СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурсное задание. Методический семинар.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема моего педагогического опыта: «Глаголом жечь сердца людей»: критический анализ художественных текстов на уроках литературы для развития рефлекторного и творческого мышления учащихся».

Данный семинар можно посмотреть по ссылке:

https://youtu.be/xW-88Qa2RP8

Просмотр содержимого документа
«Конкурсное задание. Методический семинар.»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Максимова С.В.,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ п. Белоярский имени Бабушкина А.М.»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Если вы мне расскажете, я это быстро забуду,

если вы мне напишете, я прочитаю, но тоже забуду,

а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню», -

Жан Жак Руссо

«Куда не влекут способности, не толкай»

Ян Амос Коменский


(Слайды 1 – 3)

Уважаемые коллеги! В рамках методического семинара хочу представить вам обобщённый опыт моей педагогической деятельности.

Тема моего педагогического опыта: «Глаголом жечь сердца людей»: критический анализ художественных текстов на уроках литературы для развития рефлекторного и творческого мышления учащихся». Когда я определялась с содержательной основой работы и выбором темы, мне вспомнились слова из стихотворения А.С. Пушкина «Пророк»: «Глаголом жги сердца людей!». «Жечь» - ключевое слово. Это означает вовсе не уничтожать, не пугать, а чувствовать, ощущать, сопереживать, то есть, «огонь зажечь в душе человека». «Глаголом», значит, словом, и не просто словом, а словом-действием, ибо здесь нет безразличия и инерции, нет равнодушия. Тот, кто несёт правду и истину людям, он действительно «обжигает» не тело, а ранит душу, сердце. Таким образом, правда находит свое прибежище. И поэт выполнил своё назначение – он не солгал, а сообщил истину.

(Слайд 4) И со своими учениками на уроках литературы стараюсь не просто однобоко и скучно изучать художественные произведения по программе. Стремлюсь «расковать немоту мысли», организовывая уроки так, чтобы дети приходили, как на встречи душ и сердец, и сообщали друг другу искренние, честные мысли, которые появляются у них в эту минуту.

Этим и обосновано решение обобщить педагогической опыт по анализу текстов для формирования критического мышления, творческого видения мира. Вижу в этом необходимость и для моих учеников, и для себя.

Важно отметить, что технология развития критического мышления разработана в конце XX века в США (авторы: Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит).

Особенность этого направления состоит в том, что процесс «мыслетворчества», который происходит на уроках, является основой для развития аналитического мышления у учащихся, рефлекторного, как называет критическое мышление Д.Дьюи.

Процесс формирования критического и творческого мышления важен и потому, что он становится отправной точкой более значимого события - формирования человека, формирования его духовного мира, формирования личности.

(Слайд 5) Это актуально и в рамках ФГОС. Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь видеть в реальном мире возникающие трудности и искать различные и рациональные пути их преодоления, четко осознавать, где, когда и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в дальнейшей жизни. Задачи современной школы и каждого учителя – создать условия для личности ребенка максимально самореализоваться.

В качестве «орудия труда» взят текст, художественный текст, так как это самая благотворная почва для самореализации личности. Текст – практика для развития критического мышления. Критическое мышление - умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а способность анализировать информацию, слушать собеседника, делать самостоятельные выводы, умение задавать вопросы, принимать независимые продуманные решения. Мыслить – представлять, воспринимать, стараться обнаружить конкретные связи между нашими действиями и их последствиями, чтобы они стали продолжением других. Действия и события складываются в целостную развивающуюся реальность.

Итак, мышление – это выражение интеллектуального компонента нашего опыта. Целенаправленное действие становится благодаря мышлению. Да и само наличие цели обусловлено мышлением.

(Слайды 6) Если говорить об актуальности опыта, то хочу отметить, что в настоящее время учителя-словесники в своей педагогической деятельности сталкиваются с одинаковыми проблемами, которые не могут оставить равнодушными любого педагога: ученики без особого желания читают тексты по литературе или вообще не читают, у них чаще не развиты творческое мышление, речь, у многих низкая мотивация к познавательной деятельности. И для меня эти проблемы актуальны.

Есть ещё одна проблема. В последние годы разные издательства выпускают краткие содержания произведений русской литературы. Как, например, прочитав в кратком содержании роман Л.Н. Толстого «Война и мир», можно понять богатый мир внутренних переживаний героев и историческую эпоху?

(Слайд 7) Новейшие информационные технологии, подвергающие язык большой опасности, упростили многие трудоёмкие процессы. Естественно, школьник воспользовался такой удачей. Отсюда сложилась ещё проблема.

И что же мы ждём от учеников в этой ситуации? Каких мыслительных процессов? О каком «мыслетворчестве» может вообще идти речь?

Всё вышесказанное и побудило меня на своих уроках литературы попытаться «раскачать, обогреть, расковать» мысли моих учеников, то есть побудить к «мыслетворчеству». Однозначно считаю, что важной и злободневной проблемой является создание условий для развития мышления. Решение данной проблемы я как учитель нахожу через критический анализ художественных текстов.

(Слайд 8) Разрабатывался опыт в русле гуманистической концепции, ведущей идеей которой является «самоактуализация личности путем осознания ребенком особенностей собственного отношения к миру и к себе в этом мире» (ФГОС).

По теории гуманистической педагогики обучение должно быть ориентировано на каждого ученика, при этом необходимо учитывать его индивидуальные возможности и способности. Цель гуманистической педагогики заключается в воспитании разносторонне развитой и самостоятельной личности. Учителю отводится важная роль. Как подчеркивает К. Роджерс, он должен быть самим собой, открытым, честным со своими учениками, быть соучастником познавательного процесса. Учитель создаёт эмоционально комфортную атмосферу, наполненную добротой. Учитель, по мнению П.П. Блонского, должен «быть простым и сердечным в обращении с детьми, быть внимательным к их внутренней жизни», «особенно важно для учителя пробуждать интерес у них к своему предмету, уметь воздействовать на их эмоциональную сторону», а также учитель - сотрудник, организатор, помощник и руководитель ребенка в его собственной работе. В школе ребенок должен не только учиться у учителя, но и упражняться в самостоятельных занятиях.

Гуманистическая педагогика строится на уважительных отношениях сотрудничества учителя и ученика. Именно открытые, доброжелательные отношения стимулируют желание общения в процессе познания, самостоятельность мышления, рефлексию.

(Слайд 9: цели и задачи опыта).

(Слайд 10) Хочу заметить, что идеи К. Роджерса, А.Маслоу и других психологов-гуманистов в области обучения весьма близки идеям Д. Дьюи, Л.С.Выготского. Из этих великих педагогов мне близка идея: чтобы научить свободно высказывать свои взгляды, необходимо научить детей самостоятельно мыслить. Д. Дьюи считал это основной задачей системы образования. Он называл это рефлекторным мышлением. Рефлексия – это последовательный порядок идей, где каждая из них определяет последующую как свое следствие и в то же время основывается на предыдущей. Поток идей, их течение превращается в связь, цепь, нить. Рассуждение является центральным фактором мышления. Каждый человек воспринимает по-своему, он имеет право на собственное суждение, возникающее в результате размышлений. А чтобы появились какие-то рассуждения, необходимо возникновение какого-то вопроса, затруднения, сомнения, проблемы. «Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум… Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления» (Д. Дьюи. Психология и педагогика мышления. – М., 1909 г. с. 3).

Вслед за Д. Дьюи подобные мысли высказывал и Л.С. Выготский: «…В обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить, чем сообщить ему те или иные знания». Он также отмечал важность создания затруднений для ребенка.

Я тоже придерживаюсь этой идеи, где отправными точками для детей становятся сомнения и вопросы, способствующие пробуждению мыслей, так как мышление всегда возникает из затруднения.

(Слайд 11) В качестве примера приведу урок литературы в 8 классе с использованием технологии развития критического мышления по теме «Нравственность в основе поступков героя рассказа Л.H. Толстого «После бала».
Целью урока, помимо анализа рассказа, является стимулирование мыслительной и творческой деятельности обучающихся (работа с ключевыми словами, заполнение сводной таблицы, составление синквейна).
Разработка урока предполагает способствованию личных достижений обучающихся через творческую активность.

(Слайд 12) Стадия «Вызов» (мотивация к учебной деятельности).

Цель: включение в учебную деятельность с помощью использования таких приёмов, как «Ассоциирование», «Словесное рисование», «Кластер», «Верные и не верные утверждения».

(Слайд 13) Включаю музыку П.Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

Ученикам задаю вопросы: где и когда мы можем услышать эту музыку? Какие ассоциации возникают при прослушивании данной музыки? Как эта музыка связана с рассказом «После бала» и т.д.

Учащиеся высказывают предположение, свое мнение о прослушанной музыке, о том, что её можно услышать на балу.

Словесно рисуют атмосферу представленного. Ребята составляют «Кластер» со словом «бал».

Подбирают эпитеты (волшебная, волнующая, воздушная, легкая, добрая , жестокая, грустная и т.д), работают индивидуально.

Учащиеся пытаются представить ту эпоху, которую Л.Н.Толстой отразил в своем рассказе, использую материал, полученный на уроках истории.

(Слайд 14) Стадия «Осмысления».

Цель: организация активного восприятия текста, поддержка усилиями детей степени понимания информации.

Используемые приёмы: «Чтение с остановками» или «Чтение со стопами», составление сюжетных таблиц ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал).

(Слайд 15) На этапе осмысления текста предлагаю учащимся «Чтение с остановками», организуя дискуссию по значимым для прояснения скрытого смысла текста фрагментам. Во время «стопа» идёт обсуждение или коллективный поиск на вопрос темы, ибо без этого разговора нам не понять идейного замысла автора.

Например, первая остановка (до слов «Бал был чудесный»)

Вопросы к классу:
-Каким мы видим Ивана Васильевича?
-Предположите, что произойдёт дальше? И т.д.

(Слайд 16) Стадия «Рефлексия».

Цель – обеспечение закрепления полученных знаний, создание условий, способствующих самостоятельной систематизации материала, соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

(Слайд 17) Приёмы: заполнение таблиц, организация диспута, написание творческих работ, «Синквейн», «Даймонд».

На этапе рефлексии предлагаю учащимся сравнить их предположения до чтения рассказа и после, обозначить части рассказа и выявить приём построения контраст.

Предлагаю написать (в парах) синквейн, представив его для обсуждения.

Таким образом, в результате чтения текста и письменного его осмысления ученики создают продукт своей деятельности, что и предусматривалось типом и целями урока.

Предполагаемые вопросы:

-Случай или среда виновны в том, что мир героя рухнул?

-Что управляет человеком? Что такое нравственность?

-Случай, который может оказать влияние на всю жизнь, или всё-таки среда, которая диктует законы жизни, определяет его жизненный путь?

-Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?

-Что, на ваш взгляд, удалось нам на уроке? И т.д.

Учащиеся дают свои определения слову «контраст», слушают товарищей, взаимодействуют с ними и с учителем, составляют сводную таблицу. Сравнивают отобранный материал, доказывая, что именно контрастное изображение действий помогли передать перелом в душе рассказчика.

Учащиеся в конце урока делают выводы, что Л.Н. Толстой своим произведением выразил не только отношение к обращению с солдатами, но и затронул широкие гуманистические проблемы, которые волновали и волнуют не одно поколение русского общества. В качестве домашнего задания дано написание эссе «Моё мнение о полковнике» или составление стихотворения «Синквейн».

Таким образом, в процессе всего урока на каждой из его стадий мною был определен круг вопросов, которые натолкнули на рассуждения и размышления. Применялись всевозможные приемы технологии развития критического мышления. Дети работали и в группах, и индивидуально, где происходил процесс мышления через критический анализ художественного текста.

