Внеклассное мероприятие по литературе «Знатоки литературы».
(Конкурсная познавательная игра для учащихся 5,6 классов)
Цель: приобщение к художественной литературе, расширение читательского кругозора.
Задачи:
Пополнение лексикона, обучение правильному произношению слов, выразительному чтению, умению правильно выражать свои мысли;
Развитие речи, мышления, памяти, коммуникативных навыков, творческих способностей детей, умения работать в коллективе, умения отвечать на вопросы, слушать ответы других.
Воспитание любознательности, интереса к литературным произведениям, к чтению.
Оборудование: интерактивная доска, название мероприятия, эмблемы для команд, картинки с изображением литературных героев, иллюстрации к сказкам, карточки с именами и фамилиями героев литературных произведений, книги для аукциона, лист жюри.
Ход мероприятия:
I.Организационный момент.
II.Вступительное слово учителя.
– Сегодня мы с вами проводим литературный аукцион, где вы можете показать свои знания, способности, эрудицию.
Читатель, Позволь мне к тебе обратиться!
Сегодня ты должен сиять и светиться!
Сегодня ты только хорошего ждёшь!
На этой игре обретёшь ты друзей,
И станешь, конечно, добрей и умней!
Давайте знакомые книжки откроем
И снова пройдём от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, узнать, подружиться…
– Ребята, вы сегодня будете работать в командах. Я надеюсь, что вы будете работать дружно, слаженно и соблюдать дисциплину. Победит та команда, которая наберёт больше баллов. Оценивать ваши ответы будет жюри.
А чтобы разбиться на команды, нужно выполнить первое задание:
Все участники аукциона берут на столе карточки, на которых написаны фамилии, имена или прозвища героев литературных произведений. После взятия карточки вы должны в течение 2-х минут найти друг друга, т.е. объединиться в группы персонажей одного произведения.
1.А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: Королевич Елисей, Чернавка, Царица – мачеха, пёс Соколко, Месяц.
2.И.С.Тургенев «Муму»: Гаврила, барыня, Любовь Любимовна, Татьяна, форейтор Антипка.
3. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»: Дина, Иван Жилин, Костылин, Абдул- Марат, Кази Мугамет.
4. В.Г.Короленко «В дурном обществе»: Вася, Маруся, Валек, Тыбурций, Соня.
5. В.П.Астафьев «Васюткино озеро»: дядька Коляда, Васютка, Григорий Шадрин, Анна, дед Афанасий.
- Слово жюри. (Жюри определяет победителя разминки.
Итак, мы начинаем. Конкурс 1 «Сказочники»
Разыгрывается книга «Сказки». Побеждает команда, которая даст название сказки последней.
- Слово жюри. (Жюри определяет победителя 1 конкурса).
Конкурс 2 «Число»
Разыгрывается книга «Два капитана» Каверина. Задание: назвать автора и произведение, в названии которого есть числительное.
Например, А.Дюма «Три мушкетёра», мифы Древней Греции «12 подвигов Геракла», Ю.Олеша «3 толстяка», Сказка «3 медведя», «Белоснежка и 7 гномов», «Сказка о мёртвой царевне и о 7 богатырях» и т.д.
- Слово жюри. (Жюри определяет победителя 2 конкурса).
Конкурс 3 «Друг»
Разыгрывается книга «Белый клык» Дж.Лондона. Задание: назвать автора и его произведение, в названии которого есть кличка животного.
Например, А.П.Чехов «Каштанка», Г.Троепольский «Белый Бим – Чёрное ухо», М.Пришвин «Ярик», Феликс Зальтен «Бэмби», Дж.Лондон «Белый Клык», Герман Мелвилл «Моби Дик, или Белый Кит», Шарль Перро «Кот в сапогах», Куприн «Белый пудель».
- Слово жюри. (Жюри определяет победителя 3 конкурса).
Конкурс 4 «Радуга»
Разыгрывается книга «Цветик- семицветик». Задание: назвать автора и его произведение, в названии которого есть цвет.
Например, Ш.Перро «Красная шапочка», А.Гайдар «Голубая чашка», Бианки «Оранжевое горлышко», Мамин Сибиряк «Серая шейка», О.Генри «Вождь краснокожих», Гавриил Троепольский «Белый Бим – Чёрное ухо», А.Грин «Алые паруса», Дж.Лондон «Белый клык».
- Слово жюри. (Жюри определяет победителя 4 конкурса).
Конкурс 5 «Важность книги»
Разыгрывается книга «Пословицы русского народа». Задание: кто больше назовёт пословиц о книге и чтении.
Например, Берегите книгу – источник знаний.
Библиотеку не посещаешь – много знаний потеряешь.
Будешь книги читать — будешь все знать.
В доме ни одной книжки — плохи у хозяина детишки.
В книге ищи не буквы, а мысли.
В книгу вошли не все слова, в словах сказаны не все мысли.
Выбирай книгу так, как выбираешь друга.
Глядит в книгу и видит фигу.
Говорит как книга.
День без книги, что день без солнца.
Дом без книги – день без солнца
Дом без книги, что без окон.
Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души.
Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь.
Есть и читать вместе — память проглотить.
За книгой — умом двигай.
Знаешь аз да буки – так и книги в руки.
- Слово жюри. (Жюри определяет победителя 5 конкурса).
Конкурс 6 «Чёрный ящик».
В чёрном ящике находятся предметы, с помощью которых было украшено одно из кулинарных изделий главных героев сказки. Нужно назвать эти предметы и сказку. («Три толстяка». Воздушные шарики на торте)
В чёрном ящике находится литературный герой, неунывающий, весёлый, всегда готовый прийти на помощь друзьям. Он из трудолюбивой многодетной семьи. «Чиполлино» Луковица)
В чёрном ящике находятся братья – близнецы, разные характером. Преодолевая трудности, выпавшие на их долю, они закаляются в борьбе с природой и бандитом. Жизнь их учит: Любое дело доводить до конца. Кто они? ( «Три поросёнка»)
Кто из участников игры отгадает, что находится в чёрном ящике, тот и становится обладателем этого предмета в качестве приза.
Конкурс 7 «Музыкальный».
Задание: угадать из какого фильма или мультфильма песня.
Например, Евгений Велтистов «Приключения Электроника» песня «Крылатые качели», Алексей Толстой «Приключения Буратино» песня Буратино, лисы Алисы и кота Базилио, «Золушка» песня «Добрый жук» и др.
Подведение итогов.
Учитель:
– Наш литературный аукцион подошёл к концу. Ребята, вам понравилось мероприятие? (Ответы учащихся).
- Я прощаюсь с вами, до скорых встреч.