СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Композиционный центр картины

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Часть произведения, которая выражает главную мысль, идею  является композиционным центром. Выделение композиционного центра обусловлено особенностями зрительного восприятия человека, который фиксирует внимание прежде всего на сильнодействующем раздражителе. Компонуя произведение и размещая определенным образом композиционный центр, художник определяет процесс восприятия, который начинается с восприятия сюжетно-композиционного центра, затем переходит на второстепенные детали.

Просмотр содержимого документа
«Композиционный центр картины»

ГПБОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»   Учебно-методический комплекс Преподаватель: Провизен М.Я. Специальность: Дизайн (по отраслям) МДК 01.01 Основы композиции   2 курс 3 семестр  Занятие № 7 Композиционный центр Способы выделения композиционного центра 2021

ГПБОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»

Учебно-методический комплекс

Преподаватель: Провизен М.Я.

Специальность: Дизайн (по отраслям)

МДК 01.01 Основы композиции

2 курс 3 семестр Занятие № 7

Композиционный центр

Способы выделения композиционного центра

2021

Что такое композиционный центр? Часть произведения, которая выражает главную мысль, идею является композиционным центром. Главное смысловое пятно произведения Ключ к пониманию картины

Что такое композиционный центр?

  • Часть произведения, которая выражает главную мысль, идею является композиционным центром.
  • Главное смысловое пятно произведения
  • Ключ к пониманию картины
Что здесь является  главным смысловым пятном произведения?

Что здесь является главным смысловым пятном произведения?

Выделение композиционного центра  обусловлено особенностями зрительного восприятия человека, который фиксирует внимание прежде всего на сильнодействующем раздражителе. Компонуя произведение и размещая определенным образом композиционный центр, художник определяет процесс восприятия, который начинается с восприятия сюжетно-композиционного центра , затем переходит на второстепенные детали.

Выделение композиционного центра

  • обусловлено особенностями зрительного восприятия человека, который фиксирует внимание прежде всего на сильнодействующем раздражителе.
  • Компонуя произведение и размещая определенным образом композиционный центр, художник определяет процесс восприятия, который начинается с восприятия сюжетно-композиционного центра , затем переходит на второстепенные детали.
Метрическая равномерность расположения окон в «Тайной вечере» Леонардо да Винчи подчеркивает ритм групп фигур, три светлых прямоугольных окна в центре акцентируют композиционный центр – фигуру Христа. Классические примеры совпадения композиционного центра с геометрическим мы видим в русской иконописи, в «Тайной вечере» Леонардо да Винчи.

Метрическая равномерность расположения окон в «Тайной вечере» Леонардо да Винчи подчеркивает ритм групп фигур, три светлых прямоугольных окна в центре акцентируют композиционный центр – фигуру Христа.

  • Классические примеры совпадения композиционного центра с геометрическим мы видим в русской иконописи, в «Тайной вечере» Леонардо да Винчи.

Композиционный центр  в «Тайной вечере» Леонардо да Винчи К. Ц совпадает с геометрическим центром Фигура И.Х. выделена свободным пространством Погрудный портрет обрамлен оконной нишей В отличие от динамичных фигур учеников И.Х спокоен статичен, уравновешен, непоколебим (его фигура вписана в треугольник)

Композиционный центр в «Тайной вечере» Леонардо да Винчи

  • К. Ц совпадает с геометрическим центром
  • Фигура И.Х. выделена свободным пространством
  • Погрудный портрет обрамлен оконной нишей
  • В отличие от динамичных фигур учеников И.Х спокоен статичен, уравновешен, непоколебим (его фигура вписана в треугольник)
Примерами смещения композиционного центра относительно геометрического являются «Возвращение блудного сына» Рембрандта, картина Репина «Не ждали». И.Репин. Не ждали
  • Примерами смещения композиционного центра относительно геометрического являются «Возвращение блудного сына» Рембрандта, картина Репина «Не ждали».

