СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Композиция натюрморта в зависимости от предложенной цветовой гаммы»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

занятие-практикум

Просмотр содержимого документа
««Композиция натюрморта в зависимости от предложенной цветовой гаммы»»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА ЮНЫХ «ДРУЖБА»

(МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»)


















«Композиция натюрморта в зависимости от предложенной цветовой гаммы»









Составила: Куватова З.Д.,

педагог дополнительного

образования, руководитель

объединения «Акварелька»













Новый Уренгой

План – конспект

Тема: «Композиция натюрморта в зависимости от предложенной цветовой гаммы».

Раздел: Живопись.

Форма: занятие-практикум.

Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная.

Цель занятия: выполнить изображение натюрморта в цвете.

Задачи:

Образовательная:

  • познакомить обучающихся с искусством разных художников;

  • Формировать представления о жанре изобразительного искусства натюрморт

Развивающая:

  • развить творческую и познавательную активность, формировать практические навыки работы;

  • Развивать активный интерес и понимание содержания картин, видение эстетической красоты в натюрморте, развивать чувства композиции.

  • Развивать умения отличать от других жанров, соотносить пропорции предметов.

Воспитательная:

  • воспитать интерес к рисованию, чувство прекрасного, любовь к творчеству и истории.

  • Воспитывать эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать картины, эстетические чувства.

Методы и приемы:

  • словесный (беседа, рассказ, ответы обучающихся);

  • наглядный (наглядный материал);

  • практический;

  • исследовательский (умение самостоятельно распределять выбор действия, его способа, свобода творчества);

Материально-техническое оснащение занятия: проектор, ноутбук,

демонстрационный экран, доска.

Учебно-методическое оснащение занятия: дидактический материал для

педагога: образовательная программа, методическая литература,

технологическая карта занятия, презентация по теме занятия;

Инструменты и материалы: карандаш ТМ, ластик, акварель, гуашь, кисти, баночка с водой, палитра, бумага для акварели А4.

Возраст участников 7-9 лет,

Время занятия – 40 мин








Ход занятия:

1.  Организационный момент.

Педагог: Добрый день дорогие ребята, я предлагаю вам поприветствовать друг – друга, и пожелать всем хорошего и позитивного настроения для получения новых знаний в области изобразительного искусства.

2. Актуализация знаний. Постановка целей и задач. Педагог: Отлично, а теперь с позитивным настроем приступаем к работе. Тема нашего сегодняшнего занятия «Композиция натюрморта в предложенной цветовой гамме».

Цель нашего занятия: познакомить обучающихся с жанром «натюрморт» и выполнить изображение натюрморта в цвете. В конце занятия мы сделаем небольшую выставку из наших рисунков и посмотрим, что у нас получилось

3. Формирование новых знаний.

Педагог: Сегодня на занятии мы с вами продолжим знакомство с жанром изобразительного искусства натюрморт.

Педагог: Прежде всего, вспомним, что такое натюрморт? Кто помнит что обозначает слово «натюрморт»?

(Ответы обучающихся)

Педагог: Натюрморт - один из жанров изобразительного искусства, главным образом – живописи. В натюрморте изображаются только обиходные, т.е. повседневные, обыденные вещи, неодушевленные предметы.

Педагог: Что или кого мы могли бы назвать «героями» натюрморта?

Это может быть различная пища, посуда, книги, статуэтки и т.п. Все живое, естественное, природное становится в натюрморте неодушевленным, мертвым (франц. «натуре морте» – букв. «мертвая натура») и приравнивается к вещам.

Вещи в натюрморте целенаправленно сгруппированы в единой среде, образуя мир искусственной реальности, в той или иной степени преображенной человеком. Художник не изображает вещи «с натуры», как они расположены в интерьере, а предварительно компонует их в соответствии со смысловой и художественной задачей.

Мастерами натюрморта были многие выдающиеся художники, как русские, так и зарубежные. Давайте рассмотрим репродукции художников.

Педагог: Посмотрите на картины художников. Что вы чувствуете, когда смотрите на эти картины? (удовольствие, радость, наслаждение, теплоту, свежесть букетов и их запахи.)

Педагог: Что художники хотят выразить своими произведениями.

Педагог: А как Вы думаете почему? Дети отвечают.

Педагог: Да, правильно. Вещи тихонечко себе стоят, и никто на них не обращает внимание. Кроме художников. Художник нашел в предметном мире, окружающем нас, прекрасное, и хочет заставить зрителя по-новому взглянуть на окружающие предметы, увидеть красоту в самых обыкновенных вещах.

Художники изображают самые обычные вещи, это красиво и поэтично. Одни любят натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а другие пишут на огромных холстах много дичи, рыбы, цветов. Жанр натюрморта многогранен, его основной объект – частная жизнь человека. Его простые будничные дела и потребности, выраженные в предметах – еде, питье, домашней утвари, элементах растительного и животного мира, их значение для человека, роль, которую они играют в его жизни. Благодаря этому мы узнаем быт эпохи, страны.

Художник разглядывает предметы вблизи – спокойно, неторопливо, внимательно, показывает их зрителю крупным планом, в разных ракурсах – целые. Разрезанные, разбитые. Все это позволяет зрителю по-новому увидеть привычные, знакомые вещи, оценить их красоту.

Педагог: Давайте рассмотрим и поговорим о каждом натюрморте.

Творческие рассказы детей по картинам.

1 учащийся:

На картине Петра Петровича Кончаловского «Сирень в корзине» изображен нарядный, нежный и разнообразный по окраске букет начала лета – сирени. На коричневом фоне крупные грозди соцветий цветов сирени разных цветов: белой, розовой, красной, сиреневой и фиолетовой с крупными листьями. Сорванные цветы скоро завянут, а нарисованные живут вечно, дарят воспоминания и доставляют радость людям в любое время года.

2 учащийся:

На красочной, нарядной картине Ильи Ивановича Машкова «Две темные розы и тарелка с клубникой», в центре картины изображена прозрачная ваза с двумя алыми розами. Рядом на столе и белой тарелке красные, спелые, сочные ягоды клубники. У каждой ягодки оставлен зеленый хвостик.

3 учащийся:

Игорь Эммануилович Грабарь на картине «Хризантемы» в сине – фиолетовой вазе на белой скатерти, в холодной гамме тонов изобразил яркие, лимонно – желтые, главные цветы осени. Около них графин, тарелка и стаканы. Стол стоит на среди деревьев. От картины веет прохладой и спокойствием. 

Педагог: Молодцы! Вы красочно и интересно описали натюрморты художников.

4. Практическая работа.

Педагог: Теперь давайте поговорим о том, как нарисовать наш натюрморт.

Педагог: Для того, чтобы художнику нарисовать натюрморт, его нужно правильно составить. При составлении натюрморта надо думать о том, чтобы предметы не только группировались по смыслу, но и составляли интересную в художественном отношении группу, ритмично организованную, хорошо подобранную по цвету и форме, отличающуюся композиционной завершенностью. Многие художники подбирали предметы и составляли натюрморт даже по несколько дней, тщательно обдумывали композиционное и цветовое решение, сопоставляли каждый предмет друг – другу.

Педагог: так, начинаем работать. Посмотрите технологическую карту. Кто мне скажет, с чего нужно начинать рисовать?

(Ребята высказывают свои предположения.

Педагог: Правильный ответ- с легкого наброска. И притом, чтобы все предметы уместились на листе бумаги. Они должны быть не большими, не маленькими и гармонично расположены на листе.

(Прохожу по рядам, контролирую)

Педагог: Ребята, как вы думаете, художник соблюдает технику безопасности, работая в мастерской? (ответы детей).

Педагог: Назовите, какие правила безопасности нужно соблюдать (ответы детей).

Техника безопасности во время работы.

  • Никогда не класть кисточку с нанесенной на ней краской в рот.

  • Не оставлять кисти в воде или не промытыми от краски, чтобы избежать выпадения щетины.

  • Художественные материалы нужно хранить в специально отведенном месте, не раскидывать их.

  • Не стряхивать нанесенную на кисть краску на пол.

  • Не размахивать острыми предметами.

  • После работы убрать рабочее место, вымыть руки с мылом.


Педагог:Что же мы делаем на втором этапе, кто может сказать?

(Дети, глядя на поэтапность, отвечают и выполняют у себя на листах)

Педагог: Обратите еще раз внимание, так как кувшин объемный и у него есть отверстие, которое круглой формы, также как и его донышко, изображается овалом.

(На доске выполняю изображение овала наглядно)

Педагог: Старайтесь нарисовать кувшин симметричным, т. е. чтоб его половинки были одинаковыми. Также старайтесь не давить на карандаш.

(Прослеживаю, как ребята выполняют задание, и по его завершению перехожу к 3 этапу)



5. Физминутка

«Гимнастика для пальчиков»

Вот помощники мои, их как хочешь поверни: (Вращаем кисти рук)

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руками)

Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем)

Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)

Постучали. (Стучим кончиками пальцев по парте)

Повертели. (Круговые вращения кистью)

И работать захотели. (Потираем руками)

Мы старались, рисовали,

Наши пальчики устали. (Сжимаем-разжимаем кисти рук)

А теперь мы отдохнем (Встряхиваем кистями)

Рисовать опять начнем. (Потираем руками)

5. Самостоятельная творческая, практическая работа.

Педагог: Итак, мы начинаем работать красками. С чего нужно начать? (Ребята высказывают свое мнение)

Педагог: Правильно. Нужно начать с заднего плана. Его мы выполним акварелью. И я вам предлагаю немного пофантазировать и выбрать любой цвет для вашего фона. Только постарайтесь выбрать такой цвет, чтоб он гармонично смотрелся с нашими предметами.

(Прохожу по рядам, контролирую процесс работы, по примерному завершению этого этапа, вывешиваю следующий)


Педагог: Кто сможет проанализировать и сказать, что мы делаем на 4 этапе?

(Поглядывая на поэтапность, дети описывают дальнейшие свои действия и приступают к их выполнению)

Обратите внимание на 5 этап. Что нам нужно сделать на этом этапе?

Педагог: Правильно мы завершаем работу. На последнем этапе мы выполняем изображение цветов. Я покажу вам на листе как можно легко выполнить цветы широкими мазками сразу краской. Получится живописно и насыщено.

(Демонстрирую наглядным показом как нужно выполнить цветы на рисунке)

Педагог: В завершении можно добавить небольшой штрих и поставить блики на предметах, так как они достаточно блестящие и отражают от себя много света.

(Контролирую завершение всей работы учащихся)

6. Выставка работ.

Педагог: Итак, вот мы и пришли к завершению своей работы. Давайте подведем итоги и для этого можно продемонстрировать свои работы друг другу и проанализировать их.

Предлагаю вам развесить на доске получившиеся этюды. Наша мини выставка- просмотр, поможет определить ошибки и недочеты, выявить наиболее удачные работы.

Справились ли мы с вами с поставленной задачей? (разобрать сближенные отношения; найти контрасты и отличия (нюансы) цвета.)

Обратите внимание на то, что работы получились немного разными, несмотря на то что все рисовали один и тот же натюрморт с натуры. Все по-разному видят и чувствуют. Но все, безусловно, старались, и мне кажется, получилось очень хорошо. Все молодцы!

7.Подведение итогов занятия. Рефлексия.

- О чем сегодня говорили на занятии?

- Что понравилось на занятии?

- Чему научились?

- Что оказалось трудным?

- Что было интересно?

- Как оцениваете свою работу.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс