Комплексный анализ текста в 5 – 7 классах
Из опыта работы
учителя русского языка и литературы
Петровой Маргариты Геннадьевны
МБОУ «Лицей» г.Арзамас
Что такое комплексный анализ текста?
- Комплексным называется такой анализ текста, при котором его структура подвергается рассмотрению с разных позиций разделов лингвистики.
- ПЛАН АНАЛИЗА
- 1. Определение типа речи текста, а так же его стиля.
- 2. Фонетический анализ.
- 3. Анализ экспрессивных средств словообразования.
- 4. Лексический анализ.
- 5. Морфологический и синтаксический анализ.
Цели комплексного анализа
- Формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции обучающихся;
- выявление через анализ предложенного фрагмента художественного произведения выразительных возможностей единиц языка;
- знакомство с особенностями организации текста как динамической системы речевых средств, расширение объема сведений, связанных с изучением языка художественных произведений;
- совершенствование умений и навыков анализа текста.
Задачи комплексного анализа текста
- Научить понимать содержание и смысл исходного текста;
- определять тему, основную мысль, стилистическую принадлежность, способы связи предложений в тексте и языковые единицы;
- формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки (в пределах программных требований);
- овладевать нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи;
- связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- развивать монологическую и диалогическую речь учащихся.
Как может учитель, работая в среднем звене, проводить комплексный анализ текста?
- Это могут быть уроки, на которых комплексный анализ текста осуществляется в связи с изучением грамматических тем.
- Комплексный анализ текста уместно проводить при подготовке к изложению.
- Это уроки, когда одно произведение анализируется и с литературоведческой, и с лингвистической точек зрения.
- Уроки могут быть как рабочие, так и контрольные.
Как происходит работа с художественным текстом на уроках русского языка?
- Создание соответствующих условий для восприятия художественного текста. Любая работа с текстом или маленьким его фрагментом начинается с того, что художественное высказывание воспринимается детьми на слух и зрительно.
- Осмысление лингвистических средств создания образности художественного текста.
- Отработка навыков выразительного чтения художественного текста.
- Возможно заучивание текста (его отрывка) наизусть и подготовка к письму по памяти.
Синтаксис и пунктуация. (5 класс)
- Словосочетание как средство выразительности речи: работая над словосочетанием, нужно показать, что язык неистощим в соединении слов, что в словосочетании «одно или несколько слов служат для усиления другого слова» (Л.В.Бондаренко);
- предложения с однородными членами – одно из ярких стилистических средств, они выполняют различные функции в текстах разных стилей;
- роль обращения в тексте.
Прочитайте текст. Найдите словосочетания, описывающие город, которые показались вам необычными, произвели на вас впечатление, заставили вас удивиться. Какое из словосочетаний: построенное по модели сущ. + прил. или прил.+ сущ. – является более выразительным и точным?
- Доктор возвращался домой… Он ехал по набережным, вдоль каменных оград. Там бронзовые львы держали в лапах щиты и высовывали длинные языки. Внизу медленно и густо шла вода, черная и блестящая, как смола. Город опрокидывался в воду. Тонул, уплывал и не мог уплыть, только растворялся нежными золотистыми пятнами. Он ехал мостами, изогнутыми в виде арок. Снизу или с другого берега они казались кошками, выгибающими перед прыжком железные спины. (Ю.К. Олеша)
Автор восхищен архитектурой города, описывает город с любовью, используя не совсем привычные словосочетания и сочетания слов: бронзовые львы, растворялся пятнами, нежными золотистыми пятнами, город опрокидывался, тонул, уплывал и не мог уплыть, (мосты) казались кошками. Использование словосочетания «вода, черная и блестящая» продиктовано желанием автора выделить те качества предмета, на которые нужно обратить внимание читателя, сделать описание более выразительным. В художественном стиле словосочетания могут выполнять роль образного средства.
Фонетика и орфография. (5 класс)
- Что же придает «выразительную силу», «чарующую музыкальность нашему языку»? Какими средствами это достигается? Своеобразный мелодический рисунок, благозвучность создается за счет
- звуковых повторов,
- аллитерации и ассонанса,
- использование слов с открытыми слогами,
- интонации слов.
Послушайте стихи А.С.Пушкина. Какие звуки повторяются в начале этого отрывка? Какие звуки при выполнении тяжелой работы они напоминают?
- Сын на ножки поднялся,
- В дно головкой уперся,
- Поднатужился немножко:
- «Как бы здесь во двор окошко
- Нам проделать?» – молвил он.
- Вышиб дно и вышел вон.
В начале отрывка заметно повторение звуков Н в словах: сын, на ножки, поднялся, дно, поднатужился, немножко. Они выделяют слова, которые передают напряжение богатырского ребенка, силящегося разломать крепкую бочку. Ударные слоги в словах «ножки, дно, немножко» напоминают междометие Н-Н-О-О, которое произносят обычно при выполнении тяжелой работы. Трудность этой работы выражена длинным словом «поднатужился», а ударное У напоминает физическое усилие. Слово «поднатужился» длиннее всех остальных, оно и напоминает такое же продолжительное действие. Динамика действия передается схожими по звучанию словами «вышиб» и «вышел вон», которые произносятся отрывисто, напряженно. Таким образом, звуковая сторона текста помогает живо представить нарисованную поэтом картину.
Лексика
- Искусство писателя, по словам Л.Н.Толстого, состоит в том, чтобы «находить единственно нужное размещение единственно нужных слов». Отсюда вытекает задача учителя - формировать умение находить нужные слова для точной передачи мысли, учить всматриваться в слово, чтобы обнаружить в нем такие свойства, на которые учащиеся не обратили бы внимание.
- Изучая лексику, крайне важно показать, что самые обычные слова, объединенные определенным образом, у мастера слова так «заговорят», что возникает яркая, неповторимая картина.
Прочитайте текст, определите его тему и основную мысль. Что привлекло вас в тексте? Найдите слова с переносным значением, определите их роль.
- Видел ли кто-нибудь, как умирает лед на лугу в лучах солнца? Вчера еще это был богатый ручей: видно по мусору, оставленному на лугу. Ночь была теплая, и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить ее к большой воде. Последние остатки под утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирала, падая на землю золотыми каплями. (М.М.Пришвин)
М.М.Пришвин рассказывает о «смерти» льда, но делает это с большой любовью к этому явлению природы: «льдинка умирает, падая на землю золотыми каплями». Слова с переносным значением: умирает лёд, богатый ручей, ручей успел унести воду и присоединить ее, большая вода, схватил мороз, мороз сделал кружева, льдинки умирают, золотыми каплями – делают текст выразительнее. Автор «очеловечивает» явления природы, а поэтому картина становится яркой, живой.
Морфемика. Словообразование.
Учителю важно показать использование возможностей различных морфем для выражения разнообразных оттенков значений и придания эмоциональной окраски словам.
Прочитайте отрывок из повести И.С.Тургенева «Муму». О чем в нем рассказано? Как относится Герасим к собачке? Какими средствами языка это отношение передано?
- Дело было к вечеру. Герасим шел тихо вдоль реки и глядел в воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который никак не мог вылезти из воды, бился, скользил и дрожал всем своим маленьким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул за пазуху и пустился большими шагами домой. Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл армяком, сбегал на кухню за чашечкой молока. Потом он взял ее за голову и принагнул ее мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь… Собачка страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг, все ходила за ним, повиливая хвостиком. Все люди в доме полюбили ее и кликали ее Мумуней .
Писатель показывает сильную привязанность своего героя к маленькой собачке. С этой целью он использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: маленьким, худеньким, собачонка (хотя здесь суффикс со значением пренебрежения, но в ряду других слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами он приближается к их значению, и мы чувствуем участливое отношение Герасима к ней), чашечка, мордочка, хвостиком, Мумуня. С помощью этих слов Тургенев выражает любовь и нежное отношение Герасима к своей питомице.
- Городской научно-практический семинар учителей русского языка и литературы.
- МБОУ «Лицей» г.Арзамас,
- 14 февраля 2014 года