О.П.Борисенко
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Использование педагогических технологий и инноваций на уроках русского языка и литературы
«Если ученик в школе не научился творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать», - писал Л.Толстой.
Общеобразовательные школы переходят на Федеральный государственный образовательный стандарт, который помогает учителю развивать инициативную, творческую личность, способную находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь, быть готовой к самообразованию в течение всей жизни. Ученик не должен получать знания в «готовом виде», с помощью грамотно организованной работы учителя, ребенок самостоятельно учится добывать эти знания, а в дальнейшем - применять, развивать, умело их использовать. При этом успешность ребенка оценивается не только его учебными умениями, но и уровнем общего личностного развития.
Для реализации данной задачи в полной мере ФГОС предусматривает применение в обучении различных педагогических технологий и инноваций. Главный критерий оценки педагогических технологий и инноваций - возможность развивать индивидуальные и познавательные способности каждого ребёнка, максимально выявлять, использовать индивидуальный опыт ребёнка, помочь личности познать себя.
Современное образование характеризуется поиском новых педагогических возможностей, которые связаны с идеей целостного педагогического процесса как системы, которая опирается на теорию общечеловеческих ценностей, гуманизма, личностно-ориентированного подхода. В педагогике и психологии всё чаще используются понятия «технология», «технология обучения». Поэтому современный учитель выбирает такие формы и методы обучения, где дети взаимодействуют друг с другом.
Какие же технологии я использую на своих уроках? Это технология проблемного обучения, игровые технологии обучения, технологии личностно ориентированного обучения, проектная технология.
Игровые технологии – самые древние технологии в мире. Это способ передачи знаний, мудрости, житейского опыта новому поколению. Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.
Игровые технологии обучения отличаются от других технологий тем, что игра:
хорошо знакома, является любимой формой деятельности для людей разного возраста;
эффективный способ активизации, в игре легче преодолеваются трудности;
позволяет решать вопросы передачи знаний, умений, навыков;
в основном коллективная, групповая форма работы, в основе которой находится соревнование;
имеет конечный результат; в игре участник получает приз: материальный, моральный, психологичный;
имеет чётко поставленную цель.
Требования к подбору игр следующие.
1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
Использование игр и игровых ситуаций развивает устойчивый познавательный интерес, помогает учащимся усвоить любой учебный материал. Игровая деятельность может продолжаться весь урок, а можно использовать только элементы.
Выделяют следующие виды дидактических игр:
Игры-упражнения. На своих уроках я использую кроссворды, ребусы, викторины.
Игры «Верю - не верю». Используется на различных этапах урока: проверка домашнего задания, рефлексия.
Задаются вопросы по теме. Учащиеся соглашаются либо не соглашаются с утверждениями учителя. Вопросы начинаются с фразы: «Верите ли вы, что…».
Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
«Стихотворный бой» на уроке литературы, когда пройдена тема лирики, и класс уже освоил несколько произведений поэзии того или иного поэта. Правила игры просты: команды друг другу по очереди рассказывают по стихотворению, проиграла та команда, чей участник не смог вспомнить стихотворные строки.
«Найди пару»
Соединить половинки сложных предложений. Выделить среди них главное и придаточное. Побеждает та команда, которая соберет больше предложений.
«Орфоэпический батл». Ученики получают карточки со словами, необходимо правильно произнести слово. Если соперник не правильно произносит слово, карточка переходит сопернику. Побеждает тот, у кого больше соберётся карточек. Игру хорошо проводить в старших классах для подготовки к ГИА.
Ролевые игры. В ролевых играх отрабатывается тактика поведения. Между участниками распределяются роли с обязательным содержанием согласно проблемной ситуации, вынесенной для обсуждения. Это урок-КВН, урок-сказка.
Имитационные игры. В имитационных играх во время урока имитируется деятельность организаций, событий, конкретная работа людей, обстановка, условия, в которых происходят события. Это урок-путешествие, урок-экскурсия.
Применение игровых технологий позволяет повысить у учащихся интерес к русскому языку и литературе, развить в каждом такие личностные качества, как:
-целеустремлённость,
-сотрудничество,
-умение приходить на помощь товарищу,
- активность.
Ценность таких игр и приёмов заключается в том, что они способствуют снятию напряжения и страха, создают положительный эмоциональный настрой в ходе урока.
Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело…Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра», - утверждал А. С. Макаренко. Трудно не согласиться с Антоном Семёновичем.
Список использованной литературы
1. Граник Г.Г. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1994.
2. Иванова В.А. Тайны слова: занимательная грамматика. Волгоград,1961.
3. Игровые технологии на уроках русского языка. Авт.-сост. В.Н.Пташкина. Волгоград, 2011.
4. Занимательная стилистика. Авт-сост. И.Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. Москва, 1988 г.
5. Энциклопедия педагогических технологий и инноваций/ Автор-составитель Н.П.Наволокова.-Х.:»Основа»,2009
5. Материалы сайта proshkolu.ru
6. Материалы сайта 1 september.ru
7. Материалы сайта ttps://nsportal.ru/