И.Репин. Не ждали

Чем может быть обусловлено смещение композиционного центра? Резкое смещение к.ц. обусловлено содержанием живописного произведения. Если смысл диктует смещение композиционного центра за пределы центральной зоны изобразительной плоскости, к.ц. выделяется другими средствами: освещенностью, цветотональными контрастами, мощной акцентировкой форм элементов изображения.

Чем может быть обусловлено смещение композиционного центра?

  • Резкое смещение к.ц. обусловлено содержанием живописного произведения.
  • Если смысл диктует смещение композиционного центра за пределы центральной зоны изобразительной плоскости, к.ц. выделяется другими средствами: освещенностью, цветотональными контрастами, мощной акцентировкой форм элементов изображения.
На каком пространственном плане может быть расположен к.ц.? Расположение к.ц. может быть как на первом, так и на втором пространственном плане, что также обусловлено содержанием произведения.

На каком пространственном плане может быть расположен к.ц.?

  • Расположение к.ц. может быть как на первом, так и на втором пространственном плане, что также обусловлено содержанием произведения.
В картине Федотова «Сватовство майора» к.ц. находится на первом плане.
  • В картине Федотова «Сватовство майора» к.ц. находится на первом плане.
в произведениях Сурикова «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» - на втором.
  • в произведениях Сурикова «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» - на втором.
П. Брейгель. Падение Икара.
  • П. Брейгель. Падение Икара.
Композиционный центр и идея произведения Еще один пример.(Питер Брейгель. Старший. Падение Икара.) Брейгель сместил смысловой центр картины (Икара) на периферию, а второстепенного персонажа (пахаря) – в композиционный центр . Не вдаваясь в подробное описание деталей картины, нельзя удержаться от восхищения гениальной простотой выражения глубинного смысла (идеи) произведения: падения Икара мир не заметил.

Композиционный центр и идея произведения

  • Еще один пример.(Питер Брейгель. Старший. Падение Икара.) Брейгель сместил смысловой центр картины (Икара) на периферию, а второстепенного персонажа (пахаря) – в композиционный центр . Не вдаваясь в подробное описание деталей картины, нельзя удержаться от восхищения гениальной простотой выражения глубинного смысла (идеи) произведения: падения Икара мир не заметил.
Способы выделения композиционного центра Возможны различные способы выделения композиционного центра. Часто композиционный центр становится доминантой, которая может состоять из нескольких элементов или одного большого, это может быть и свободное пространство – композиционная пауза.

Способы выделения композиционного центра

  • Возможны различные способы выделения композиционного центра.
  • Часто композиционный центр становится доминантой, которая может состоять из нескольких элементов или одного большого, это может быть и свободное пространство – композиционная пауза.
Доминанта как композиционный центр Варианты организации доминанты. Композициионные схемы решения этой задачи выполнены в форме картинок –комиксов.

Доминанта как композиционный центр

  • Варианты организации доминанты. Композициионные схемы решения этой задачи выполнены в форме картинок –комиксов.
Способы выделения композиционного центра Как выделить в стае пингвинов например вожака, который одинаков с ними и по размеру, и по форме, по окраске? Можно изменить его положение относительно других пингвинов; все стоят, он - лежит. «Смерть вожака».

Способы выделения композиционного центра

  • Как выделить в стае пингвинов например вожака, который одинаков с ними и по размеру, и по форме, по окраске?
  • Можно изменить его положение относительно других пингвинов; все стоят, он - лежит. «Смерть вожака».
Способы выделения композиционного центра Сгущение элементов на одном участке плоскости по сравнению с довольно спокойным и равномерным их рассредоточением на других участках.

Способы выделения композиционного центра

  • Сгущение элементов на одном участке плоскости по сравнению с довольно спокойным и равномерным их рассредоточением на других участках.
Способы выделения композиционного центра Увеличение в размерах одного из элементов композиции или наоборот: среди крупных располагается мелкий, который также будет резко отличаться и доминировать.

