Комплекс занятий направленных на знакомство детей с чувствами
1. Радость
Ответы детей на вопрос:
— Что такое радость?
Зачитать детям варианты ответов на этот вопрос, которые дали их ровесники:
— Радость — это когда все радуются. Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая — это когда у одного, а большая — когда у всех.
Радость — это когда праздник.
Радость — когда никто не плачет. Ни один человек.
Радость — когда нет войны.
У моей бабушки болит сердце. А когда не болит, мы с ней вместе радуемся.
Радость - это я! Потому что мама говорит: "Ты моя радость!"
(М. Потоцкая "Что такое радость")
Рассматривание иллюстраций с изображением эмоции радости.
- Как выглядят все радостные лица?
- Что общего в выражении лиц?
Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей,
И никто с начала мира
Не видал такого пира,
Я там был, мед, пиво пил.
Да усы лишь обмочил.
(А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне..."}
Пошел Иван-царевич в Кощеевы палаты. Вышла тут к нему Василиса Премудрая и говорит:
— Ну, Иван-царевич, сумел ты меня найти, теперь я весь век твоя буду!
Выбрал Иван-царевич лучшего скакуна из Кощеевой конюшни, сел на него с Василисой Премудрой и воротился в свое царство-государство.
И стали они жить дружно, в любви и согласии.
(Русск. нар. ск. "Царевна-лягушка")
Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили Аленушку на берег. Отрезали камень с шеи, окунули ее в ключевую воду, одели ее в нарядное платье. Аленушка ожила и стала краше, чем была. А козленочек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой.
(Русск, нар. ск. "Сестрица Аленушка и братец Иванушка")
Сердце веселится — и лицо цветет.
Весело поется, весело и прядется.
Радость
Радость – если солнце светит,
Если в небе месяц есть.
Сколько радости на свете
Не измерить и не счесть.
Только радостные слышат
Песни ветра с высоты,
Как тихонько травы дышат,
Как в лугах звенят цветы.
Только тот, кто сильно любит,
Верит в светлую мечту,
Не испортит, не погубит
В этом мире красоту.
(В. Лунин)
2. Выражение радости
Прослушивание пьесы П.И. Чайковского "Новая кукла".
Вопросы к детям:
Беседа.
Сделать акцент на том, что все дети во время слушания выражали свою радость по-своему. Спросить, от чего зависит, как человек выражает свою радость. Во время беседы подвести детей к выводу о том, что степень выражения радости зависит от человека, его особенностей и от самого события.
Рисование на тему "Радость"
Предложить желающим рассказать о своем рисунке.
Придумать название альбома, который можно сделать из детских рисунков после занятия.
3. Печаль
Беседа по сказкам: "Теремок". "Заюшкина избушка", "Краденое солнце". "Волк и семеро козлят".
Предлагается вспомнить
Чтение отрывков из сказки К.И. Чуковского "Федорино горе".
Прочитать отрывок, в котором описывается, как Федора переживает уход посуды. Затем — заключительную часть произведения, где описывается радость Федоры.
Рассматривание иллюстраций с изображением эмоции грусти.
- Как выглядят все грустные лица?
- Что общего в выражении лиц?
Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась — нет лягушачьей кожи! Бросилась она искать ее. Искала, искала — не нашла и говорит Ивану-царевичу:
— Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты
еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечномгосударстве, у Кощея Бессмертного.
(Русск. нар. ск. "Царевна-лягушка")
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица...
(АС. Пушкин "Сказка о царе Сатане...")
Иванушка говорит:
Сестрица Аленушка, мочи нет, напьюсь я из копытца!
Не пей, братец, козленочком станешь!
Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козленочком... Зовет Аленушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козленочек.
Залилась Аленушка слезами, села под стожок — и плачет, а козленочек возле нее скачет.
(Русск. нар. ск. "Сестрица Аленушка и братец Иванушка")
Рассматривание картины В.М. Васнецова "Аленушка1'.
Вопросы
- Кто написал эту картину''
— Как она называется?
— Как художник показал горе Аленушки?
4. Выражение печали
Прослушивание двух музыкальных пьес С. Майкапара "Тревожная минута" и "Раздумье".
Драматизация ситуации "Пропала собака"
Один ребенок исполняет роль хозяина пропавшей собаки, а дети успокаивают его, каждый по-своему.
