СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конфликтные ситуации в классном коллективе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конфликтные ситуации возникающие между школьниками пока еще не находят достаточно успешного разрешения в практике работы учителя. Это объясняется тем, что традиционно конфликт воспринимается и оценивается как исключительно негативное явление в педагогическом процессе. .

Просмотр содержимого документа
«Конфликтные ситуации в классном коллективе»

Конфликты в классном коллективе и пути их разрешения

  1. Понятие «конфликт»

Свое выступление я хочу начать словами:

«Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют».

Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была её точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое.


Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью и т. п. В результате бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем.


Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными.

Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют – деструктивными.

80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.

Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены. Конфликтогены – это слова, действия (или бездействия), могущие привести к конфликту.

В общеобразовательном учреждении можно выделить четыре основных субъекта деятельности: ученик, учитель, родители, администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, конфликты подразделяются на такие виды: ученик - ученик; ученик - учитель; ученик - родители; ученик – администратор; учитель – учитель; учитель – родители; учитель – администратор; родители - родители; родители – администратор; администратор – администратор.

2. Актуальность изучения проблемы конфликтности в классном коллективе.

Рассмотрим проблему конфликтных ситуаций в классном коллективе между учащимися.

Конфликтные ситуации возникающие между школьниками пока еще не находят достаточно успешного разрешения в практике работы учителя. Это объясняется тем, что традиционно конфликт воспринимается и оценивается как исключительно негативное явление в педагогическом процессе. Поэтому в случае возникновения конфликтных ситуаций учителя стремятся их игнорировать или пытаются разрешить возникший конфликт опираясь не на научный, а на житейский опыт.

В последнее время в курс многих педагогических вузов вошел новый предмет - конфликтология. Необходимо отметить, что важным в профессиональной подготовке будущего педработника является формирование у него готовности к разрешению педагогических конфликтов.

Эффективно воздействовать на конфликт можно лишь в том случае, когда человек представляет закономерности развития, понимает истинные причины и знает пути разрешения конфликта. Умение предупредить возникновение и деструктивное развитие конфликтов, умение управлять ими, особенно важно в профессионально-педагогической деятельности, поэтому педагогу необходимо обладать знаниями педагогической конфликтологии и уметь их применять в учебно-воспитательном процессе.

Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах крайне необходимо.

Во-первых, профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность.

Во-вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.

В-третьих, именно в школе у ребенка, подростка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни каждого человека .

Необходимо отметить, что конфликты в школьных коллективах изучены педагогами, психологами, социологами и представителями других наук явно недостаточно, поэтому нет и целостного представления об их причинах и особенностях. Об этом говорит тот факт, что пока практически нет работ, предназначенных для учителей, директоров, в которых бы содержались понятные и проверенные рекомендации по предупреждению и конструктивному разрешению межличностных конфликтов в школе.

Конфликты могут быть скрытыми или явными. В среде младших школьников мы имеем дело в основном с открытой формой конфликта и, в соответствии с классификацией Л. Козера, реалистическими конфликтами. Причиной реалистического конфликта является неудовлетворение определенных требований участников или несправедливое, по мнению одной или двух сторон, распределение между ними каких-либо преимуществ. По временным параметрам конфликты младших школьников считаем кратковременными.

Что должен знать люди о конфликтах ?

-для активного, мыслящего, эмоционального человека конфликтные ситуации неизбежны, как любые другие жизненные ситуации, это не катастрофа;

- в конфликте нет правых и виноватых, свой вклад в конфликт вносит каждый участник, и результат конфликта принадлежит всем;

-ребенок должен принять как необходимость и иметь возможность убедиться, что для оптимального существования в социуме нужно стремиться к скорейшему выходу из конфликтной ситуации;

-разрешение конфликта должно стать для ребенка дальнейшим шагом во взрослении и формировании как духовной и социальной личности;

-и ученик, и родитель в системе образования имеют право быть направляемы в данном вопросе наставником - классным руководителем.


3. Причины возникновения конфликтов.

В педагогической конфликтологии специалистами выявлены основные факторы, определяющие особенности конфликтов между учениками.


Во-первых, специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией. Школьник на первых этапах обучения может обладать следующими качествами: импульсивность,ригидность,неуравновешенность, конфликность, застенчивость,закрытость,неуверенность.


Мы знаем, что на время обучения в школе приходится этап наиболее интенсивного развития человека. И здесь основным фактором, определяющим особенности конфликтов между учениками, является процесс социализации учащихся. Причиной конфликта может быть Притязания на определенный статус в группе, например на роль лидера. Социализация представляет собой процесс и результат усвоения активного воспроизводства индивидом социального опыта, проявляемого в общении и деятельности. Одним из способов и проявлений социализации у школьников выступает межличностный конфликт. В ходе конфликтов с окружающими ребенок, подросток осознают, как можно и как нельзя поступать по отношению к сверстникам, учителям, родителям. Отсутствие коммуникативных навыков играть не последнюю роль в конфликтных ситуациях.

Во-вторых, особенности конфликтов между школьниками определяются характером их деятельности в школе, основным содержанием которой является учеба. ( Взял карандаш и не вернул)


В-третьих, специфика конфликтов между учащимися в современных условиях определяются нынешним укладом жизни, изменениями в социально-экономической обстановке, и как следствие неравенство в материальном обеспечении семьи. ( Отсутствие формы)


4. Формы работы с конфликтами.

