СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компоненты для деления

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Компоненты для деления»

К уроку допущена

Руководитель практики _______ (Лупандина О.И.)







КОНСПЕКТ

Урока математики по теме:

«Деление чисел. Компоненты действия, запись равенства»,

проведённого во 2 «Г» классе

студенткой 41 НК группы

Курганской Юлией Сергеевной





Дата проведения: 12.03.2025

Руководитель практики: Лупандина О.И.

________ Учитель: Гречихина Татьяна Владимировна

Оценка __________





Белгород 2025

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет

Математика

2 «Г» класс

ФИО студента

Курганская Юлия Сергеевна

Тема урока

«Деление чисел. Компоненты действия, запись равенства»

УМК

Школа России

Тип урока

ОНЗ

Цель

Создание условий для знакомства учащихся с названиями компонентов деления.

Задачи урока

Образовательная:

-Повторить умения заменять сумму на произведение чисел;

-познакомить с компонентами действия деления;

-расширить представление о конкретном смысле действия деления через решение задач на деление по содержанию и на равные части;

-закрепить устные навыки при помощи дидактических заданий на уроке;

-научиться понимать смысл действия деления;

- повторить величины и их единицы измерения;

Развивающая:

- развивать память при выполнении заданий с единицами измерений;

-развивать умение строить высказывания при ответе;

- развивать умение планирования деятельности на уроке при помощи постановки цели и задач;

- совершенствовать вычислительные навыки при выполнении заданий устного счета и решения задач из учебника;

Воспитательная:

Воспитывать учебно-познавательный интерес к учебному материалу при помощи мотивации;

воспитывать аккуратность, чувство товарищества, взаимопомощи и сотрудничества с помощью парной и фронтальной работы; умение грамотно формулировать свои мысли в устной форме

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Повторить вычисление чисел действием умножением;

-познакомить с новым арифметическим действием-делением;

--раскрыть смысл деления по содержанию и на равные части;

-закрепить устные навыки при помощи дидактических заданий на уроке;

-научиться понимать смысл действия деления;

- повторить величины и их единицы измерения;

Познавательные: ориентируются в системе знаний, отличают новое от уже изученного, осознают и анализируют полученную информацию;

Регулятивные: умеют ставить цель и задачи урока; планируют свою деятельность на уроке и выполняют задания в соответствии с поставленной целью; умеют оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: грамотно формулируют свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других; вступают в учебное сотрудничество с одноклассниками.

Продолжают формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям.

Характеризовать свои успехи в изучении математики, стремиться углублять свои математические знания и умения, намечать пути устранения трудностей.

Оборудование

Презентация по теме урока, учебник по математике, карточки с заданиями

Методы и приемы

Словесный (беседа, инструктаж, вопросы к детям, объяснение, диалоговый метод), практический (упражнения, самостоятельная и парная работа), наглядный (презентация, документ общего пользования), репродуктивный, частично-поисковый, метод изучения новых знаний.

Формы обучения

фронтальная, самостоятельная, парная.

Формы контроля

Самоконтроль.



















Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические примечания

1.Этап мотивации к учебной деятельности

-Здравствуйте ребята! Меня зовут Юлия Сергеевна, и сегодняшний урок проведу я.

-Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

-Для того, чтобы всё у нас получилось, давайте прочитаем девиз нашего урока: «Внимательно слушай-и всё услышишь.

Внимательно смотри- и всё увидишь.

Думай и всё поймёшь».

-Как вы понимаете это высказывание?

-Да, я с вами согласна.

-Проверьте вашу готовность к уроку. На парте у вас должны лежать: учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, пенал.

-Итак, вот мы и настроились, приступим же к уроку математики.

Готовятся к уроку.

Приветствуют учителя.





-Если мы будем внимательно слушать, смотреть и думать, то мы получим новые знания.

Черный экран


2.Актулизация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии

- Предлагаю вам вспомнить данные единицы измерения в ходе выполнения следующего задания. Посмотрите на слайд, все единицы измерения рассыпались и перепутались. Давайте соберём их правильно.



-Всё верно, а сейчас предлагаю вам вспомнить:

1. сколько минут в одном часе?

2. сколько см в 1 дм?

3. сколько см в 1 м?

4. сколько г в 1кг?

-Молодцы, вы справились с заданием!

-Предлагаю вам поиграть в игру «Найди пару»

6 + 6 + 6 + 6 1 х 7

3 + 3 + 3 10 х 2

10 + 10 6 х 4

1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 3 х 3

-Давайте проверим. Отлично!

Сейчас нас ждёт устный счёт.
У меня для вас есть ромашка. На каждом лепестке ромашки написаны выражения, а сзади буквы. Ваша задача: оторвать лепесток, устно найти значения выражений.

–Первый множитель 5, Второй множитель 2, найти произведение. –(Д)

- 20 уменьшить на 7 – (Е)

-Первое слагаемое 9, второе слагаемое 2, найти сумму - (Л)

-уменьшаемое 24, вычитаемое 10, найти разность – (Е)

-10 увеличить на 2 –(Н)

-по 5 взять 3 раза – (И)

-12 разделить на 4 – (Е)

-А теперь, переверните свои лепестки. Там у вас есть буквы.
Ребята, какое слово у вас получилось? (Слово: деление)

Сегодня мы продолжим говорить о делении.

