«Деление чисел. Компоненты действия, запись равенства»,
Руководитель практики: Лупандина О.И.
Предмет | Математика | 2 «Г» класс | ФИО студента Курганская Юлия Сергеевна |
Тема урока | «Деление чисел. Компоненты действия, запись равенства» |
УМК | Школа России |
Тип урока | ОНЗ |
Цель | Создание условий для знакомства учащихся с названиями компонентов деления. |
Задачи урока | Образовательная: -Повторить умения заменять сумму на произведение чисел; -познакомить с компонентами действия деления; -расширить представление о конкретном смысле действия деления через решение задач на деление по содержанию и на равные части; -закрепить устные навыки при помощи дидактических заданий на уроке; -научиться понимать смысл действия деления; - повторить величины и их единицы измерения; |
Развивающая: - развивать память при выполнении заданий с единицами измерений; -развивать умение строить высказывания при ответе; - развивать умение планирования деятельности на уроке при помощи постановки цели и задач; - совершенствовать вычислительные навыки при выполнении заданий устного счета и решения задач из учебника; |
Воспитательная: Воспитывать учебно-познавательный интерес к учебному материалу при помощи мотивации; воспитывать аккуратность, чувство товарищества, взаимопомощи и сотрудничества с помощью парной и фронтальной работы; умение грамотно формулировать свои мысли в устной форме |
Планируемые результаты: |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Повторить вычисление чисел действием умножением; -познакомить с новым арифметическим действием-делением; --раскрыть смысл деления по содержанию и на равные части; -закрепить устные навыки при помощи дидактических заданий на уроке; -научиться понимать смысл действия деления; - повторить величины и их единицы измерения; | Познавательные: ориентируются в системе знаний, отличают новое от уже изученного, осознают и анализируют полученную информацию; Регулятивные: умеют ставить цель и задачи урока; планируют свою деятельность на уроке и выполняют задания в соответствии с поставленной целью; умеют оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: грамотно формулируют свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других; вступают в учебное сотрудничество с одноклассниками. | Продолжают формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу. Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям. Характеризовать свои успехи в изучении математики, стремиться углублять свои математические знания и умения, намечать пути устранения трудностей. |
Оборудование | Презентация по теме урока, учебник по математике, карточки с заданиями |
Методы и приемы | Словесный (беседа, инструктаж, вопросы к детям, объяснение, диалоговый метод), практический (упражнения, самостоятельная и парная работа), наглядный (презентация, документ общего пользования), репродуктивный, частично-поисковый, метод изучения новых знаний. |
Формы обучения | фронтальная, самостоятельная, парная. |
Формы контроля | Самоконтроль. |
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методические примечания |
1.Этап мотивации к учебной деятельности | -Здравствуйте ребята! Меня зовут Юлия Сергеевна, и сегодняшний урок проведу я. -Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. -Для того, чтобы всё у нас получилось, давайте прочитаем девиз нашего урока: «Внимательно слушай-и всё услышишь. Внимательно смотри- и всё увидишь. Думай и всё поймёшь». -Как вы понимаете это высказывание? -Да, я с вами согласна. -Проверьте вашу готовность к уроку. На парте у вас должны лежать: учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, пенал. -Итак, вот мы и настроились, приступим же к уроку математики. | Готовятся к уроку. Приветствуют учителя. -Если мы будем внимательно слушать, смотреть и думать, то мы получим новые знания. | Черный экран |
2.Актулизация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии | - Предлагаю вам вспомнить данные единицы измерения в ходе выполнения следующего задания. Посмотрите на слайд, все единицы измерения рассыпались и перепутались. Давайте соберём их правильно. -Всё верно, а сейчас предлагаю вам вспомнить: 1. сколько минут в одном часе? 2. сколько см в 1 дм? 3. сколько см в 1 м? 4. сколько г в 1кг? -Молодцы, вы справились с заданием! -Предлагаю вам поиграть в игру «Найди пару» 6 + 6 + 6 + 6 1 х 7 3 + 3 + 3 10 х 2 10 + 10 6 х 4 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 3 х 3 -Давайте проверим. Отлично! Сейчас нас ждёт устный счёт. У меня для вас есть ромашка. На каждом лепестке ромашки написаны выражения, а сзади буквы. Ваша задача: оторвать лепесток, устно найти значения выражений. –Первый множитель 5, Второй множитель 2, найти произведение. –(Д) - 20 уменьшить на 7 – (Е) -Первое слагаемое 9, второе слагаемое 2, найти сумму - (Л) -уменьшаемое 24, вычитаемое 10, найти разность – (Е) -10 увеличить на 2 –(Н) -по 5 взять 3 раза – (И) -12 разделить на 4 – (Е) -А теперь, переверните свои лепестки. Там у вас есть буквы. Ребята, какое слово у вас получилось? (Слово: деление) Сегодня мы продолжим говорить о делении. -Какие арифметические действия мы использовали при вычислении? -Назовите компоненты и результат сложения. -Назовите компоненты и результат действия вычитания. -Назовите компоненты и результат действия умножения. Итак, в ходе выполнения данных заданий, мы повторили величины и единицы измерения движения, а также потренировались в навыке устного счета. | -Величины: длина, площадь, масса, время. Длина: мм, см, дм, м, км. Площадь: см2, дм2, м2 Масса: мг, г, кг Время: с, мин, час 1.60мин 2. 10см 3. 100см 4.1000г 6+6+6+6=6*4 3+3+3=3*3 10+10=10*2 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1=1*7 -(5х2=10) -(20-7=13) -(9+2=11) (24-10=14) -(10+2=12) -(5х3=15) (12:4=3) -деление -сложение, вычитание, умножение, деление. -Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма. -Уменьшаемое, вычитаемое, разность. -Первый множитель, второй множитель, произведение. | |
3.Выявление места и причины затруднения | -С каким новым математическим действием мы с вами недавно познакомились? (делением) -А можете ли вы прочитать данное математическое равенство, используя название чисел при делении? 12:4=3 -Хотите научиться? -Значит, как будет звучать наша тема? - Верно, тема урока «Компоненты действия деления». -Какую цель урока поставим? Для того чтобы достичь цели урока, нам нужно составить план. | -Делением. -Тема урока «Компоненты действия деления». - Узнать, как называются компоненты и результат действия деления. | |
4.Построение проекта коррекции выявленных затруднений. | Перейдите на доску совместного пользования и соедините начало и конец фразы: 1) ПОЗНАКОМИМСЯ с компонентами действия деления. 2)УЗНАЕМ, последовательность компонентов 3) НАУЧИМСЯ записывать равенства. -отлично, прочитайте получившийся план урока. Верно, молодцы, перейдем к реализации нашего плана. | Составляют план урока. 1) ПОЗНАКОМИМСЯ с компонентами действия деления. 2)УЗНАЕМ, последовательность компонентов. 3) НАУЧИМСЯ записывать равенства. | |
5.Реализация построенного проекта | Ребята, давайте вернемся к нашей проблеме: нам нужно познакомиться с компонентами действия деления. - Приступим к изучению нового материала. Чтобы узнать, как же называются компоненты арифметического действия деления, я предлагаю вам поработать самостоятельно в учебнике и найти соответствующую информацию. Откройте с. 62, найдите и проанализируйте информацию из учебника о компонентах действия деления. - Скажите, что такое число 12, которые мы делим? - Верно! Запомните, что делимое – это число, которое мы делим. - Как называется число, на которое делят? - В данном равенстве, какое число мы назовём делителем? - Хорошо! Молодцы! - Какой результат действия деления в данном равенстве? - Верно! Что ещё мы обозначим под частным? - Да, вы правы, числа, соединённые знаком арифметического действия – тоже частное, так как при вычислении они дают определённый результат, который мы с вами так и называем. - Я предлагаю сыграть в небольшую игру. У вас на слайде будут появляться числовые равенства. И я буду задавать вопросы, а вам необходимо будет ответить на этот вопрос. Например, 6:2=3 – назови, какой компонент обозначает в данном равенстве число 6. - Отлично! Всем понятно задание? - Тогда приступим к игре! 1. Назови делитель в равенстве 63:9=7 2. Какой компонент обозначает в равенстве 25:5=5 число 25? 3. Назови частное и результат деления в выражении 18:2. 4. Назови все компоненты равенства 20:4=5. 5. Какой компонент обозначает в равенстве 48:8=6 число 8? - Молодцы! -Отлично! Мы с вами познакомились с компонентами действия деления. Данные знания пригодятся нам в дальнейшем при решении задач. | -делимое -Делитель. -4 -частное - соединённые знаком арифметического действия – тоже частное. -9. -Делимое. -9. -20-Делимое, 4-делитель, 5-частное. -Делитель. | |
6. первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | -А сейчас, откройте тетради, запишите дату и «Классная работа». Не забудьте об орфограмме в слове «Классная» удвоенная с. -Откройте стр. 62 упр. 2. 1)Юля посадила 18 луковиц, в 3 ряда поровну. Сколько луковиц в каждом ряду? Прочитаем первую задачу. - О чём говорится в задаче? - Сколько было луковиц? -Изобразим на рисунке. 000000000000000000 -Как она их сажала? 000000 /000000/000000 1.000000 2.000000 3.000000 -Что нужно узнать? - Запишем решение с помощью деления. 18:3=6 (л.) -Прочитайте равенство, используя названия компонентов и результат действия деления. Ответ: 6 луковиц в каждом ряду. -Отлично! -Прочитаем вторую задачу. 2)Вера посадила 18 луковиц, по 3 луковицы в ряд. Сколько получилось рядов? - О чём говорится в задаче? - Сколько было луковиц? -Изобразим на рисунке. 000000000000000000 -Как она их сажала? 000 000 000 000 000 000 -Что нужно узнать? - Запишем решение с помощью деления. 18:3=6 (р.) Ответ: 6 рядов. -Чем они похожи? -Чем они отличаются? -Отлично! Молодцы! -А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и провести разминку. Буратино потянулся, Раз- нагнулся, Два-нагнулся, Три-нагнулся. Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашёл. Чтобы ключик нам достать. Нужно на носочки встать. -Хорошо! Сели на свои места. | -о луковицах -18. -(В 3 ряда поровну). -(Сколько луковиц в одном ряду) -Делимое 18, делитель 3, частное равно 6. -о луковицах. -18 луковиц. -по 3 луковицы в ряд. -Сколько получилось рядов? -(Здесь говорится о луковицах, числовые данные одинаковые) -(Условия и вопросы разные) Физкультминутка. | |
7.Самостоятельная работа | Ребята, сейчас, я предлагаю вам выполнить следующее задание самостоятельно. - Итак, теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно. Положите перед собой карточки. Прочитайте задание. Что необходимо сделать? - Работаем на карточке ручкой. Будьте внимательны, потому что не в каждом примере допущены ошибки! Приступайте к выполнению! - Закончили работу. Проверьте по эталону. Кто справился с заданием без ошибок? - У кого есть ошибки? - Какие трудности у вас возникли? (обсуждает возникшие трудности) | Работают самостоятельно. - Прочитать выражения и сравни их с равенствами. Найди ошибки и исправь. Проверяют. Отвечают. Называют трудности. | Карточки 1. Частное чисел 36 и 4 равно 9 36:4=9 2. Делимое 4, делитель 2, частное равно 2 4*2=2 3. Делимое 14, делитель 7, частное равно 3 14:3=7 4. Частное чисел 81 и 9 равно 9 81:9=9 5. Частное чисел 28 и 4 равно 7 28-4=7 6. Делимое 2, делитель 2, частное равно 1 2*2=1 7. Частное чисел 54 и 9 равно 6 54:6=9 |
8.Включение в систему знаний и повторений | -Ребята, сейчас, я предлагаю вам поработать в парах. Перед началом, давайте вспомним правила работы в парах. Перейдите на доску совместного пользования. Вам необходимо сравнить единицы измерения, поставить знаки «”, “=”. 1ч. 12 мин 72 мин. 1ч. 46 мин. 1ч. 64 мин 1дм 4см 1дм 6см 20см 2дм 12см 1дм 2см 19см 2дм -Давайте проверим ваши ответы. Первая пара читайте ваши ответы, а теперь вторая. -Молодцы! -А теперь предлагаю вам решить следующее задачу. У бабушки 10 яблок. Она разложила их поровну на 5 тарелок. Сколько яблок на каждой тарелке? Если бабушка добавит на каждую тарелку по 3 груши, сколько фруктов будет на каждой тарелке? -О чём задача? -Что нам известно? Сколько яблок было изначально у бабушки? -Как разложили 10 яблок? -Что нам неизвестно? Изобразим 00 00 00 00 00 -Как будем решать? -Молодцы. Записываем. -Как вы думаете, на все вопросы задачи мы ответили? Что ещё нам неизвестно? -Как мы это найдем? -Молодцы! | Работают в парах -Слышать и слушать друг-друга -помогать друг-другу -работать сообща 1ч. 12 мин = 72 мин. 1ч. 46 мин. 1ч. 64 мин 1дм 4см 1дм 6см 20см = 2дм 12см = 1дм 2см 2дм 19 см -о яблоках и грушах. -10. -на 5 тарелок поровну. -сколько яблок на каждой тарелке. 1) 10:5=2 (я.)-на каждой тарелке. -Сколько будет фруктов на каждой тарелке, если бабушка добавит по 3 груши. 2) 2+3=5(ф.) на каждой тарелке Ответ: по 2 яблока; 5 фруктов. | |
9.Рефлексия учебной деятельности | Ребята, наш урок подошел к концу. Мы с вами решили все задания. Давайте вспомним, какая тема урока у нас была? Достигли ли мы цели урока? Как она звучала? -Как называют число, которое делят? -Как называют число, на которое делят? -Как называется результат деления? -Как называется выражение при деление? Все ли пункты плана мы выполнили? -Предлагаю вам оценить свою деятельность на занятии. Вам необходимо выбрать подходящий вариант ответа. 1. На уроке я работал…. Активно/пассивно 2. Своей работой на уроке я Доволен/не доволен 3. Материал урока был… Понятен/не понятен Полезен/бесполезен - Спасибо за урок. До свидания! | Компоненты действия деления Да, узнали, как называются компоненты и результат действия деления. -Делимое, - делитель, - частное. Да Оценивают свою деятельность. | |