СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурсное испытание "Методическая мастерская"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурс "Учитель года 2023"

Просмотр содержимого документа
«Конкурсное испытание "Методическая мастерская"»

Конкурсное испытание  «Методическая мастерская» Соловьева Жанна Николаевна,  учитель информатики МАОУ гимназия №2 г. Асино

Конкурсное испытание «Методическая мастерская»

Соловьева Жанна Николаевна,

учитель информатики

МАОУ гимназия №2 г. Асино

Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Функциональная грамотность – это умение использовать приобретенные знания и опыт для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности. Это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Функциональная грамотность – это умение использовать приобретенные знания и опыт для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности. Это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Кейс – это технология активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимущество кейсов – сочетание теории и практики. Кейс- технология: Метод ситуационного анализа Метод инцидента Метод разбора деловой корреспонденции Игровое проектирование Метод ситуационно – ролевых игр Метод дискуссии Метод ситуационного анализа Метод инцидента Метод разбора деловой корреспонденции Игровое проектирование Метод ситуационно – ролевых игр Метод дискуссии Деятельность на кейс-уроках Этап работы До урока Деятельность учителя Деятельность учеников Во время урока Подбирает кейс. Определяет материалы для подготовки учащихся. Разрабатывает ход урока. Получают кейс и список рекомендованной литературы. После урока Делит класс на группы. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивает учащихся дополнительными сведениями Задают вопросы, углубляющие понимание проблемы. Разрабатывают варианты решений. Оценивает принятые решения и работу учащихся. Составляют письменный отчет о занятии по заданной форме.

Кейс – это технология активного обучения на основе реальных ситуаций.

Преимущество кейсов – сочетание теории и практики.

Кейс- технология:

  • Метод ситуационного анализа Метод инцидента Метод разбора деловой корреспонденции Игровое проектирование Метод ситуационно – ролевых игр Метод дискуссии
  • Метод ситуационного анализа
  • Метод инцидента
  • Метод разбора деловой корреспонденции
  • Игровое проектирование
  • Метод ситуационно – ролевых игр
  • Метод дискуссии

Деятельность на кейс-уроках

Этап работы

До урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Во время урока

Подбирает кейс. Определяет материалы для подготовки учащихся. Разрабатывает ход урока.

Получают кейс и список рекомендованной литературы.

После урока

Делит класс на группы. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивает учащихся дополнительными сведениями

Задают вопросы, углубляющие понимание проблемы. Разрабатывают варианты решений.

Оценивает принятые решения и работу учащихся.

Составляют письменный отчет о занятии по заданной форме.

Информатика позволяет успешно развивать  компетенции учащихся необходимые в различных профессиях, используя в обучении кейс-технологии

Информатика позволяет успешно развивать  компетенции учащихся необходимые в различных профессиях, используя в обучении кейс-технологии

 «Ум ребенка — это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь» (Плутарх)  Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.  Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

«Ум ребенка — это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь»

(Плутарх)

Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Активные методы обучения Этап урока : «Постановка целей урока. Мотивирование на учебную деятельность» Метод «Мысли великих» Описание метода: учитель начинает урок с высказывания выдающегося человека, относящегося к теме урока. Знакомятся с автором высказывания, его краткой биографией. Коллективно обсуждают фразу. Учитель задает наводящие вопросы, которые позволяют учащимся сформулировать тему урока. Примеры: 9 класс, тема урока «Безопасность в Интернете». «Если у тебя на компьютере постоянно живут вирусы, то ещё надо подумать, кому в первую очередь надо лечиться». Эти слова принадлежат российскому информатику и юмористу Стасу Яновичу Янковскому. 9 класс, тема урока «Основы логики». «Мысль – начало всего. И мыслями можно управлять. И потому главное дело совершенствования: работать над мыслями». Эти слова принадлежат русскому писателю Л.Н. Толстому.

Активные методы обучения

Этап урока : «Постановка целей урока. Мотивирование на учебную деятельность»

Метод «Мысли великих»

Описание метода: учитель начинает урок с высказывания выдающегося человека, относящегося к теме урока. Знакомятся с автором высказывания, его краткой биографией. Коллективно обсуждают фразу. Учитель задает наводящие вопросы, которые позволяют учащимся сформулировать тему урока.

Примеры:

  • 9 класс, тема урока «Безопасность в Интернете». «Если у тебя на компьютере постоянно живут вирусы, то ещё надо подумать, кому в первую очередь надо лечиться». Эти слова принадлежат российскому информатику и юмористу Стасу Яновичу Янковскому.
  • 9 класс, тема урока «Основы логики». «Мысль – начало всего. И мыслями можно управлять. И потому главное дело совершенствования: работать над мыслями». Эти слова принадлежат русскому писателю Л.Н. Толстому.

Активные методы обучения

Этап урока: «Актуализация знаний УУД»

Цель: Активизировать внимание учащихся, задать нужный ритм, проверить знания учащихся, подвести учащихся к изучению нового материала.

Метод «Правда или ложь»

Описание метода: учитель читает утверждения по определенной теме, ученики должны быстро ответить верное это утверждение или нет. При использовании этого приема лучше давать утверждение каждому ученику в классе. Таким образом, учитель может узнать уровень подготовки каждого ученика. Данный метод можно применить практически к любой теме курса «Информатика». Данный метод эффективен, если количество утверждений больше количества учащихся в классе хотя бы в два раза.

Метод «Самый умный»

Описание метода: учащиеся встают и по цепочке называют термины, понятия по теме, заданной учителем. Если учащийся долго думает (более 5 секунд) или повторился, то он садится на место. Побеждает тот ученик, который остался стоять. Данный метод можно проводить в конце изучения какого-либо раздела курса информатики или на первом уроке в начале четверти (года), а так же после изучения какой-либо темы, в которой большое количество понятий или терминов.

Активные методы обучения

Этап урока: «Применение теоретических положений в условиях выполнения заданий. Закрепления знаний и способов действий»

Цель: закрепление теоретических знаний, практических умений и навыков по определенным темам.

Метод «Поиск терминов»

Описание метода: в приведенном тексте идущие подряд буквы нескольких слов образуют термины, связанные с информатикой. Необходимо найти их.

Пример: Элементы ПК.

  • Этот процесс орнитологи называют миграцией. (Процесс орнитологи – процессор.)
  • Его феска не раз падала с головы. (Феска не раз – сканер.)
  • По просьбе хозяина квартиры мы шкаф сдвинули в угол. (Мы шкаф – мышка.)

Метод «Белые пятна»

Пример: После прохождения темы «Текстовый процессор MS Word» тему «Текстовый процессор OpenOffice.org Writer» предлагаю изучить самостоятельно, снабжая учащихся только инструкцией, содержащей принципиальные отличия данной программы от MS Word.

Метод «Написание синквейна»

Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

Активные методы обучения Этап урока «Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков. Практическая работа на применение полученных умений и навыков» Цель: обобщение и систематизация теоретических знаний по определенным темам, закрепление практических умений и навыков. Важным этапом урока является практическая часть, которая организовывается таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно выполняли работу, проводили исследования путем выделения существенных для выполнения конкретного задания элементов действия, что способствует дальнейшему обобщению и осуществлению перехода от оценивания учеников к самооценке и рефлексии. Такой подход к организации учебной деятельности дает возможность сформировать у учащихся умения осуществлять целевой поиск сведений и использования для этого различных информационно-аналитических источников; умение использовать средства ИКТ для организации взаимодействия; умение выявлять этапы и операции в технологии решения задач.

Активные методы обучения

Этап урока «Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков. Практическая работа на применение полученных умений и навыков»

Цель: обобщение и систематизация теоретических знаний по определенным темам, закрепление практических умений и навыков.

Важным этапом урока является практическая часть, которая организовывается таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно выполняли работу, проводили исследования путем выделения существенных для выполнения конкретного задания элементов действия, что способствует дальнейшему обобщению и осуществлению перехода от оценивания учеников к самооценке и рефлексии. Такой подход к организации учебной деятельности дает возможность сформировать у учащихся умения осуществлять целевой поиск сведений и использования для этого различных информационно-аналитических источников; умение использовать средства ИКТ для организации взаимодействия; умение выявлять этапы и операции в технологии решения задач.

Активные методы обучения

Этап урока «Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков. Практическая работа на применение полученных умений и навыков».

Метод «Раскопки»

Описание метода: учащимся предлагается ответить на вопросы, например, в кроссворде по определенной теме, но вопросы эти не доступны, пока ученик не выполнит задания по только что изученной теме. Одно правильное решенное задание, открывается один вопрос и т.д. В данном методе ученик закрепляет практические и теоретические знания и умения по новой теме и повторяет ранее изученную тему (или раздел). Пример: 7 класс, тема урока «Единицы измерения информации». Учащиеся отрабатывают навыки перевода из одной единицы измерения информации в другую, при правильном переводе открываются вопросы в кроссворде «Информация и информационные процессы».

Метод «Реставратор»

Описание метода: учащимся предлагается решенное задание (задача, блок-схема, текст программы, текстовый фрагмент, определение понятий и т.д.), в котором есть ошибка (или ошибки). Учащиеся должны найти ошибки и их исправить.

Активные методы обучения Этап урока «Контроль за процессом и результатом учебной деятельности учащихся». Цель : проверка и оценка усвоения учащимися учебного материала конкретной темы, отслеживание развития ключевых компетенций учащихся, формирование способности учащихся к самооценке Метод «Ромашка» Ученики отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне.

Активные методы обучения

Этап урока «Контроль за процессом и результатом учебной деятельности учащихся».

Цель : проверка и оценка усвоения учащимися учебного материала конкретной темы, отслеживание развития ключевых компетенций учащихся, формирование способности учащихся к самооценке

Метод «Ромашка»

Ученики отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне.

