СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексный анализ текста (5 - 7 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал по русскому языку по теме "Комплексный анализ текста" предназначен для учащихся 5 - 7 классов, включает работу с текстом и разноуровневые задания по темам "Имя существительное", "Лексика", "Наречие" и пр.

Просмотр содержимого документа
«Комплексный анализ текста (5 - 7 класс)»

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.

БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА.


К…рабль.

В…селое дело создавать первый русский к…рабль! М…ряки торопятся: скорее, скорее на вольные волны! Тюкают топоры зап…вают пилы. Сначала кладут на берегу бревно. Его надо о…тесать с боков - это киль корабля. К нему пр…ставляют ребра-шпангоуты. К ним пр…бивают доски - так обшивают корабль. Щели смолят забивают паклей. Потом наладят палубу, в б…ртах выделают квадратные дыры - для пушек. И зак…чался на воде чудо-кораблик, развернулись паруса.

(По О. Орлову).

Задания.

1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически объясните выбор написания.

2. Выделите в словах корни с проверяемой безударной гласной. Запишите проверочные слова, поставьте ударение (не менее 10 слов).

3. К какому стилю - научному или художественному - относится текст? Докажите, подчеркнув стилеобразующие элементы (слова, словосочетания, порядок слов и др.).











КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.

ЛЕКСИКА.


П…тербургские прогулки.

Если бы спрятат…ся в Летнем саду незаметно! А там столпотворение, сотни оркестров, поле, к…лосящееся штыками, чересполосица пешего и конного строя, словно не полки стоят, а растут гречиха, рож…, овес, ячмень. Скрытое дв…жение между полками по внутренним просекам. И еще - серебряные трубы, рожки, вавилон криков, литавр и барабанов. Увидеть кавалерийскую лаву!

(О. Мандельштам).

Задания.

1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически объясните выбор написания.

2. С помощью толкового словаря установите лексическое значение выделенных слов в словосочетаниях вавилон криков, кавалерийская лава, чересполосица строя, колосящееся штыками.

3. Произведите фонетический разбор слов строя, ячмень.

4. Выполните морфемный разбор слов серебряные, столпотворение.

5. Подчеркните слова, называющие сравниваемые в этом тексте предметы. Выделите сравнительный союз.










КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.

КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ.


Почему грибы растут кругами?

Грибница в почве разр…стается по кругу, отм…рая посередине. С краю вырастают пл…довые тела - грибы. Питательных веществ и воды другим тр…вянистым растениям уже (не)хватает. Вот почему в середине грибного круга трава не выросла. В течение года грибница нарастет на десять сантиметров, а круг в сем…десят метров имеет возраст в пятьсот лет. Маленькие грибы собирать не следует - им еще не сравнялось десяти суток. Проверьте жизнь гриба, измеряя линеечкой прирост хотя бы мухомора.

(Н. Верзилин).

Задания.

1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически объясните выбор написания.

2. Определите тип и стиль текста.

3. Произведите морфемный разбор слов травянистый, проверьте.

4. Выделите чередующиеся корни, графически объяснив их правописание.













КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.

ЛЕКСИКА.


Пар…воз «Рокет».

Все паровозы собрались на рельсах на станции Рэнгилл. Они состязались с «Рокетом», новым, статным изобретением англичанина Стефенсона. «Ну, дело покажет, - сказал «Рокет», - начинаем!» И он заш…велил шатунами. Да, «Рокет» ш…л не то что доселе прежние машины: из топки летело пламя оно прогревало его насквозь, тугой пар бил и давил на поршни, а они легко бегали в ц…линдрах. Он понесся полетел по рельсам - это была новость!

(Б. Житков).

Задания.

1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически объясните выбор написания.

2. Определите лексическое значение прилагательного статный. В прямом или переносном значении оно употреблено?

3. Выпишите профессионализмы. Выпишите синонимический ряд глаголов движения.

4. Подчеркните устаревшее наречие.

5. Подберите антоним к прилагательному в словосочетании тугой пар.










КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.

ЛЕКСИКА.


Трудяга - кто это? Он или она? Умница уроки уч…т. Не поймешь - он занимается или она: по самую макушку с…дит в работе.

Смеется над умницей невежда (кстати, он или она?): «Ты, горемыка, спины не разгиба…шь, а тупица или пройдоха живут, горя не зная». Действительно, посмотришь - руки опускаются. Может, легче прожить хитрюгой, пронырой, невежей?

(По Ф. Кривину).

Задания.

1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически объясните выбор написания.

2. Установите способ образования существительных умница, трудяга, хитрюга.

3. Объясните лексическое значение близких по звучанию слов невежа и невежда.

4. Напишите синонимический ряд, в который входит существительное пройдоха, проныра.












КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.


В чащобе.

За рекой, против деревни, б…лотце. Ч…рные тощие ели торчат из топи, да кустится болотный ивнячок. На бугре за ним - лес, лесище. Крикнет в бору птица - и л…тит по деревьям звук. Звук что мяч: ударится отскочит, пока не прицеп…тся где-нибудь к ветке, как летучая мышь. Но если ветер спит, и птица дремл…т, (не)колышется ни одна ветка, тогда слышится мерный шорох, похожий на ш…пот иголок. Тишина-то и останавливает в чаще человека.

(По Б. Тарбаеву).

Задания.

1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически объясните выбор написания.

2. В 2-х первых предложениях определите род, склонение и падеж имен существительных.

3. Выпишите три существительных с чередованием согласных в корне. Подберите однокоренные слова.

4. Выпишите из текста метафоры.











КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.

ЛЕКСИКА.


Надо ли уметь спорить?

Кстати, я тоже пол…жил себе за правило (не)спорить вообще с людьми. С умным спорить н…чего, ибо он, обуреваемый сомнениями, не позволит (не)уважения к вам. А уж с глупцом или невеждой и подавно: они всегда самоуверенны, вы для них ноль. Их можно пугнуть: нет, не пулей, не батогами (среди глупцов не редкость отменно храбрые), а парадоксами.

(Б. Окуджава).

Задания.

1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Графически объясните выбор написания.

2. Произведите морфемный разбор слов парадоксами, неуважения.

3. Подчеркните самостоятельные и служебные слова, несущие оттенок разговорности или просторечия. Какие языковые средства, кроме лексических, относятся к разговорному стилю в этом тексте?















КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.

ГЛАГОЛ.


Царскосельский экзамен.

Державин был очень стар. Он был в мундире и плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил; он с…дел, подперши голову рукою, лицо его было бес…мысленно глаза мутны. Он дремал до тех пор, пока (не)начался экзамен по русской словесности. Тут он ож…вился. Глаза заблестели, он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разб…рались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Наконец вызвали меня. Я прочел «Воспоминания о Царском Селе», стоя в двух шагах от великого поэта.

(По А. С. Пушкину).

Задания.

1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Графически объясните выбор написания.

2. Укажите, слова каких частей речи рисуют образ Г.Р. Державина в 1-й части текста. Выпишите глаголы, передающие состояние поэта во 2-й части.

3. Выпишите устаревшее слово. Определите по толковому словарю его значение.

4. Произведите морфемный разбор слова словесности и укажите мотивирующее слово.








КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.

ГЛАГОЛ.


Вот иной раз слыш…шь - говорят: «Куда годится? Топорная работа». Скажите-ка это костромичу! Он вам покажет что топором можно сделать. Топор у него острый как бритва. Он им карандаш очинит, и ложку из дерева выр…жет, и бревно по шнурку обтешет так, словно рубанком выстрога…т. Хороший плотник тяпнет топором - и как раз по метке. Кажется, положи ему волос, так он и волос надвое разрубит.

(Б. Житков).

Задания.

1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически объясните выбор написания.

2. Укажите спряжение глаголов, выделите окончания.

3. Выполните морфемный разбор слов положи, очинит.

4. Выпишите глагол, имеющий стилистически сниженный оттенок. Подберите к нему синонимы, нейтральными или стилистически окрашенными они являются?













КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.


Нет! Я бы не ужился с этой долею! Я как матрос разбойничьего брига: его душа сж…лась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и т…мится, как ни мани его т…нистая роща, как ни свети ему мирное солнце; он ход…т себе целый день по пр…брежному песку, пр…слушивается к однообразному ропоту набегающих волн и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там на бледной черте, отд…ляющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус, сначала подобный крылу морской чайки, но мало-помалу отделяющийся от пены валунов и ровным бегом приближающийся к пустынной пристани.

