Просмотр содержимого документа
«Композиционное равновесие. равновесие фигур на плоскости.»
КОМПОЗИЦИОННОЕ РАВНОВЕСИЕ.
РАВНОВЕСИЕ ФИГУР НА ПЛОСКОСТИ.
Равновесие — это такое состояние формы, при котором все элементы сбалансированы между собой. Композиционное равновесие не означает простого равенства величин. Оно зависит от распределения основных масс композиции относительно ее центра. Равновесие так же, как и ритм, присуще и растительному, и животному миру. При взгляде на любое животное создастся впечатление целостности, законченности, уравновешенности. Равновесие объемов или частей любого сооружения, любого предмета зрительно вызывает чувство покоя, уверенности и устойчивости. Человеческий глаз отдыхает при восприятии такого предмета. Совершенно обратное чувство вызывает предмет или сооружение, характеризующиеся неуравновешенностью объемов или отдельных частей.
Четыре типа равновесия
Есть несколько способов добиться композиционного равновесия. Это такие приёмы как: приём симметричного равновесия, приём асимметричного равновесия, радиальное и мозаичное равновесие.
1. Симметричное равновесие
Симметричное равновесие достигается, когда объекты, равные по визуальной массе, размещаются на равном расстоянии от точки опоры или оси в центре. Симметричное равновесие вызывает ощущение формальности (поэтому иногда оно называется формальным равновесием) и элегантности.
Недостаток симметричного равновесия в том, что оно статично и иногда кажется скучным: если половина композиции — это зеркальное отражение другой половины, то как минимум одна половина будет достаточно предсказуема.
2. Асимметричное равновесие
Асимметричное равновесие достигается, когда объекты по разные стороны от центра имеют одинаковую визуальную массу. При этом на одной половине может находиться доминирующий элемент, уравновешенный несколькими менее важными фокальными точками (точки опоры) на другой половине. Так, визуально тяжелый элемент (красный круг) на одной стороне уравновешен рядом более легких элементов на другой (синие полосы).
Асимметричное равновесие более динамично и интересно. Оно вызывает ощущение современности, движения, жизни и энергии. Асимметричного равновесия сложнее достичь, потому что отношения между элементами более сложны, но, с другой стороны, оно оставляет больше простора для творчества.
3. Радиальное равновесие
Радиальное равновесие достигается, когда элементы расходятся лучами из общего центра. Лучи солнца или круги на воде после того, как в нее упал камень — это примеры радиального равновесия. Удерживать фокальную точку (точка опоры) легко, поскольку она всегда в центре.
Лучи расходятся из центра и ведут к нему же, делая его самой заметной частью композиции.
4. Мозаичное равновесие
Мозаичное равновесие (или кристаллографический баланс) — это сбалансированный хаос, как на картинах Джексона Поллока. У такой композиции нет выраженных фокальных точек (точек опоры), и все элементы одинаково важны. Отсутствие иерархии, на первый взгляд, создает визуальный шум, но, тем не менее, каким-то образом все элементы сочетаются и образуют единое целое.