-Какие арифметические действия мы использовали при вычислении?

-Назовите компоненты и результат сложения.

-Назовите компоненты и результат действия вычитания.

-Назовите компоненты и результат действия умножения.

Итак, в ходе выполнения данных заданий, мы повторили величины и единицы измерения движения, а также потренировались в навыке устного счета.

-Величины: длина, площадь, масса, время.

Длина: мм, см, дм, м, км.

Площадь: см2, дм2, м2

Масса: мг, г, кг

Время: с, мин, час

1.60мин

2. 10см

3. 100см

4.1000г


6+6+6+6=6*4

3+3+3=3*3

10+10=10*2

1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1=1*7









-(5х2=10)

-(20-7=13)

-(9+2=11)


(24-10=14)

-(10+2=12)

-(5х3=15)

(12:4=3)



-деление



-сложение, вычитание, умножение, деление.

-Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.

-Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

-Первый множитель, второй множитель, произведение.


























3.Выявление места и причины затруднения

-С каким новым математическим действием мы с вами недавно познакомились? (делением)

-А можете ли вы прочитать данное математическое равенство, используя название чисел при делении?

12:4=3

-Хотите научиться?

-Значит, как будет звучать наша тема?

- Верно, тема урока «Компоненты действия деления».

-Какую цель урока поставим?

Для того чтобы достичь цели урока, нам нужно составить план.

-Делением.







-Тема урока «Компоненты действия деления».


- Узнать, как называются компоненты и результат действия деления.


4.Построение проекта коррекции выявленных затруднений.

Перейдите на доску совместного пользования и соедините начало и конец фразы:

1) ПОЗНАКОМИМСЯ с компонентами действия деления.

2)УЗНАЕМ, последовательность компонентов

3) НАУЧИМСЯ записывать равенства.

-отлично, прочитайте получившийся план урока.

Верно, молодцы, перейдем к реализации нашего плана.

Составляют план урока.

1) ПОЗНАКОМИМСЯ с компонентами действия деления.

2)УЗНАЕМ, последовательность компонентов.

3) НАУЧИМСЯ записывать равенства.


5.Реализация построенного проекта


Ребята, давайте вернемся к нашей проблеме: нам нужно познакомиться с компонентами действия деления.

- Приступим к изучению нового материала. Чтобы узнать, как же называются компоненты арифметического действия деления, я предлагаю вам поработать самостоятельно в учебнике и найти соответствующую информацию. Откройте с. 62, найдите и проанализируйте информацию из учебника о компонентах действия деления.

- Скажите, что такое число 12, которые мы делим?

- Верно! Запомните, что делимое – это число, которое мы делим.

- Как называется число, на которое делят?

- В данном равенстве, какое число мы назовём делителем?

- Хорошо! Молодцы!

- Какой результат действия деления в данном равенстве?

- Верно! Что ещё мы обозначим под частным?

- Да, вы правы, числа, соединённые знаком арифметического действия – тоже частное, так как при вычислении они дают определённый результат, который мы с вами так и называем.

- Я предлагаю сыграть в небольшую игру. У вас на слайде будут появляться числовые равенства. И я буду задавать вопросы, а вам необходимо будет ответить на этот вопрос. Например, 6:2=3 – назови, какой компонент обозначает в данном равенстве число 6.

- Отлично! Всем понятно задание?

- Тогда приступим к игре!

1. Назови делитель в равенстве 63:9=7

2. Какой компонент обозначает в равенстве 25:5=5 число 25?

3. Назови частное и результат деления в выражении 18:2.

4. Назови все компоненты равенства 20:4=5.

5. Какой компонент обозначает в равенстве 48:8=6 число 8?

- Молодцы!

-Отлично! Мы с вами познакомились с компонентами действия деления. Данные знания пригодятся нам в дальнейшем при решении задач.







-делимое



-Делитель.

-4




-частное


- соединённые знаком арифметического действия – тоже частное.











-9.

-Делимое.


-9.


-20-Делимое, 4-делитель, 5-частное.

-Делитель.








6. первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

-А сейчас, откройте тетради, запишите дату и «Классная работа». Не забудьте об орфограмме в слове «Классная» удвоенная с.

-Откройте стр. 62 упр. 2.

1)Юля посадила 18 луковиц, в 3 ряда поровну. Сколько луковиц в каждом ряду?

Прочитаем первую задачу.

- О чём говорится в задаче?

- Сколько было луковиц?

-Изобразим на рисунке.

000000000000000000

-Как она их сажала?

000000 /000000/000000

1.000000 2.000000 3.000000

-Что нужно узнать?

- Запишем решение с помощью деления.

18:3=6 (л.)

-Прочитайте равенство, используя названия компонентов и результат действия деления.

Ответ: 6 луковиц в каждом ряду.

-Отлично!

-Прочитаем вторую задачу.

