Конкурсная игра для учащихся 5-6 класса
Цели и задачи: Закрепить и расширить знания по биологии, научить детей видеть красоту окружающего мира, любить природу, развивать их внимание, сообразительность, умение работать в коллективе.
Ведущий:
Здравствуйте, дорогие друзья! Мы надеемся, что в этом зале собрались дети, очарованные природой и неравнодушные к ее судьбе! Сегодня мы поговорим о зверях, птицах и растительном мире нашей Родины. Наша игра будет путешествием в мир природы.
Я загадаю вам, ребята, непростые загадки. Кто любит и знает животных, отгадает их быстрее всех, потому что загадки эти - зоологические: про птиц и зверей, рыб и насекомых. А если не догадаетесь - не беда. Не всех же животных вы знаете. Их так много на Земле - больше миллиона разных видов. В нашей игре участвуют две команды. Ответ дает капитан после небольшого совещания. За каждый правильный ответ команда будет получать жетон. Если команда отвечает неправильно, ответ может дать другая команда. Команда, набравшая больше жетонов – победитель.
Блиц-турнир "Про наших птиц"(слайд1-7)
Ведущий.
Птицы обитают рядом с нами, а все же, как мало мы их знаем! Давайте попробуем познакомиться с ними поближе.
Вопросы:
- У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвина.)
- Какая птица в течение года имеет три разных окраски? (Белая куропатка.)
- У какой птицы самый длинный язык? (У дятла - 15 см.)
- Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)
- Когда температура тела воробья ниже - зимой или летом? (Одинакова.)
- Птица, истребляющая грызунов? (Сова.)
- Птица с абсолютно черным оперением? (Ворон.)
- Какая птица не умеет летать? (Страус.)
- Как зову птицу, которая питается змеями? (Змееяд.)
- Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушки.)
- Назовите пять певчих птиц? (Соловей, жаворонок, дрозд, синица, зяблик.)
- О какой птице люди говорят: красота ангела, голос дьявола, поступь злодея? (Павлин.)
Мини-викторина "Из какой сказки эта птица?" (слайд8-10)
Ласточка (Г. Х. Андерсен "Дюймовочка");
Лебедь (Г. Х. Андерсен "Дикие лебеди");
Гусь (С. Лагерлеф "Чудесное путешествие Нильса...");
Сова (А. Милн "Винни-Пух и все-все-все");
Воробей (К. Чуковский "Тараканище");
Галчонок (Э. Успенский. "Дядя Федор, пес и кот");
Попугай (Г. Остер. "Зарядка для хвоста");
Петушок (А. С. Пушкин. "Сказка о золотом петушке")
Шуточная мини-викторина! (слайд11-15)
Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным)
Петух снес яйцо, кому достанется оно? (Петухи яиц не несут)
Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить)
Как сорвать ветку, чтобы не вспугнуть птицу? (Надо подождать, когда птица улетит).
Что будет делать ворона, прожив три года? (Будет жить четвертый).
Отчего гусь плавает? (От берега).
Почему птицы летают? (По воздуху)
Сколько раз нужно взять букву "а", чтобы получить птицу? (сорок "а" - сорока)
На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (На мокрое).
Отчего петух, когда поет, закрывает глаза? (Хочет показать, что поет наизусть).
Ведущий:
Г. Х. Андерсен написал: "Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок". И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе. И дома, и на работе, весной, и в лютый холод - цветы необходимы. Без их красоты беднее становится жизнь. И сейчас мы с вами поговорим о цветах. Ведь чем больше мы знаем о родной природе, тем бережнее к ней относимся. Итак,
Конкурс "Что это за цветок?" (слайд16-18)
Угадайте, что это за цветок? По легенде он вырос из пылинки, упавшей со звезды. Это наидревнейшее растение у древних греков считалось амулетом. Его цветки - как последняя улыбка осени. Они красивы и неприхотливы - расцветают чуть ли не зимой, выдерживая морозы до семи градусов. (Астра).
В народе этот цветок зовут полевыми слезками, искорками, звездочками, зорьками и девичьей травой. Пахнет, как заморская пряность. Он - символ борьбы и свободы. (Гвоздика).
Листья этого цветка похожи на листья тюльпана, на стебле - множество цветочков. Его название по-гречески означает "цветок дождей", греки считали его вестником печали и горя. Это комнатное и садовое растение, цветущее ранней весной
(Гиацинт).
Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнана из рая, шел сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда, желая согреть ее своим вниманием, несколько снежинок превратилось в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у нее появилась надежда, потому этот цветок стал символом надежды. Расцветая в окружении снегов, он и сам похож на снежинку и выдерживает 10- градусный мороз. Он, как и ландыш, занесен в Красную книгу. (Подснежник).
Этот цветок - символ весны, олицетворяющий пробуждение природы. Венки из этих цветов надевали на головы детям, прожившим 3 года, как бы говоря, что миновала самая беззаботная, самая ранняя пора их жизни. Занесен в Красную книгу. (Фиалка).
