КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ В 1 КЛАССЕ
Предмет: математика
Учитель: Малахова Ирина Вячеславовна
Класс: 1
Программа УМК: «Школа России»
Тип урока: открытие нового знания
ТЕМА: Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.
ЦЕЛЬ: Познакомить с названиями компонентов при вычитании.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: конспект урока, презентация, карточки, учебник.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Предметные:
Учащиеся научатся использовать математическую терминологию при составлении, чтении и записи математических равенств на вычитание;
Устно и письменно выполнять арифметические действия с числами.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по предложенному учителю плану.
Средства формирования этих действий: технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средства формирования этих действий: технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД
Уметь ориентироваться в своей системе знаний;
отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания;
находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
выделять существенную информацию из сообщений разных видов;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Средства формирования этих действий: учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД
Слушать и слышать речь учителя;
слушать ответы одноклассников, дополнять и уточнять их;
Средство формирования этих действий: технология проблемного диалога.
Совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Средства формирования этих действий: организация работы в парах.
Личностные:
Принятие образа «хорошего ученика», развитие интереса к математике.
Контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Учиться проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Возьмитесь за руки. Почувствуйте тепло рук ваших соседей. Вам становится тепло и уютно. Мы – одна команда. Нам вместе комфортно и удобно. Пусть это ощущение поможет нам преодолеть любые трудности на уроке.
Слайд 1Раз, два, три, четыре, пять –
Я хочу успешным стать.
Буду я стараться –
Будет получаться.
Учитель: Какое у вас настроение? Покажите его с помощью смайликов. Я вижу, что у вас прекрасное настроение. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь гостям. Я думаю, что это настроение сохранится у вас до конца урока.
Ведь сегодня нас вновь ждут открытия, мы продолжим развивать вашу память, ваше внимание и логическое мышление.
Слайд 1- Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».
- Желаю вам удачи!
Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Самоопределение к деятельности.
Учитель: Слайд 2. Рассмотрите рисунок. Составьте рассказ. Подберите соответствующее ему математическое выражение. (Нам известно, что у нас 3 мотоцикла и 4 машины, сколько всего техники?)
( )
7 – 1 = 6
5 + 2 = 7
3 + 4 = 7
5 – 2 = 3
- Прочитайте это выражение, используя знание компонентов действия сложения.
Дети: Первое слагаемое 3, второе слагаемое 4, значение суммы 7.
Учитель: Как ещё можно прочитать это равенство?
Дети: Сумма чисел 3 и 4 равна 7.







Учитель: Слайд 3. Выберите выражение к такому рисунку:






7 – 1 = 6
5 + 2 = 7
3 + 4 = 7
5 – 2 = 3
Учитель: Как вы назовёте число 7? 1? 6?
Учитель: Можно ли прочитать это выражение, используя термины, как в предыдущем? Почему?
Дети: В выражении записан знак «минус», а в сумме используется «плюс».
Это выражение нельзя прочитать так, как первое.
Учитель: Почему не получилось? (Выявление причины затруднения.)
- Значит, чего мы ещё не знаем?
Дети: Мы не знаем, как называются числа при вычитании. Мы не знаем компонентов действия вычитания.
Учитель: На какой вопрос нам предстоит ответить?
Дети:Мы должны узнать, как называются компоненты при вычитании.
Работа по теме урока.
Учитель: - Кто хочет узнать ответ на поставленный вопрос?
- Какая тема нашего урока?
Дети: Название компонентов действия вычитания.
Учитель: Это будет урок повторения или открытия новых знаний?
Дети: урок открытия новых знаний.
Учитель: А для чего нам нужны эти новые знания?
Дети: Чтобы грамотно говорить и хорошо считать.
Учитель: А в будущем, чтобы научиться решать уравнения и задачи. Значит, эти знания вам будут необходимы для дальнейшего обучения. Поэтому, какую цель поставим себе на уроке?
Дети: Запомнить названия чисел при вычитании.
Научиться по-новому читать выражения на вычитание.
Слайд 4. Физминутка «Карлики-великаны»
Учитель: Слайд 5. Перед вами пирожные. Сколько их?
Дети: 7
Учитель: я уберу 1. Что произошло с количеством пирожных?
Дети: Оно уменьшилось.
Учитель: А что произошло с числом 7?
Дети: Оно тоже уменьшилось.
Учитель: Как же мы будем называть это число при вычитании? У вас на партах лежат карточки с названием чисел (уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности). Поработайте в паре друг с другом и выберите подходящий компонент для первого числа (проблемная ситуация).
–Не торопитесь, думайте, советуйтесь.
- Если выбрали, положите эту карточку перед ребёнком, сидящим на 1 варианте.
- Давайте вспомним, а что мы сделали с 1 пирожным?
Дети: Убрали, вычли, отняли.
Учитель: - Подумайте, как можно назвать это число?
- Выберите, посовещавшись, карточку и положите её справа от первой.
- А теперь вы должны подумать и решить, как мы будем называть математическую запись со знаком «минус» и результат этого действия? Закончите выкладывать карточки по порядку.
- Работая в паре, вы сделали свои предположения. Как проверить их правильность?
Дети: Можно спросить у учителя или посмотреть в учебнике.
Учитель: Слайд 6. Откройте учебник стр.29. Посмотрите в таблицу. Сравните со своей работой.( уменьшаемое, вычитаемое, значение разности)
-Покажите мне результат своей работы с помощью сигнальной карточки (зеленая карточка - верно, красная ошибка).
- Какое открытие мы с вами сделали?
Дети: Узнали компоненты действия вычитания.
Учитель: Слайд 7. Попробуйте, опираясь на новые знания, прочитать выражение.
Дети: Уменьшаемое 7, вычитаемое 4, значение разности равно 6.
Разность чисел 7 и 1 равна 6.
Слайд 8. Физминутка
Первичное закрепление.
Учитель: Слайд 9. А сейчас нам предстоит научиться пользоваться новыми знаниями. Составьте задачу по иллюстрации.
Дети: На ветке сидело 5 снегирей. 2 снегиря улетели. Сколько снегирей осталось?
- Когда снегири улетели, их осталось больше, чем было или меньше?
Дети: Их осталось меньше на 2.
Учитель: Что произошло с количеством снегирей на ветке?
Дети: Оно уменьшилось.
Учитель: Как узнать, сколько снегирей осталось?
Дети: Надо от 5 отнять 2 и получится 3.
Дети: Уменьшаемое 5, вычитаемое 2, значение разности равно 3.
Дети: Разность чисел 5 и 2 равна 3.
Закрепление знаний. Самостоятельная работа.
Работа у доски: 9 – 4 = 5
Дети: Уменьшаемое – это первое число, которое мы уменьшаем, поэтому мы записали 9. Вычитаемое – это число, которое мы вычитаем, значит, ставим знак минус и число 4. Мы вычислили результат – это 5. Значит значение разности равно 5.
Учитель: Слайд 10. Ребята, а сейчас вы будете работать самостоятельно. Работайте вдумчиво, не отвлекайтесь.


9 - =6 -5 =3 7- =4


-3 =7 6- =2 -7 =2
Итог урока.
Вот и подошёл к концу ещё один урок. Благодаря слаженной работе, взаимовыручке и поддержке друг друга, мы смогла повторить изученный материал и открыть новые знания.
- Какую задачу ставили?
- Какие новые знания получили на уроке?
- Что вам особенно понравилось?
- Что не совсем получилось, какие вы испытали трудности?
- Какое у вас сейчас настроение? Покажите с помощью смайликов.