(Слайд 18 - 23) На моих уроках литературы процесс мышления даёт свой результат. Происходит обсуждение, «встречи и столкновения» мыслей, сравнение уже имеющегося опыта, учащиеся делятся своими идеями. Атмосфера складывается доброжелательная, что способствует принимать и выслушать высказывания каждого участника обсуждения.

Вот примерно так строятся мои уроки литературы, где анализ текстов позволяет и мне и моим ребятам мыслить творчески, нестандартно, критически, по-своему, где «открытые и честные» вопросы направляют ход мышления, где важно услышать и понять каждого. Одним словом, анализ художественного текста помогает «зажечь огонь в душе», «глаголом жечь сердца людей».

(Слайд 24) Представляемый мною опыт, вероятнее всего, не «открытие Америки». Но считаю, что использование приемов технологии критического мышления через анализ художественного текста может служить средством формирования ключевых компетентностей, формирование личности современного школьника, это удовлетворяет многим требованиям Закона об образовании, а также ФГОС.

Следовательно, именно развитие критического мышления у современных школьников путем проблемного анализа художественных текстов – это самая оптимальная форма взаимодействия с ними, выстраивания с ними работы.

Что принципиально нового несет технология критического мышления? Новизна содержится в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои приемы. Их достаточно много. Рассмотренные и апробированные мною - одни из самых целесообразных.

Сила и оригинальность этой технологии состоит в том, что ее создатели выстроили систему методов и приемов обучения, которые позволяют менять учеников, менять атмосферу занятий, повышать активность на уроке, а также позволяют мыслить самостоятельно и максимально самореализоваться. Поэтому, по критерию новизны, опыт вполне-таки актуален.

(Слайд 25) Сегодня обществу нужны не просто представители разных профессий и специальностей, а люди, умеющие анализировать ситуацию, предвидеть и взвешивать все возможные последствия, чтобы принять верное решение. Это не просто профессиональные умения, но и жизненно необходимые. Это умение не просто мыслить, а мыслить критически, и они необходимы всем. (Слайд 26) Вот и нам необходимо искать компромисс в нынешних условиях образования, чтобы по возможности использовать методологию гуманистической педагогики, личностно-ориентированного подхода. И этот компромисс следует искать в методах, педагогических и информационных технологиях, формах и средствах обучения и, самое главное, в построении отношений между учителем и учащимися на основах гуманизма и человеколюбия.

Достучаться до каждого сердца

Тех, кого ты решился учить,

И откроется тайная дверца

К душам тех, кого смог полюбить!

(Марк Львовский)

Использованная литература

  1. Дьюи Д. Демократия и образование. – М., 2000.

  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. – 1934 (https://pedsovet.su/publ/188-1-0-5564)

  3. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление. Технология развития. – СПб., 2003.

  4. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2008.

  5. Леонтьев А. А. Психология общения. – М., 1997.

  6. Новый взгляд на грамотность. По материалам международного исследования PISA. – 2012, 2013.

  7. Роджерс К., Фрейбрег Дж. Свобода учиться. – М., 2009.

  8. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб., 2005.

www. Criticalthinking. org/icat. html.

  1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

  2. Н.В. Богатенкова Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы Н.В.Богатенкова // Пособие для учителей – СПб.: СПбГУПМ, 2001

  3. Применение приемов и методов технологии развития критического мышления учащихся на уроках истории // Школьное историческое образование: творческий опыт и профессиональные размышления. – СПб.: СПбГУПМ, 1999.

  4. Загашев О., Заир С.И. – Бек, И.В. Муштавинская, «Учим детей мыслить критически», СПб, 2003г., с.156

  5. Муштавинская И.В. Технология развития критичесского мышления на уроке и в системе подготовки учителя. – СПб.: КАРО, 2014.

  6. www//standart.edu.ru



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!