(М.Ю. Лермонтов).

Задания.

1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Графически объясните выбор написания.

2. Выполните морфемный разбор прилагательных прибрежному, тенистая.

3. Образуйте все степени сравнения прилагательных бедный, ровный.

4. Выпишите по одному примеру глаголов на каждое наклонение: изъявительное, повелительное, условное.










КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ.


Арфа.

Арфа старин…ый щипковый инструмент. Красотой внешнего облика превосходит всех в оркестре. Ее прародитель - лук, тугая тетива которого мелодично звенела при выстреле. Натянув на лук две-три тетивы, издававшие звуки разной высоты, человек фактически создал первую арфу. Др…внейшая из найденных при ра…копках арф насчитывает четыре с половиной тысячи лет. Сыздавна арфа стала любимым инструментом народных певцов и музыкантов. Просветленные лица, щедрые слова благодарности, множество прекрасных пожеланий и десятки приглашений слышатся после каждого концерта.

(В. Беляков).

Задания.

1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически объясните выбор написания.

2. Выпишите числительные и охарактеризуйте их. Какие еще слова в тексте имеют количественное значение? Какой части речи они принадлежат?

3. Выполните морфемный разбор слов древнейшая, щипковый.










КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.


В конце века к…росиновые лампы переделывались на электрические. По петербургским улицам все еще бегали конки и спотыкались донкихотовые коночные клячи. По Гороховой до Александровского сада ходила «каретка» - самый древний вид обществен…ого экипажа. Только по (Н, н)евскому, гремя звонками, носились новые, желтые, в отличие от (грязно)бордовых, курьерские конки на крупных и сытых конях.

(О. Мандельштам).

Задания.

1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Графически объясните выбор написания.

2. Выпишите отдельно относительные, притяжательные и качественные прилагательные в составе словосочетаний. Обозначьте суффиксы прилагательных.

3. В каком словосочетании качественное прилагательное перешло из разряда притяжательных? Докажите свой вывод.

4. Определите краткую форму качественных прилагательных в мужском, женском, среднем роде и множественном числе, поставьте ударение.











КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.

МЕСТОИМЕНИЕ.


Стрекоза.

Кто самый прож…рливый в природе? Хочется ответить: лев или волк. Кто(то) подумает: птицы. Ведь ими съедается за день столько, сколько весят они сами. Трудно догадат…ся, что самое прожорливое существо на свете - стрекоза. За два часа она может с…есть сорок мошек и комаров. Стрекоза величиной со льва съедала бы целую корову в один присест! Нелегко прокормиться такой сластене! Так и проводит она весь день на охоте, ей трудно насытиться. Теперь можно представить, сколько вредных насекомых ун…чтожается стрекозой на лесных дорогах.


Задания.

1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Графически объясните выбор написания.

2. Произведите синтаксический разбор предложения Стрекоза величиной со льва...

3. Выпишите местоимения и определите их разряд.












КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.

ПРИЧАСТИЕ.


Тройка.

С горы осторожно, словно трехглавый змей на чреве, спускалась м…гучая тройка рослых буланых коней. Пристяжные то в…ются, то сжимаются в комочки, как спутанные овцы; малиновый колокольчик шлепнет колечком в край и снова прилип и молчит; одни бубенчики глухо рокочут. Но вот этот трехглавый змей сполз и распустился: пок…зались хребты коней, махнул в воздухе хвост пристяжной, из(под) ветра взвеяла грива; тройка выр…внялась и понеслась по мосту. Показалась золоченая дуга с травленою росписью и большие, старинные, бронзой кованные, троечные дрожки гитарой.

(Н.С. Лесков).

Задания.

1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Графически объясните выбор написания.

2. Объясните правописание н и нн в суффиксах причастий и прилагательных.

3. Образуйте все формы причастий от глаголов вьются, распуститься, взвеяла, молчать. Объясните, от чего зависит образование форм причастий.

4. Произведите морфемный разбор слов прилип, тройка.

5. Найдите предложение с причастным оборотом, укажите определяемое слово, графически объясните знаки препинания.








КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.

ПРИЧАСТИЕ.