Профилактика, предупреждение и разрешение конфликтов - это основные формы работы с конфликтами. Цель профилактики конфликтов – создание таких условий деятельности и взаимодействия, которые приводят к деструктивному развитию возникающих противоречий.

Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его. Профилактика конфликтов, несомненно, важна, она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт

Можно выделить 2 эпапа в работе по предупреждению возникновения конфликтных ситуаций.

Задачи первого эпата:

1) расширить представления учащихся о понятии «конфликт», его сущности и функциях, причинах возникновения и способах разрешения;

2) вооружить учащихся знаниями о личностных качествах и умениях, необходимых для конструктивного разрешения конфликтов;

3) сформировать положительное отношение к конфликту при условии его конструктивного разрешения.

Учитывая возрастные и психологические особенности младшего школьника предполагается проведение мероприятий преимущественно в игровой форме . И они должны быть ориентированы: на стимулирование размышлений учащихся о конфликте, его признаках; причинах возникновения; отношении учащихся к данному явлению; обсуждение возможных способов конструктивного решения; накопление положительного опыта поведения и отношений на основе поиска совместных решений, уважения мнения других людей; аргументированность собственной точки зрения.

Основные задачи второго этапа:

1) закрепить приобретенные знания и умения в практической деятельности по разрешению конфликтных ситуаций;

2) развить у учащихся умения анализировать собственное поведение и поступки других людей, находить причинно-следственные связи;

3) сформировать основы рефлексивных умений самоанализа и самооценки, осознания личностного смысла в приобретении опыта корректных взаимоотношений в коллективе сверстников.

Типичные ситуации данного этапа должны способствовать - развитию рефлексии, творческого мышления, уважения к мнению других людей, адекватной самооценке; в информационном отношении - формированию конструктивной стратегии поведения и общения в конфликтной ситуации; в операционном отношении - выбору наиболее оптимальных форм поведения и отношений в разрешении конфликта.


Выделяют 5 стилей разрешения конфликтов:

  • Уход

  • Компромисс

  • Сотрудничество

  • Приспособление

  • Подавление


Наиболее приемлемым является сотрудничество. Современная психология предлагает учителю следующий алгоритм поведения в конфликтной ситуации, срабатывающий в большинстве случаев.

1. Необходимо погасить эмоции, снять угрозы, проявить понимание к собеседнику.

2. Сосредоточиться на проблеме, а не на участнике, отбросить взаимообвинения.

3. Выявить проблему , ее причины, позиции сторон, мотивы, цели, интересы.

4. Найти приемлемый для всех вариант, прийти к обоюдному решению.



Таким образом, уже в начальных классах учащиеся приобретают опыт принятия решений в конфликтных ситуациях и от педагога зависит, насколько спокойной и доброжелательной будет обстановка в его коллективе.

























Приемы по предупреждению конфликтных ситуаций.

  1. Тренинговые упражнения.

  2. Уроки здоровья.

  3. Беседы по произведениям.

  4. Притчи - поучительные рассказы.

« Ты мне нравишься, потому что…»

Прозвенел звонок, дети стоят около парт. Учитель: начнем наш урок с небольшого упражнения. Каждый из вас по цепочке скажет предложение которое надо закончить… начну первая я. « Слава ты мне нравишься, потому что ты очень красиво пишешь…». Может быть и другой вариант, встав в круг один по желанию садится в середине.Дети по желанию говорят, что им нравится в данном учащемся.

« Спинная почта»

Дети разбиваюся на пары. Поочередно, молча, пишут или рисуют что-то на спине друг друга, второй пытается угадать.


« Что ты сказал»

Учащиеся сидят в кругу. Один ученик рассказывает, чем он занимался вчера вечером. Затем ведущий выбирает учащегося, который должен перечислить, что о своих делах сказал первый. Затем класс делится на четверки и проигрывают подобную ситуацию 4 раза.


« Картина двух художников»

Двум ребятам, которые часто находятся в конфликте дается задание взявшись вдвоем за один карандаш нарисовать картину. Разговаривать нельзя. Спросить : понравилось ли им? Какое чувство они испытывали? Оба ли довольны результатом, кто работал больше? Как можно достичь результата не разговаривая. Как они решили кто будет рисовать?


« Попробуем договориться»

Класс делится на группы по 3-5 человека. Вам дан список предметов и ситуация, вы в течение 5 минут должны принять решение. Вы решили переночевать у друга и хотите взять с собой: пижаму, игрушку, чистую одежду, зубную щетку, книжку школьную сумку. Вам разрешается взять только 3 предмета. Что возьмете? Трудно ли было придти к единому решению пытался л кто-то быть из вас главнее навязывать свое мнение другим Кому пришлось уступить? Кто хотел чтоб приняли именно его решение?


« Добрый гном»


Каждый участник пишет свое имя и складывает листок в несколько раз, кладет его в шляпу. Теперь учитель объясняет правила: Вы добрый гном. Это означает, что в течение следующей недели вы должны будете сделать что-то приятное, не привлекая при этом внимание окружающих. Кто для кого был добрым гномом, узнаете позже. Деньги на добрые дела тратить не надо. Например, помочь в учебе, убрать за него рабочее место, В течение недели интересоваться. А вы заметили дела добрых гномов? Детям так нравится делать доброе, что они будут делать доброе и другим чтобы их не разоблачили.




