СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурсное задание "Методический семинар"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«метод.семинар»

Администрация Новобурасского муниципального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Бурасы Новобурасского района Саратовской области»







Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года-2021»

Конкурсное задание «Методический семинар»







«Использование технологий продуктивного чтения и интеллект-карт как залог успешной сдачи ОГЭ по биологии»

















Выполнила:

ДОРОШЕНКО ТАТЬЯНА ГЕННАДЬЕВНА,

учитель химии, биологии МОУ «СОШ п. Бурасы»







п. Бурасы, 2021г.

ОГЭ по биологии – это экзамен, который выбирают сами учащиеся. Практика показывает, что учебный предмет биологию выбирают дети как мотивированные на изучение предмета, так и дети, которым просто «что- то надо выбрать», в итоге процент учащихся, выбирающих ОГЭ по биологии каждый год, высокий. Подготовка к ОГЭ по биологии-это целое направление работы в школе. От того как построена данная работа во многом зависит успешность сдачи экзамена.

Поэтому тему своей методической работы считаю актуальной.

Цель данной работы вижу в подборе тех современных педагогических технологий при подготовке к ОГЭ по биологии, которые данную работу сделают наиболее эффективной.

Задачи работы: изучить технологии продуктивного чтения и интеллект- карт как наиболее эффективные при подготовке к ОГЭ по биологии.

Опыт нескольких лет подготовки учащихся к ОГЭ по биологии дает мне возможность обнаружить несколько подводных камней, главные из которых хочу отметить в данной работе:

  1. ОГЭ по биологии – это экзамен по выбору. Выбор этот ребята осуществляют только в 9 классе, и, как правило, многие из них по- прежнему остаются немотивированными, т.е. в группу сдающих биологию попадают учащиеся по принципу - «сдать, что полегче и уйти из школы». И здесь первое разочарование: биология далеко не легкий предмет! А для педагога первый «подводный камень»-ограниченное время на подготовку.

  2. Изучение биологии требует умения работать с огромным количеством информации, ее анализом, осмыслением, выделением главного. Экзамен начинается с чтения и осмысления вопроса, и здесь второй «камень»! Многие учащиеся, даже те, кто имеют хорошие знания по биологии, допускают ошибки только потому, что неверно прочитали вопрос. Другие вообще не понимают прочитанного текста и не могут выделить главное.

  3. Биология – это наука о живых организмах. Поэтому третий «подводный камень» заключается в необходимости уметь работать с изображениями, рисунками, схемами, фотографиями.

Исходя из выше перечисленного, прихожу к трем «китам», на которых строю свою работу при подготовке к ОГЭ.

1.Подготовку к ОГЭ по биологии необходимо проводить на протяжении всего изучения курса биологии с 5 по 9 классы.

Работа на уроках должна быть плодотворной и эффективной, т.к малое количество часов, отводимое на изучение предмета не позволяет пассивно «просиживать» время. Поэтому на уроках применяю различные интерактивные технологии (ИКТ -технологии, разноуровневое обучение, технологии критического мышления), что позволяет улучшить усвоение материала, разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся. На уроках использую задания, аналогичные заданиям ОГЭ. Это мотивирует учащихся на серьезный подход к изучению предмета и нарабатывает навык.

Вторым и третьим китами для меня стала технология продуктивного чтения и прием интеллект- карт.

2. Сегодня ученик сталкивается с огромным количеством информации, а это значит, что он должен не просто уметь читать, а читать осмысленно, продуктивно. В этом помогает технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Светловской. Данная технология приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах, а значит является эффективной при подготовке к ОГЭ по биологии.

Цель данной технологии состоит в формировании умения воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию). Задача: добиться активации мышления и появления познавательного интереса у обучающихся.

3. При обобщении пройденного материала на уроках, или на занятиях при подготовке к ОГЭ, часто требуется проработать много информации, но время, как правило, ограничено. Здесь очень хорошо помогают интеллект-карты.

Прием, разработанный Тони Бьюзеном, называют схематизацией или графическим. Этот прием является эффективным инструментом наглядно структурировать для восприятия самую сложную информацию. Материал эффективно запоминается, если прочитанный текст ребенок представляет в виде, схемы, чертежа, рисунка. Систематизировать и наглядно представить информацию помогает составление таблиц.

