Конкурс «Знатоки русского языка» (для 9-10 классов)
Цель: привлечь внимание школьников к изучению русского языка, формировать умение пользоваться знаниями в нестандартных ситуациях, развивать чувство товарищества.
Задачи:
обучающие – повторить и закрепить знания учащихся по темам, изученным в средних классах школы;
развивающие – сформировать навыки по практическому решению поставленных задач, способствовать развитию у обучающихся речи, мышления, памяти, творческой активности;
воспитывающие – развивать навыки работы в группах, обратив особое внимание на вопросы взаимопомощи, контроля и самоконтроля, прививать интерес к русскому языку и предмету.
Подготовительный этап: предварительно за неделю объявляется время проведения викторины, формируются команды, участники придумывают название команды, девиз, приветствие соперникам.
Оформление класса: высказывания о русском языке, праздничное оформление, карточки с заданиями, гонг, музыка.
Время реализации: 45 минут
Сценарий
конкурса «Знатоки русского языка»
Цели: провести мероприятие, посвященное русскому языку; активизировать знания по русскому языку; расширять кругозор учащихся; развивать их творческие способности, смекалку, ловкость; прививать любовь к русскому языку; способствовать сплочению коллектива класса.
Подготовка: оформить класс высказываниями о русском языке известных людей, например: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины - ты один мне поддержка и опора, о, великий, могучий, правдивый и свободный Русский язык!» (И.С. Тургенев)
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
Ход мероприятия
Ведущий 1. Ребята, как вы думаете, хорошо ли вы знакомы с русским языком?
Ведущий 2. Что мы с ним знакомы, я согласна. Ведь это наш родной язык – мы на нем говорим, читаем, пишем письма, слышим его по радио и с экранов телевизоров. Но хорошо ли мы его знаем? Много ли грамматических ошибок встречается в ваших тетрадях? Вы скажете, что писать совершенно без ошибок мало кто умеет. Но не надо огорчаться. Помните, еще великий поэт А.С. Пушкин считал, что ошибка – обычное дело в русской речи. Он даже подтвердил это в своих стихах, сказав:
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
Ведущий 1. Великий поэт всегда ценил хорошую шутку. И в данном случае он, несомненно, шутил. Ведь, изучая его рукописи, ученые смогли найти совершенно ничтожное количество ошибок. О, Пушкин был великий знаток русского языка.
А теперь, друзья, давайте проверим, хорошо ли вы владеете русским языком. Пусть сегодня в соревнование вступят две команды, и мы определим знатоков русской речи.
Ведущий 2. Слово предоставляется командам.
Ведущий 1. Сегодня участникам встречи предстоит пройти через увлекательные задания. А судить, кто с заданием справится быстрее и точнее, будет наше уважаемое жюри, в состав которого вошли…
Итак, конкурс начинается.
Конкурс «Разминка»
Ведущий 2.
Задание: ответьте на вопросы (кто быстрее из команд даст правильный ответ, получает 1балл).
1. Обратимся к истории. В 863 году в жизни славянских народов произошло важное событие. Назовите его.
(Два брата, ученых монаха Кирилл и Мефодий составили славянский алфавит). 1балл
2. Назовите дату празднования Дня славянской письменности.
(25 мая). 1 балл
3. Как называлась древняя славянская азбука? \
(Кириллица).1 балл
Вопросы на смекалку:
Что говорят, когда рыба срывается с крючка? Определите часть речи.
(Эх! Междометие). 1 балл
2. Какое государство начинается на « А» и оканчивается тремя «я»? (Австрия). 1 балл
3. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
(Нос). 1 балл
4.Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые подопытные.
(Уши). 1 балл
5.Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.
(Ветер). 1 балл
6.Есть ли ноги у газеты, книги?
( Есть: ведь говорят иногда, что он взял книгу, газету вверх ногами). 1 балл
7. В каком глаголе имеется сто отрицаний?
(Стонет). 1балл
Конкурс капитанов
Ведущий 1. Теперь просим выйти капитанов. Вам предстоит выполнить следующее задание. Попробуйте произнести скороговорку: «На дворе трава, на траве дрова». Но эта скороговорка совсем простая. Сейчас каждому из вас надо будет выполнить более трудное задание. На листах написаны скороговорки. Вам предстоит быстро и без ошибок их прочитать.
1. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
2. Всех скороговорок не переговоришь, не переговоришь, не выговоришь.
Конкурс «Отгадай пословицу»
Ведущий 2. Ответьте на вопрос, вспомнив известную пословицу. За каждую правильно отгаданную пословицу команда получает 1 балл.
1) Что не вырубишь топором? (Что написано пером).
2) Чем долг красен?
(Платежом).
Где черти водятся?
(В тихом омуте).
2) Что любят деньги?
(Счет).
1) Что надо сделать, когда назвался груздем?
(Залезть в кузов).
2) В какие сани не следует садиться?
(Не в свои).
Конкурс «Грамматическая арифметика»
Ведущий 1. Для каждой команды раздается по три примера.
Задание: решите примеры.
Первая команда: Ров + поза = ? вид транспорта. (Паровоз). 1балл
Кипа + сатин = ? музыкант. (Пианистка). 1балл
Тоска + пар + шов = ? молочный продукт. (Простокваша). 1 балл
Вторая команда: Охра + под = ? вид водного транспорта. (Пароход). 1балл
Паста + клин = ? один из видов воспроизведения музыки. (Пластинка). 1балл
Лик + пена = ? птица с большим зобом. (Пеликан). 1балл
Конкурс «Образцовая речь»
Ведущий 2. Задание№1: поставьте ударение в словах:
каталог, ходатайствовать, облегчит, одновременно, квартал, сорвала, премировать, торты, обеспечение, включит, банты, жалюзи, факсимиле.
За каждое правильно поставленное ударение по 1 баллу.
Ведущий 1.
Задание №2: найдите речевые ошибки и объясните их:
1) открывается вовнутрь 1) купил задаром 1) навряд ли
2) булка хлеба 2) отрезал напополам 2) гордая осанка
За каждое правильное объяснение 1 балл.
Конкурс «Как об этом говорят?»
Ведущий 2.
Задание: подберите подходящий по смыслу фразеологизм.
О том, кто часто меняет свои решения.
(У него семь пятниц на неделе). 1балл
О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-нибудь.
(Фома неверующий). 1 балл
О кротком и безобидном человеке.
(Мухи не обидит). 1 балл
О болтливом человеке.
(У него язык без костей). 1 балл
О положении, когда опасность грозит с двух сторон.
(Между двух огней). 1 балл
О ленивом человеке.
(Ел да устал, спал да намаялся). 1 балл
Рекламная пауза
Постарайтесь узнать, какую книгу рекламирует продавец.
«Таинственная находка»
На перекрестке скрежетал громкий простуженный голос продавца:
«Новая книга! Только у нас! Таинственная находка крупной суммы денег. Большой банкет по этому поводу!».
К лотку стекались прохожие. А он, размахивая тоненькой книжечкой, продолжал:
«Появление на банкете таинственного убийцы. Предательство гостей!
Жестокие пытки хозяина дома!»
Я с трудом пробился к лотку сквозь толпу.
«Неожиданный спаситель! – завывал продавец. – Смертельный поединок! Голова, срубленная на всем скаку! Счастливая свадьба хозяйки дома со своим спасителем!»
Я сделал последний рывок к продавцу и нервно вскрикнул:
- Сколько?
Десять тысяч – прохрипел он, и, приняв деньги, вручил мне новое красивое издание.
- О какой книге идет речь?
- «Муха – Цокотуха».
Конкурс «Глаголь»
Ведущий 1. Запишите как можно больше глаголов, которые без «не» не употребляются.
(Ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить, недопонимать, недомогать, неистовствовать, недосыпать, нездоровится, несдобровать…)
За каждое слово по 1 баллу
\Конкурс «Знаете ли вы басни?»
Ведущий 2.
Определите, из каких басен эти крылатые слова.
«И в сердце льстец всегда отыщет уголок».
(«Ворона и лисица»). 1 балл
«А ларчик просто открывался».
(«Ларчик»). 1 балл
«Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела».
(«Стрекоза и муравей»). 1 балл
«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
(«Волк и ягненок»). 1 балл
Конкурс «Деньги на Руси»
Ведущий 2. Задание: в нашей стране в обращении основной денежной единицей является рубль. А знаете ли вы другие названия денежных единиц, существовавших на Руси? Назовите их через одну минуту.
(Полушка, грош, деньга, алтын, гривна, ногата, червонец.) За каждое слово по одному 1 баллу.
Конкурс «Что общего?»
Ведущий 1. Задание: случайно ли совпадение первого слога в словах компот и композитор? Через минуту дайте ответ.
( Оба слова изначально несут общую идею собирания, компоновки. Компот – то, что сварено из разных фруктов или ягод, собранных вместе; композитор – тот, кто собирает мелодию из отдельных звуков).
2 балла.
Наконец, мы подошли к итогам.
Нет причин огорчаться, ребята,
Ведь жюри наше вовсе не строгое,
Объявляет оно результаты!
Подведение итогов конкурса. Слово жюри.