Предание говорит, что когда на Земле появились первые люди, природа позаботилась о том, чтобы они не только охотились, но и спокойно отдыхали. Однако ночью люди продолжали бодрствовать. Тогда природа послала сон и воткнула в землю свой жезл. Сновидения окутали жезл воздушными грезами, ночь вдохнула в него жизнь, и жезл пустил корни, зазеленел и раскрылся красивыми цветами. Так на Земле появился цветок грез. (Мак).
Загадки о цветах(слайд19-23)
Меня называют царицей цветов.
За цвет и за запах моих лепестков.
Хоть куст мой зеленый вас ранить готов
Но кто ж не простит мне колючих шипов?
(Роза)
Знакома с детства каждому
Их белая рубашка.
С срединой ярко-желтою
Веселая ....
(Ромашка)
Головка голубая
И длинный стебелек.
Ну кто его не знает?
Это...
(Василек)
Погляди-ка, погляди-ка,
Что за красный огонек?
Эта алая ...
(Гвоздика)
Жаркий празднует денек.
Белые горошки на зеленой ножке.
(Ландыш)
Ведущий:
Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов - этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего на земле поэтичнее и живописнее цветов - этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий красоты. Легенды и сказки о цветах вдохновили многих поэтов и композиторов. Поэзия и музыка, созданная ими, звучат как гимн природе, нежности, любви.
Викторина "Все о цветах"(слайд24-26)
Как звали человека, который очень хотел сделать каменный цветок?
(Данила-мастер)
В каком произведении герои летали на воздушном шаре в Цветочный город?
(Носов Н.Н. Приключения Незнайки и его друзей).
Какой необыкновенный цветок описал С. Т. Аксаков?
(Аленький цветочек)
Героиня какой книги произносила слова: "Лети, лети, лепесток, через запад на восток...?
(Катаев В. П. «Цветик-семицветик»)
От какого цветка приходил в ужас тигр Шерхан?
(От огненного цветка)
Какой сказочный персонаж родился в цветке?
(Дюймовочка)
Какой цветок имеет прямое отношение к царю зверей?
(Львиный зев)
Как называется универсальное средство для определения степени влюбленности молодого человека в девушку?
(Гадание на ромашке)
Какой цветок является символом самовлюбленности?
(Нарцисс)
Какой известный писатель и в какой сказке заставил цвести подснежники в январе?
(С. Я. Маршак.Сказка "Двенадцать месяцев")
Какой цветок полицейские всего мира считают врагом номер один?
(Мак)
Как назывался напиток древнегреческих богов, сделанный из цветочной пыльцы?
(Нектар)
Ведущий:
Каждый год к нам в гости приходит золотая волшебница Осень. Летят, кружатся листья: золотые, зеленые, темно-красные, багровые... А потом шуршат под ногами, создавая неповторимый звук. Осень пришла!
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду...
С.Есенин
Биологическая экспертиза "Чьи это листья?"
На столиках лежат листья липы, черемухи, малины, шиповника, репейника и др.
Вызываются участники конкурса, им выдаются карточки с названиями растений, листья которых лежат на столиках. Выигрывает тот, кто быстро и правильно угадает все листья.
Ведущий:
Как часто мы называем природу чудесницей. Она полна тайн и загадок...
Ты раскрой мне, природа, объятия,
Чтоб я слился с красою твоей!
Ты, высокое небо, далекое,
Беспредельный простор голубой!
Ты, зеленое поле широкое!
Только к вам я стремлюся душой!
И.А.Бунин
Подведение итогов. (слайд27)
Ведущий:
Вот и закончилось наше путешествие в мир природы. Надеюсь, что вам захочется вспомнить прочитанное, понаблюдать еще раз за поведением птиц и зверей, послушать повнимательнее песенки соловья и жаворонка. И очень может быть, что сегодня вы открыли для себя что-то необыкновенное.
Человек никогда не удовлетворится лицезрением самой дивной красоты, если она не заключена в его сердце. Ты гляди на самые прекрасные деревья, броди по самым распрекрасным лесам, нюхай самые душистые цветы, лицезрей самые очаровательные зори, восхищайся самыми изумительными пейзажами - рекой, горой, опушкой, но если их нет в твоем сердце, они не тронут тебя... И если, глядя на небо, ты увидел звезду и залюбовался ею, и у тебя нет сил оторвать от нее глаз, ты готов стоять день-два, хоть всю жизнь, как перед самой недоступной красавицей, - значит, ты не просто встретил ее, а еще раньше имел в своем сердце. Лес, звезды, река - все красоты мира - это не что иное, как отражение того, что живет в нашем сердце, в нашей душе.
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете...
Давайте сохраним
Ромашку на лугу.
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
О, как природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла,
Давайте сохраним
На стрежнях – осетра.
Касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся!