СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурсное задание "Методический семинар"- Пояснительная записка

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурсное задание "Методический семинар" на муниципальный конкурс "Учитель года - 2019". Пояснительная записка.

Просмотр содержимого документа
«Конкурсное задание "Методический семинар"- Пояснительная записка»

Муниципальный конкурс «Учитель года - 2019»

Участник конкурса учитель ОБЖ - Рудь Татьяна Валерьевна

Конкурсное задание – «Методический семинар»



Пояснительная записка



«Жизнь пережить - не поле перейти!»

 А. Н. Апухтин

Жизнь, какой бы сложной она не была временами, замечательна. Недаром мы все дорожим ею. Однако на жизненном пути нам встречается немало опасностей, которые не только портят, но и отнимают жизнь. Ещё вчера обучение в школе осуществлялось в нормативной стратегии, сегодня это уже стратегия развивающего обучения, а завтра… Завтра, вернее уже сегодня, мы должны выпустить в жизнь личность, умеющую существовать в постоянно изменяющихся условиях, социально адаптированную, готовую к профессиональной деятельности в конкурентной среде, личность компетентную.

Некоторые считают, что предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» - дисциплина несерьезная, не может конкурировать с другими предметами. Я считаю, что это не так.

Много лет я работаю учителем ОБЖ, и мой опыт подтверждает, что в нынешней системе образования, пожалуй, нет такого сложного и до конца ещё не освоенного предмета, каким является курс ОБЖ. Жизнь доказывает, что в дальнейшем, после окончания школы, знание некоторых предметов может и не пригодиться, а вот знания, полученные на уроках ОБЖ, применяет на практике каждый. Конечный результат изучения моего предмета не сводится к получению высокого балла на ОГЭ или ЕГЭ. Моя задача – выпустить ребенка в жизнь с определенным багажом знаний по социальной адаптации как вести себя в той или иной чрезвычайной ситуации, как выжить самому и помочь другим. Ведь от грамотных действий может зависеть не только собственное благополучие, но жизнь и здоровье близких людей. Я считаю самым главным – это повышение практической направленности на уроках ОБЖ, и это – одно из направлений моей деятельности.

На данном этапе работы считаю необходимым акцентировать внимание на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ. В современной школе качество преподавания курса ОБЖ зависит не только от профессиональной подготовки учителя, но и умения организовать внеурочную деятельность учащихся, умения налаживать социальное партнерство.

В последние годы актуальность проблемы безопасности жизнедеятельности человека становится все более очевидной. Нередко, мы становимся свидетелями того, что в течение многих лет человек создавал и совершенствовал технические средства с целью обеспечить безопасность и комфортность своего существования, а в результате оказался перед лицом угроз, связанных с производством и использованием техники. Очевидно, что в таких условиях необходима тщательная подготовка всего населения к жизни в ситуациях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение опасности. Действительно, ХХI век - это время природных и техногенных катастроф: взрывы атомных электростанций, смерчи, наводнения, пожары, землетрясения и т. д. Часто, анализируя произошедшее, люди осознают, что им не хватило знаний и навыков, чтобы последствия той или иной катастрофы не были так печальны. Именно поэтому возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности.

Исходя из современных требований, основными целями курса «Основы безопасности жизнедеятельности» являются:

  • формирование и развитие у учащихся высоких морально-психологических качеств,

  • обеспечение психологической устойчивости к опасностям и чрезвычайным ситуациям,

  • воспитание бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью, любви к своей Родине, готовности к ее защите.

Не менее важно воспитание у школьников уверенности в эффективности мероприятий, проводимых в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций, успешной ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также убежденности в необходимости принимать в них посильное участие. Поэтому одной из главных задач школы является передача учащимся специальных знаний, формирования у них умений и навыков, необходимых для безопасной жизнедеятельности. Это возможно в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Одной из главных задач курса является воспитание культуры в области личной безопасности. Изучение курса, позволяет учащимся получить систематизированное представление об опасностях, о прогнозировании и поведении в чрезвычайных и опасных ситуациях, оценить влияние последствий этих ситуаций на жизнь и здоровье людей и выработать алгоритмы безопасного поведения с учетом своих возможностей.

В своей педагогической деятельности большое внимание уделяю общим проблемам: повышению качества знаний, активности, интереса учащихся к предмету и творческой самостоятельности на занятиях по ОБЖ. На протяжении многих лет эти проблемы требовали рассмотрения, изучения и творческого поиска путей их положительного разрешения.

Чтобы развить у школьников способность работать с информацией, научить их самостоятельно мыслить, уметь работать в команде, необходимо использовать различные педагогические технологии. Для развития познавательной активности обучающихся в своей деятельности стараюсь применять технологии, способствующие раскрытию креативности у учащихся, если детям будет интересно, то повысится и качество знаний учащихся.

Задачи, которые я ставлю перед собой:

  • изучить и проанализировать литературу по педагогическим технологиям;

  • рассмотреть технологии, способствующие активизации учебной деятельности учащихся на уроке;

  • дать оценку эффективности применения данных технологий в процессе обучения.

Оптимальной технологией для реализации поставленных задач является, на мой взгляд, технология социального проектирования, в основу которой положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который полу­чается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Именно поэтому в своей практике стараюсь сделать оптимальный выбор форм, методов и средств обучения в зависимости от содержания материала, подготовленности и интересов учащихся, оптимально сочетаю традиционные и инновационные образовательные технологии.

В своей работе я применяю элементы следующих образовательных технологий:

1. Здоровье-сберегающие технологии являются непременной, и на мой взгляд основной составляющей всех моих уроков. При этом, рассматривая здоровье в различных аспектах (физическом, эмоциональном, социальном, личностном, духовном, интеллектуальном), стремлюсь создать на своих уроках комфортные условия, благоприятный психологический и эмоциональный климат.

2. Учитывая актуальность технологии проектного обучения, часто обращаюсь к ней в своей педагогической деятельности. Именно проектная технология помогает активизации познавательной деятельности учащихся и развитию их творческих способностей.

3. Интерактивные технологии – для развития коммуникативных и творческих способностей учащихся, для формирования умения работать в парах и в группе, что очень важно для коллективных видов учебной деятельности. Используемые технологии способствуют повышению интереса детей к предмету, развивают логическое мышление и понимание того, что предмет ОБЖ один из важных в жизни человека.

4. Ситуационное обучение - данный метод призван воспитывать у каждого обучаемого потребности предвидеть возможные опасные жизненные ситуации, научить правильно, анализировать сложившуюся ситуацию и при этом грамотно действовать для сохранения жизни и здоровья.

Данные технологии позволяют мотивировать ребят к изучению курса ОБЖ.

Разрабатываю уроки с опорой на мультимедийные и интерактивные средства обучения, позволяющие в действии показать или смоделировать ту или иную ситуацию, найти из неё выход. Ситуационные задачи и алгоритмы оформляю в виде презентаций, синквейнов, кластеров и т.д.

В системе использую материалы Интернет-ресурсов, что позволяет не только активизировать деятельность учащихся на каждом этапе урока и повысить качество обучения, практически ежедневно получать новые знания в области своей специальности, повышая тем самым уровень своей профессиональной компетентности. Тем самым личным примером показываю ученикам, что, обучая других, учишься сам.

При планировании своей педагогической деятельности я стараюсь придерживаться следующих принципов:

  • создание здоровье-сберегающих условий обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

  • соответствие учебной нагрузки возрастным возможностям ученика;

  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

В результате использования перечисленных технологий в процессе обучения, я наблюдаю следующие результаты:

  • учащиеся проявляют больше осознанности в изучении предмета, стали увереннее в оценках и выводах.

  • как сильные, так и слабые учащиеся охотно принимают участие во всех исследовательских работах.

  • растет качество знаний.

  • растёт рейтинг предмета.

  • реализуются творческие способности учеников через участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах.

Таким образом, формируя осознанность, прочные знания по ОБЖ, я в значительной степени продвигаюсь в решении поставленной проблемы «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ». В связи с эти у учащихся появился интерес для участия в мероприятиях, проводимых в области ОБЖ: школьный тур олимпиад по ОБЖ, районные олимпиады.

Результаты учебной деятельности за последние два года:

Олимпиада по ОБЖ муниципального уровня:

– победители: в 2016 г. - (Полушкина А. – 9 кл.); 2017 г. - (Максименко А. – 8 кл.);

- призёры: 2017 г. – (Хомякова К. – 7 кл. - 2 место; Волкова Е. 9 кл. - 2 место; Вотановская А. – 10 кл. - 2 место).

Поскольку обучение школьников безопасности жизнедеятельности неразрывно связано с формированием нравственных ценностей, патриотического сознания, то гражданско-патриотическое воспитание в нашей школе является одним из приоритетных направлений, которое осуществляется через внеклассные мероприятия.

Ребята активно принимают участие в школьных мероприятиях, а также мероприятиях районного масштаба. Это дни здоровья, участие в мероприятиях в рамках месячника военно-патриотической и спортивной работы, смотрах-конкурсах строя и песни, спортивных состязаниях «Мини-зарница», акции «Георгиевская ленточка», митинге ко Дню Победы и т.д.

В течение всего года, согласно расписанию занятий по ГО и ЧС, в школе проводятся учебно-тренировочные эвакуации. Моя задача, совместно с ответственным по делам ГО и ЧС – научить обучающихся школы действовать в чрезвычайных ситуациях правильно, четко, быстро, слаженно.

В заключение хочу заметить: чтобы заглянуть в будущее, нужно посмотреть на день вчерашний и сегодняшний, и это будет поводом для размышлений, ведь здоровье и безопасность человека - одна из предпосылок счастья и его полноценной жизни. Однако зачастую мы не всегда задумываемся, что представляет наша жизнь для нас самих и наших близких. А ведь она у нас одна. Вот почему необходимо учиться основам личной безопасности, серьезно относиться ко всему, что предлагается программой учебной и внеурочной деятельности по предмету ОБЖ.

Ведь жизнь прожить – не поле перейти.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!