СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Комплексы упражнений и испытаний по физической культуре» для учащихся 5-9 классов.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплексы упражнений на развития физических качеств на урокох физкультуры в 5-9 классах.

Просмотр содержимого документа
««Комплексы упражнений и испытаний по физической культуре» для учащихся 5-9 классов.»

«Комплексы упражнений и испытаний

по физической культуре» для учащихся

5-9 классов.


Малоподвижный образ жизни делает организм человека  беззащитным при развитии различных заболеваний. Особенно тревожно обстоит с этим дело у наших детей. На развитие физических качеств оптимальное влияние оказывает высокий уровень двигательной активности, являясь двигательным базисом человека. При высоком его уровне повышается устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды перегреванию, охлаждению, действию ускорений и перегрузок. При этом физическое развитие носит гармоничный характер и, как правило, соответствует средним возрастным нормам учащихся.

Физиологический эффект от школьного урока физической культу­ры на организм занимающегося, зависит от его задач и характера учебной работы. При этом величина физической нагрузки для учащихся может быть значительно ниже величин оптимально допустимых

Школьники младшего и среднего возраста не могут выполнять значительную мышечную силовую нагрузку. Развитие силовых возможностей человека заканчивается лишь к 20-25 годам. Однако, максимальная сила кистей рук у школьников может быть достаточно высокой и по своим показателям приближаться к уровню взрослых.
У младших школьников достаточно высокая возбудимость мышц. Это может являться основой для развития качества быстроты, которое без специальной тренировки заканчивается уже к 13-14 годам.
Базовое физическое качество выносливость развивается несколько позднее нежели скоростные качества. Вместе с тем, при соответствующей тренировке, показатели скоростной выносливости могут быть достаточно высокими и в подростковом возрасте.

Двигательная активность.


Наши дети стали меньше двигаться. Куда исчезла двигательная активность? Появились многосерийные де­тективы по телевизору, кто-то придумал «тихие игры», и дети — само послушание! Играют в разные головолом­ки, никому не мешают и, чего греха таить, радуют взрос­лых тем, что и им можно заняться своими делами. Сегодня двигательная активность детей — проблема! В большом городе непросто добраться до стадиона или бассейна. Да, еще и родители, не закладывают эту привычку с ранних лет.
Двигательная активность — биологическая потребность. Для каждого возраста она имеет свой оптимум. Если сегодня вы, родители, двигаетесь

меньше, чем вчера, то завтра ваши дети будут двигаться еще меньше. Потребность в движении воспитуема, но может быть загублена.
З. О. Ж. – это образ жизни, направленный на формирование и развитие основных физических качеств (а именно: быстроты, силы, гибкости, выносливости, координации), а также н а поддержание психического равновесия в организме. Ниже приведены основные методики, направленные на развитие базовых физических качеств.


Основные методики выполнения

упражнений на развитие базовых физических качеств.


Быстрота.

Быстрота развивается при выполнении кратковременных упражне­ний с максимальной скоростью.
При этом необходимо помнить, что при выполнении этих упражнений необходимо соблюдать следующие правила:
1. Быстрота не может развиваться у человека если он утомлен. В след­ствие этого упражнения на развитие качества быстроты следует выполнять на занятиях в первую очередь, т.е. первыми. Это качество лучше воспитывается в эмоциональных, соревновательных условиях (эстафеты, игры, групповые старты и др.). Частота сердцебиений в предложенных упражнениях варьирует в зависимости от возраста и уровня подготовленности занимающихся в пределах 170-180 ударов в минуту.
2. При выполнении нового, плохо освоенного упражнения не надо стремиться выполнить его с предельной скоростью.
3. Выполняя упражнение на быстроту, необходимо обращать вни­мание на умение занимающегося расслаблять мышцы не участвующие в основном двигательном акте (например, техника бега на 100 метров у высококвалифицированных спринтеров и школьников). У последних, лицо перекошено, руки напряжены и др.
4. Отдых между упражнениями на быстроту должен быть доста­точно продолжительным и занимать - 3-5 и более минут.

Необходимо обучать занимающегося, при выполнении упражнения, умению хорошо настраиваться на каждую очередную попытку (с целью лучшего развития быстроты используются средства описанные.

Выносливость.

Это качество человека представляется - как способность длительно выполнять упражнение и противостоять утомлению. Существует два вида выносливости: общая и специальная. На первой из них остановимся более подробно.
Необходимо заметить, что выносливость можно развивать с помощью практически любых физических упражнений, но лучше всего с помощью упражнений из циклических видов спорта - ходьбы, бега, плавания, езде на велосипеде, ходьбы на лыжах, бега на коньках, подвижных и спортивных игр.

Это качество можно развивать с помощью выполнения простей­ших гимнастических упражнений, выполнение которых необходимо производить без перерыва. Такой способ выполнения упражнений на выносливость называется "поточное" выполнение упражнений.

Интенсивность упражнений на выносливость учащимся младших классов объяснить трудно. Вместе с тем при этом можно дать такую рекомендацию: скорость выполнения должна быть такой, чтобы учащийся при выполнении упражнения мог разговаривать или дышать через нос.

Гибкость.

Под гибкостью понимаются морфологические и функциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющих амплитуду различных движений человека.

Недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, скоростных и координационных способностей, приводит к ухудшению внутримышечной и межмышечной координации, сниже­нию экономичности работы. При этом часто является причиной повреждения мышц и связок, т.е. травматизма.
В качестве методических основ развития гибкости можно широко использовать в занятиях общеподготовительные упражнения, с элемента­ми сгибаний и разгибаний, наклонов и поворотов туловища. Эти упражнения направлены на повышение подвижности во всех суставах и осуществляются без учета специфики вида деятельности. Упражнения на гибкость могут носить активный, пассивный и сме­шанный характер. Арсенал средств, применяемых для развития гибкости, также разделяется на развивающие пассивную, активную и смешанную гибкость. Развитию активной гибкости способствуют упражнения, выполняемые как без отягощении, так и с отягощениями. К ним относятся маховые и пружинящие движения, рывки и наклоны. Отягощения повышают эффективность упражнений вследствие увеличения амплитуды движения, за счет использования силы инерции.
Наряду с использованием таких упражнений в отдельных частях урока, они могут составлять программы отдельных тренировочных занятий. Однако упражнения на гибкость часто включаются в комплексные занятия, в которых наряду с развитием гибкости планируется развитие и других качеств, например, силы.


Координация.

Координационные способности это умение человека наиболее совершенно, быстро, целесообразно, экономно, точно и находчиво решать двигательные задачи, при возникновении сложных и неожиданных ситуаций.
В структуре координационных способностей человека выделяют:
а) способность к овладению новыми движениями;
б) умение дифференцировать и управлять различными характерис­тиками движений;
в) способность к комбинациям и импровизации в процессе проявления конкретной двигательной деятельности.
При разучивании новых двигательных действий (основополагающие принципы построения программ в Общеобразовательных средних школах) необходима способность к сложно координационной двигательной сфере (спортивных играх, единоборствах и др.), т.е. там, где двигательная деятельность учащегося характеризуется особенно боль­шим разнообразием и значительной координационной сложностью.
Способность школьника дифференцировать и управлять различны­ми характеристиками движений проявляется в плавности движений, способности удерживать равновесие и др.
Основными методическими подходами и особенностями упражне­ний, направленных на совершенствование координационных способностей, являются их нетрадиционность, сложность, новизна, возможности решения многообразных и неожиданных двигательных задач.


5-9 классы


Показатель – быстрота.


С целью ее развития необходимо использовать в тренировочном процессе следующие средства: спортивные игры (волейбол, баскет­бол, ручной мяч и др.), максимальные ускорения в беге на коротких отрезках, выпрыгивания с поворотом на 90°, 180° и 360°, ловля пред­метов (мяча и др.), быстрые хватательные движения.

Примерные средства:
1. Игра в волейбол - 20-30 мин.
2. Игра в баскетбол - 15-20 мин.
3. Игра в ручной мяч - 15-20 мин.
4. Игра в настольный теннис - 20 мин. Эти игры могут выполняться в начале или конце тренировочного занятия.
5. Включение в элементы разминки упражнений (рывков, быстрой смены положений тела, быстрой смены выполнения движений и др.). Дозировка - 8-10 повторений в 4-5-и сериях.
6. Прыжки на месте и в движении с элементами быстрых поворо­тов на 90°-360°. Дозировка - 10-12 повторений, в 4-5-и сериях.
7. В нестандартных ситуациях - быстрая передача и ловля мяча и предметов. Дозировка - 10-12 повторений, в 3-4-х сериях.
8. Упражнения на быстрые хватательные движения, жонглирования (с мячом, кеглями и др.). Дозировка- 12-15 повторений, в 3-4-х сериях.

Показатель - динамическая сила.


С целью развития ее необходимо использовать в тренировочном процессе следующие средства: напрыгивания и спрыгивания, прыжки, подскоки, ускорения в беге и др.

Примерные упражнения:
1. Напрыгивания на скамейку (стул), козла и др. Дозировка -10-12 повторений, в 3-4-х сериях. Темп средний и высокий.
2. Выпрыгивания толчком двух, тройной прыжок и многоскоки, в 3-5-и сериях.
3. Спрыгивания в глубину со скамейки, плинтов с последующим отталкиванием. Высота возвышения от 30 см и выше. Дозировка -10-14 повторений в 3-5-и сериях. Темп средний и высокий.

Показатель – скоростная выносливость.


С целью развития ее в тренировочном процессе необходимо исполь­зовать следующие средства: наклоны в быстром темпе, вращения, про­гибы, подъемы ног и туловища с вращениями.


Примерный комплекс упражнений:
1. И.п. - о.с. 1- наклон вперед, касаясь пальцами (ладонями) пола.
2- и.п. Дозировка - 14-18 повторений в 4-5-и сериях, в высоком темпе (близко к максимальному).
2. И.п. - сидя на полу, ноги прямые. 1- наклоны вперед, макси­мально вытягиваясь, руки скользят по полу параллельно у ног; 2- и.п. Дозировка - 14-16 повторений, в 4-х сериях. Темп максимальный.
3. И.п. - стоя, ноги пошире. 1-2-наклон к левой; 3-4-и.п. Попере­менно к правой. Дозировка - 8-10 повторений к каждой ноге. Темп высокий.
4. Попеременно вращения в левую и правую стороны. И.п. - стоя, ноги пошире, руки на бедрах. 1-4 - наклонившись вперед, вращение в правую сторону на 360° с прогибом; 5-8 - то же, в левую сторону. Дози­ровка - 8-10 вращении в каждую сторону, в быстром темпе.
5. И.п. - сидя на полу, упор на коленях, с опорой руками сзади. 1-2-выпрямиться с прогибом оттолкнувшись с руками; 3-4- и.п. Дозировка - 16-20 повторений, в 4-х сериях. Темп максимальный.
6. И.п. - лежа на спине с опорой на пол руками, ноги согнуты под 90° в отношении к туловищу прямые, носки оттянуты. 1-4 - вращение ногами влево; 5-8 - то же вправо. Дозировка- 8-10 вращении в каждую сторону, в 3-4-х сериях. Темп максимально возможный.
7. И.п. - то же, что и п.6. 1 -4 - вращения правой вправо; 5-8 - вра­щения левой ногой влево. Дозировка - 8-10 вращений   каждой. Темп максимально возможный.

Показатель - общая выносливость.


С целью развития ее необходимо использовать в тренировочном процессе следующие средства: средства из видов спорта циклической направленности - бег, в том числе и по пересеченной местности, лыжи, плавание, велосипед и др.

Рекомендуемые средства:
1. Бег, в начале с малой, а затем, по, истечении 4-х недель, со сред­ней интенсивностью (скоростью) в течение значительного времени, ко­торое составляет 20-60 мин. Проводится 1-2 раза в неделю.
2. Как альтернативный вариант - бег по пересеченной местности. Дозировка та же, что и в п. 1.
3. Возможны варианты выбора предложенной циклической рабо­ты из приложения 4, п.п. 3-5 и их комбинации.
4. Показана  длительная работа - от 30 минут и до нескольких часов на открытом воздухе в саду, поле или приусадебном участке (копка картофеля и земли, уборка территории, заготовка сена и другие виды работ).
 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!