После драматизации спросить у ребенка, исполнявшего роль хозяина:
Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но дети-плаксы отталкивают его и продолжают реветь. Придумайте как его успокоить.
«Выбросить плохое настроение»
Психолог спрашивает детей, изменилось ли их настроение в конце занятия: ухудшилось или улучшилось? Если ребёнок оценивает своё настроение, как плохое, можно выполнить следующее упражнение: «Вытяните правую руку вперёд ладошкой вверх, положите в неё своё плохое настроение, сожмите ладошку в кулачок как можно крепче, сильнее. Размахнитесь и выбросите своё плохое настроение далеко-далеко. Улыбнитесь».
«Облака»
Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Закройте глаза. Представьте прекрасное голубое небо. По нему двигаются облака. Вы наблюдаете за ними. Пусть ваши мысли улетают вместе с облаками. Вы сосредоточены на небе. Вы спокойны и ощущаете покой, тишину и радость. Откройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните.
Игра «Сотворение чуда»
Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.
Необходимые приспособления: «волшебные палочки» — карандаши, веточки или любой другой предмет.
Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)», — или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).
Игра «Обзывалки»
Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.
Необходимые приспособления: мячик.
Описание игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка — картошка», «А ты, Иришка — редиска», «А ты, Вовка — морковка» и т. д. Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты, Маринка — картинка», «А ты, Антошка — солнышко», — и т. д.
Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.
Комментарий: перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.
Игра «Ладонь в ладонь»
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.
Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.
Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.
Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.
5. Страх
Упражнение "Найди пиктограмму".
Дети выбирают пиктограмму страха из заранее подготовленных.
Сопоставить выбор детей с тем чувством, которое они переживали, когда прятались от гусей.
Рассмотреть с детьми выбранную ими пиктограмму, обратить внимание на брови, глаза, рот.
Обсуждение с детьми поговорки "У страха глаза велики".
Отметить прямой и скрытый смысл поговорки.
Вопрос к детям:
— Пугались ли вы когда-нибудь так, что причина страха вам казалась значительно страшнее, чем было на самом деле?
К.И, Чуковского.
Но мохнатые боятся:
— Где нам с этаким сражаться!
Он и грозен и зубаст,
Он нам солнца не отдаст!
К.И, Чуковского.
Крокодилы в крапиву забилися,
И в канаве слоны схоронилися.
Только и слышно.
Как зубы стучат, Только и видно, Как уши дрожат.
На смелого собака лает, а трусливого кусает.
Не так страшен черт, как его малюют.
Бояться волков — быть без грибков.
На трусливого много собак.
Страшная птица (страх)
На окошко села птаха,
Брат закрыл глаза от страха:
Это что за птица?
Он ее боится!
Клюв у этой птицы острый,
Встрепанные перья.
Где же мама? Где же сестры?
- Ну, пропал теперь я!
- Кто тебя, сынок обидел? –
Засмеялась мама. –
Ты воробышка увидел
За оконной рамой.
(А. Барто)
А.Л.Кушнир "Что в углу?"
Что виднеется в углу?
С чёрной тенью на полу,
Непонятное, немое,
Не пойму и сам какое,
Человек или предмет?
Ах, скорей зажгите свет!
Вдруг оно сейчас подскочит,
Утащить меня захочет?
Вдруг, издав ужасный стон,
Побежит за мной вдагон?
Схватит? Стащит одеяло?
Свет зажгли – мне стыдно стало.
Я ошибся. Виноват.
Это – дедушкин (нянечкин) халат!
В.Семерина "Страшный зверь":
Прямо в комнатную дверь
Проникает страшный зверь!
У него торчат клыки
И усы топорщатся
У него горят зрачки –
Испугаться хочется!
Хищный глаз косится,
Шерсть на нем лоснится…
Может это львица?
Может быть волчица?
Глупый мальчик крикнул:
Рысь!
Храбрый мальчик крикнул:
Брысь!
Беседа: как ведут себя люди, когда страшно (трясутся, плачут, ничего не делают, забиваются в угол, бледнеют) приносит ли пользу подобное поведение? Объяснить детям, что в подобной ситуации лучше что-либо предпринять, чем сидеть и бояться. Нужно изменить ситуацию, чтобы страх уменьшить или обратить его в свою пользу. Предложить детям подумать каким образом можно конструктивно (с пользой) выйти из ситуаций:
- шел мальчик по узкой тропинке, а на дороге большой гусь;
-мамы дома нет, а ребенок боится;
-ребенок боится темноты;
-ребенок боится соседскую собаку;
- боится заблудиться в лесу;
- боится укола или врачей.
Мультфильм «Котенок Гав»
6. Выражение страха
Рисование «Чего я боюсь?»
Предложить детям, предварительно дав листы бумаги и цветные карандаши (или краски), нарисовать свой страх, то, что ребенок боится больше всего. Перед рисованием можно провести с ним беседу о страхах, какие они бывают, и попросить их рассказать о своих страхах, предварительно рассказав о своем, например: «Я тоже в детстве очень боялась...» После того как он нарисуют свои страхи, обратить внимание на цветовые решения рисунков. Можно также обсудить с детьми, что они изобразили. После беседы с каждым из ребят, предложите ребенку порвать свой рисунок со словами: «Страх мне не нужен, его больше никогда не будет!» и выбросить в мусорную корзину свои рисунки.
"Закончи предложение" Детям предлагается закончить предложение: Взрослые обычно боятся….; дети обычно боятся….; мамы обычно боятся….; папы обычно боятся….
"Расскажи свой страх" Психолог (воспитатель) рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают, чего они боялись, когда были маленькими.
"Я тебя не боюсь" Один ребёнок стоит перед психологом, остальные дети начинают его пугать по очереди. Ребёнок громким уверенным голосом говорит: "Я тебя не боюсь!"
"Азбука страхов" Детям предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена. Далее дети рассказывают о том, что нарисовали. Далее каждому ребёнку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их.
"Конкурс боюсек" Дети по кругу передают мяч. Получивший должен назвать тот или иной страх, произнося при этом громко и уверенно "Я….. этого не боюсь!"
"Придумай весёлый конец" Психолог читает ребятам начало детской страшной сказки. Необходимо придумать смешное продолжение и окончание.
"Кораблик" Матрос – один из детей, остальные дети – кораблик в бушующем море. Матрос, находящийся на корабле должен перекричать бурю: "Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!"
7. Разыгрывание ситуации взаимодействия с предметом страха
Для игры «в страх» подбирается сюжет и предметы, символизирующие то, чего ребенок боится (собаку, привидение и др.). Разыгрывая сюжеты с этими предметами, он может «расправиться» со своим страхом, в символической форме отыграть свои эмоции и отреагировать напряжение от стрессового воздействия. Метод, специфичный для коррекции эмоциональных нарушений, связанных с нарушением личностного развития.
Манипулирование предметом страха
Данная методика сходна с предыдущей тем, что ребенок получает материализованный в виде игрушки образ пугающего предмета, которым может манипулировать по своему усмотрению (управлять, усмирять, совершать агрессивные действия, уничтожить и др.).
8. Гнев
Чтение отрывков из произведения К.И.Чуковского "Мойдодыр", где автор описывает гнев Умывальника и Крокодила.
Вопросы к детям:
Почему рассердились Умывальник и Крокодил?
Как описал автор гнев Умывальника?
Как описал автор гнев Крокодила?
Рассматривание иллюстраций художника A.M. Алянского. на которых изображены сердитые Умывальник и Крокодил.
Детям предлагается рассказать, как художник передал гнев героев.
Рассматривание иллюстраций с изображением эмоции гнева.
- как выглядят все злые, рассерженные лица?
- Что общего в выражении лиц?
Рассказы детей о ситуациях, когда они сердились, гневались, злились.
Упражнение "Зеркало".
Детям предлагается изобразить перед зеркалом свой гнев.
Браниться бранись — а рукам волю не давай!
Гнев — плохой советчик.
Ни с кем не бранюсь и никого не боюсь.
Криком изба не рубится.
Сережа и гвозди (гнев, злость)
Сотрясается весь дом:
Бьет Сережа молотком,
Покраснев от злости,
Забивает гвозди.
Гвозди гнутся,
Гвозди мнутся,
Гвозди извиваются,
Над Сережею они
Просто издеваются –
В стену не вбиваются.
Хорошо, что руки целы.
Нет, совсем другое дело –
Гвозди в землю забивать.
Тук! – и шляпки не видать.
Не гнутся, не ломаются,
Обратно вынимаются!
(В. Берестов)
9. Выражение гнева
Рисование гнева.
Предложить детям цветовым пятном изобразить свой гнев.
Рассмотреть с детьми рисунки. Обратить внимание на цветовую передачу гнева, отметить схожесть и отличия в изображениях гнева детьми.
УПРАЖНЕНИЕ «БУМАЖНЫЕ МЯЧИКИ (СНЕЖКИ)»
Эта игра учит канализировать свои агрессивные чувства через игру, дает возможность снять эмоциональное напряжение в группе или эмоционально включиться в работу усталым или апатичным детям. Старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которой можно будет обозначить линию, разделяющую две команды.
«Возьмите каждый по большому листу газеты, как следует скомкайте его и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По моей команде вы начнете бросать мячи на сторону противника. Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Услышав команду "стоп!", вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей.
10. Выражение гнева
УПРАЖНЕНИЕ «ПРОСЬБА - ОТКАЗ»
Выбираются по желанию два участника. Один должен просить о чем-либо, а другой - отказывать, но при этом не говорить «нет» и не грубить столько, сколько может продержаться (в японском языке слова «нет» не существует). Предварительно ведущий выясняет у пары, в чем будет заключаться просьба. Если участники затрудняются, можно предложить свои варианты, например: попросить брошку на вечер, денег взаймы, решить задачу, пойти вместе погулять и т. п. Во второй части этого упражнения меняется задание. Нужно предложить или попросить что-то такое, в чем будет трудно отказать (например, предложить свою помощь, внимание или закурить, украсть), второй участник должен отказать словами: «Нет, нет, нет».
Что понравилось, что было трудно? Что ты чувствовал, когда просил, отказывал, когда тебе отказывали, когда говорил «нет, нет, нет»? Бывает ли в жизни трудно отказать?
«Комплименты»
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:
1. Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное », «сладкое », «цветочное », «молочное» слово.
2. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.
Упражнение «Какая рука у соседа?»
Дети садятся в круг, держась за руки. Участник, поворачиваясь к соседу справа, говорит тому, какая у него рука (мягкая, тёплая, добрая, нежная и т. д.). Психолог начинает выполнять это задание первым.
"Драка"
Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
"Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!"
"Гусеница" (Коротаева Е.В., 1997)
Цель: игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.
"Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.
Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту". Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение "живой гусеницы".
11. Удивление
1. Чтение отрывка из сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..." (об удивительных чудесах на острове у князя Гвидона).
Вопросы:
Какие чудеса описывает автор?
Почему все эти чудеса так удивляли и привлекали людей?
Упражнение "Зеркало".
Предложить детям посмотреть в зеркало, представить себе, что там отразилось что-то сказочное, и удивиться. Обратить внимание детей на то, что каждый человек удивляется по-своему, но, несмотря на разницу, в выражениях удивления всегда есть что-то похожее. Вопрос:
Что общего в том, как вы изображали удивление?
Игра "Фантазии".
Предлагается детям продолжить начало удивительных приключений:
К нам пришел слон...
Мы оказались на другой планете...
Внезапно исчезли все взрослые...
Волшебник ночью поменял все вывески на магазинах...
Бабочка (удивление)
Увидав на клумбе прекрасный цветок,
Сорвать я его захотел.
Но стоило тронуть рукой стебелек,
И сразу цветок … улетел
(В. Лунин)
«Бабушка приехала»
Ваня живет в городе с мамой и папой. Каждое лето он ездит отдыхать в деревню к бабушке. Зимой, когда Ваня ходит в детский сад, он сильно скучает по бабушке и ждет, когда наступит лето.
Однажды вечером в квартире раздался звонок. «Кто бы это мог быть?» — подумал Ваня и побежал открывать дверь. Он распахнул ее и увидел свою бабушку, которая приехала из деревни. Это был настоящий сюрприз!
Ребенку предлагается изобразить лицо Вани в тот момент, когда он увидел бабушку: брови подняты вверх, глаза широко открыты.
"Превращения" Психолог предлагает детям :
нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек;
позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок, у которого отняли мяч;
испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец , упавший из гнезда;
улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;