СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексная подготовка по обществознанию. ОГЭ. Тема "Человек и общество".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации вы найдете теоретический материал для самостоятельной подготовки к экзамену по обществознанию в 9 классе по теме "Человек и общество".

Просмотр содержимого документа
«Комплексная подготовка по обществознанию. ОГЭ. Тема "Человек и общество".»

Обществознание Подготовка к ОГЭ

Обществознание

Подготовка к ОГЭ

РАЗДЕЛ «ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК»

РАЗДЕЛ «ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК»

1. Понятие общество В широком смысле это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира , которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей все человечество в прошлом, современности и перспективе

1. Понятие общество

В широком смысле

  • это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира , которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей
  • все человечество в прошлом, современности и перспективе
В узком смысле совокупность людей , объединенных для общения, удовлетворения общих интересов, совместного выполнения какой-либо деятельности ( спортивное общество, «Друзья леса» ) определенный этап исторического развития человечества ( феодальное общество, капиталистическое )

В узком смысле

  • совокупность людей , объединенных для общения, удовлетворения общих интересов, совместного выполнения какой-либо деятельности ( спортивное общество, «Друзья леса» )
  • определенный этап исторического развития человечества ( феодальное общество, капиталистическое )
Общественные отношения -  это многообразные формы взаимодействия людей, а также связи , возникающие между различными социальными группами (или внутри них)

Общественные отношения -

это многообразные формы взаимодействия людей, а также связи , возникающие между различными социальными группами (или внутри них)

2. Взаимосвязь общества и природы Природа В узком смысле - совокупность естественных условий существования человеческого общества ( среда обитания, источник ресурсов , необходимых человеку в производственной деятельности в повседневной жизни) В широком смысле - весь мир в многообразии его форм

2. Взаимосвязь общества и природы

Природа

В узком смысле

- совокупность естественных условий существования человеческого общества ( среда обитания, источник ресурсов , необходимых человеку в производственной деятельности в повседневной жизни)

В широком смысле

- весь мир в многообразии его форм

«Вторая природа» -  созданные человеком , ранее не существующие в природе вещи, процессы, обеспечивающие материальные и духовные условия жизнедеятельности людей  (т.е. преобразованы и сформированы с человеком)

«Вторая природа» -

созданные человеком , ранее не существующие в природе вещи, процессы, обеспечивающие материальные и духовные условия жизнедеятельности людей

(т.е. преобразованы и сформированы с человеком)

Природа Действуют слепые, бессознательные силы взаимосвязь Общество действует люди, одаренные сознанием и имеющие цели конфликтная гармоничная

Природа

Действуют слепые, бессознательные силы

взаимосвязь

Общество

действует люди, одаренные сознанием и имеющие цели

конфликтная

гармоничная

природа, географические и климатические условия воздействуют на жизнь людей (наций, народа, народностей) «окультуривают» природу  по мере совершенствования орудий труда воздействие общества на природу – сильней (но не может обойтись без природы) по мере развития активно вторгаться в природную среду (и улучшая, и ухудшая); природа тоже (ухудшение здоровья из-за неблагоприятной экологической ситуации)
  • природа, географические и климатические условия воздействуют на жизнь людей (наций, народа, народностей) «окультуривают» природу
  • по мере совершенствования орудий труда воздействие общества на природу – сильней (но не может обойтись без природы)
  • по мере развития активно вторгаться в природную среду (и улучшая, и ухудшая); природа тоже (ухудшение здоровья из-за неблагоприятной экологической ситуации)
3. Сферы (области)жизни общества -  взаимодействующие части общества, главные ее составляющие

3. Сферы (области)жизни общества -

взаимодействующие части общества, главные ее составляющие

I. Экономическая сфера -  производство, распределение, обмен, потребление и отношения людей в процессе экономической деятельности II. Политическая сфера - государство, политика, право, отношения людей по поводу власти

I. Экономическая сфера -

производство, распределение, обмен, потребление и отношения людей в процессе экономической деятельности

II. Политическая сфера -

государство, политика, право, отношения людей по поводу власти

III. Социальная сфера - классы, социальные слои, отношения между ними, этносы, нации, национальные отношения, семья и семейные отношения, образовательно-воспитательные и медицинские учреждения, органы социальной защиты IV. Духовная сфера - нравственность, наука, религия, образование, искусство, культура, соответствующая деятельность людей