При составлении ментальной карты необходимо придерживаться следующих правил:

1. В центре карты выделить тему, предмет, проблему (можно в виде рисунка).

2.     Выделить возможные направления исследования, ключевые идеи.

3.     От центрального изображения проводить ветви к основным идеям, раскрывающим смысл главной идеи.

4.     Линии, идущие от слов, раскрывающие главные идеи, должны быть более тонкими

5.   Для лучшего раскрытия идеи использовать рисунки.

6.     Сначала следует оформить основные идеи, а затем уже их редактировать, перестраивать карту с тем, чтобы сделать ее более понятной и красивой

7. Использовать фломастеры, карандаши разных цветов.

Данную технологию применяю около трех лет. Особо остро применение данной технологии почувствовала весной 2020 года при переходе на дистанционное обучение.

Дистанционное обучение всех нас застало врасплох. Не все учащиеся имели возможность подключения к Интерн сети, поэтому первое время у нас остался только учебник и тетрадь. Что делать? Как быть? Главное, что я понимала, это необходимость заставить учащихся все же прочитать параграф, и не просто прочитать, а понять главное. Поэтому часто домашним заданием было: «Прочитать параграф. Составить конспект-схему содержимого параграфа» или «Прочитать параграф. Основные понятия представить в виде таблицы» или «Прочитать параграф, составить вопросы по теме»

В разных классах с этим заданием справлялись по- разному, но все же многие ребята не справлялись, а просто старательно переписывали текст учебника. По итогам рубежного контроля прихожу к выводу о том, что успеваемость таких детей намного ниже, т.е. материал не усвоен.

С первого сентября 2020года, буквально с 5 класса я учу детей находить информацию в текстах, таблицах, иллюстрациях учебника, и представлять информацию в виде схемы, таблицы. Чаще всего использую следующие приемы: чтение-сравнение, чтение с пометкой, читаем и спрашиваем. Все эти приемы прослеживаются в заданиях ОГЭ. (Приложение №1).

Выводы: технология продуктивного чтения и прием интеллект- карт являются эффективными при подготовке обучающихся к ОГЭ по биологии. Данные технологии необходимо применять на всем протяжении изучения биологии в школе, что сделает процесс подготовки к экзамену более успешным. Как любая, самая эффективная педагогическая технология, она не может в образовательном процессе оставаться единственной, считаю, что здесь тоже должен оставаться индивидуальный подход. Все дети разные: память, мышление- все индивидуально, но моя задача, как педагога, любому учащемуся помочь почувствовать в себе силы, разобраться в сложном материале и, как итог, успешно сдать экзамен.









Приложение


1. Чтение-сравнение.

    Делим тетрадь на две части.

Читая текст, учащиеся в левую часть записывают то, что их удивило, поразило, напомнило о каких -то фактах или вызвало какие- либо ассоциации. В правой части- объяснить, почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

2.Чтение с пометками (ИНСЕРТ)

Информации одного учебника часто бывает не достаточно, поэтому, работая с дополнительным текстом предлагаю ученикам написать на полях карандашом значками информацию по следующему алгоритму:


V    Знакомая информация

!    Новая информация

-    Я думал (думала) иначе

?   Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.

    Этот прием способствует развитию систематичности мышления, развитию умения классифицировать поступающую информацию и развивает умения выделять новое, главное.  Условные знаки развивают внимательность, а чтение становится более увлекательным.

3. Читаем и спрашиваем

Такой подход дает возможность работать в малых группах, развивает речь. Здесь возможно использование разнообразных приемов:

1) Прием «Опиши меня…».

Найти описание объекта, рассматриваемое под микроскопом, визуально представленное на картинке или на слайде презентации, в учебнике.

  2Прием «Паутина». Восстановление целостности текста из его частей.

Биология 9 класс, тема «Способы питания организмов».  

В зависимости от источника пищи гетеротрофы делятся

Гетеротрофами называют организмы, которые нуждаются

для своего питания в органических веществах

биотрофов и сапротрофов

образованных другими организмами

Ответ: Гетеротрофами называют организмы, которые нуждаются для своего питания в органических веществах, образованных другими организмами. В зависимости от источника пищи гетеротрофы делятся на биотрофов и сапротрофов.  

