Методический семинар
Подготовила Романенко Анастасия Вячеславовна
учитель изобразительного искусства, технологии и черчения МКОУ «СОШ № 85
имени Героя Советского Союза Н. Д. Пахотищева»
г. Тайшет 2016
«Успех в учении – единственный источник
внутренних сил, рождающий энергию для
преодоления трудностей, желания учиться.»
В. А. Сухомлинский
В практике современной школы учитель нередко сталкивается с проблемой равнодушия к результатам обучения со стороны школьников.
Растёт число детей, характерной особенностью которых является неспособность вступать в открытые доверительные отношения, что, естественно, негативным образом отражается на формировании «Я – концепции» и жизненной позиции в будущем.
У таких учащихся отсутствует самоуважение, они не могут реализоваться в дальнейшем в социуме.
Предмет «Изобразительное искусство» обладает мощным арттерапевтическим эффектом и способствует гармонизации умственной активности.
Кроме того, учащиеся, не демонстрирующие высоких результатов в системе естественно- научного образования, могут почувствовать себя успешными на занятиях искусством, что способствует повышению мотивации познавательной деятельности в целом.
Одним из основных способов формирования успешности на уроках изобразительного искусства является индивидуальный подход к учащимся, что предполагает активный познавательный процесс, в котором проявляются умственные силы ученика, его творческий потенциал, моральные и волевые качества.
А достижение успеха в какой- либо деятельности всегда способствует самоутверждению личности, появлению веры в себя, свои возможности, а значит, и эффективному становлению себя в социуме.
К. Д. Ушинский писал: «Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребёнок не только узнаёт что- то, усваивает материал, но и переживает свой труд, выражает личное отношение к тому, что удаётся и не удаётся… только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребёнок, никогда не познавший радости творчества в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться».
Существуют следующие условия, призванные способствовать успешности ребёнка:
1. Эмпатия, понимание, сопереживание и адекватное восприятие учащегося таким, какой он есть;
2. Безусловное позитивное отношение к обучающемуся;
3. Искренность педагога.
Уроки изобразительного искусства надо строить на совместных эмоционально- чувственных переживаниях педагога и ученика. Занятия изобразительным искусством, как ни один предмет в школе, развивают воображение и фантазию, ориентированы на индивидуальные принципы самовыражения каждого учащегося.
Комплекс педагогических приёмов создания благоприятного эмоционального климата на уроках изобразительного искусства.
- Установление с учащимися партнёрских взаимоотношений.
На уроках должна быть создана атмосфера духовного общения учителя и ученика.
Рекомендуется диалог и индивидуальный подход к каждому ребёнку (например, если у ученика не очень получается нарисовать с соблюдением законов академического рисования, я привожу пример авангардной живописи современных художников и говорю, что существуют разные стили выражения своих чувств через рисунок).
2. Вызов чувств сопереживания, эмпатии у детей при общении с педагогом и сверстниками.
На уроке изобразительного искусства обязательно должна присутствовать атмосфера увлечённости. Её можно привлечь живым словом учителя, постоянных диалогов с учениками, музыкального ряда, зрительных образов, поэтических аналогов, игровых ситуаций. Они все необходимы, чтобы увлечь, расшевелить ребят.
Тогда и будут хорошие результаты художественно- творческой деятельности.
Все работы должны опираться на социокультурный опыт учащихся, их индивидуальные предпочтения, чередование индивидуальной и коллективной деятельности, элементов взаимного обучения, проведения постоянных экспериментов с художественными материалами и техниками.
3.Помощь каждому учащемуся в оптимистическом осознании своих возможностей в достижении успехов в деятельности, преодолении трудностей, решении задач.
На каждом уроке должны быть таблицы, плакаты, карты с образцами выполнения заданий с правильным решением.
Учащиеся должны видеть работы знаменитых художников, а также, работы своих сверстников и одноклассников.
Они должны следовать алгоритму построения различных моделей и уметь любой сложный рисунок раскладывать на простые составляющие его геометрические фигуры.
Так же на самом первом занятии, я ввожу так называемый запрет на высмеивание и жёсткую критику работ своих одноклассников.
Надо сказать, что этот запрет помогает даже самому застенчивому и неуверенному в своих силах ученику, рисовать и не бояться, что его работу могут высмеять
4. Предоставление возможности учащимся проявлять инициативу в различных видах деятельности на уроках изобразительного искусства.
Многовариантность заданий нужна на каждом уроке. «Рисуй так, как ты чувствуешь, как ты видишь. Фантазируй!»
Ребята могут и сами выбирать технику, художественные материалы, которыми выполнять свои работы. Возможно и применение опережающих заданий (узнать значение слова, особенности техники и т.д.)
5. Стимулирование самостоятельности в получении знаний, в овладении новыми способами совершенствования своей творческой деятельности, в самообразовании.
Для этого учащиеся могут искать различную информацию при изучении темы, подготовке домашнего задания и т.д. Хорошо дать провести урок учащимся в качестве «консультанта» или «учителя». Результат – замечательный!
6. Помощь в осознании достигнутых положительных результатов, оценка достижений в присутствии всего коллектива.
На уроке должны быть поставлены краткосрочные и долгосрочные цели, чтобы учащиеся чувствовали себя более комфортно.
Учащиеся должны видеть свои результаты и гордиться собой. Для этого можно порекомендовать им постоянно участвовать в конкурсах, выставках разного уровня.
7. Соблюдение справедливости при оценивании творческих достижений.
Оценка деталей творческой деятельности – это анализ того, что получилось или почему не получилось и постановка цели на будущее.
Причём анализировать деятельность отдельного ученика, не сравнивая его с другими.
Можно порекомендовать совместное оценивание работы учителем и самим учеником собственной работы, выставление совместной оценки.
Все эти приёмы помогают увлечь ребят, зажечь и разбудить их фантазию.
Ребята справедливо учатся оценивать свои результаты, творчески подходить к поставленным задачам, с большим удовольствием участвуют в различных конкурсах и гордятся своими достижениями. Они становятся интересными собеседниками и неплохими знатоками изобразительного искусства.