Так рус…кий барин, собачей и охотник, под…езжая к лесу, из которого вот-вот выск…чит оттопанный доезжачими заяц, превращается весь со своим конем и поднятым арапником в один застывший миг, в порох, к которому вот-вот поднесут огонь. Весь впился он очами в мутный воздух и уж настигнет зверя, уж допечет его неотбойный, как ни воздымайся против него вся мятущая снеговая степь, пускающая ему звезды в уста, в усы, в брови и в б…бровую его шапку.

(Н.В. Гоголь).

Задания.

1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Графически объясните выбор написания.

2. Подчеркните причастный оборот, укажите определяемое слово.

3. Выпишите в один столбик действительные причастия, в другой - страдательные. Укажите время причастий, обозначьте суффиксы.














КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.

ПРИЧАСТИЕ.


Предстоял последний экзамен по арифметике. Ужас охватил меня. Учитель-то был, оказывается, новый, только в том году поступивший и, значит, не знавший моих сестер.

И он прошел мимо меня - высокий, несгибающийся, в свирепых очках, с маленькой козлиной бородкой на узком лице. Я сравнил его с палачом. В класс по очереди входили его жертвы - мальчики и девочки. Едва ступая, я вошел через роковую дверь и положил на столик свой экзаменационный листок.

(С. Голицын).

Задания.

1. Спишите текст.

2. Выпишите действительные причастия прошедшего времени, обозначьте их суффикс.

3. Выпишите два причастия с частицей не, объясните их правописание.

4. Выполните морфемный разбор слов экзаменационный, сравнил.













КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.

ДЕЕПРИЧАСТИЕ.


Мартын.

Чайки живут в воздухе. На земле они спят, отвернувшись от мира, спрятав голову под крыло, спят, чтобы с первыми проблесками зари вернуться в небо. Они смотрят на землю сверху, и она кажется им маленькой. Иногда они хохочут, оглашая тундру визгом и кряканьем.

Белый мартын, король чаек, плыл над тундрой. Направо - бурая тундра, налево - серая вода, черные утесы. Длинные узкие крылья скользят по невидимым струям, поднимают мартына к облакам и опускают к утесам. Он летит, почти касаясь крылом острых зубцов, взмывает на воздушные горы и, достигнув их вершины, скатывается вниз. Он скользит по невидимым струям, зорко всматриваясь в землю: «Что это на земле?»

(По Б. Тарбаеву).

Задания.

1. Спишите текст

2. Подчеркните деепричастные обороты, указав слова, к которым относятся деепричастия.

3. Определите вид деепричастий, выделите их суффиксы.











КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.

ЧАСТИЦА.


Перед грозой.

На нескошенных лугах влаги нисколько, ни росинки. Беспредельная сушь, и на небе ни облачка. Еще не кошенная трава стелется от зноя, невыносимого для живого существа. Ни человек, ни животное, ни насекомое - никто не борется с истомой. Лишь кузнечик, всегда неугомонный, шепчет, не переставая, как ни в чем не бывало нечто невнятное, а вовсе не привычный стрекот. Откуда ни возьмись, в мертвую глушь врывается ветер, который, кажется, ничем не сдержишь, - гроза, гул которой еще не силен, вот-вот разразится.


Задания.

1. Спишите текст.

2. Подчеркните и укажите части речи, с которыми употреблена частица не. Графически объясните слитное или раздельное написание слов с не.

3. В словах с ни поставьте ударение.













КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.

НАРЕЧИЕ.


Как раньше было.

Было время, что люди сидели и по-печатному, аккуратно гусиным пером подолгу выписывали толстенные книги. Из года в год писали. Доходит дело до новой главы, и тут на радостях переписчик снова начальную букву завернет такую, что загляденье: и завитки, и шарики, и стрелки. Все равно спешить некуда. А начальная литера словно станция: нарисовал - и в новый путь. На иную старинную книгу смотришь - верить не хочется: неужели же вручную все это сделано?

(Б. Житков).

Задания.

1. Спишите текст.

2. Подчеркните грамматические основы каждого предложения.

3. Проанализируйте способ выражения обстоятельств (наречия, существительные с предлогом).

4. Определите способ образования слов по-печатному, аккуратно, вручную.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!