Биология 9 класс «Строение головного и спинного мозга»

Установите последовательность прохождения нервного импульса по дуге безусловного рефлекса:

1.Чувствительный нейрон

2.Двигательный нейрон

3.Вставочный нейрон

4.Рецептор

5.Рабочий орган

Задание № 22 ОГЭ

3) Прием «Перепутанные цепочки»

Выберите все верные утверждения.

Признаки, характерные для представителей класса Хрящевые рыбы?

1. Отсутствуют жаберные крышки;

2)    Большинство представителей – обитатели морской среды;

3)   Имеют плавательный пузырь;

4)    Обитатели морских и пресноводных водоемов;

5)    Отсутствует плавательный пузырь.

     Данный прием готовит к выполнению задания №17,19 в ОГЭ

4) Прием «Практичность теории».

 Биология 8 класс, тема «Витамины».

Задание: Составьте список продуктов питания, в которых содержится максимальное количество витамина С, оформите в виде бюллетеня.

5) Прием «Выбери ответ».

Выберите подходящие ответы из предложенных и закончите предложение.

Биология 8 класс, тема «Строение зубов»

1.   Зуб состоит из корня, шейки и _________.

2.   Плотное вещество зуба называется _________.

3.  Коронка покрыта - ________.

4.  Внутри зуба находится _______________-  рыхлая  волокнистая соединительная ткань с большим количеством кровеносных и лимфатических сосудов, нервных окончаний.

Ответы: зубная эмаль, пульпа, паренхима, коронка, дентин, надкостница.

В ОГЭ это задание №23

Список литературы:


1. Бондаренко С.М., Граник Г.Г., Концева Л.А. «Как учить работать с книгой», М.,1995

2.Дыбленко С.А., Соболева О.В. «Обучение диалогу с текстом: взгляд психолога и взгляд учителя», 2002, №8

3. Кириленко А.А. Биология. Подготовка к ОГЭ -2021. 22 тренировочных вариант по демоверсии 2021 года. 9-й класс; учебно-методическое пособие/ Кириленко А.А., Колесников С.И., Даденко Е.В.. – Ростов н/Д: Легион, 2020

4.Савиков Е.С. «Стандарты второго поколения», М: Просвещение, 2010

5.Тимофеева А.С. - Формирование биологических понятий

6.Образовательные технологии : сб. мат. М. : Баласс, 2012. – 160 с         



























 

Просмотр содержимого презентации
«методич.семинар»

Муниципальный этап Всероссийского конкурса  «Учитель года-2021»   Конкурсное задание «Методический семинар»
  • Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года-2021» Конкурсное задание «Методический семинар»

 

«Использование технологий продуктивного чтения и интеллект-карт как залог успешной сдачи ОГЭ по биологии»

Выполнила:

ДОРОШЕНКО ТАТЬЯНА ГЕННАДЬЕВНА,

учитель химии, биологии МОУ «СОШ п. Бурасы»

Подготовка к ОГЭ по биологии-это целое направление работы в школе.  От того, как построена данная работа, во многом зависит успешность сдачи экзамена   Поэтому тему своей методической работы считаю актуальной . Цель данной работы вижу в подборе тех современных педагогических технологий при подготовке к ОГЭ по биологии, которые данную работу сделают наиболее эффективной. Задачи работы : изучить технологии продуктивного чтения и интеллект - карт как наиболее эффективные при подготовке к ОГЭ по биологии.
  • Подготовка к ОГЭ по биологии-это целое направление работы в школе. От того, как построена данная работа, во многом зависит успешность сдачи экзамена

Поэтому тему своей методической работы считаю актуальной .

  • Цель данной работы вижу в подборе тех современных педагогических технологий при подготовке к ОГЭ по биологии, которые данную работу сделают наиболее эффективной.
  • Задачи работы : изучить технологии продуктивного чтения и интеллект - карт как наиболее эффективные при подготовке к ОГЭ по биологии.
Опыт нескольких лет подготовки учащихся к ОГЭ по биологии дает мне возможность обнаружить несколько «подводных камней», главные из которых хочу отметить в данной работе:
  • Опыт нескольких лет подготовки учащихся к ОГЭ по биологии дает мне возможность обнаружить несколько «подводных камней», главные из которых хочу отметить в данной работе:

1. ОГЭ по биологии - это экзамен по выбору. Выбор этот ребята осуществляют только в 9 классе, и, как правило, многие из них по прежнему остаются немотивированными, т.е. в группу сдающих биологию попадают учащиеся по принципу - «сдать, что полегче и уйти из школы». И здесь первое разочарование: биология далеко не легкий предмет! А для педагога первый «подводный камень» - ограниченное время на подготовку .

2. Изучение биологии требует умения работать с огромным количеством информации, ее анализом, осмыслением, выделением главного. Экзамен начинается с чтения и осмысления вопроса, и здесь второй «камень» ! Многие учащиеся, даже те, что имеют хорошие знания по биологии, допускают ошибки только потому, что не верно прочитали вопрос. Другие вообще не понимают прочитанного текста и не могут выделить главное.

2. Изучение биологии требует умения работать с огромным количеством информации, ее анализом, осмыслением, выделением главного. Экзамен начинается с чтения и осмысления вопроса, и здесь второй «камень» ! Многие учащиеся, даже те, что имеют хорошие знания по биологии, допускают ошибки только потому, что не верно прочитали вопрос. Другие вообще не понимают прочитанного текста и не могут выделить главное.

3. Биология – это наука о живых организмах. Поэтому третий «подводный камень» заключается в том, что необходимо уметь работать с изображениями, рисунками, схемами, фотографиями.

3. Биология – это наука о живых организмах. Поэтому третий «подводный камень» заключается в том, что необходимо уметь работать с изображениями, рисунками, схемами, фотографиями.

«Три кита», на которых строю свою работу при подготовке к ОГЭ. 1. Подготовку к ОГЭ по биологии необходимо проводить
  • «Три кита», на которых строю свою работу при подготовке к ОГЭ.
  • 1. Подготовку к ОГЭ по биологии необходимо проводить

с 5 по 9 классы, применяя на уроках различные интерактивные технологии (ИКТ - технологии, разноуровневое обучение, технологии критического мышления).

2. Технология продуктивного чтения Разработана профессором  Н.Светловской Цель данной технологии – формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию). Задача
  • 2. Технология продуктивного чтения

Разработана профессором  Н.Светловской

Цель данной технологии – формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию).

Задача : добиться появления у обучающихся познавательного интереса и активизации мышления.

Приемы развития и отработки продуктивного чтения:  1.Чтение с пометками (ИНСЕРТ)   При работе с параграфом учебника или дополнительным  текстом предлагаю ученикам написать на полях карандашом значками информацию по следующему алгоритму:      V    Знакомая информация  !    Новая информация     -    Я думал (думала) иначе   ?   Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать  больше. ЗАДАНИЕ ОГЭ №27
  • Приемы развития и отработки продуктивного чтения: 1.Чтение с пометками (ИНСЕРТ)

При работе с параграфом учебника или дополнительным  текстом предлагаю ученикам написать на полях карандашом значками информацию по следующему алгоритму:     V    Знакомая информация

!    Новая информация

    -    Я думал (думала) иначе

  ?   Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать

больше.

  • ЗАДАНИЕ ОГЭ №27
2. Чтение-сравнение.        В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то    фактах,  вызвали какие-либо ассоциации; в правой – написать   лаконичный комментарий: почему именно   этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
  • 2. Чтение-сравнение.
  •     В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то    фактах,  вызвали какие-либо ассоциации; в правой – написать   лаконичный комментарий: почему именно   этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
3. Читаем и спрашиваем
  • 3. Читаем и спрашиваем

Ученики про себя читают предложенный учителем текст или его часть. Затем ученики объединяются в пары, один из них формулирует вопрос, другой – отвечает на него. Далее идет обсуждение вопросов и ответов в классе.

Здесь возможно использование разнообразных приемов:

4. «Опиши меня…».    Найти в учебнике то место, где описывается объект, процесс, явление, представленные визуально: на картинке, в видеофрагменте или в презентации, или объект, рассматриваемый под микроскопом. ЗАДАНИЕ ОГЭ№27
  • 4. «Опиши меня…».
  • Найти в учебнике то место, где описывается объект, процесс, явление, представленные визуально: на картинке, в видеофрагменте или в презентации, или объект, рассматриваемый под микроскопом.
  • ЗАДАНИЕ ОГЭ№27
5. «Паутина»  Восстановление целостности текста из его частей .   Биология 6 класс, тема «Взаимосвязи в природе»
  • 5. «Паутина» Восстановление целостности текста из его частей .
  • Биология 6 класс, тема «Взаимосвязи в природе»

Расположите в правильном порядке стадии зарастания территории после пожара.

1.  Лишайники  2. Мхи   3. Кустарники 

  4. Деревья  5. Травы

ЗАДАНИЕ ОГЭ №22

6. «Перепутанные цепочки»
  • 6. «Перепутанные цепочки»

Выберите все верные утверждения.

Какие признаки характерны для представителей класса Хрящевые рыбы?

1)    Большинство представителей – обитатели морской среды;

2)    Имеется плавательный пузырь;

3)    Отсутствуют жаберные крышки;

4)    Нет плавательного пузыря;

5)    Обитатели морских и пресноводных водоемов.

  ЗАДАНИЯ ОГЭ №17, 19

  7. «Практичность теории»
  •   7. «Практичность теории»

  Биология 9 класс, тема «Центры происхождения культурных растений».

Задание: составить меню на один день из продуктов, полученных на основе растений одного центра происхождения (например, Средиземноморский центр происхождения), оформить в виде бюллетеня.

8. «Выбери ответ»
  • 8. «Выбери ответ»

Выберите подходящие ответы из предложенных и закончите предложение.

Биология 8 класс, тема «Строение зубов»

1.   Каждый зуб имеет корень, сидящий в ячейке челюстной кости, шейку, прикрытую десной, и  _________.

2.   Зуб состоит из плотного вещества -  _________ и прикрыт еще более плотным веществом - ________.

3.  Внутри зуба находится _______________-  рыхлая  волокнистая соединительная ткань с большим количеством кровеносных и лимфатических сосудов, нервных окончаний.

Ответы: зубная эмаль, пульпа, паренхима, коронка, тело, дентин, надкостница, губчатое веществ.

ЗАДАНИЕ ОГЭ № 23

3. Интеллект - карта, или ментальная карта — это визуальное представление мыслей, идей, событий. Этот прием является эффективным инструментом, помогающим наглядно структурировать для восприятия самую сложную информацию.

3. Интеллект - карта, или ментальная карта — это визуальное представление мыслей, идей, событий.

Этот прием является эффективным инструментом, помогающим наглядно структурировать для восприятия самую сложную информацию.

Правила составления ментальной карты:   1 .    Для начала необходимо выделить тему, проблему или предмет и отобразить в центре карты. Можно использовать пояснительный рисунок 2.  Выделить ключевые идеи, возможные направления исследования 3. От центрального изображения проводятся линии (ветви) к основным идеям, раскрывающим смысл центрального изображения или слова 4. Линии, идущие от слов, раскрывающие главные идеи, должны быть более тонкими 5. Необходимо широко использовать рисунки для обеспечения лучшего раскрытия идей и положений 6. Сначала следует оформить основные идеи, а затем уже их редактировать, перестраивать карту с тем, чтобы сделать ее более понятной и красивой                        
  • Правила составления ментальной карты:

1 .    Для начала необходимо выделить тему, проблему или предмет и отобразить в центре карты. Можно использовать пояснительный рисунок

2.  Выделить ключевые идеи, возможные направления исследования

3. От центрального изображения проводятся линии (ветви) к основным идеям, раскрывающим смысл центрального изображения или слова

4. Линии, идущие от слов, раскрывающие главные идеи, должны быть более тонкими

5. Необходимо широко использовать рисунки для обеспечения лучшего раскрытия идей и положений

6. Сначала следует оформить основные идеи, а затем уже их редактировать, перестраивать карту с тем, чтобы сделать ее более понятной и красивой

 

 

 

 

 

 

 

 

  •  
  •  
  •  
  •  
Использование данных методик в моей работе привело к успешной сдаче экзамена по биологии всеми учащимися, выбравшими данный предмет.  Вывод:  технология продуктивного чтения и прием интеллект - карт являются эффективными средствами при подготовке обучающихся к ОГЭ по биологии.  Их применение при изучении биологии в школе сделает процесс подготовки к экзамену более успешным.

Использование данных методик в моей работе привело к успешной сдаче экзамена по биологии всеми учащимися, выбравшими данный предмет.

Вывод:

технология продуктивного чтения и прием интеллект - карт являются эффективными средствами при подготовке обучающихся к ОГЭ по биологии.

Их применение при изучении биологии в школе сделает процесс подготовки к экзамену более успешным.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!