СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексный анализ текста. Из опыта работы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены фрагменты комплексного анализа текста в 5-9-ых классах на уроках русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Комплексный анализ текста. Из опыта работы»

Комплексный анализ текста  в 5 – 7 классах Из опыта работы учителя русского языка и литературы Петровой Маргариты Геннадьевны МБОУ «Лицей» г.Арзамас

Комплексный анализ текста в 5 – 7 классах

Из опыта работы

учителя русского языка и литературы

Петровой Маргариты Геннадьевны

МБОУ «Лицей» г.Арзамас

Что такое комплексный анализ текста? Комплексным называется такой анализ текста, при котором его структура подвергается рассмотрению с разных позиций разделов лингвистики.  ПЛАН АНАЛИЗА 1. Определение типа речи текста, а так же его стиля. 2. Фонетический анализ. 3. Анализ экспрессивных средств словообразования. 4. Лексический анализ. 5. Морфологический и синтаксический анализ.

Что такое комплексный анализ текста?

  • Комплексным называется такой анализ текста, при котором его структура подвергается рассмотрению с разных позиций разделов лингвистики.
  • ПЛАН АНАЛИЗА
  • 1. Определение типа речи текста, а так же его стиля.
  • 2. Фонетический анализ.
  • 3. Анализ экспрессивных средств словообразования.
  • 4. Лексический анализ.
  • 5. Морфологический и синтаксический анализ.
Цели комплексного анализа Формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции обучающихся; выявление через анализ предложенного фрагмента художественного произведения выразительных возможностей единиц языка; знакомство с особенностями организации текста как динамической системы речевых средств, расширение объема сведений, связанных с изучением языка художественных произведений; совершенствование умений и навыков анализа текста.

Цели комплексного анализа

  • Формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции обучающихся;
  • выявление через анализ предложенного фрагмента художественного произведения выразительных возможностей единиц языка;
  • знакомство с особенностями организации текста как динамической системы речевых средств, расширение объема сведений, связанных с изучением языка художественных произведений;
  • совершенствование умений и навыков анализа текста.
Задачи комплексного анализа текста Научить понимать содержание и смысл исходного текста; определять тему, основную мысль, стилистическую принадлежность, способы связи предложений в тексте и языковые единицы; формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки (в пределах программных требований); овладевать нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи;  связно излагать свои мысли в устной и письменной форме; развивать монологическую и диалогическую речь учащихся.

Задачи комплексного анализа текста

  • Научить понимать содержание и смысл исходного текста;
  • определять тему, основную мысль, стилистическую принадлежность, способы связи предложений в тексте и языковые единицы;
  • формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки (в пределах программных требований);
  • овладевать нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи;
  • связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • развивать монологическую и диалогическую речь учащихся.
Как может учитель, работая в среднем звене, проводить комплексный анализ текста? Это могут быть уроки, на которых комплексный анализ текста осуществляется в связи с изучением грамматических тем. Комплексный анализ текста уместно проводить при подготовке к изложению. Это уроки, когда одно произведение анализируется и с литературоведческой, и с лингвистической точек зрения. Уроки могут быть как рабочие, так и контрольные.

Как может учитель, работая в среднем звене, проводить комплексный анализ текста?

  • Это могут быть уроки, на которых комплексный анализ текста осуществляется в связи с изучением грамматических тем.
  • Комплексный анализ текста уместно проводить при подготовке к изложению.
  • Это уроки, когда одно произведение анализируется и с литературоведческой, и с лингвистической точек зрения.
  • Уроки могут быть как рабочие, так и контрольные.
Как происходит работа с художественным текстом на уроках русского языка?   Создание соответствующих условий для восприятия художественного текста. Любая работа с текстом или маленьким его фрагментом начинается с того, что художественное высказывание воспринимается детьми на слух и зрительно. Осмысление лингвистических средств создания образности художественного текста.  Отработка навыков выразительного чтения художественного текста.  Возможно заучивание текста (его отрывка) наизусть и подготовка к письму по памяти.

Как происходит работа с художественным текстом на уроках русского языка?

  • Создание соответствующих условий для восприятия художественного текста. Любая работа с текстом или маленьким его фрагментом начинается с того, что художественное высказывание воспринимается детьми на слух и зрительно.
  • Осмысление лингвистических средств создания образности художественного текста.
  • Отработка навыков выразительного чтения художественного текста.
  • Возможно заучивание текста (его отрывка) наизусть и подготовка к письму по памяти.
Синтаксис и пунктуация. (5 класс) Словосочетание как средство выразительности речи: работая над словосочетанием, нужно показать, что язык неистощим в соединении слов, что в словосочетании «одно или несколько слов служат для усиления другого слова» (Л.В.Бондаренко);  предложения с однородными членами – одно из ярких стилистических средств, они выполняют различные функции в текстах разных стилей;  роль обращения в тексте.

Синтаксис и пунктуация. (5 класс)

  • Словосочетание как средство выразительности речи: работая над словосочетанием, нужно показать, что язык неистощим в соединении слов, что в словосочетании «одно или несколько слов служат для усиления другого слова» (Л.В.Бондаренко);
  • предложения с однородными членами – одно из ярких стилистических средств, они выполняют различные функции в текстах разных стилей;
  • роль обращения в тексте.
Прочитайте текст. Найдите словосочетания, описывающие город, которые показались вам необычными, произвели на вас впечатление, заставили вас удивиться. Какое из словосочетаний: построенное по модели сущ. + прил. или прил.+ сущ. – является более выразительным и точным?   Доктор возвращался домой… Он ехал по набережным, вдоль каменных оград. Там бронзовые львы держали в лапах щиты и высовывали длинные языки. Внизу медленно и густо шла вода, черная и блестящая, как смола. Город опрокидывался в воду. Тонул, уплывал и не мог уплыть, только растворялся нежными золотистыми пятнами. Он ехал мостами, изогнутыми в виде арок. Снизу или с другого берега они казались кошками, выгибающими перед прыжком железные спины. (Ю.К. Олеша)

Прочитайте текст. Найдите словосочетания, описывающие город, которые показались вам необычными, произвели на вас впечатление, заставили вас удивиться. Какое из словосочетаний: построенное по модели сущ. + прил. или прил.+ сущ. – является более выразительным и точным?

  • Доктор возвращался домой… Он ехал по набережным, вдоль каменных оград. Там бронзовые львы держали в лапах щиты и высовывали длинные языки. Внизу медленно и густо шла вода, черная и блестящая, как смола. Город опрокидывался в воду. Тонул, уплывал и не мог уплыть, только растворялся нежными золотистыми пятнами. Он ехал мостами, изогнутыми в виде арок. Снизу или с другого берега они казались кошками, выгибающими перед прыжком железные спины. (Ю.К. Олеша)
 Автор восхищен архитектурой города, описывает город с любовью, используя не совсем привычные словосочетания и сочетания слов: бронзовые львы, растворялся пятнами, нежными золотистыми пятнами, город опрокидывался, тонул, уплывал и не мог уплыть, (мосты) казались кошками. Использование словосочетания «вода, черная и блестящая» продиктовано желанием автора выделить те качества предмета, на которые нужно обратить внимание читателя, сделать описание более выразительным. В художественном стиле словосочетания могут выполнять роль образного средства.

Автор восхищен архитектурой города, описывает город с любовью, используя не совсем привычные словосочетания и сочетания слов: бронзовые львы, растворялся пятнами, нежными золотистыми пятнами, город опрокидывался, тонул, уплывал и не мог уплыть, (мосты) казались кошками. Использование словосочетания «вода, черная и блестящая» продиктовано желанием автора выделить те качества предмета, на которые нужно обратить внимание читателя, сделать описание более выразительным. В художественном стиле словосочетания могут выполнять роль образного средства.

Фонетика и орфография. (5 класс) Что же придает «выразительную силу», «чарующую музыкальность нашему языку»? Какими средствами это достигается? Своеобразный мелодический рисунок, благозвучность создается за счет  звуковых повторов,  аллитерации и ассонанса,  использование слов с открытыми слогами,  интонации слов.

Фонетика и орфография. (5 класс)

  • Что же придает «выразительную силу», «чарующую музыкальность нашему языку»? Какими средствами это достигается? Своеобразный мелодический рисунок, благозвучность создается за счет
  • звуковых повторов,
  • аллитерации и ассонанса,
  • использование слов с открытыми слогами,
  • интонации слов.
Послушайте стихи А.С.Пушкина. Какие звуки повторяются в начале этого отрывка? Какие звуки при выполнении тяжелой работы они напоминают?    Сын на ножки поднялся,  В дно головкой уперся,  Поднатужился немножко:  «Как бы здесь во двор окошко  Нам проделать?» – молвил он.  Вышиб дно и вышел вон.

Послушайте стихи А.С.Пушкина. Какие звуки повторяются в начале этого отрывка? Какие звуки при выполнении тяжелой работы они напоминают?

  • Сын на ножки поднялся,
  • В дно головкой уперся,
  • Поднатужился немножко:
  • «Как бы здесь во двор окошко
  • Нам проделать?» – молвил он.
  • Вышиб дно и вышел вон.
 В начале отрывка заметно повторение звуков Н в словах: сын, на ножки, поднялся, дно, поднатужился, немножко. Они выделяют слова, которые передают напряжение богатырского ребенка, силящегося разломать крепкую бочку. Ударные слоги в словах «ножки, дно, немножко» напоминают междометие Н-Н-О-О, которое произносят обычно при выполнении тяжелой работы. Трудность этой работы выражена длинным словом «поднатужился», а ударное У напоминает физическое усилие. Слово «поднатужился» длиннее всех остальных, оно и напоминает такое же продолжительное действие. Динамика действия передается схожими по звучанию словами «вышиб» и «вышел вон», которые произносятся отрывисто, напряженно. Таким образом, звуковая сторона текста помогает живо представить нарисованную поэтом картину.

В начале отрывка заметно повторение звуков Н в словах: сын, на ножки, поднялся, дно, поднатужился, немножко. Они выделяют слова, которые передают напряжение богатырского ребенка, силящегося разломать крепкую бочку. Ударные слоги в словах «ножки, дно, немножко» напоминают междометие Н-Н-О-О, которое произносят обычно при выполнении тяжелой работы. Трудность этой работы выражена длинным словом «поднатужился», а ударное У напоминает физическое усилие. Слово «поднатужился» длиннее всех остальных, оно и напоминает такое же продолжительное действие. Динамика действия передается схожими по звучанию словами «вышиб» и «вышел вон», которые произносятся отрывисто, напряженно. Таким образом, звуковая сторона текста помогает живо представить нарисованную поэтом картину.

Лексика Искусство писателя, по словам Л.Н.Толстого, состоит в том, чтобы «находить единственно нужное размещение единственно нужных слов».  Отсюда вытекает задача учителя - формировать умение находить нужные слова для точной передачи мысли, учить всматриваться в слово, чтобы обнаружить в нем такие свойства, на которые учащиеся не обратили бы внимание.  Изучая лексику, крайне важно показать, что самые обычные слова, объединенные определенным образом, у мастера слова так «заговорят», что возникает яркая, неповторимая картина.

Лексика

  • Искусство писателя, по словам Л.Н.Толстого, состоит в том, чтобы «находить единственно нужное размещение единственно нужных слов». Отсюда вытекает задача учителя - формировать умение находить нужные слова для точной передачи мысли, учить всматриваться в слово, чтобы обнаружить в нем такие свойства, на которые учащиеся не обратили бы внимание.
  • Изучая лексику, крайне важно показать, что самые обычные слова, объединенные определенным образом, у мастера слова так «заговорят», что возникает яркая, неповторимая картина.
Прочитайте текст, определите его тему и основную мысль. Что привлекло вас в тексте? Найдите слова с переносным значением, определите их роль.     Видел ли кто-нибудь, как умирает лед на лугу в лучах солнца? Вчера еще это был богатый ручей: видно по мусору, оставленному на лугу. Ночь была теплая, и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить ее к большой воде. Последние остатки под утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирала, падая на землю золотыми каплями. (М.М.Пришвин)

Прочитайте текст, определите его тему и основную мысль. Что привлекло вас в тексте? Найдите слова с переносным значением, определите их роль.

  • Видел ли кто-нибудь, как умирает лед на лугу в лучах солнца? Вчера еще это был богатый ручей: видно по мусору, оставленному на лугу. Ночь была теплая, и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить ее к большой воде. Последние остатки под утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирала, падая на землю золотыми каплями. (М.М.Пришвин)
 М.М.Пришвин рассказывает о «смерти» льда, но делает это с большой любовью к этому явлению природы: «льдинка умирает, падая на землю золотыми каплями». Слова с переносным значением: умирает лёд, богатый ручей, ручей успел унести воду и присоединить ее, большая вода, схватил мороз, мороз сделал кружева, льдинки умирают, золотыми каплями – делают текст выразительнее. Автор «очеловечивает» явления природы, а поэтому картина становится яркой, живой.

М.М.Пришвин рассказывает о «смерти» льда, но делает это с большой любовью к этому явлению природы: «льдинка умирает, падая на землю золотыми каплями». Слова с переносным значением: умирает лёд, богатый ручей, ручей успел унести воду и присоединить ее, большая вода, схватил мороз, мороз сделал кружева, льдинки умирают, золотыми каплями – делают текст выразительнее. Автор «очеловечивает» явления природы, а поэтому картина становится яркой, живой.

Морфемика. Словообразование. Учителю важно показать использование возможностей различных морфем для выражения разнообразных оттенков значений и придания эмоциональной окраски словам.

Морфемика. Словообразование.

Учителю важно показать использование возможностей различных морфем для выражения разнообразных оттенков значений и придания эмоциональной окраски словам.

Прочитайте отрывок из повести И.С.Тургенева «Муму». О чем в нем рассказано? Как относится Герасим к собачке? Какими средствами языка это отношение передано?   Дело было к вечеру. Герасим шел тихо вдоль реки и глядел в воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который никак не мог вылезти из воды, бился, скользил и дрожал всем своим маленьким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул за пазуху и пустился большими шагами домой. Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл армяком, сбегал на кухню за чашечкой молока. Потом он взял ее за голову и принагнул ее мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь… Собачка страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг, все ходила за ним, повиливая хвостиком. Все люди в доме полюбили ее и кликали ее Мумуней .

Прочитайте отрывок из повести И.С.Тургенева «Муму». О чем в нем рассказано? Как относится Герасим к собачке? Какими средствами языка это отношение передано?

  • Дело было к вечеру. Герасим шел тихо вдоль реки и глядел в воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который никак не мог вылезти из воды, бился, скользил и дрожал всем своим маленьким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул за пазуху и пустился большими шагами домой. Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл армяком, сбегал на кухню за чашечкой молока. Потом он взял ее за голову и принагнул ее мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь… Собачка страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг, все ходила за ним, повиливая хвостиком. Все люди в доме полюбили ее и кликали ее Мумуней .
 Писатель показывает сильную привязанность своего героя к маленькой собачке. С этой целью он использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: маленьким, худеньким, собачонка (хотя здесь суффикс со значением пренебрежения, но в ряду других слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами он приближается к их значению, и мы чувствуем участливое отношение Герасима к ней), чашечка, мордочка, хвостиком, Мумуня. С помощью этих слов Тургенев выражает любовь и нежное отношение Герасима к своей питомице.

Писатель показывает сильную привязанность своего героя к маленькой собачке. С этой целью он использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: маленьким, худеньким, собачонка (хотя здесь суффикс со значением пренебрежения, но в ряду других слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами он приближается к их значению, и мы чувствуем участливое отношение Герасима к ней), чашечка, мордочка, хвостиком, Мумуня. С помощью этих слов Тургенев выражает любовь и нежное отношение Герасима к своей питомице.

Городской научно-практический семинар учителей русского языка и литературы. МБОУ «Лицей» г.Арзамас, 14 февраля 2014 года
  • Городской научно-практический семинар учителей русского языка и литературы.
  • МБОУ «Лицей» г.Арзамас,
  • 14 февраля 2014 года


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!