2)Вера посадила 18 луковиц, по 3 луковицы в ряд. Сколько получилось рядов?

- О чём говорится в задаче?

- Сколько было луковиц?

-Изобразим на рисунке.

000000000000000000

-Как она их сажала?

000 000 000 000 000 000

-Что нужно узнать?

- Запишем решение с помощью деления.

18:3=6 (р.)

Ответ: 6 рядов.

-Чем они похожи?

-Чем они отличаются?

-Отлично! Молодцы!

-А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и провести разминку.

Буратино потянулся,

Раз- нагнулся,

Два-нагнулся,

Три-нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать.

Нужно на носочки встать.

-Хорошо! Сели на свои места.






-о луковицах

-18.




-(В 3 ряда поровну).

-(Сколько луковиц в одном ряду)



-Делимое 18, делитель 3, частное равно 6.







-о луковицах.

-18 луковиц.




-по 3 луковицы в ряд.


-Сколько получилось рядов?






-(Здесь говорится о луковицах, числовые данные одинаковые)

-(Условия и вопросы разные)




Физкультминутка.

7.Самостоятельная работа

Ребята, сейчас, я предлагаю вам выполнить следующее задание самостоятельно.

- Итак, теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно. Положите перед собой карточки. Прочитайте задание. Что необходимо сделать?





- Работаем на карточке ручкой. Будьте внимательны, потому что не в каждом примере допущены ошибки! Приступайте к выполнению!

- Закончили работу. Проверьте по эталону.

Кто справился с заданием без ошибок?

- У кого есть ошибки?

- Какие трудности у вас возникли?

(обсуждает возникшие трудности)


Работают самостоятельно.

- Прочитать выражения и сравни их с равенствами. Найди ошибки и исправь.









Проверяют.



Отвечают.

Называют трудности.

Карточки

1. Частное чисел 36 и 4 равно 9

36:4=9

2. Делимое 4, делитель 2, частное равно 2

4*2=2

3. Делимое 14, делитель 7, частное равно 3

14:3=7

4. Частное чисел 81 и 9 равно 9

81:9=9

5. Частное чисел 28 и 4 равно 7

28-4=7

6. Делимое 2, делитель 2, частное равно 1

2*2=1

7. Частное чисел 54 и 9 равно 6

54:6=9

8.Включение в систему знаний и повторений

-Ребята, сейчас, я предлагаю вам поработать в парах. Перед началом, давайте вспомним правила работы в парах.

Перейдите на доску совместного пользования.

Вам необходимо сравнить единицы измерения, поставить знаки «”, “=”.

1ч. 12 мин 72 мин.

1ч. 46 мин. 1ч. 64 мин

1дм 4см 1дм 6см
20см 2дм
12см 1дм 2см
19см 2дм

-Давайте проверим ваши ответы. Первая пара читайте ваши ответы, а теперь вторая.

-Молодцы!

-А теперь предлагаю вам решить следующее задачу.

У бабушки 10 яблок. Она разложила их поровну на 5 тарелок. Сколько яблок на каждой тарелке? Если бабушка добавит на каждую тарелку по 3 груши, сколько фруктов будет на каждой тарелке?

-О чём задача?

-Что нам известно? Сколько яблок было изначально у бабушки?

-Как разложили 10 яблок?

-Что нам неизвестно?

Изобразим

00 00 00 00 00

-Как будем решать?

-Молодцы. Записываем.

-Как вы думаете, на все вопросы задачи мы ответили? Что ещё нам неизвестно?

-Как мы это найдем?



-Молодцы!

Работают в парах


-Слышать и слушать друг-друга

-помогать друг-другу

-работать сообща

1ч. 12 мин = 72 мин.

1ч. 46 мин. 1ч. 64 мин

1дм 4см 1дм 6см
20см = 2дм
12см = 1дм 2см
2дм 19 см








-о яблоках и грушах.

-10.

-на 5 тарелок поровну.

-сколько яблок на каждой тарелке.

1) 10:5=2 (я.)-на каждой тарелке.



-Сколько будет фруктов на каждой тарелке, если бабушка добавит по 3 груши.

2) 2+3=5(ф.) на каждой тарелке

Ответ: по 2 яблока; 5 фруктов.


9.Рефлексия учебной деятельности

Ребята, наш урок подошел к концу. Мы с вами решили все задания.

Давайте вспомним, какая тема урока у нас была?

Достигли ли мы цели урока? Как она звучала?


-Как называют число, которое делят?

-Как называют число, на которое делят?

-Как называется результат деления?

-Как называется выражение при деление?

Все ли пункты плана мы выполнили?

-Предлагаю вам оценить свою деятельность на занятии. Вам необходимо выбрать подходящий вариант ответа.

1. На уроке я работал…. Активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я Доволен/не доволен

3. Материал урока был… Понятен/не понятен

Полезен/бесполезен

- Спасибо за урок. До свидания!


Компоненты действия деления

Да, узнали, как называются компоненты и результат действия деления.

-Делимое,

- делитель,

- частное.

Да

Оценивают свою деятельность.




Резервное задание: