Конкурс «Знатоки истории». 6 класс
Цель:
Поддержание интереса к изучению истории.
Выявление уровня знаний материала по предмету.
Повторение и обобщение материала по истории России за 6 класс
Оборудование: карточки с заданиями для каждой команды.
Ход работы
1. Класс делится на 4 команды. Каждая команда придумывает себе название, связанное с историей.
2. «Кто есть кто?»
А) Он подчинил всех своей воле, избрав новое имя, означающее «посланный небом»; «все татары, раньше враждовавшие, стали его единым покорным войском. Он сам разделил татар на тысячи, сотни и десятки и сам назначил над ними своих тысяцких, сотников и десятских, отвергнув родовых ханов, если он им не доверял».
Б) Он был внуком Всеволода Большое Гнездо; новгородцы пригласили его на свой престол, когда князю было всего 20 лет; он одержал 2 очень крупные победы, одна из которых навсегда закрепила за ним почетное прозвище.
В) «Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел назад, поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще». – И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая еще большего богатства».
3. Хронология
Напишите даты событий в таблицу, а затем расположите события в хронологическом порядке при помощи цифр в первом столбике.
| Куликовская битва | |
| Битва на Калке | |
| Ледовое побоище | |
| Стояние на Угре | |
| Невская битва | |
4. «Лишнее слово»
Определите по какому принципу построен ряд слов. Найдите лишнее слово в цепочке:
А) Главные должностные лица в Новгороде: архиепископ, посадник, князь, тысяцкий.
Б) упорное сопротивление войску Батыя в Северо-Восточной Руси оказали города: Владимир, Торжок, Псков, Козельск.
В) В Куликовской битве приняли участие: Дмитрий Донской, Челубей, Пересвет, Мамай, Тохтамыш.
5. «Словарь»
Представитель ордынского хана на Руси | |
Регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды | |
Ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих владениях | |
6. «Да - нет»
Княгиня Ольга – первая женщина-правительница Руси | |
При Владимире I произошло крещение Руси | |
Нашествие Батыя не затронуло Новгородскую и Рязанскую земли | |
Значение Куликовской битвы состояло в разгроме главных сил Золотой Орды | |
Формой правления в Новгороде в эпоху политической раздробленности была наследственная монархия | |
7. Соотнесите вид зависимости Руси от Золотой Орды с историческими фактами:
1) Уплата регулярной дани
2) Получение русскими князьями ярлыков на свои владения
3) Унижения и убийства русских князей в Орде
4) Внеочередные платежи ордынским ханам
5) Содержание ордынских чиновников и послов с их свитами
6) Обязательное присутствие ордынских послов при торжественном возведении русских князей на престол
7) Произвольное изменение границ русских княжеств ордынскими ханами
Политическая зависимость | Экономическая зависимость |
| |
8. «Хронологический кроссворд»
По вертикали:1. В битве на реке Шелони московские войска разбили новгородское ополчение.
2. Битва на Калке.
3. Издан Судебник Ивана III.
4. Присоединение Новгорода к Москве.
По горизонтали: Год первой победы Дмитрия Донского над монголо-татарами у реки Вожи.
9. Определите, какие аспекты полководческого искусства А. Невского проявились в Невской битве, а какие – в Ледовом побоище. Установите соответствие.
А) Хорошо изучил боевые приемы противника
1. Невская битва Б) Умело воспользовался особенности местности
В) Заранее разведал расположение войск противника и его планы
Г) Внезапно напал на лагерь противника
Д) Преградил противнику отход к
2. Ледовое побоище кораблям
Е) Правильно выбрал время для нападения
Ж) Использовал прием обманного
отступления
З) Использовал тактику засады
Невская битва | Ледовое побоище |
| |
Подведение итогов.