Методы, применяемые на уроках информатики при обучении детей функциональной грамотности: Метод проблемного обучения   – это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации. Метод «Древо решений» л – еще один популярный метод, используемый для выбора наилучшего направления действий из имеющихся вариантов. 1. Класс делится   на   3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников; 2. Ученикам дается задание; 3. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем дереве; 4. Группы или по очереди рассказывают о путях решения данной проблемы, или меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи. Метод «Карусель» - ученики работают в небольших группах, размышляя, в поисках ответа на конкретно поставленный вопрос. «Фишбоун»  -  слово «Фишбоун» дословно переводится как «рыбная кость». Схема, или диаграмма, как метод структурного анализа причинно-следственных связей.

Методы, применяемые на уроках информатики при обучении детей функциональной грамотности:

Метод проблемного обучения   – это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации.

Метод «Древо решений» л – еще один популярный метод, используемый для выбора наилучшего направления действий из имеющихся вариантов.

1. Класс делится   на   3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников;

2. Ученикам дается задание;

3. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем дереве;

4. Группы или по очереди рассказывают о путях решения данной проблемы,

или меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

Метод «Карусель» - ученики работают в небольших группах, размышляя, в поисках ответа на конкретно поставленный вопрос.

«Фишбоун»  -  слово «Фишбоун» дословно переводится как «рыбная кость». Схема, или диаграмма, как метод структурного анализа причинно-следственных связей.

Методы, применяемые на уроках информатики при обучении детей функциональной грамотности: Кластер – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать как приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. «Корзина идей» – это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. «Да-нетка» – формирует следующие универсальные учебные действия: умение связывать разрозненные факты в единую картину; умение систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга. «Лови ошибку» – универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера.

Методы, применяемые на уроках информатики при обучении детей функциональной грамотности:

Кластер выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать как приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом.

«Корзина идей» – это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.

«Да-нетка» – формирует следующие универсальные учебные действия: умение связывать разрозненные факты в единую картину; умение систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга.

«Лови ошибку» – универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера.

Модели, применяемые на уроках информатики при обучении детей функциональной грамотности:

Фронтальная модель. При наличии в классе оборудованного рабочего места учителя (компьютер или ноутбук с выходом в сеть Интернет, проектор и экран или интерактивная доска) возможна организация учебного процесса с использованием электронных образовательных ресурсов. В зависимости от типа контента (видео, анимация, интерактивные упражнения и тренажёры) формат работы может меняться.

Перевёрнутый класс. Основная идея реализации данной модели заключается в следующем: в качестве домашнего задания учащимся предлагается знакомство с новым материалом с использованием электронных образовательных ресурсов, видеолекций, учебников, раздаточного материала, а на уроке больше внимания уделяется решению практических задач, отработке необходимых навыков и обсуждению вопросов, вызывающих наибольшие затруднения у учащихся.

Смена рабочих зон. Для организации урока в данной модели необходимо продумать наличие нескольких рабочих зон, в которых учащиеся будут решать различные учебные задачи. Весь класс делится на несколько групп (по количеству зон), и в течение урока происходит переход каждой группы от одной зоны к другой (смена зон происходит по сигналу учителя). Таким образом, все группы к концу урока смогут выполнить задание в каждой зоне.

Формы, и методы оценки знаний учащихся по информатике Методы контроля — это способы деятельности преподавателя и обучающихся, в ходе которых выявляются усвоение учебного материала и овладение обучающимися требуемыми знаниями, умениями и навыками. Методы Описание метода Наблюдение Систематическое изучение обучающихся в процессе обучения. Устный контроль Применяется на всех этапах обучения. Помогает поддерживать контакт с обучающимися. Письменный контроль Обеспечивает глубокую, всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и умений обучающегося. Практический контроль Выявляет сформированность умений и навыков в применении знаний на практике. Машинный контроль Используется при выполнении внеаудиторных работ. Взаимоконтроль Осуществляется обучающимся над деятельностью товарища. Самоконтроль Осуществляется обучающимся над собственной деятельностью.

Формы, и методы оценки знаний учащихся по информатике

Методы контроля — это способы деятельности преподавателя и обучающихся, в ходе которых выявляются усвоение учебного материала и овладение обучающимися требуемыми знаниями, умениями и навыками.

Методы

Описание метода

Наблюдение

Систематическое изучение обучающихся в процессе обучения.

Устный контроль

Применяется на всех этапах обучения. Помогает поддерживать контакт с обучающимися.

Письменный контроль

Обеспечивает глубокую, всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и умений обучающегося.

Практический контроль

Выявляет сформированность умений и навыков в применении знаний на практике.

Машинный контроль

Используется при выполнении внеаудиторных работ.

Взаимоконтроль

Осуществляется обучающимся над деятельностью товарища.

Самоконтроль

Осуществляется обучающимся над собственной деятельностью.

«Никто не станет лучше, даже если узнает «секретную» технику, если нет практики»,  только через опыт приходит мастерство.

«Никто не станет лучше, даже если узнает «секретную» технику, если нет практики», только через опыт приходит мастерство.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!