III. Социальная сфера -

классы, социальные слои, отношения между ними, этносы, нации, национальные отношения, семья и семейные отношения, образовательно-воспитательные и медицинские учреждения, органы социальной защиты

IV. Духовная сфера -

нравственность, наука, религия, образование, искусство, культура, соответствующая деятельность людей

4. Типы обществ Линии Фактор сравнения Традиционное (аграрное) Индустриальное производства земля Черты (промышленное) Постиндустриальное Характер капитал производства Ручной труд Занятость населения Индивидуальный труда Широкое применение механизмов, технологий знания (информационное) Автоматизация производства, компьютеризация Преимущественно стандартная деятельность с/х – 75% Социальная структура Резкое повышение творческого начала в труде с/х – 10% Сословия, классы, включенность всех в коллектив; замкнутость социальной структуры Промышленность – 85% с/х – 3% Классовое деление; укрепление средних слоев общества; подвижность и открытость социальных структур Промышленность – 33 % Стирание классового деления; рост численности среднего класса; профессиональное деление в зависимости от уровня знаний и квалификации Услуги – 66%

4. Типы обществ

Линии

Фактор

сравнения

Традиционное

(аграрное)

Индустриальное

производства

земля

Черты

(промышленное)

Постиндустриальное

Характер

капитал

производства

Ручной труд

Занятость населения

Индивидуальный

труда

Широкое применение механизмов, технологий

знания

(информационное)

Автоматизация производства, компьютеризация

Преимущественно стандартная деятельность

с/х – 75%

Социальная структура

Резкое повышение творческого начала в труде

с/х – 10%

Сословия, классы, включенность всех в коллектив; замкнутость социальной структуры

Промышленность – 85%

с/х – 3%

Классовое деление; укрепление средних слоев общества; подвижность и открытость социальных структур

Промышленность – 33 %

Стирание классового деления; рост численности среднего класса; профессиональное деление в зависимости от уровня знаний и квалификации

Услуги – 66%

Воздействие человека на природу Локальное, неконтролируемое Политическая жизнь Преобладание монархических форм правления; политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для нее не нужны обоснования Духовная жизнь Глобальное, неконтролируемое Господствуют традиционные религиозные ценности; преобладает устная передача информации; малое количество образованных людей Глобальное, контролируемое Провозглашение политических свобод, равенства перед законом; демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство  Политический плюрализм – многообразие политических сил; сильное гражданское общество Утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; массовые грамотность и образование Особая роль науки, образования и информации; непрерывное образование

Воздействие человека на природу

Локальное, неконтролируемое

Политическая жизнь

Преобладание монархических форм правления; политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для нее не нужны обоснования

Духовная жизнь

Глобальное, неконтролируемое

Господствуют традиционные религиозные ценности; преобладает устная передача информации; малое количество образованных людей

Глобальное, контролируемое

Провозглашение политических свобод, равенства перед законом; демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство

Политический плюрализм – многообразие политических сил; сильное гражданское общество

Утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; массовые грамотность и образование

Особая роль науки, образования и информации; непрерывное образование

5. Социальные последствия научно-технической революции  Научно-техническая революция (НТР) – скачок в развитии производительных сил общества (станков, машин, сырья, источников энергии, рабочей силы)  Научно-технический прогресс (НТП) – (с сер. XX в.)  превращение науки  в непосредственную производительную силу общества (наука становится постоянным источником новых идей, определяющих пути развития общества)

5. Социальные последствия научно-технической революции

Научно-техническая революция (НТР) – скачок в развитии производительных сил общества (станков, машин, сырья, источников энергии, рабочей силы)

Научно-технический прогресс (НТП) – (с сер. XX в.)

превращение науки в непосредственную производительную силу общества (наука становится постоянным источником новых идей, определяющих пути развития общества)

Последствия НТР: Позитивные Возрастание роли научных знаний Развитие образования Применение новых видов энергии, искусственных материалов (по-новому использование ресурсов) Высокие скорости (безопасные возможности работы в труднодоступных местах и вредных условиях) Уменьшение числа работающих и количества энергии и сырья Изменение облика рабочего класса (квалификация)

Последствия НТР:

  • Позитивные
  • Возрастание роли научных знаний
  • Развитие образования
  • Применение новых видов энергии, искусственных материалов (по-новому использование ресурсов)
  • Высокие скорости (безопасные возможности работы в труднодоступных местах и вредных условиях)
  • Уменьшение числа работающих и количества энергии и сырья
  • Изменение облика рабочего класса (квалификация)

Негативные Техногенные катастрофы (ущерб природе и людям) Рост безработицы Неумение работников осваивать новые знания, превращают их в «лишних» людей Многочисленные экологические проблемы
  • Негативные
  • Техногенные катастрофы (ущерб природе и людям)
  • Рост безработицы
  • Неумение работников осваивать новые знания, превращают их в «лишних» людей
  • Многочисленные экологические проблемы

6. Глобальные проблемы человечества -  (от лат. – земной шар)  проблемы, которые возникли во II пол. XX в. и от решения которых зависит дальнейшее поступательное развитие всего человечества

6. Глобальные проблемы человечества -

(от лат. – земной шар)

проблемы, которые возникли во II пол. XX в. и от решения которых зависит дальнейшее поступательное развитие всего человечества

Предотвращение войн и сохранение мира Преодоление экологического кризиса и ее последствий Борьба со стихийными бедствиями , наркоманией, терроризмом (от лат. – страх, ужас), избавление от наиболее опасных болезней Смягчение сложной демографической ситуации Преодоление экономической и культурной отсталости ряда регионов Обеспечение продовольствием всех народов Освоение космоса и Мирового океана
  • Предотвращение войн и сохранение мира
  • Преодоление экологического кризиса и ее последствий
  • Борьба со стихийными бедствиями , наркоманией, терроризмом (от лат. – страх, ужас), избавление от наиболее опасных болезней
  • Смягчение сложной демографической ситуации
  • Преодоление экономической и культурной отсталости ряда регионов
  • Обеспечение продовольствием всех народов
  • Освоение космоса и Мирового океана
Отличительные признаки Масштабы и проявления за рамками государства Острота проявления Комплексных характер: все проблемы тесно связаны Общечеловеческая сущность Возможность решать только усилиями всего мира

Отличительные признаки

  • Масштабы и проявления за рамками государства
  • Острота проявления
  • Комплексных характер: все проблемы тесно связаны
  • Общечеловеческая сущность
  • Возможность решать только усилиями всего мира
Основные направления решения Формирование нового планетарного сознания (гуманизм, информирование) Наблюдение и контроль (получение объективной информации – прогноз и решение) Всеобъемлющее изучение причин , противоречий, условий Создание международной системы прогнозирования Концентрация усилий всех стран ( сотрудничество, мирового центра по изучению, единый фонд средств и ресурсов, обмен информацией )

Основные направления решения

  • Формирование нового планетарного сознания (гуманизм, информирование)
  • Наблюдение и контроль (получение объективной информации – прогноз и решение)
  • Всеобъемлющее изучение причин , противоречий, условий
  • Создание международной системы прогнозирования
  • Концентрация усилий всех стран ( сотрудничество, мирового центра по изучению, единый фонд средств и ресурсов, обмен информацией )
7. Человек, личность  Человек – особое звено в развитии живых организмов на Земле био социальное Часть природы ( предпосылки и условия существования ) Связан с обществом ( сущность человека ) Проявляется в анатомии и физиологии, в протекании нервно-мозговых, электрических и др. процессов в организме Лишь в обществе, в общении с людьми становится человеком: происходит формирование таких человеческих качеств как язык (речь), способности мыслить и др.

7. Человек, личность

Человек – особое звено в развитии живых организмов на Земле

био социальное

Часть природы

( предпосылки и условия существования )

Связан с обществом

( сущность человека )

Проявляется в анатомии и физиологии, в протекании нервно-мозговых, электрических и др. процессов в организме

Лишь в обществе, в общении с людьми становится человеком: происходит формирование таких человеческих качеств как язык (речь), способности мыслить и др.

Основные отличия от животных: Способность производить орудия труда, использовать их Способность мыслить и обладать членораздельной речью Способность к целенаправленной творческой деятельности: преобразование окружающего мира, воздание того, чего в природе не существует («второй природы»), совершенствование самого себя Мысленная модель Практические действия Знание о мире цель

Основные отличия от животных:

  • Способность производить орудия труда, использовать их
  • Способность мыслить и обладать членораздельной речью
  • Способность к целенаправленной творческой деятельности: преобразование окружающего мира, воздание того, чего в природе не существует («второй природы»), совершенствование самого себя

Мысленная модель

Практические действия

Знание о мире

цель

Индивид - (от лат. – неделимое, особь)  отдельно взятый представитель всего человеческого рода . Это самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что он вполне самостоятельное тело, природная и социальная особь

Индивид -

(от лат. – неделимое, особь)

отдельно взятый представитель всего человеческого рода . Это самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что он вполне самостоятельное тело, природная и социальная особь

Индивидуальность - (от лат. – неделимое, особь)  неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств . Выражает непохожесть человека на других, его социально значимые отличия, неповторимость его психики и личности: внешний облик, манеры поведения, характер и т.д.

Индивидуальность -

(от лат. – неделимое, особь)

неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств . Выражает непохожесть человека на других, его социально значимые отличия, неповторимость его психики и личности: внешний облик, манеры поведения, характер и т.д.

Личность - (от лат. – маска, актера)  социально и духовно развитый человек. Выражает особые, свойственные только данному человеку общественные качества : взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и другие , которые проявляются в разнообразной деятельности

Личность -

(от лат. – маска, актера)

социально и духовно развитый человек. Выражает особые, свойственные только данному человеку общественные качества : взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и другие , которые проявляются в разнообразной деятельности

8. Деятельность человека, ее основные виды  Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру , характерный только для людей Основное содержание:  Изменение и преобразование мира в интересах людей, создание того, чего нет в природе

8. Деятельность человека, ее основные виды

Деятельность способ отношения человека к внешнему миру , характерный только для людей

Основное содержание:

Изменение и преобразование мира в интересах людей, создание того, чего нет в природе

Классификация: Характер отношения человека к окружающему миру Практическая (материальная) – создание необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей Духовная – создание идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей Общественные сферы, в которых протекает деятельность Экономическая Социальная Политическая и др. Соотнесенность с ходом истории Прогрессивная (от лат. – движение вперед) Реакционная Существующие ценности, социальные нравы моральная, аморальная Законная, незаконная Социальные формы деятельности Массовая Коллективная индивидуальная Потенциал нового в деятельности Инновационная (от лат. – возобновление, обновление) Изобретательская Творческая Рутинная

Классификация:

Характер отношения человека к окружающему миру

  • Практическая (материальная) – создание необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей
  • Духовная – создание идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей

Общественные сферы, в которых протекает деятельность

  • Экономическая
  • Социальная
  • Политическая и др.

Соотнесенность с ходом истории

  • Прогрессивная (от лат. – движение вперед)
  • Реакционная

Существующие ценности, социальные нравы

  • моральная, аморальная
  • Законная, незаконная

Социальные формы деятельности

  • Массовая
  • Коллективная
  • индивидуальная

Потенциал нового в деятельности

  • Инновационная (от лат. – возобновление, обновление)
  • Изобретательская
  • Творческая
  • Рутинная
Виды деятельности, в которых неизбежно включается человек в процессе своего индивидуального развития Игра – особый вид деятельности, целью которого является развлечение, отдых Общение – при котором, происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями Учение – целью которой является приобретение человеком знаний и умений Труд – направленный на достижение практически полезного результата

Виды деятельности, в которых неизбежно включается человек в процессе своего индивидуального развития

Игра – особый вид деятельности, целью которого является развлечение, отдых

Общение – при котором, происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями

Учение – целью которой является приобретение человеком знаний и умений

Труд – направленный на достижение практически полезного результата

В процессе деятельности происходит Самореализация личности –  процесс выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности

В процессе деятельности происходит

Самореализация личности

процесс выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности

9. Познание человеком мира и самого себя  Познание - процесс постижения человеком новых , прежде неизвестных фактов, явлений и закономерностей действительности Результат познания - ЗНАНИЯ

9. Познание человеком мира и самого себя

Познание - процесс постижения человеком новых , прежде неизвестных фактов, явлений и закономерностей действительности

Результат познания - ЗНАНИЯ

Свойства, явления предметов Ощущения ( через органы чувств) Восприятие (чувственный образ) Представления (чувственный обобщающий образ) Органы чувств: Понятия (мысль утверждающая) Суждения (утверждение или отрицание) Умозаключения (мысленная связь нескольких суждений) Язык, речь:

Свойства, явления предметов

Ощущения ( через органы чувств)

Восприятие (чувственный образ)

Представления (чувственный обобщающий образ)

Органы чувств:

Понятия (мысль утверждающая)

Суждения (утверждение или отрицание)

Умозаключения (мысленная связь нескольких суждений)

Язык, речь:

Цель познания – достижение ИСТИНЫ Истина – знания , соответствующие окружающему миру наиболее полно и точно Очевидные Неочевидные (личный опыт, опыт своих близких) (научное познание)

Цель познания – достижение ИСТИНЫ

Истина знания , соответствующие окружающему миру наиболее полно и точно

Очевидные

Неочевидные

(личный опыт, опыт своих близких)

(научное познание)

«Я» то, каким представляет себя человек на самом деле в данный момент «Реальное Я» –  «Динамическое Я» - каким человек хочет стать «Фантастическое Я» - каким человек видит себя «Идеальное Я» - каким человеку приятно было бы себя видеть Целый ряд воображаемых «Представляемых Я» – каким человек выставляет себя намеренно, как бы прячась за маски, скрывающие какие-то черты «Реального Я»

«Я»

то, каким представляет себя человек на самом деле в данный момент

«Реальное Я» –

«Динамическое Я» -

каким человек хочет стать

«Фантастическое Я» -

каким человек видит себя

«Идеальное Я» -

каким человеку приятно было бы себя видеть

Целый ряд воображаемых «Представляемых Я» – каким человек выставляет себя намеренно, как бы прячась за маски, скрывающие какие-то черты «Реального Я»

Самосознание – знание и осознание человеком самого себя , выделение себя из окружающего мира , осознание своей уникальности и неповторимости , своих физических, психических и моральных качеств в результате это неповторимая система представлений, образов и оценок, относящихся к самому себе «Образ Я» - внешность представление о своих внутренних качествах и свойствах

Самосознание – знание и осознание человеком самого себя , выделение себя из окружающего мира , осознание своей уникальности и неповторимости , своих физических, психических и моральных качеств

в результате

это неповторимая система представлений, образов и оценок, относящихся к самому себе

«Образ Я» -

внешность

представление о своих внутренних качествах и свойствах

Пути осуществления самосознания (в процессе деятельности и общения) Познание других Анализ собственной деятельности и поведения самонаблюдение Формы: Личные дневники Анкеты Тесты (от англ. – проба) В процессе общения – познают и оценивают друг друга и себя

Пути осуществления самосознания

(в процессе деятельности и общения)

  • Познание других
  • Анализ собственной деятельности и поведения
  • самонаблюдение

Формы:

  • Личные дневники
  • Анкеты
  • Тесты (от англ. – проба)

В процессе общения – познают и оценивают друг друга и себя

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей На формирование самооценки влияют: Сопоставление образа «реального я» с образом того идеала, каким личность хотела бы быть Оценка личности другими людьми Отношения личности к собственным успехам и неудачам

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей

На формирование самооценки влияют:

  • Сопоставление образа «реального я» с образом того идеала, каким личность хотела бы быть
  • Оценка личности другими людьми
  • Отношения личности к собственным успехам и неудачам
10. Духовная жизнь человека - это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей , с удовлетворением духовных потребностей человека Внутренний мир Нравственные устремления Интеллектуальная деятельность На основе практической деятельности

10. Духовная жизнь человека -

это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей , с удовлетворением духовных потребностей человека

Внутренний мир

Нравственные устремления

Интеллектуальная деятельность

На основе практической деятельности

Духовный мир человека - это социальная деятельность людей, направленная на создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей общества Знания Чувства Потребности Способности Ценности Вера Переживания Стремления Убеждения цели

Духовный мир человека -

это социальная деятельность людей, направленная на создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей общества

  • Знания
  • Чувства
  • Потребности
  • Способности
  • Ценности
  • Вера
  • Переживания
  • Стремления
  • Убеждения
  • цели
2 вида 2. деятельность, направленная на сохранение, усвоение, воспроизведение, распределение, распространение созданных духовных, культурных ценностей деятельность, направленная на производство и создание духовных, культурных ценностей ( произведения культуры, результатов и методов научных исследований, имеющих историко-культурную значимость зданий, предметов, технологий и др.)

2 вида

2. деятельность, направленная на сохранение, усвоение, воспроизведение, распределение, распространение созданных духовных, культурных ценностей

  • деятельность, направленная на производство и создание духовных, культурных ценностей ( произведения культуры, результатов и методов научных исследований, имеющих историко-культурную значимость зданий, предметов, технологий и др.)
Духовность – одухотворенность, идеальные, религиозные, нравственные аспекты миропонимания Бездуховность – отсутствие высоких гражданских, культурно-нравственных качеств, эстетических потребностей, преобладание чисто биологически инстинктов Важнейшей духовной ценностью является СОВЕСТЬ (осознание своего долга и ответственность перед обществом и самим собой) НРАВСТВЕННЫЙСАМОКОНТРОЛЬ

Духовность – одухотворенность, идеальные, религиозные, нравственные аспекты миропонимания

Бездуховность – отсутствие высоких гражданских, культурно-нравственных качеств, эстетических потребностей, преобладание чисто биологически инстинктов

Важнейшей духовной ценностью является

СОВЕСТЬ

(осознание своего долга и ответственность перед обществом и самим собой)

НРАВСТВЕННЫЙСАМОКОНТРОЛЬ

Человеческое достоинство – уважение к человеку, основанное на признании его ценности как нравственной личности; уважение к самому себе , основанное на своих положительных качествах (форма самоконтроля)

Человеческое достоинство уважение к человеку, основанное на признании его ценности как нравственной личности; уважение к самому себе , основанное на своих положительных качествах

(форма самоконтроля)

11. Потребности и способности человека Потребность – надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения виды 1. Естественные ( биологические, органические, материальные ) – потребности в пище, воздухе, воде, одежде, жилище, санитарно-гигиеническом благополучии и др. 2. Социальные – потребности в общении с другими людьми , в общественной деятельности , в общественном признании и др. 3. Духовные ( идеальные, познавательные ) - потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.

11. Потребности и способности человека

Потребность надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения

виды

1. Естественные ( биологические, органические, материальные ) – потребности в пище, воздухе, воде, одежде, жилище, санитарно-гигиеническом благополучии и др.

2. Социальные – потребности в общении с другими людьми , в общественной деятельности , в общественном признании и др.

3. Духовные ( идеальные, познавательные ) - потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.

Разумные потребности – это потребности, которые помогают развитию в индивиде его подлинно человеческих качеств : стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др. Ценностные ориентации – жизненные ориентиры , являющиеся особенно важными, значимыми, предпочтительными для человека в окружающей жизни и поведении других людей потребности Источник активности Удовлетворение потребностей Целенаправленная деятельность

Разумные потребности – это потребности, которые помогают развитию в индивиде его подлинно человеческих качеств : стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Ценностные ориентации – жизненные ориентиры , являющиеся особенно важными, значимыми, предпочтительными для человека в окружающей жизни и поведении других людей

потребности

Источник активности

Удовлетворение потребностей

Целенаправленная деятельность

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности Общие Специальные (интеллектуальные) Определяют успехи человека в специфических видах деятельности Определяют успехи человека в самых различных видах деятельности ( музыкальные, математические, литературные, спортивные, технические и др.) ( умственные, тонкость и точность движения рук, развитая память, совершенная речь и др.)

Способности индивидуально-психологические особенности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности

Общие

Специальные

(интеллектуальные)

Определяют успехи человека в специфических видах деятельности

Определяют успехи человека в самых различных видах деятельности

( музыкальные, математические, литературные, спортивные, технические и др.)

( умственные, тонкость и точность движения рук, развитая память, совершенная речь и др.)

Основа способностей ЗАДАТКИ – это природные предпосылки, которые служат условиями развития способностей ( тонкий слух, хорошая память и др.) Выдающиеся способности Талант (от гр. – первоначально – вес, мера; позже – уровень способностей) – получение оригинальных, совершенных и общественно значимых продуктов деятельности в какой-то определенной сфере  Гениальность – высшая степень развития таланта , связанная с созданием качественно новых , уникальных творений, открытием ранее не изведанных путей творчества

Основа способностей

ЗАДАТКИ – это природные предпосылки, которые служат условиями развития способностей ( тонкий слух, хорошая память и др.)

Выдающиеся способности

Талант (от гр. – первоначально – вес, мера; позже – уровень способностей) – получение оригинальных, совершенных и общественно значимых продуктов деятельности в какой-то определенной сфере

Гениальность высшая степень развития таланта , связанная с созданием качественно новых , уникальных творений, открытием ранее не изведанных путей творчества

12. Человек в группе Группа – реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определенным признакам : семья, школьный класс, дружеская компания, рабочие, крестьяне, молодежь, ветераны, интеллигенция, молодежь, городские и сельские жители и др. Малая группа – группа из 2 и более (до 20-25) человек, объединенных одной целью , сходными интересами и потребностями в общении и совместной деятельности, находящихся в непосредственном контакте друг с другом

12. Человек в группе

Группа реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определенным признакам : семья, школьный класс, дружеская компания, рабочие, крестьяне, молодежь, ветераны, интеллигенция, молодежь, городские и сельские жители и др.

Малая группа – группа из 2 и более (до 20-25) человек, объединенных одной целью , сходными интересами и потребностями в общении и совместной деятельности, находящихся в непосредственном контакте друг с другом

Виды малых групп Совместная деятельность : -  производственные  - учебные  - спортивные  - семейные и др. 2) Длительность существования : - постоянные  - временные 3) Характер отношений между членами :  - формальные (официальные)  - неформальные (неофициальные)

Виды малых групп

  • Совместная деятельность : - производственные

- учебные

- спортивные

- семейные и др.

2) Длительность существования : - постоянные

- временные

3) Характер отношений между членами :

- формальные (официальные)

- неформальные (неофициальные)

Групповая динамика – совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизне деятельности малой группы и его ЭТАПЫ : Образование Функционирование Развитие Стагнация (от лат. – стоячая вода, застой, неподвижность) Регресс Распад

Групповая динамика – совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизне деятельности малой группы и его ЭТАПЫ :

  • Образование
  • Функционирование
  • Развитие
  • Стагнация (от лат. – стоячая вода, застой, неподвижность)
  • Регресс
  • Распад

Условия, влияющие на положение человека в малой группе 1) Роль и позиции человека Статус (от лат. – положение, состояние) – положение человека в системе межличностных отношений , определяющее его права, обязанности и привилегии Роль – это способ поведения , определяемый статусом Наиболее важная Лидер (от лат. – ведущий) – член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании в группе

Условия, влияющие на положение человека в малой группе

1) Роль и позиции человека

Статус (от лат. – положение, состояние) – положение человека в системе межличностных отношений , определяющее его права, обязанности и привилегии

Роль – это способ поведения , определяемый статусом

Наиболее важная

Лидер (от лат. – ведущий) – член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании в группе

2) групповые нормы – совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующих общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения  ( принимаемые всеми членами ) 3) Групповые санкции ( запретительные, поощрительные ) – осуждение, внушение, исключение 4 ) Групповые интересы 5) Групповые ценности

2) групповые нормы совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующих общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения

( принимаемые всеми членами )

3) Групповые санкции ( запретительные, поощрительные ) – осуждение, внушение, исключение

4 ) Групповые интересы

5) Групповые ценности

Воздействие малой группы на человека положительное отрицательное Групповой эгоизм (от лат.- я) – достижение целей группы за счет ущемления интересов отдельных ее членов в ущерб интересам всего общества Уверенность в себе Положительные эмоции Информация, правильно оценивающая себя Отработка коммуникативных умений Приучает выполнять социальные нормы Ценностные ориентиры Иногда, чтобы остаться в группе, человек становится КОНФОРМИСТОМ Конформность или конформизм (от лат. – подобный, сообразный) – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства ( соглашается с большинством )

Воздействие малой группы на человека

положительное

отрицательное

Групповой эгоизм (от лат.- я) – достижение целей группы за счет ущемления интересов отдельных ее членов в ущерб интересам всего общества

