СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурсное задание "Методический семинар" (объяснительная записка)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурсное задание "Методический семинар" состоит из объяснительной записки и презентации.

Просмотр содержимого документа
«Конкурсное задание "Методический семинар" (объяснительная записка)»

О.П.Борисенко

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Использование педагогических технологий и инноваций на уроках русского языка и литературы

«Если ученик в школе не научился творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать», - писал Л.Толстой.

Общеобразовательные школы переходят на Федеральный государственный образовательный стандарт, который помогает учителю   развивать инициативную, творческую личность, способную находить нестандартные решения,  выбирать профессиональный путь, быть готовой к самообразованию в течение всей жизни.   Ученик не должен получать знания в «готовом виде», с помощью грамотно организованной работы учителя, ребенок самостоятельно учится добывать эти знания, а в дальнейшем - применять, развивать, умело их использовать. При этом успешность ребенка оценивается не только его учебными умениями, но и уровнем общего личностного развития.

  Для реализации данной задачи в полной мере ФГОС предусматривает применение в обучении различных педагогических технологий и инноваций. Главный критерий оценки педагогических технологий и инноваций - возможность развивать индивидуальные и познавательные способности каждого ребёнка, максимально выявлять, использовать индивидуальный опыт ребёнка, помочь личности познать себя.

 Современное образование характеризуется поиском новых педагогических возможностей, которые связаны с идеей целостного педагогического процесса как системы, которая опирается на теорию общечеловеческих ценностей, гуманизма, личностно-ориентированного подхода. В педагогике и психологии всё чаще используются понятия «технология», «технология обучения». Поэтому современный учитель выбирает такие формы и методы обучения, где  дети взаимодействуют друг  с другом.

  Какие же технологии я использую на своих уроках? Это технология проблемного обучения, игровые технологии обучения, технологии личностно ориентированного обучения, проектная технология.

Игровые технологии – самые древние технологии в мире. Это способ передачи знаний, мудрости, житейского опыта новому поколению. Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.

Игровые технологии обучения отличаются от других технологий тем, что игра:

  • хорошо знакома, является любимой формой деятельности для людей разного возраста;

  • эффективный способ активизации, в игре легче преодолеваются трудности;

  • позволяет решать вопросы передачи знаний, умений, навыков;

  • в основном коллективная, групповая форма работы, в основе которой находится соревнование;

  • имеет конечный результат; в игре участник получает приз: материальный, моральный, психологичный;

  • имеет чётко поставленную цель.

Требования к подбору игр следующие.

1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Использование игр и игровых ситуаций развивает устойчивый познавательный интерес, помогает учащимся усвоить любой учебный материал. Игровая деятельность может продолжаться весь урок, а можно использовать только элементы.


    Выделяют следующие виды дидактических игр:

  1. Игры-упражнения. На своих уроках я использую кроссворды, ребусы, викторины.

  2.  Игры «Верю - не верю». Используется на различных этапах урока: проверка домашнего задания, рефлексия.

Задаются вопросы по теме. Учащиеся соглашаются либо не соглашаются с утверждениями учителя. Вопросы начинаются с фразы: «Верите ли вы, что…».

  1. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

«Стихотворный бой» на уроке литературы, когда пройдена тема лирики, и класс уже освоил несколько произведений поэзии того или иного поэта. Правила игры просты: команды друг другу по очереди рассказывают по стихотворению, проиграла та команда, чей участник не смог вспомнить стихотворные строки.

«Найди пару»

 Соединить половинки сложных предложений. Выделить среди них главное и придаточное. Побеждает та команда, которая соберет больше предложений.

«Орфоэпический батл». Ученики получают карточки со словами, необходимо правильно произнести слово. Если соперник не правильно произносит слово, карточка переходит сопернику. Побеждает тот, у кого больше соберётся карточек. Игру хорошо проводить в старших классах для подготовки к ГИА.

  1. Ролевые игры. В ролевых играх отрабатывается тактика поведения. Между участниками распределяются роли с обязательным содержанием согласно проблемной ситуации, вынесенной для обсуждения. Это урок-КВН, урок-сказка.

  2. Имитационные игры. В имитационных играх во время урока имитируется деятельность организаций, событий, конкретная работа людей, обстановка, условия, в которых происходят события. Это урок-путешествие, урок-экскурсия.

       Применение игровых технологий позволяет повысить у учащихся интерес к русскому языку и литературе, развить в каждом такие личностные качества, как:

-целеустремлённость,

-сотрудничество,

-умение приходить на помощь товарищу,

- активность.

Ценность таких игр и приёмов заключается в том, что они способствуют снятию напряжения и страха, создают положительный эмоциональный настрой в ходе урока.

Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело…Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра», - утверждал А. С. Макаренко. Трудно не согласиться с Антоном Семёновичем.




Список использованной литературы

1. Граник Г.Г. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1994.
2. Иванова В.А. Тайны слова: занимательная грамматика. Волгоград,1961.
3. Игровые технологии на уроках русского языка. Авт.-сост. В.Н.Пташкина. Волгоград, 2011.

4. Занимательная стилистика. Авт-сост. И.Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. Москва, 1988 г.

5. Энциклопедия педагогических технологий и инноваций/ Автор-составитель Н.П.Наволокова.-Х.:»Основа»,2009

5. Материалы сайта proshkolu.ru

6. Материалы сайта 1 september.ru

7. Материалы сайта  ttps://nsportal.ru/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!