Притча «Коробочка»


Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек.


Когда это удалось страннику, то он был потрясен тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь.


Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же, как он, бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, он видел совсем другое. Как так?


– Ты просто смотрел с другой стороны, был ответ.


Упражнение «Апельсин» создается конфликтная ситуация. Участникам надо из нее выйти.


Нужны два добровольца. Они встают друг напротив друга. Между ними стол, на столе апельсин. Они имеют равные права на обладание этим апельсином. Каждому из них втайне друг от друга и от других дается инструкция, в которой говорится, зачем ему нужен апельсин. Задача участников упражнения словесно доказать другому свое право на владение апельсином, не говоря зачем он им нужен. Остальные наблюдают их диалог, оценивают степень него конфликтности.


Инструкция первому участнику: Тебе нужен апельсин для того, чтобы взять из него косточки и посадить дома апельсиновое дерево.


Инструкция второму участнику: Тебе нужен апельсин для того, чтобы снять с него шкурку и дома заваривать в чай.


Обсуждение. Наблюдатели делятся впечатлениями от поведения каждого из участников упражнения:

Возникла ли конфликтная ситуация? Возникали ли отрицательные эмоции?

Какие реплики участников ухудшали понимание друг друга?

За счет чего взаимодействие улучшалось?

Как возможно разрешение этого конфликта?

Были ли на вашей памяти подобные конфликты?







































2.Урок здоровья

Тема: Что такое конфликты

Задачи урока:


1. Объяснить, что такое конфликт.

2. Определить, какие эмоции обычно сопровождают конфликт.

3. Рассказать, какое поведение позволяет избежать конфликта.


Содержание урока:


1. Проблемная ситуация. Работа в группах: «Продолжи фразу: «Конфликт – это ...».

2. Обсуждение с классом предложенных определений и сравнение с определением конфликта в словаре.

3. Обсуждение эмоций и чувств, возникающих у конфликтующих.

4. Подведение итога урока: по каким признакам распознается конфликт.

5. Чтение рассказа Ю.Ермолаева «Лучший друг».


Информация для учителя

Урок начинается с игрового момента. Учитель говорит детям, что принес в класс «волшебную тарелочку», которая показывает разные картинки. Потом «замечает» в ней и показывает ребятам изображение двух девочек. Сообщает, что хочет познакомить своих учеников с двумя подругами – Олей и Леной. Предлагает внимательно посмотреть на лица девочек и сказать, что, по мнению ребят, с ними случилось. Далее учитель читает стихотворение А.Барто:


Поссорились

Мы поссорились с подружкой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без дружки!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала –

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!».


Дети отвечают на вопросы учителя:


– Из-за чего поссорились девочки? (Не поделили игрушку.) Как можно назвать эту ситуацию? (Ссора, конфликт.)

Далее учитель спрашивает, ссорились ли сами ребята когда-нибудь и по каким причинам. А можно ли было обойтись без ссор?

Педагог предлагает ребятам подумать и высказать свои предположения о том, как девочки могут помириться. После ответов детей зачитывает конец стихотворения:


Я с подружкой помирюсь,

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!».


Учитель делает акцент на том, что виновник ссоры должен уметь признать свою вину. После этого предлагается вопрос: «Как вы считаете: о чем пойдет сегодня речь на уроке?». Ученики формулируют тему урока.

Далее проводится групповая работа. Задание – составить определение: «Конфликт – это...». Затем ответы детей анализируются и дополняются информацией из словаря, разбирается определение слова конфликт. Учитель делает вывод, сообщая, что конфликт – это несогласие между двумя или несколькими людьми. (Можно на доску прикрепить плакат с определением слова конфликт.)

После этого следует перейти к обсуждению и анализу следующего вопроса – о тех эмоциях, которые возникают у людей в ситуации конфликта.

– Как вы считаете: чем опасна для здоровья человека конфликтная ситуация? (Сильными отрицательными эмоциями и переживаниями.)

Далее учитель предлагает ребятам в представленном на доске перечне отметить галочкой утверждения, с которыми согласны ученики. Речь идет о поведении людей в конфликтных ситуациях.


Спорят.

Доверяют друг другу.

Пытаются понять друг друга.

Помогают друг другу.

Кричат друг на друга.

Сотрудничают.

Подшучивают.

Внимательно слушают.

Подозревают друг друга.

Пытаются победить.

Прощают друг друга.

Лгут.

Улыбаются.

Дерутся.

Сердятся друг на друга.


Как правило, дети отмечают в перечне только те высказывания, которые относятся к проявлению отрицательных эмоций. Эта работа позволяет ученикам осознать ограниченность собственных представлений о конфликте. Обычно в конфликте видится лишь нежелательная, неприятная, даже ужасная ситуация, а не здоровая возможность роста и развития. Уяснение собственных предвзятых и стереотипных представлений о конфликте – первый шаг к правильному пониманию его сути.

Далее учитель предлагает проанализировать конфликтную ситуацию с различных позиций.


Как бы ты поступил?


Коля построил замок из песка. И все им любовались. Только Игорь сказал, что он может сделать лучше. А когда Коля не поверил, разбежался и затоптал всю постройку.

– Как поступил Игорь? Что чувствовал Коля, когда Игорь разломал его постройку? (Обиду, досаду.) Как бы вы поступили на месте Коли? Какие советы вы можете дать Игорю?

Ответы: играть надо дружно; не обижай товарища; не ссорься с товарищем; если товарищ не умеет делать то, что умеешь ты, покажи ему, научи – вместе будет интереснее; не завидуй; нужно уметь радоваться успехам других.

Если дети не смогут перечислить все эти правила, учитель сам их называет и объясняет значение каждого из них, раскрывая нравственную сущность того или другого поступка.

Урок завершается чтением рассказа Ю.Ермолаева «Лучший друг».


Лучший друг

Оставил Коля свой самокат во дворе, а сам ушел обедать. Не успел поесть, как видит: на его самокате Вовка Луков катается. Рассердился Коля и побежал во двор. «Сейчас, – думает, – отлуплю Вовку. Чтоб чужие вещи без спроса не брал». Подскочил к нему – сердитый, даже кулаки сжал. А Вовка увидел его и сказал мальчику, который рядом стоял:

– Знакомься, Игорек, это мой самый лучший друг – Коля.

Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал:

– Что же вы на самокате-то не катаетесь?..

Домашнее задание: ответьте на вопрос: «По каким признакам мы распознаем конфликт?».



Урок 12

Почему возникают конфликты?


Задачи урока


1. Сообщить основные признаки конфликта.

2. Научить различать конфликты и ситуации, которые конфликтом не являются.

3. Учить определять причины возникновения конфликта.

4. Объяснить, на какие группы делятся конфликты.

5. Уметь определять и объяснять основные источники конфликта.


Содержание урока


1. Работа в группах: повторение определения «Конфликт – это...».

2. Разбор ключевых понятий, связанных с конфликтом.

3. Обсуждение в ходе групповой работы шести причин возникновения конфликта. Составление плаката.

4. Анализ конфликтных ситуаций и соотнесение их с причинами возникновения конфликта.

5. Игра «Нападающий и защищающийся».

6. Чтение сказки «Ежики».


Информация для учителя


Урок начинается с работы в группах. Учитель просит детей подумать и еще раз предложить свои соображения на тему «Конфликт – это...».

После общего обсуждения можно особо выделить утверждения, наиболее соответствующие уже знакомому учащимся определению конфликта.

Далее учитель спрашивает, можно ли в конфликте, кроме отрицательных сторон, увидеть и что-то положительное.

В высказываниях детей приводятся как положительные, так и отрицательные стороны и результаты конфликтов. Например: «Конфликт – это то, в чем люди участвуют каждый день»; «Во время конфликта люди дерутся, ссорятся, обижают друг друга, но также и добиваются того, чего хотят»; «Не всегда конфликт – это плохо. Иногда нужно отстоять свою правоту». Затем повторяется основное определение конфликта.

Далее проводится работа по формированию у детей умения определять, какая же ситуация является конфликтной (исходя из определения конфликта). Нужно обратить внимание ребят на тот факт, что все люди разные. Они различаются по полу, возрасту, у них разные ценности, интересы, они по-разному ведут себя. Поэтому и в отношениях между людьми возникает множество самых разных ситуаций, в том числе конфликтных.

На следующем этапе урока учитель предлагает в ходе групповой работы рассмотреть шесть конфликтных ситуаций и определить причины их возникновения.


1. Брат и сестра кричат друг на друга: оба проголодались, устали, а у них осталось одно, последнее пирожное или последний глоток лимонада, и каждый хочет взять это себе.

Причина первая: стремление удовлетворить основные потребности – в еде, воде, воздухе.

2. Два мальчика поссорились: один считает, что можно без спроса взять у друга ручку, второй утверждает, что сначала надо получить разрешение.

Причина вторая: различие в ценностях.

3. Две подруги поспорили из-за цвета платья: одна считает, что оно зеленое, другая – что голубое.

Причина третья: различие в восприятии.

4. Два товарища не сошлись во мнении, куда пойти: в кино или поиграть в футбол.

Причина четвертая: различие интересов.

5. Мама и дочь поссорились из-за того, что мама не купила дочери новое платье.

Причина пятая: нехватка ресурсов – денег.

6. Мама и папа ругаются. Мама обвиняет папу, что он безответственный, потому что забыл купить для больной мамы лекарство.

Причина шестая: неудовлетворенность психологических потребностей –уверенности в своих близких, их заботе, ответственном отношении к себе, наконец, своей значимости.


Беседа учителя:


– Говорят, что в мире больше конфликтов, чем в пустыне песчинок... Однако корни множества конфликтов, в которых мы участвуем, связаны с теми же шестью главными источниками. (Повторить причины возникновения конфликтов.) Обнаружение и анализ корней конфликта помогает найти способ справиться с ним. Например, если источник конфликта – различие ценностей, его участники могут попытаться отнестись к взглядам друг друга с уважением и пониманием. Если конфликт вырастает из различия восприятия, людям стоит постараться уточнить свои представления, сверить имеющуюся информацию и таким образом исправить недоразумение. Если же корни конфликта лежат в различии интересов, следует попытаться объяснить друг другу свои интересы и найти взаимоприемлемое решение.

Далее рассматриваются и соотносятся следующие ключевые понятия: общественный конфликт, семейный конфликт, конфликт между сверстниками, школьный конфликт, источники конфликта.

В завершение урока детям предлагается игра «Нападающий и защищающийся».


Нападающий и защищающийся


Цель: помочь участникам лучше представить, как каждый будет вести себя в ситуации конфликта, и получить опыт активного утверждения своей точки зрения.

В игре два участника – один нападает, другой защищается. Нападающий в грубой форме критикует, поучает, подавляет партнера. Защищающийся все время ищет себе оправдания, пытается слабо возражать, хнычет как можно жалобнее. Затем они меняются ролями.

По окончании игры ребята делятся впечатлениями, как они чувствовали себя в каждой из ролей.

В заключение урока можно прочитать детям сказку «Ежики» (из кн.: И.В. Стишенок. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. – СПб., 2006).


Ежики


В большом лесу жила семья ежиков. Веселые и озорные дети: Чарли, Колючка и маленькая Кнопочка – очень любили баловаться и подшучивать друг над другом. Но больше всего на свете им нравилось спорить: у кого самые длинные иголочки, у кого – самые густые, а у кого...

В общем, их споры были долгими, шумными и... весьма опасными.

«Почему опасными?» – спросите вы. Да потому, что очень часто они заканчивались дракой.

– Колючка! – гневно восклицал Чарли в конце каждого спора, видя, что все его доводы не убеждают сестру. – Ты должна слушаться меня, ведь я твой старший брат!

– И не подумаю! – гордо отвечала Колючка. – А будешь приставать – узнаешь, какие у меня острые иголки!

– А ты узнаешь, какие у меня! – с вызовом говорил Чарли и подходил к сестре поближе.

Слово за слово, и ежики вдруг замечали, что дерутся в полную силу, а рядом стоит и ревет маленькая Кнопочка, почему-то вся израненная.

Только тогда они останавливались и растерянно смотрели друг на друга.

Вид у каждого был плачевный: кожа поцарапана, иголки сломаны, а некоторые и вовсе оторваны.

В жалком состоянии, побитые, но непреклонные, ежата расходились по разным уголкам своей норки и молча залечивали раны. И хотя все тело у каждого болело, ежики продолжали гордиться собой: ведь ни один из них не уступил другому в споре и с честью мог бы носить звание «Упрямый ежик – колючая иголка».


Домашнее задание: самостоятельно проанализируйте содержание сказки и придумайте для нее другой конец.

















Урок 17

Можешь ли ты уступить, пойти на компромисс


Задачи урока


1. Рассказать, что такое компромисс в ситуации конфликта и почему компромиссы необходимы при разрешении конфликтных ситуаций.

2. Объяснить, что есть способы снятия напряжения и саморегуляции поведения (снятия отрицательных эмоций).

3. Учить умению управлять своими эмоциями в конфликтной ситуации.


Содержание урока


1. Прогнозирование учебной задачи.

2. Вступительная беседа с учащимися.

3. Беседа по содержанию рассказа Ю.Ермолаева «Лучший друг».

4. Постановка учебной задачи.

5. Работа в группах: проигрывание и разбор конфликтных ситуаций.

6. Тест «Можешь ли ты пойти на компромисс?».

7. Тренинги на снятие напряжения, отрицательных эмоций.


Информация для учителя


В начале урока учитель предлагает детям подумать, чему, по их представлениям, они сегодня смогут научиться. Проводится вступительная беседа.

– Какие чувства вы испытываете в конфликтной ситуации? (Злость, обиду, раздражение, волнение...) А с кем больше всего у вас возникает конфликтов? Почему? (С друзьями, родителями, потому что чем ближе человек, тем больше мы с ним общаемся, больше возникает общих интересов и проблем.)

После обсуждения этих вопросов проводится беседа по содержанию произведения Ю.Ермолаева «Лучший друг».

Учитель предлагает еще раз послушать этот рассказ, уже знакомый ребятам по уроку 11. После чтения рассказа педагог задает вопросы учащимся:

– Есть ли в рассказе конфликтная ситуация? (Да.) Докажите. (Коля рассердился, сжал кулаки, хотел побить Вовку.) Почему возник конфликт? (Вовка без спроса взял чужую вещь.) Как конфликт разрешился? (Коля простил Вовку.) Почему? Что почувствовал Коля, когда Вовка назвал его своим лучшим другом? Как он повел себя? (Смутился, разжал кулаки, понял, что был не прав в своем гневе.) Как могло бы все закончиться, если бы Коля продолжал сердиться? (Ребята могли подраться.) Приходилось ли вам переживать случаи, похожие на этот? Что вы чувствовали в этой ситуации? Что вам хотелось сделать? Как вы считаете: стоит ли драться, ссориться из-за того, что кто-то взял без разрешения вашу вещь?

Далее учитель вместе с учениками формулирует тему урока и его задачи. Педагог предлагает ребятам поразмышлять о ситуациях, когда им приходилось в чем-то уступать другим. Трудно ли это? Почему следует уступать друг другу? (Чтобы избежать конфликтной ситуации или разрешить ее.) Можно ли разрешить конфликтную ситуацию, если люди не хотят уступить друг другу? (Нет.)


Учитель сообщает детям, что они сегодня познакомятся с новым вариантом поведения в таких ситуациях, когда все участники конфликта идут на уступки, для того чтобы разрешить его. Этот вариант поведения называется компромиссом.

Компромисс, таким образом, – это соглашение, достигнутое путем взаимных уступок. Он требует от обеих сторон особенно четкого соблюдения взятых на себя обязательств. Ведь нарушение договоренности – это повод для возникновения следующего конфликта, разрешить который будет уже значительно сложнее, потому что потеряно доверие между сторонами.


Учитель делит класс на четыре группы.


Задание: обыграть предложенную ситуацию и найти способы для разрешения конфликта с помощью компромисса.


1-я группа


Родители не отпускают сына гулять вечером на улицу, так как он поздно возвращается с прогулки и не успевает выучить уроки. (Сын договаривается с родителями, что он будет гулять по вечерам, если заранее приготовит домашнее задание.)


2-я группа


Брат с сестрой ссорятся из-за просмотра телепередач: брату хочется посмотреть спортивную передачу, а сестре – мультфильмы. (Они договариваются смотреть телевизор по очереди, предупреждая заранее о времени своей любимой передачи.)


3-я группа


Друзья поссорились из-за мяча. Каждому хочется им поиграть, но друзей двое, а мяч только один. (Договариваются играть вместе или брать мяч по очереди на какое-то определенное время.)


4-я группа


Двум девочкам учитель разрешил взять книгу, по которой они должны подготовить доклад к следующему уроку. Девочки спорят, кому взять книгу домой. (Договариваются брать книгу по очереди на определенное время.)


Далее учитель предлагает детям проверить себя: способны ли они, когда нужно, уступить, пойти на компромисс, умеют ли прислушиваться к чужому мнению или уважают только свое? А может быть, наоборот – подчиняются всегда другим и не умеют отстаивать свое мнение?

Тест «Можешь ли ты пойти на компромисс?»


1. Ты опаздываешь на важную встречу. Вдруг раздается телефонный звонок и твой товарищ сообщает тебе, что ему нужно обсудить с тобой нечто очень интересное. Ты:


а) решительно говоришь, что у тебя нет времени, и предлагаешь ему перезвонить;

б) слушаешь некоторое время, пытаясь понять, в чем же дело, а затем сообщаешь, что ты спешишь;

в) выслушиваешь товарища, обреченно поглядывая на часы.


2. Твои одноклассники недоброжелательно встретили новенького, а на твой взгляд – он интересный и хороший человек. Ты:


а) открыто выражаешь симпатию новенькому, стараешься больше общаться с ним;

б) общаешься с новеньким только после уроков, но пытаешься постепенно убедить своих одноклассников в том, что с ним стоит подружиться;

в) решаешь, что старый друг лучше новых двух и что не стоит портить отношения с классом даже из-за самого замечательного новенького.


3. Твой друг пригласил тебя в гости и нарисовал план, с помощью которого можно найти его дом. Ты добрался до нужной улицы, но дом никак найти не можешь. Ты:


а) упорно пытаешься разобраться в плане и понять, что на нем обозначено;

б) в течение некоторого времени пытаешься сам сориентироваться по плану, а затем обращаешься за помощью к прохожим;

в) полагаешься на пословицу «Язык до Киева доведет» и сразу обращаешься за помощью к прохожим, даже не пытаясь воспользоваться планом.


4. Ты примеряешь новый свитер, и тебе кажется, что он великоват. Находящаяся рядом подруга (друг) восхищенно закатывает глаза и уверяет, что свитер – то, что надо! Ты:


а) решительно снимаешь свитер и говоришь, что он тебе не подходит;

б) спрашиваешь: «А не кажется ли тебе, что он мне великоват?» – и пытаешься прикинуть, как будет сидеть свитер, если закатать рукава, ушить горловину и т.д.;

в) решаешь, что со стороны виднее, и радуешься обновке.


5. Твоему другу с трудом удалось достать билеты на концерт известных музыкантов, и он приглашает тебя составить ему компанию. У тебя на вечер были совершенно иные планы – подготовка к ответственной контрольной. Однако друг настаивает: «Ты что, такой шанс нельзя упускать! К тому же все равно за один вечер всего не выучишь!». Ты:


а) собравшись с духом, решительно отказываешься;

б) просишь у друга время на обдумывание и пытаешься решить, не сможешь ли ты часть своей подготовки перенести на утро перед контрольной;

в) решаешь махнуть на контрольную рукой – в конце концов, если ты как следует отдохнешь накануне, это тоже может хорошо повлиять на результат.


Подсчитай набранные тобой очки:

за каждый ответ а поставь себе 2 балла;

за каждый ответ б поставь 1 балл;

за каждый ответ в поставь 0 баллов.


Анализ результатов:


10–8 баллов. Ты совершенно честно заслужил звание «господин или госпожа «нет!». Всегда и во всем ты полагаешься на собственное мнение и редко прислушиваешься к мнению окружающих. Но подумай: не мешает ли это тебе в отношениях с друзьями и не теряешь ли ты расположение своих близких?

7–4 балла. В зависимости от ситуации ты можешь пойти на компромисс, но назвать тебя бесхарактерным нельзя – ты способен отстаивать собственное мнение.

3–0 баллов. Ты уверен, что выбранная тобой тактика – подчиняться другим всегда и во всем – правильна? Ты не боишься потерять себя и превратиться в «пластилин», из которого каждый желающий может вылепить все, что угодно?


В завершение урока проводятся тренинги для снятия напряжения и развития саморегуляции поведения. Педагог поясняет:

– Чтобы научиться уступать друг другу, находить компромиссное решение в спорных ситуациях, нужно уметь управлять своими эмоциями. Для этого есть специальные тренинговые упражнения. Несколько таких упражнений проведем на сегодняшнем уроке.

Семь характеристик


Упражнение помогает лучше понять себя.

Цель: выявление собственных проблем и личностных особенностей.

Детям предлагается написать семь характеристик, отвечающих на вопрос: «Какой я?». Объясняется, что в этом упражнении нет правильных или неправильных, важных или не важных ответов, – писать можно все, что хочешь. Затем напротив каждой характеристики нужно записать противоположную по смыслу, но при этом не использовать приставку не (правильно: добрый – злой; неправильно: добрый – недобрый).

Далее участников просят под первым и вторым столбиками подписать имена тех литературных или сказочных героев, которым могут принадлежать эти характеристики.

«Тренируем» эмоции


1. Участникам предлагается:

улыбнуться, как:

веселый ребенок;

солнышко;

добрая птица;

весенняя радуга.

потом позлиться, как:

дракон;

чудовище;

Бармалей;

сердитый человек.


2. С разной интонацией произнести фразы типа «Иди сюда!», «Не мешай мне!» и др.:


грубо, со злостью, громко;


вежливо, спокойно.

Тренинговое упражнение

«Три подружки»


Жили-были три подружки: Плакса, Злюка и Резвушка. (Показ иллюстраций.) Однажды, гуляя, они попали под дождь и сильно промокли. Покажите, как они себя поведут...

По окончании последнего упражнения можно предложить детям подумать над вопросами:

– Какую из трех подружек приятнее изображать? Почему? Как можно помочь Плаксе? (Утешить, рассмешить, спеть веселую песенку, предложить подумать о чем-нибудь приятном, переодеться в сухую одежду.)

Выбирается ребенок, изображающий Плаксу, остальные демонстрируют возможные варианты помощи, утешения.

– А как можно помочь Злюке? (Предложить потопать ногами, покричать, чтобы «сбросить» свою злость; принять теплую ванну, чтобы «смыть» плохие чувства; высказать свои чувства; посмотреть в зеркало и улыбнуться себе; взять себя в руки; подумать о приятном, например: хорошо, что пошел дождь, – будет много красивых цветов, зазеленеет трава.)

Выбирается ребенок на роль Злюки. Остальные дети пытаются ее успокоить, утешить, дать совет.










































3. Упражнение « Решение конфликта»

Цель упражнения: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов. Участники разбиваются на тройки и получают одну из ситуаций.

1. Ссора супругов: муж не помог жене убрать квартиру, сидит играет в компьютерную игру. Жена обижена и утверждает, что ее муж - эгоист. Вышла ссора.

2. Ссора брата и сестры. Не могут поделить телевизор. Брат хочет смотреть футбол, а сестра настаивает на фильме.

3. Ссора соседей. Соседка, у которой маленький ребенок, недовольна тем, что сосед по средине дня начал сверлить дыры в стене и будит ребенка. Она идет к соседу, чтобы выяснить отношения. Сосед говорит, что волен делать то, что хочет, раз он у себя дома.

Двое представляют конфликтующие стороны, а третий играет миротворца, арбитра. Тройки разыгрывают ссору и решение конфликта. Арбитр может иногда вмешиваться, если стороны не могут выйти из конфликта. Главная задача не допускать эскалации конфликта, но, преследуя всеобщую цель, решить конфликт мирно. Тренинг продолжается 10 мин. В конце тренинга учитель задает арбитрам вопросы: - Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы - Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры - Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт.





























4. Тест « Конфликтны ли вы?»


В ответе нужно выбрать наиболее приемлемый для вас вариант.


1. Склонны ли вы, искать пути к примирению после очередного конфликта

a) Всегда.

b) Иногда.

c) Никогда.


2. Как вы себя ведете в критической ситуации

a) Внутренне кипите.

b) Сохраняете полное спокойствие.

c) Теряете самообладание.


3. Каким вас считают друзья

a) Самоуверенным и завистливым.

b) Дружелюбным.

c) Спокойным и независимым.


4. Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность

a) Примите ее с некоторыми опасениями.

b) Согласитесь без колебаний.

c) откажитесь от нее ради собственного спокойствия.


5. Как вы себя будете вести, если кто-то из ваших друзей без разрешения возьмет с вашего стола лист бумаги

a) Дадите ему по первое число.

b) Заставите вернуть.

c) Спросите, не нужно ли еще что-нибудь


6. Какими словами вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся с работы позже обычного


a) Что это тебя так задержало

b) Где ты торчишь допоздна

c) Я уже начал(а) волноваться


7. Как бы вы себя вели за рулем автомобиля, если бы он ту вас был

a) Старались бы обогнать машину, которая показала вам хвост.

b) Вам было бы все равно, сколько автомобилей вас обошло.

c) Помчались бы с такой скоростью, чтобы никто вас не догнал.


8. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь

a) Сбалансированными.

b) Легкомысленными.

c) Крайне жесткими.


9. Что вы предпринимаете, если не все удается


a) Пытаюсь свалить вину на другого.

b) Смиряетесь.

c) Становитесь впредь осторожней.


10. Как вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодежи

a) Особая распущенность должна быть наказана.

b) Надо создать для молодежи условия организованного отдыха.

c) И почему эта проблема так всех волнует


11. Что вы ощущаете, если то, к чему вы так долго стремились, или то, чем хотели обладать, досталось другому

a) И зачем я только нервы тратил(а)

b) Видно, этот другой удачливей меня.

c) может быть, мне это удастся в другой раз.


12. Как вы смотрите страшный фильм

a) Боитесь.

b) Скучаете.

c) Получаете искреннее удовольствие.


13. Если из-за дорожной пробки вы опаздываете на важное собрание, совещание, вы:

a) Будете нервничать во время совещания из-за опоздания.

b) Попытаетесь вызвать снисходительность партнеров.

c) Искренне огорчитесь.


14. Как вы относитесь к своим спортивным успехам

a) Обязательно стараетесь выиграть.

b) Цените удовольствие почувствовать себя участником соревнования.

c) Очень сердитесь, если проиграете.


15. Как вы поступите, если вас плохо обслужили в ресторане

a) Стерпите, избегая скандала.

b) Вызовите метрдотеля и сделаете ему замечание.

c) Отправитесь с жалобой к директору ресторана.


16. Как вы себя поведете, если ваших сестренку или братишку обидели в школе

a) Поговорите с учителем.

b) Устроите скандал родителям малолетних преступников.

c) Посоветуете ребенку самому дать сдачи.


17. Какой, по-вашему, вы человек

a) Средний.

b) Самоуверенный.

c) Пробивной.


18. Что вы ответите человеку, более молодому по отношению к вам, с которым столкнулись в дверях, если он начал извиняться перед вами

a) Простите это моя вина.


b) Ничего, пустяки.

c) А повнимательней, вы быть не можете


19. Как вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи

a) Когда же, наконец, будут применены конкретные меры к тем, кто позорит современную молодежь

b) Надо бы ввести телесное наказание.

c) Нельзя все валить на молодежь.


20. Представьте себе, что вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное вы предпочтете

a) Тигра или леопарда.

b) Домашнюю кошку.

c) Медведя


Варианты ответов


Оценки результатов по вопросам


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20


А 1 2 3 2 3 2 2 2 3 3 1 3 1 2 1 1 1 1 2 3


Б 2 1 2 3 2 3 1 1 2 1 3 1 2 1 2 3 2 2 3 1


В 3 3 1 1 1 1 3 3 1 2 2 2 3 3 3 2 3 3 1 2


36-44 балла. Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в Вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.


45 и более баллов. Вы излишни, агрессивны, при этом нередко оказываетесь неуравновешенным и чрезмерно жестоким к другим людям. Вы надеетесь добиться успеха в жизни, рассчитывая на собственные методы и жертвуя интересами окружающих. Поэтому Вас не удивит неприязнь окружающих, но зато при малейшей возможности Вы стараетесь их за это наказать.


35 и мене балов. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это, конечно, не значит, что Вы, как травинка, гнетесь под любым ветерком. Но все же больше решимости вам не помешает.


Если по семи и более вопросам Вы набрали по три балла и мене чем по семи вопросам по одному баллу, то взрывы вашей агрессивности носят скорее разрушительный характер, чем конструктивный. Вы относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне можно избежать.


Если по семи и более вопросам Вы получили по одному баллу и мене, чем по семи вопросам по три балла, то вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что Вам тоже не присущи вспышки агрессивности, но вы подавляете их уж слишком тщательно


4. Притча «Коробочка»


Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек.


Когда это удалось страннику, то он был потрясен тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь.


Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же, как он, бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, он видел совсем другое. Как так?


– Ты просто смотрел с другой стороны, был ответ.


5.Упражнение «Апельсин» создается конфлиикная ситуация. Участникам надо из нее выдти.


Нужны два добровольца. Они встают друг напротив друга. Между ними стол, на столе апельсин. Они имеют равные права на обладание этим апельсином. Каждому из них втайне друг от друга и от других дается инструкция, в которой говорится, зачем ему нужен апельсин. Задача участников упражнения словесно доказать другому свое право на владение апельсином, не говоря зачем он им нужен. Остальные наблюдают их диалог, оценивают степень него конфликтности.


Инструкция первому участнику: Тебе нужен апельсин для того, чтобы взять из него косточки и посадить дома апельсиновое дерево.


Инструкция второму участнику: Тебе нужен апельсин для того, чтобы снять с него шкурку и дома заваривать в чай.


Обсуждение. Наблюдатели делятся впечатлениями от поведения каждого из участников упражнения:

Возникла ли конфликтная ситуация? Возникали ли отрицательные эмоции?

Какие реплики участников ухудшали понимание друг друга?

За счет чего взаимодействие улучшалось?

Как возможно разрешение этого конфликта?

Были ли на вашей памяти подобные конфликты?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!