Способы выделения композиционного центра

  • Увеличение в размерах одного из элементов композиции или наоборот: среди крупных располагается мелкий, который также будет резко отличаться и доминировать.
Способы выделения композиционного центра Выделение элемента цветом, остальные параметры, размеры и форма одинаковы. Контрастность форм, например, среди округлых фигур, располагаются остроугольные и наоборот.

Способы выделения композиционного центра

  • Выделение элемента цветом, остальные параметры, размеры и форма одинаковы.
  • Контрастность форм, например, среди округлых фигур, располагаются остроугольные и наоборот.
Композиционный центр может быть выделен контрастом

Композиционный центр может быть выделен контрастом

Возможны и два композиционных центра, но один из них должен быть ведущим, а другой подчиненный первому. Чтобы не возникало спорной ситуации или не появилось ощущение неопределенности https://www.youtube.com/watch?v=izKlGmEZHAM Построение композиции
  • Возможны и два композиционных центра, но один из них должен быть ведущим, а другой подчиненный первому. Чтобы не возникало спорной ситуации или не появилось ощущение неопределенности https://www.youtube.com/watch?v=izKlGmEZHAM

Построение композиции

Композиционные упражнения  Упражнение 1. Один из вариантов задания на выбор. Создайте композиции, отвечающие основным требованиям (равновесие, ритмическое единство, статика или динамика), где композиционный центр организован: а) группой элементов; б) самой сложной по силуэту формой; в) самым большим элементом в композиции; г) самым ярким по цвету пятном.

Композиционные упражнения

Упражнение 1.

Один из вариантов задания на выбор.

  • Создайте композиции, отвечающие основным требованиям (равновесие, ритмическое единство, статика или динамика), где композиционный центр организован:
  • а) группой элементов;
  • б) самой сложной по силуэту формой;
  • в) самым большим элементом в композиции;
  • г) самым ярким по цвету пятном.
Композиционные упражнения Упражнение 2. В композиции из группы сходных элементов выделить композиционный центр одним или несколькими способами: положением на плоскости, цветом, сложной текстурой, выразительной формой.

Композиционные упражнения

Упражнение 2.

  • В композиции из группы сходных элементов выделить композиционный центр одним или несколькими способами: положением на плоскости, цветом, сложной текстурой, выразительной формой.
 Вопросы для самопроверки. 1.  От чего зависит выразительность композиции? 2. Каким образом форма предмета влияет на композиционное равновесие? 3. Перечислите способы организации композиционного центра. 4. Какова роль доминанты в композиции? 5. Каково значение группировок в композиции?

Вопросы для самопроверки.

  • 1. От чего зависит выразительность композиции?
  • 2. Каким образом форма предмета влияет на композиционное равновесие?
  • 3. Перечислите способы организации композиционного центра.
  • 4. Какова роль доминанты в композиции?
  • 5. Каково значение группировок в композиции?
Вопросы для самопроверки  От чего зависит выразительность композиции? Каким образом форма предмета влияет на композиционное равновесие? Перечислите способы организации композиционного центра. Какова роль доминанты в композиции? Каково значение группировок в композиции?

Вопросы для самопроверки

  • От чего зависит выразительность композиции?
  • Каким образом форма предмета влияет на композиционное равновесие?
  • Перечислите способы организации композиционного центра.
  • Какова роль доминанты в композиции?
  • Каково значение группировок в композиции?
Список информационных источников https://www.youtube.com/watch?v=izKlGmEZHAM (построение композиции) Декоративная композиция . Учебное пособие для студентов вузов. Автор: Галина Логвиненко Серия «Школа изобразительных искусств». Р.  Паранюшкин .  Композиция . Теория и практика изобразительного искусства. Ростов-на-Дону. Феникс. 2005. Издание второе

Список информационных источников

  • https://www.youtube.com/watch?v=izKlGmEZHAM (построение композиции)
  • Декоративная композиция . Учебное пособие для студентов вузов. Автор: Галина Логвиненко
  • Серия «Школа изобразительных искусств». Р.  ПаранюшкинКомпозиция . Теория и практика изобразительного искусства. Ростов-на-Дону. Феникс. 2005. Издание второе


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс