверки по эталону, нет критериев оценки. Коррекция в процессе получения новых знаний оказалась невозможной. 7) Седьмой этап указан как «Закрепление изученного материала», в начале которого устно выполняется часть заданий из домашнего упражнения. В этом же этапе в конспекте указана «рефлексия», но вместо рефлексии, предполагающей самооценку деятельности, обмен впечатлениями и выводы по уроку, мы видим вопросы учителя по теме урока. 8) Восьмой этап – «Домашнее задание». В конспекте урока указано домашнее упражнение с кратким письменным пояснением, но без инструкции, при этом часть заданий выполнена устно на уроке. Как видно из анализа структуры урока, этапы урока усвоения (открытия) новых знаний указаны не все; нарушена логика расположения этапов в соответствии с типом урока, не всегда продумана связь между этапами урока. Вместо этапов указаны виды работы: например, «словарные слова» или приёмы работы: например, «работа по учебнику» обозначена как 5-й этап урока. При работе над планом урока учитель использовал упражнения из учебника В.П. Канакиной «Русский язык. 2 класс», но построил урок, не следуя логике поэтапного формирования грамматического навыка и дробного порционного расположения материала в учебнике. Не построена логическая цепочка в усвоении и систематизации знаний. Например, игра «Найди глагол» должна быть проведена на этапе актуализации знаний. Анализируя урок только по конспекту, сложно говорить временных затратах урока и соотношении этапов урока по времени. Учитывая тот факт, что дети с речевыми дефектами нуждаются в повторении, индивидуальной работе, закреплении в речи изученных грамматических единиц, количество и объём запланированных на урок упражнений и дидактического материала вряд ли предполагает возможность уложиться в рамки урока. В то же время, подбор дидактического материала сделан учителем так, что происходят неоправданные с точки зрения методики и экономии времени наслоения. Использование специального метода обучения в виде многократного повтора необходим, но методически неоправданное дублирование заданий снижает эффективность обучения, например, до показа слайдов и после учащиеся записывают глаголы в 2 группы, во втором случае записывают с вопросом, эти задания целесообразно объединить для экономии времени. Структура урока не имеет логичной и стройной системы изложения материала и не соответствует стандартам ФГОС. В сочетании с некорректно и неполно поставленной в конспекте целью урока, это привело к неполному освещению материала, отразилось на содержательной стороне урока и на качестве знаний учащихся. Структура анализируемого урока не учитывает специфические условия учебного процесса. Выбор цели урока является определяющим для методов, которые, по мнению учителя, наиболее оптимально помогут учащимся овладеть знаниями и научиться их применять и творчески осмысливать. Учитель применяет репродуктивный и объяснительно-иллюстративный методы приобретения знаний, частично проблемный метод. Применение метода по формированию умений учитель использовал, но формирование навыков не указывает в целях своего урока. Как следствие, цель урока не предполагает использования методов применения знаний, творческой деятельности, а также методов контроля. При анализе данного урока некорректно говорить о соответствии методов поставленной цели, поскольку сама формулировка цели урока является неверной и неполной и лишь частично способствует формированию знаний учащихся. Учитель применяет словесные методы и приёмы: чтение, списывание, наблюдения за изучаемым языковым материалом, выполнение грамматического задания, метод беседы. На уроке используются наглядные (демонстрация слайдов) и практические методы (дидактические игры в сочетании с динамической паузой) повышают учебную мотивацию. Применяемые методы соответствуют содержанию урока русского языка. |
3 | | Учитель использует эмоциональные способы мотивации учащихся на уроке: одобрение действий в конце занятия, обращение по имени (в игре), занимательные игры, загадки, работа с иллюстрациями слайдов. Познавательные способы мотивации также имеют место на уроке: создание проблемной ситуации, чередование видов упражнений, видов деятельности учащихся, в том числе физической активной деятельности. |
4 | | Вспомним общие требования к уроку планируемому по ФГОС, его цели и структуру, для того чтобы выяснить, насколько анализируемый урок соответствует требованиям ФГОС. В соответствии с требованиями ФГОС урок должен быть: 1. Личностно-ориентированным; 2. Учащиеся должны приобретать знания в процессе самостоятельной работы, задача учителя — помогать в освоении новых знаний; 3. В результате осуществления практического, деятельностного подхода должно происходить формирование универсальных учебных навыков (УУД). На анализируемом нами уроке: 1. Преобладает фронтальная работа, нет дифференцированных заданий; 2. Учащиеся работают только под руководством учителя: учитель объясняет, спрашивает, дополняет, самостоятельная работа не предусмотрена (работа по карточкам формальна, методически некорректна); 3. Деятельностный подход означает, что учащиеся должны научиться новым способам нахождения знания, т.е., это - формирование умения учиться. На данном уроке мы видим осознание цели урока учащимися, но они не определяют самостоятельно эту цель, нет планирования действий, нет самоконтроля и самооценки достигнутого результата. Учащиеся читают, извлекая нужную информацию, анализируют, но не делают обобщения и выводы. Учащиеся вступают в диалог с учителем, слушают и отвечают на вопросы, но не осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом учебной задачи. Таким образом, на уроке имеет место фрагментарное применение деятельностного подхода, происходит формирование познавательных УУД, частично коммуникативные, регулятивные учебные действия не формируются. (подробный анализ в графе: «Развитие УУД (универсальных учебных действий)». В соответствии с требованиями ФГОС на уроке усвоения (открытия) новых знаний необходимо формулировать две цели: -
Деятельностная («цель учащихся»): научиться новым способам нахождения знания, узнать новые понятия, термины. -
Содержательная («цель учителя»): сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний. В конспекте анализируемого урока цель в своей формулировке содержит следующее: «сформировать умение распознавать глаголы...», то есть цель сформулирована методически неверно и не соответствует требованиям ФГОС. Далее сравним структуру данного урока и структуру урока по ФГОС. Структура урока усвоения (открытия) новых знаний по ФГОС включает следующие этапы: 1.Организационный этап. В плане урока отсутствует или не нашёл отражения в конспекте урока. 2.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Этап в плане не обозначен, хотя мотивация к учебной деятельности и подготовка к восприятию нового материала проведена (использован приём «Загадка»). 3.Этап актуализации знаний. Актуализация знаний, этап тоже не указан в плане, но повторение присутствует (повторение изученного о глаголе как части речи). 4.Первичное усвоение новых знаний. Этот этап также не указан в плане урока, но выявлено затруднение, создана проблемная ситуация, задан проблемный вопрос. Учащиеся классифицировали глаголы, нашли ответ на проблемный вопрос и уже готовы были сделать очевидный вывод о теме и цели урока, но тему и цель сообщает учитель. «Открытия нового знания» не произошло! 5.Первичная проверка понимания - это этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Этап не указан в конспекте, но прочитано правило (хором) и проведена дидактическая игра, эти задания можно считать первичной проверкой изученного. Упражнение 129, выполненное после чтения правила, не может считаться первичной проверкой понимания изученного, так как в нём прорабатывается второе правило урока: на соотнесение вопроса и формы глагола. 6. Первичное закрепление нового материала - это этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, коррекция в процессе получения новых знаний, затем включение в систему знаний и умений. Этап закрепления изученного материала указан, но включает в себя устное выполнение одного из заданий упражнения 128. 7. Домашнее задание включает в себя информацию о домашнем задании и инструктаж по его выполнению. Этап указан в конспекте урока, но даётся только письменное указание к домашнему заданию, при этом частично домашнее упражнение выполнено устно на этапе закрепления. 8.Рефлексия (подведение итогов занятия). Этот этап предполагает самооценку действий учащихся, впечатления от урока, выводы по поводу успешности деятельности. В анализируемом уроке учитель указывает название этапа «рефлексия», но проводит опрос по изученной теме. Вывод: анализируемый нами урок не соответствует требованиям ФГОС ни по общим требованиям, ни по целям и результатам обучения, ни по структуре. |
| Из всех требований ФГОС, на данном уроке можно отметить лишь использование принципа обучения через игру и применение в какой-то мере здоровьесберегающих технологий. В конспекте урока учитель не планирует индивидуальную образовательную траекторию учащихся, направленную на раскрытие личности ребенка, его способностей, не использует на уроке задания обязательного и повышенного уровня. Анализируя конспект урока, нельзя сказать, что учитель мотивирует школьников к самостоятельности и старается включить в работу каждого. На уроке дети общаются только с учителем, отвечают на его вопросы, нужно также учить детей контактировать друг с другом, обучать коллективной работе, создавая при этом дружелюбную обстановку. В плане урока не использовался для чтения и анализа связный текст, а ведь уроки русского языка и литературы являются ведущими в воспитании личности гражданина России и являются средством обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Вывод: урок не ориентирован на стандарты нового поколения. |
| Развитие универсальных учебных действий предполагает подготовку заданий, выбор этапа урока для выполнения заданий, планирование контроля и самооценки учащихся, определение видов и способов деятельности учащихся. На основании данного конспекта урока проанализируем виды и способы действий учащихся на уроке и классифицируем их по группам УУД. Познавательные УУД: извлечение информации: -слушают учителя, читают правило, читают задание к упражнению; осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации: - выполняют разбор, приводят примеры самостоятельно и из текста, делят слова на две группы; анализ объектов с целью выделения признаков: -отгадывают загадку; самостоятельное достраивание недостающих компонентов: -продолжают предложения ; установление связи, обобщения, выводы: -определяют признак разделения слов на группы. Коммуникативные УУД: формулировка собственных мысли, обоснование своей точки зрения: -объясняют значение слов; учебный диалог с учителем: -отвечают на вопросы. Личностные УУД оценить по конспекту не представляется возможным. Регулятивные УУД (целеполагание, составление плана действий, прогноз результата, контроль по эталону, оценка как осознание качества и уровня усвоения и др.) на анализируемом уроке не формируются. |
| Наряду с традиционной технологией классно-урочной системы, на уроке применена игровая технология, содержащая в себе черты подвижной и предметно-сюжетной игры. Информационно-коммуникативная технология представлена в виде работы со слайдами. Присутствуют элементы технологии проблемного обучения. Учитель тем самым мотивирует учащихся, но не всегда продумывает логику использования приёмов той или иной технологии, не учитывает соответствие учебного материала этапу урока. Здоровьесберегающая технология представлена приёмами динамической паузы (физкультминутки) и смены видов деятельности. |
5 | Содержание урока |
| | Учебный материал, термины урока с научной точки зрения соответствуют терминологии учебника и учебной программы. Методы и приёмы подачи учебного материала, дидактический материал соответствует возрасту учащихся, поскольку отвечает критериям научности, доступности и наглядности. |
| Содержание урока соответствует требованиям образовательной программы по развитию понимания обращенной к детям устной речи, формирование активной устной речи учащихся, обучение произношению, письменной речи, формирование словарного запаса и грамматического строя речи. Содержание урока соответствует содержанию адаптированной программы по русскому языку учащихся 2 класса с тяжелыми нарушениями речи. Урок по изучению грамматики спланирован в соответствии с учебной программой, включает изучение грамматического правила и правописания, звуки и буквы; слово и предложение, а также чистописание. |
| Учитель создаёт на уроке игровые ситуации, ситуации общения, и с их помощью пробуждает познавательную активность, любознательность учащихся, развивает их самостоятельность в получении знаний, позволяет применить собственный жизненный опыт. Игра, отгадывание загадок, физкультминутка являются средствами познавательной активности и проявления самостоятельности для младших школьников, а ещё это любимое и привычное для детей времяпровождение, вызывающее у них положительные эмоции. В игре с дидактическим содержанием учащиеся могут в полной мере применить собственный жизненный опыт, и одновременно непроизвольно запомнить учебный материал. |
| Новый учебный материал, изучаемый на данном уроке, связан с ранее изученным материалом и входит в систему уроков по грамматике. На уроке используется понятие числа, обогащается представление об окружающем мире. |
6 | |
| На уроке есть актуализация знаний о глаголе как части речи (без указания этапа). Актуализация способов учебной деятельности на данном уроке: повторение правила, устное определение грамматических признаков частей речи. |
| Проблемная ситуация на уроке возникает в задании разделить слова на 2 группы. Дети анализируют слова, делают обобщения, объединяют слова в группы. Проблемный вопрос заставляет задуматься о признаках распределения глаголов на группы, высказать предположения. |
-
Каково соотношение репродуктивной и исследовательской/ поисковой деятельности? -
Сравните примерное количество репродуктивных (чтение, повторение, пересказ, ответы на вопросы) и исследовательских заданий (доказать утверждение, найти причины, привести аргументы, сравнить информацию, найти ошибки.) | В методике урока проявляется традиционный подход в приобретении знаний и формировании умений и навыков, это урок сообщения и усвоения знаний, а не урок «открытия» новых знаний. В познавательной деятельности учащихся на уроке преобладают репродуктивные виды деятельности, мало используются задания проблемного и частично-поискового характера. В количественном выражении проблемно-поисковое задание даётся 1 раз (проанализировать и сгруппировать слова, доказать утверждение), а репродуктивные методы применялись на уроке примерно 7 раз, в основном, это чтение, ответы на вопросы, повторение. В то же время задания для самостоятельной учебно-исследовательской деятельности на уроке не применяются. |
| На данном уроке деятельность учащихся в сравнении с деятельностью педагога носит пассивный характер, мыслительная деятельность учащихся снижена, речевая активность недостаточна. В течение всего урока учитель берёт инициативу на себя: читает вопросы, спрашивает, делает выводы, формулирует тему и цели. В конспекте не указано разделение деятельности учителя и учащихся при выполнении того или иного задания. Например, во время проведения физкультминутки неясно, учитель задаёт вопросы или дети друг другу. Объясняет ли выполнение письменного задания ученик у доски? Самостоятельная работа учащихся проведена на этапе самоопределения к деятельности: анализ форм глагола, анализ и систематизация, ответы на вопросы, составление предложений по картинкам. На этапе закрепления и систематизации знаний учащимся для самостоятельной работы предложена карточка с грамматическим заданием. По объёму работа достаточна(12слов), но по дидактическому содержанию имеет формальное отношение к теме урока, содержит неправильные и неизученные грамматические конструкции. Если это работа проблемного характера, то она не может быть предложена на этапе проверки знаний, тем более у всего класса. Возможно использование данной карточки в индивидуальной работе или с логичной инструкцией по её выполнению. Кроме того, предложенная карточка не имеет эталона для самоконтроля. Урок не соответствует требованию образовательного стандарта о применении в обучении технологии деятельностного метода, о преобладающей деятельности учащихся на уроке. |
-
Какие методы получения новых знаний применяет педагог (опыты, сравнения, наблюдения, чтение, поиск информации и др.)? | Педагог использует разные источники для получения новых знаний учащимися, применяет словесные, наглядные и практические методы и приёмы обучения: беседа по вопросам, работа с учебником, чтение и списывание, игра, демонстрация иллюстраций на слайдах, сравнения форм слов, составление предложений, упражнения в игровой форме. Материал учебника применяется неэффективно: не предусмотрена проверка усвоенных знаний после чтения правила, выполнение упражнений не соответствует логике изложения материала в учебнике. |
| Конспект урока не сможет передать эмоционального настроя при использовании на уроке диалога в качестве формы общения. Кроме того, конспект урока довольно схематичный, в нём обозначены только реплики учителя (вопросы, задания). Иногда в конспекте урока в скобочках указаны краткие предполагаемые ответы учащихся (записаны только правильные ответы). В конспекте нет указаний на коррекцию речевых недостатков в устных высказываниях учащихся. |
| Нестандартных ситуаций для применения учащимися полученных знаний на уроке нет. На данном этапе анализа урока имеет смысл подробное рассмотрение дидактического материала карточки для самостоятельной работы, выяснить смысл её использования на уроке. Может работа по карточке задумана учителем как нестандартная ситуация для проверки знаний? Прочитаем задание к карточке: найди глаголы и выпиши их в 2 столбика (что делает? что делают?). В карточках для самостоятельной работы шесть глаголов, два глагола в форме 1-го лица (на уроке не рассматривали эту форму глагола). Если это нестандартная ситуация для проверки знаний, то в таком случае нужно поставить ещё один вопрос: какие глаголы вы не выписали и почему? (Это глаголы жду и дарю). Кроме того, примерами на всем протяжении урока в упражнениях и правилах учащиеся были предложения (нераспространенные), в которых учащиеся наблюдали согласование в числе глагола с существительным. Подбор дидактического материала в карточке противоречит теме урока и логике правила, кроме того, нарушает принцип закрепления материала, а ведь это дети с ТНР. К теме урока в карточке подходит только предложение (Идёт снег.), записанное почему-то через запятую и маленькой буквы. Все остальные дидактические единицы являются словосочетаниями: рисуют картины, поют песни (можно сказать: рисуют картину, рисует картины). Согласование глагола и существительного в числе в речи учащихся - одно из требований АООП НОО для детей с тяжелыми нарушениями речи. Учитывая то, что карточки предложены на заключительном этапе урока, самостоятельная работа не задумывалась как нестандартная ситуация для применения учащимися полученных знаний, а была методически необоснованной попыткой проверить усвоенный материал. |
| Обратная связь на данном уроке осуществляется устно во время проведения фронтального опроса, выполнения упражнения, игры. В конспекте урока не указаны комментарии учителя по поводу деятельности учащихся. Анализируя только конспект, сложно оценить, насколько хорошо работает обратная связь между учителем и учеником, так как при оценке этого критерия нужно учитывать качество речи учителя, эмоциональный настрой, невербальные средства общения. |
| В плане анализируемого урока применяются фронтальная и индивидуальная работа. Фронтальная форма работы на уроке применяется на этапе подготовки к изучению нового материала, в опросе при проверке знаний, при чтении упражнений и правила, во время динамической игры. Индивидуальная форма работы на уроке: приведение своего примера, составление предложений по иллюстрациям, работа у доски. В плане конспекта урока не предусмотрены индивидуальные задания, работа идёт фронтально с классом на протяжении всего урока. Учитель не применил работу в группах и в парах. |
| Конспект урока не содержит заданий разного уровня сложности, хотя наличие таких заданий предусмотрено принципом дифференцированного обучения как необходимое условие создания ситуации успеха при обучении. В конспекте не указана возможность выбора учащимися задания своему уровню знаний, познавательной активности и творческих способностей. Дифференцированная помощь учащимся в выполнении задания одной и той же сложности также не предусмотрена в плане урока. |
| Учитель использовал учебник по русскому языку для 2 класса, слайды с иллюстративным материалом к изучаемому правилу, дидактические игры. Средства обучения на уроке в основном соответствуют тематике и содержанию урока. Целесообразность применения названных средств обучения на уроке подтверждается необходимым и достаточным количеством используемых материалов, наличием в них познавательности и дидактической значимости. Исключение составляет отбор дидактического материала в карточке для самостоятельной работы: не соответствует содержанию урока, не имеет дидактического обоснования. |
-
Использование демонстрационных, наглядных материалов с целью мотивации, иллюстрации информационных выкладок, решения поставленных задач. | С целью мотивации учебной деятельности на уроке в качестве наглядного материала используются иллюстрированные слайды. Слайды иллюстрируют изучаемые на уроке формы числа глагола, правила их употребления в речи (информационные выкладки), способствуя тем самым развитию у учащихся познавательного интереса, наглядно-образного мышления и ассоциативной памяти. При этом надо отметить, что слайды имеют разные цели, иллюстрируют два грамматических правила, поэтому порядок их демонстрации должен соответствовать порядку изложения материала. Слайды с заданием «добавь словечко» подводят учащихся к выводу по первому правилу на согласование глагола и существительного, поэтому аргументированно занимают своё место в плане урока. Слайды с заданием «ответьте на вопросы» относятся ко второму правилу, логично было бы продемонстрировать их после чтения второго правила с целью закрепления понятия формы глагола и связи числа глагола с вопросом. В плане урока слайды следуют подряд без определения цели их использования на данном этапе урока. Наряду с использованием слайдов в иллюстративной роли, можно было бы использовать слайды в качестве средства решения задач, актуальных для детей с ТНР: развивать артикулярную моторику, отработать качество чтения предложений с вопросительной интонацией, преодолевать речевой негативизм, формировать речь, развивать творческие способности. Предположим, что частично учитель проводил работу над развитием качества речи учащихся при показе слайдов, но в плане урока не отразил ни задачи, ни цели использованного методического приёма. |
| На уроке используются четыре слайда по теме единственное и множественное число глаголов. Два слайда на соотношение числа и вопроса глагола (5 примеров), и два слайда на согласование в числе глагола и существительного (5 примеров). Количество наглядного материала соответствует содержанию занятия, слайды подобраны по теме урока. При этом количество наглядного материала, использованного на уроке, позволяет решить другие образовательные, а также коррекционно-развивающие и воспитательные цели. Так, например, методические рекомендации в «Грамматической тетради» предлагают методику проведения работы по слайдам, в частности, акцентируют внимание учащихся на чётком произношении окончаний глаголов. В плане урока учитель сформулировал цели неверно и неполно, как следствие, учитель формально определил цели использования наглядного материала, не увидел его дидактическую ценность для изучения новой темы. |
| В конспекте анализируемого урока учитель не применяет действий, направленных на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся. Учитель не создаёт на уроке условия для развития умений самоконтроля и самооценки, не проводит работу над формированием этих навыков. Выполнение заданий не сопровождается последующей самопроверкой по образцу, учащимся не предлагаются критерии проверки. |
7 | | В конспекте урока можно отметить организованные педагогом психологические моменты для снятия напряжения и комфортного самочувствия учащихся на уроке: эмоциональные разрядка, одобрение учителем работы учащихся в конце урока. Эмоциональная разрядка заключается в смене видов деятельности (физкультминутки, подвижная игра), в переключении внимания учащихся (игра, загадка, иллюстрированные слайды). Об эмоциональной атмосфере урока в целом только по конспекту судить сложно. |
| В конспекте урока не отражён индивидуальный подход к учащимся: нет указаний о дополнительной помощи отдельным учащимся, о контроле их речевых особенностей, о разном уровне требований к навыкам и умениям учащихся. Учитель не принимает во внимание индивидуальные особенности учащихся, различия учащихся в степени и характере речевого недоразвития, не учитывает уровень знаний и способностей учащихся к обучению. |
-
Направлена ли учебная деятельность на развитие памяти, речи, мышления, восприятия, воображения, внимания? | Учебная деятельность на уроке направлена на развитие: -образной памяти: слайды, игра, отгадывание загадок; -словесной памяти: словарная работа, вслушивание в речь учителя, её ритм и темп; -речи: ответы на вопросы, составление предложений; -мыслительной деятельности: отгадывание загадок, решение проблемного вопроса, составление предложений; -зрительного восприятия: слайды, учебник -слухового восприятия: тембр, дикция, ритм, темп речи учителя и речи учащихся -воображения: игры слайды; -внимания: задания к упражнениям, игры. |
| В конспекте урока одно задание: анализ и группировка слов имеет продуктивный характер, выполняется учащимися самостоятельно и относится к среднему уровню сложности. Остальные задания и упражнения носят репродуктивный характер, выполняются по образцу и относятся к низкому уровню сложности: неосознанное списывание, конструирование предложений, подбор примеров. Задания творческого характера (высокого уровня) на уроке не предусмотрены. Карточку для самостоятельной работы не рассматриваем в качестве заданий средней степени сложности из-за неверно подобранного дидактического материала. Таким образом, чередование заданий разной степени сложности в данном конспекте урока учителем не предусмотрено. |
| Виды учебной деятельности, указанные в конспекте разнообразны: слушание объяснений учителя, диалог, отгадывание загадок, работа с учебником, работа со слайдами, ответ на вопросы, работа со словом, упражнения по различению понятий, решение проблемной задачи, проведение игр и динамических пауз. Использование на данном уроке всех указанных видов деятельности является целесообразным в соответствии с возрастом учащихся. Эффективность деятельности учащихся на данном уроке оценить не представляется возможным, поскольку все виды деятельности проходят фронтально, с использованием непродуктивных видов учебной деятельности, что не отвечает деятельностному подходу в обучении. |
| Игры, физкультминутки, просмотр слайдов запланированы педагогом для эмоциональной разгрузки учащихся и одновременно использованы для решения дидактических задач урока. |
| Объем домашнего задания соответствует требованиям программы для учащихся 2 класса: упражнение состоит из 15 слов, к упражнению даны грамматическое и лексическое задание. |
| Домашнее задание не дифференцировано по уровню сложности, не соответствует требованиям дифференциации, индивидуализации домашних заданий. Учитель предложил одинаковое задание для домашней работы всем учащимся без учёта их индивидуальных способностей. Кроме того, не реализован принцип индивидуального подхода в отношении детей с нарушениями речи: не учтён уровень речевого развития, особенности речевого дефекта. |
| Учащимся не предоставлен выбор домашнего задания, при этом в учебно-методический комплект, по которому работает класс, входит «Рабочая тетрадь», с большим количеством заданий разного уровня сложности. |
| Домашнее задание записано в плане урока без инструктажа по его выполнению, то есть не были указаны цели, содержание, алгоритм выполнения упражнения. В конспекте урока есть письменное указание к домашнему упражнению: списать, выполнить задания. Текст домашнего упражнения (128) устно прочитан на уроке, устно выполнено одно задания: дети нашли глаголы, которые отвечают на вопрос что делают? и что делает? В упражнении есть также грамматическое задание: над именами существительными и глаголами указать число. На уроке подобного задания письменно не давалось, то есть у детей не отработан навык. Инструкции по разъяснению этого задания тоже дано не было. Не был задан вопрос, понятны ли детям задания. Учащимся с тяжёлыми нарушениями речи особенно необходима словесная инструкция для выполнения домашнего задания. Тем более что тема согласование существительного с глаголом в числе сложно даётся детям с ТНР, они очень редко используют в речи глаголы 3-го лица настоящего времени или формы прошедшего времени. |