СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Комплект методик для изучения учебной мотивации (5-11 класс)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены методики для изучения учебной мотивации школьников,разработка подходит классным руководителям для изучения личностных УУД обучающихся.Методики подобраны таким образом, чтобы можно было отследить учебную мотивацию в динамике, при переходе из класса в класс.

Просмотр содержимого документа
«"Комплект методик для изучения учебной мотивации (5-11 класс)"»

Методика изучения мотивации обучения школьников 5-6к

Анкета

Дата Ф.И. Класс

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.

1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

а) получить хорошую отметку;

б) наш класс был лучшим;

в) принести больше пользы людям;

г) получать впоследствии много денег;

д.) меня уважали и хвалили товарищи;

е) меня любила и хвалила учительница;

ж) меня хвалили родители;

З.) мне покупали красивые вещи;

и) меня не наказывали;

к) я больше знал и умел.

2. Я не могу учиться лучше, так как...

а) у меня есть более интересные дела;

б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;

в) мне мешают дома;

г) в школе меня часто ругают;

л) мне просто не хочется учиться;

е) не могу заставить себя делать это;

ж) мне трудно усвоить учебный материал;

з) я не успеваю работать вместе со всеми.

3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что...

а) я хорошо знаю учебный материал;

б) мои товарищи будут мной довольны;

в) я буду считаться хорошим учеником;

г) мама будет довольна;

д.) учительница будет рада;

е) мне купят красивую вещь;

ж) меня не будут наказывать;

з) я не буду тянуть класс назад.

4. Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что...

а) я плохо знаю учебный материал;

б) это получилось;

в) я буду считаться плохим учеником;

г) товарищи будут смеяться надо мной;

д.) мама будет расстроена;

е) учительница будет недовольна;

ж) я весь класс тяну назад;

з) меня накажут дома;

и) мне не купят красивую вещь.


Спасибо за ответы!

Обработка результатов

Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты.

Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает (табл.).


Внешний мотив — 0 баллов. Игровой мотив — 1 балл. Получение отметки — 2 балла. Позиционный мотив — 3 балла. Социальный мотив — 4 балла. Учебный мотив — 5 баллов.

Таблица


Варианты ответов

Количество баллов по номерам предложений

1

2

3

4

а

б

в

г

д.

е

ж

з

и

к

2

3

4

4

3

3

3

0

0

5

3

3

0

4

1

3

4

3

-

-

5

3

3

3

3

0

0

4

-

-

5

2

3

3

3

3

4

0

0

-


Баллы суммируются и по оценочной табл. выявляется итоговый уровень мотивации учения.

Таблица

Уровни мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

I

41—48

II

33—40

III

25—32

IV

15—24

V

5—14


Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние.


I — очень высокий уровень мотивации учения;

II — высокий уровень мотивации учения;

  1. нормальный (средний) уровень мотивации учения;

  2. сниженный уровень мотивации учения;

V — низкий уровень мотивации учения.


Методика изучения мотивации учения подростков (7 кл.)

Анкета
Дата Ф.И. Класс .

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предлагаемые варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.I

1.

1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...

а) получения хороших отметок;

б) продолжения образования, поступления в институт;

в) поступления на работу;

г) того, чтобы получить хорошую профессию;

д.) саморазвития, чтобы быть образованным и содержательным человеком;

е) солидности.

2. Я бы не учился, если бы...

а) не было школы;

б) не было учебников;

в) не воля родителей;

г) мне не хотелось учиться;

д) мне не было интересно;

е) не мысли о будущем;

ж) не долг перед Родиной;

з) не хотел поступить в вуз и иметь высшее образование.

3. Мне нравится, когда меня хвалят за...

а) хорошие отметки;

б) приложенные усилия и трудолюбие;

в) мои способности;

г) выполнение домашнего задания;

д.) хорошую работу;

е) мои личные качества.

2.

4. Мне кажется, что цель моей жизни...

а) получить высшее образование;

б) мне пока неизвестна;

в) стать отличником;

г)состоит в учебе;

д) получить хорошую профессию;

е) принести пользу моей Родине.

5. Моя цель на уроке...

а) слушать и запоминать все, что сказал учитель;

б) усвоить материал и понять тему;

в) получить новые знания;

г) сидеть тихо, как мышка;

д) внимательно слушать учителя;

е) получить пятерку.

6. Когда я планирую свою работу, то...

а) сравниваю ее с имеющимся у меня опытом;

б) тщательно продумываю все ее аспекты;

в) сначала стараюсь понять ее суть;

г) стараюсь сделать это так, чтобы работа была выполнена полностью;

д) обращаюсь за помощью к старшим;

е) сначала отдыхаю.

3.

7. Самое интересное па уроке — это...

а) различные игры по изучаемой теме;

б) объяснения учителем нового материала;

в) изучение ноной темы;

г) устные задания;

д) классное чтение;

е)общение с друзьями;

ж) стоять у доски, то есть отвечать.

8. Я изучаю материал добросовестно, если...

а) он мне нравится;

б) он легкий;

в) он мне интересен;

г) я его хорошо понимаю;

д) меня не заставляют;

е) мне не дают списать;

ж) мне надо исправить двойку.

9. Мне нравится делать уроки, когда...

а) они несложные;

б) остается время погулять;

в) они интересные;

г) есть настроение;

д) нет возможности списать;

е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

Спасибо за ответы!

Обработка результатов

Внешний мотив — 0 баллов. Игровой мотив — 1 балл. Получение отметки — 2 балла. Позиционный мотив — 3 балла. Социальный мотив — 4 балла. Учебный мотив — 5 баллов.

Таблица. Ключ для показателей I, II, III мотивации

Номера предложений и балы им соответствующие

Варианты ответов

Показатели мотивации

а

б

в

г

д

е

ж

з

1

2

5

4

3

5

0

-

-

I

2

0

0

0

5

3

4

3

4

3

2

5

2

4

5

3

-

-

4

3

0

2

5

4

4

-

-

II

5

4

5

5

0

3

2

-

-

6

3

5

5

3

0

1

-

-

7

1

4

3

3

5

1

3

-

III

8

3

1

3

3

0

0

2

-

9

3

1

3

3

0

5

-

-

Для того чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагается выбрать два варианта ответов.

Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Показатели I, II, III мотивации по сумме баллов выявляют итоговый уровень мотивации. По оценочной табл. можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (I, II, III)

Оценочная таблица

Уровень мотивации

Показатели мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

I

II

III

I

27—29

25—29

20—23

70—81

II

24—26

20—24

16—19

58—69

III

18—23

13—19

10—15

39—57

IV

10—17

6—12

4—9

18—38

V

до 9

до 5

До 3

до 17

I — очень высокий уровень мотивации учения;

II — высокий уровень мотивации учения;

  1. нормальный (средний) уровень мотивации учения;

  2. сниженный уровень мотивации учения;

V — низкий уровень мотивации учения.



Методика изучения учебной мотивации 8 класс.

АНКЕТА

8-й класс

Дата_________________   Ф.И._________________________________________________   Класс___________

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему.

Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим мнением.


I


1.   1.Обучение в школе и знания необходимы мне для...


А) получения образования

Б) поступления в вуз

В) будущей профессии

Г) ориентировки в жизни

Д) того, чтобы устроиться на работу

2.   2.Я бы не учился, если бы не...

А) было школы

Б) жил в России

В) родители

Г) получал знания

Д) жил


3.   3.Мне нравится, когда меня хвалят за...

А) хорошие отметки

Б) успехи в учебе

В) приложенные усилия

Г) мои способности

Д) выполнение домашнего задания

Е) мои личные качества

III


7. 7.Самое интересное на уроке...

А) общение с друзьями

Б) общение с учителем

В) новая тема, отработка материала

Г) объяснение учителя

Д) получать хорошие отметки

Е) отвечать устно


8.   8.Я изучаю материал добросовестно, если...

А) он для меня интересен

Б) у меня хорошее настроение

В) меня заставляют

Г) не дают списать

Д) надо исправить отметку

Е) стараюсь всегда


9.   9.Мне нравится делать уроки, когда...

А) тихо и ничто меня не отвлекает

Б) задают мало

В) остается много свободного времени, чтобы погулять

Г) я понимаю тему

Д) есть «готовые домашние задания»

Е) всегда, т.к. это необходимо для глубоких знаний

II


4.   4.Мне кажется, что цель моей жизни...


А) работать, жить и наслаждаться жизнью

Б) хорошо знать школу

В) доставлять пользу людям

Г) учение


5.   5.Моя цель на уроке...


А) А)усвоить что-то новое

Б) пообщаться с друзьями

В) слушать и понимать учителя

Г) получить хорошую оценку

Д) никому не мешать, сидеть тихо


6.   6.При планировании своей работы, я...


А) обдумываю ее

Б) повторяю, что проходили на уроке

В) внимательно читаю задание

Г) стараюсь делать все сразу

Д) открываю «готовые домашние задания»

Е) сначала отдыхаю






Обработка результатов Таблица. Ключ для показателей I, II, III мотивации


Номера предложений и баллы, им соответствующие

Варианты ответов

Показатели мотивации

а

б

в

г

д

е

1

5

4

4

3

4

-

I

2

0

3

0

5

4

-

3

2

2

5

2

5

3

4

3

0

4

5

-

-

II

5

5

1

3

2

0

-

6

5

3

5

3

0

1

7

1

3

5

4

2

3

III

8

3

1

0

0

2

5

9

0

3

1

3

0

5

Таблица

Уровень мотивации

Показатели мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

I

II

III

I

26—28

24—27

22—25

70—80

II

22—25

20—23

17—21

57—69

III

18—21

15—19

13—16

44—56

IV

15—17

9—14

7—12

29^3

V

до 14

до 8

до 6

до 28

Методика изучения мотивации обучения старших подростков (9 кл)

Анкета

Дата. Ф. Класс .

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.

I

1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...

а) получения образования;

б) поступления в вуз;

в) будущей профессии;

г) ориентировки в жизни;

д) того, чтобы устроиться на работу.


2. Я бы не учился, если бы...

а) не было школы;

б) не жил в России;

в) не воля родителей;

г) не получал знания;

д) не жил.


3. Мне нравится, когда меня хвалят за...

а) хорошие отметки;

б) успехи в учебе;

в) приложенные усилия;

г) мои способности;

д) выполнение домашнего задания;

е) мои личные качества.

II

4. Мне кажется, что цель моей жизни...

а) работать, жить и наслаждаться жизнью;

б) закончить школу;

в) доставлять пользу людям;

г) обучение.


5. Моя цель на уроке...

а) усвоить что-то новое;

б) пообщаться с друзьями;

в) слушать учителя;

г) получить хорошую оценку;

д) никому не мешать.


6. При планировании своей работы я...

а) тщательно обдумываю ее;

б) сравниваю ее с имеющимся у меня опытом;

в) сначала стараюсь понять ее суть;

г) стараюсь сделать это так, чтобы работа была выполнена полностью;

д) обращаюсь за помощью к старшим;

е) сначала отдыхаю.



7. Самое интересное на уроке — это...

а) общение с друзьями;

б) общение с учителем;

в) изучение новой темы;

г) объяснения учителем нового материала;

д) получать хорошие отметки;

е) отвечать устно.

III

8. Я изучаю материал добросовестно, если...

а) он для меня интересен;

б) у меня хорошее настроение;

в) меня заставляют;

г) мне не дают списать;

д) мне надо исправить плохую отметку;

е) я его хорошо понимаю.


9. Мне нравится делать уроки, когда...

а) ничто меня не отвлекает;

б) они несложные;

в) остается много свободного времени, чтобы погулять;

г) я хорошо понимаю тему;

д) нет возможности списать;

е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

Спасибо за ответы!

Обработка результатов


Таблица. Ключ для показателей I, II, III мотивации


Номера предложений и баллы, им соответствующие

Варианты ответов

Показатели мотивации

а

б

в

г

д

е

1

5

4

4

3

4

-

I

2

0

3

0

5

4

-

3

2

2

5

2

5

3

4

3

0

4

5

-

-

II

5

5

1

3

2

0

-

6

5

3

5

3

0

1

7

1

3

5

4

2

3

III

8

3

1

0

0

2

5

9

0

3

1

3

0

5

Таблица

Уровень мотивации

Показатели мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

I

II

III

I

26—28

24—27

22—25

70—80

II

22—25

20—23

17—21

57—69

III

18—21

15—19

13—16

44—56

IV

15—17

9—14

7—12

29^3

V

до 14

до 8

до 6

до 28


Методика изучения учебной мотивации 11 класс.


 АНКЕТА

11-й класс

Дата_________________   Ф.И._________________________________________________   Класс___________

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему.

Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим мнением.

I


1.   1.Обучение в школе и знания необходимы мне для...

А) дальнейшей жизни

Б) поступления в вуз, дальнейшего образования

В) моего общего развития, совершенствования

Г) будущей профессии

Д) ориентировки в обществе (вообще в жизни)

Е) создания карьеры

Ж) получения стартовой квалификации и устройства на работу


2.   2.Я бы не учился, если бы не...

А) было школы

Б) не было необходимости в этом

В) не поступление в вуз и будущая жизнь

Г) чувствовал, что это надо

Д) думал о том, что будет дальше


3.   3.Мне нравится, когда меня хвалят за...

А) знания

Б) успехи в учебе

В) хорошую успеваемость и хорошо сделанную работу

Г) способности и ум

Д) трудолюбие и работоспособность

Е) хорошие отметки

II


4.   4.Мне кажется, что цель моей жизни...

А) получить образование

Б) создать семью

В) сделать карьеру

Г) в развитии и совершенствовании

Д) быть счастливым

Е) быть полезным

Ж) принять достойное участие в эволюционном процессе человечества

З) пока не определена


5.   5.Моя цель на уроке...

А) получение информации

Б) получение знаний

В) попытаться понять и усвоить как можно больше

Г) выбрать для себя необходимое

Д) внимательно слушать учителя

Е) получить хорошую отметку

Ж) пообщаться с друзьями

 

6.   6.При планировании своей работы, я...

А) обдумываю ее, вникаю в условия

Б) сначала отдыхаю

В) стараюсь делать все прилежно

Г)выполняю самое сложное сначала

Д) стараюсь сделать ее побыстрей

III


7. 7.Самое интересное на уроке...

А) обсуждение интересного мне вопроса

Б) малоизвестные факты

В) практика, выполнение заданий

Г) интересно сообщение учителя

Д) диалог, обсуждение, дискуссия

Е) получить отметку «5»

Ж) общение с друзьями


8.   8.Я изучаю материал добросовестно, если...

А) он мне очень интересен

Б) он мне нужен

В) мне нужна хорошая отметка

Г) стараюсь всегда

Д) меня заставляют

Е) у меня хорошее настроение


9.   9. Мне нравится делать уроки, когда...

А) их мало и они не трудные

Б) когда я знаю, как их делать и у меня все получается

В) они мне потребуются

Г) они требуют усердия

Д) отдохну после уроков в школе и дополнительных занятий

Е) у меня есть настроение

Ж) материал или задание интересны

З) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний






Обработка результатов

Предложения 1, 2, 3, входящие в содержательный блок I диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл обучения.

Предложения 4, 5, 6 входят в содержательный блок II методики и характеризуют другой показатель мотивации — способность к целеполаганию.

Содержательный блок III анкеты (предложения 7, 8, 9) указывает на иные мотивы.

Каждый вариант ответа в предложениях названных блоков обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе.

Внешний мотив — 0 баллов. Игровой мотив — 1 балл. Получение отметки — 2 балла. Позиционный мотив — 3 балла. Социальный мотив — 4 балла. Учебный мотив — 5 баллов.

Для того чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагается выбрать 2 варианта ответов.

Дальнейшие действия производятся по аналогии с методикой изучения учебной мотивации подростков для 7—9-х классов (табл.).

Таблица. Ключ для показателей I, II, III мотивации


Номера предложений и баллы, им соответствующие

Варианты ответов

Показатели мотивации

а

б

в

г

д

е

ж

3

1

4

5

5

4

3

3

3

-

I

2

0

4

4

5

4

-

-

-



3

5

2

3

3

5

2

-

-



4

5

4

3

5

3

4

4

0

II

5

3

5

5

3

0

2

1

-



6

5

1

0

3

3

-

-

-



7

3

3

5

0

5

2

1

-

III

8

3

3

2

5

0

1

-

-



9

0

3

3

5

3

I

3

5



Таблица


Уровень мотивации

Показатели мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

I

II

III

I

26—29

24—28

24—28

72—85

II

21—25

18—23

18—23

55—71

III

18—20

12—17

14—17

42—54

IV

15—17

8—11

9—13

30—41

V

до 14

до 7

до 8

до 29


I — очень высокий уровень мотивации учения;

II — высокий уровень мотивации;

  1. нормальный (средний) уровень мотивации;

  2. сниженный уровень мотивации;

V — низкий уровень учебной мотивации.