  • Уверенность в себе
  • Положительные эмоции
  • Информация, правильно оценивающая себя
  • Отработка коммуникативных умений
  • Приучает выполнять социальные нормы
  • Ценностные ориентиры

Иногда, чтобы остаться в группе, человек становится КОНФОРМИСТОМ

Конформность или конформизм (от лат. – подобный, сообразный) – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства ( соглашается с большинством )

3 способа реагирования человека на давление группы 1) Внушаемость ( человек бессознательно принимает линию поведения , мнение группы) 2) Конформизм ( осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы) 3) Коллективизм ( сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание ее ценностей, норм, идеалов)

3 способа реагирования человека на давление группы

1) Внушаемость ( человек бессознательно принимает линию поведения , мнение группы)

2) Конформизм ( осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы)

3) Коллективизм ( сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание ее ценностей, норм, идеалов)

13. Свобода и ответственность Свобода – способность человека творить самого себя и  мир других людей, выбирать образ  будущего мира Социальные условия реализации свободы Свобода   личности Формы общественной деятельности Социальные нормы (моральные, правовые и др.) выбор Уровень развития общества Место человека в обществе Освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества

13. Свобода и ответственность

Свобода – способность человека творить самого себя и

мир других людей, выбирать образ

будущего мира

Социальные условия реализации свободы

Свобода

личности

Формы общественной деятельности

Социальные нормы (моральные, правовые и др.)

выбор

Уровень развития общества

Место человека в обществе

Освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества

Абсолютной свободы быть не может (т.к. человек живет в обществе и обязан считаться с его закономерностями  ( иначе произвол ) Ответственность – характер взаимоотношений между  личностью, группой, обществом с точки  зрения сознательного осуществления  предъявляемых к ним взаимных  требований  (регулятор - СОВЕСТЬ ) СОЗНАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА 2 стороны свобода ответственность ( возможность осуществления целенаправленной деятельности, способность действовать со знанием дела ради избранной цели) ( осознание условий и поставленной цели , необходимости выбора способа действий для ее осуществления)

Абсолютной свободы быть не может (т.к. человек живет в обществе и обязан считаться с его закономерностями

( иначе произвол )

Ответственность – характер взаимоотношений между

личностью, группой, обществом с точки

зрения сознательного осуществления

предъявляемых к ним взаимных

требований

(регулятор - СОВЕСТЬ )

СОЗНАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

2 стороны

свобода

ответственность

( возможность осуществления целенаправленной деятельности, способность действовать со знанием дела ради избранной цели)

( осознание условий и поставленной цели , необходимости выбора способа действий для ее осуществления)

14. Межличностные отношения, общение Межличностные отношения – взаимосвязи человека с окружающими его людьми: с другим человеком, группой (большой или малой) «взаимо» Взаимо действие (согласованность действий) Взаимо понимание (понимание на основе взаимности, понимание друг друга) Взаимо восприятие (восприятие одним человеком других людей)

14. Межличностные отношения, общение

Межличностные отношения – взаимосвязи человека с окружающими его людьми: с другим человеком, группой (большой или малой)

«взаимо»

  • Взаимо действие (согласованность действий)
  • Взаимо понимание (понимание на основе взаимности, понимание друг друга)
  • Взаимо восприятие (восприятие одним человеком других людей)
Виды межличностных отношений Деловые (официальные –от лат. – должностной) связаны с соблюдением каких-либо формальностей, правил , установленных администрацией, а также каким-либо официальным лицом (например: учитель – ученик, директор школы – учитель,, Президент РФ – Председатель Правительства РФ и т.д. )  Личные (неофициальные ) – складываются между людьми на основе частных взаимоотношений , вне зависимости от выполняемых работ и не ограничены установленными формальными правилами

Виды межличностных отношений

  • Деловые (официальные –от лат. – должностной) связаны с соблюдением каких-либо формальностей, правил , установленных администрацией, а также каким-либо официальным лицом (например: учитель – ученик, директор школы – учитель,, Президент РФ – Председатель Правительства РФ и т.д. )

  • Личные (неофициальные ) – складываются между людьми на основе частных взаимоотношений , вне зависимости от выполняемых работ и не ограничены установленными формальными правилами


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!