конспект урока по русскому языку в 4 классе.
Именительный и винительный падежи прилагательных в мужском и среднем роде.
Цели: учащиеся сопоставляют падежные вопросы и окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах, развивают умение определять падеж и проверять безударные окончания имён прилагательных.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
III. Проверка домашнего задания (упр. 286).
Учащиеся зачитывают свои заголовки и получившийся текст; затем проверяется обозначение падежей имен прилагательных.
IV. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
– Мы продолжаем изучение имен прилагательных мужского и среднего рода. Сегодня нам предстоит очень подробно рассмотреть падежные вопросы, окончания прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах, научиться распознавать эти падежи у имён прилагательных.
V. Наблюдение над окончаниями, падежными вопросами имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах.
1. Повторение по таблице (см. урок 86).
– Какие окончания имеют прилагательные мужского рода в именительном падеже? От чего это зависит? Прочитайте правило на с. 7.
– В каком случае прилагательное мужского рода в винительном падеже имеет такие же окончания и отвечает на такой же вопрос, как и в именительном падеже? (В том случае, когда оно в словосочетании и предложении употреблено с неодушевленным существительным.)
– Как распознавать именительный и винительный падеж в этом случае? (По наличию предлога в винительном падеже; если его нет, то по роли в предложении существительного, с которым это прилагательное связано.)
– Может ли прилагательное в именительном падеже употребляться с существительным в винительном падеже или наоборот? (Нет. Падеж прилагательных и существительных, связанных по смыслу, всегда одинаковый.)
– Если прилагательное в винительном падеже употреблено с одушевленным существительным, какое окончание оно имеет? (Как в форме родительного падежа, так как такое же явление мы наблюдали у существительных 2-го склонения мужского рода.)
– Что можете сказать об окончаниях прилагательных среднего рода в именительном и винительном падежах? (Они одинаковые.)
– Почему мы не наблюдаем такого совпадения, как у прилагательных в мужском роде? (Прилагательные среднего рода не употребляются с одушевленными существительными.)
– Как распознать именительный и винительный падежи у прилагательных среднего рода? (По предлогу, если он есть; по роли в предложении существительного, с которым это прилагательное связано.)
2. Упражнение в распознавании именительного и винительного падежей у прилагательных мужского и среднего рода. Запись предложений с комментированием у доски.
Хороший товар сам себя хвалит. На хороший цветок летит и мотылёк. В хороший год – хороший приплод. Хорошее дело два века живёт. Начало хорошее, да конец плохой.
– В каких предложениях очень легко отличить именительный падеж от винительного? (В тех предложениях, где прилагательное употреблено с предлогом.)
– Как поступим в остальных случаях? (Определяем падеж по роли в предложении существительного, с которым прилагательное связано. Если оно является подлежащим, то и существительное, и прилагательное употреблены в форме именительного падежа.)
– Объясните смысл записанных пословиц.
3. Самостоятельная работа (по вариантам).
Вариант I. Выполнение упражнения 289, с. 6–7 (1, 2).
Вариант II. Выполнение упражнения 289, с. 7 (3, 4).
Запись предложений, нахождение главных членов предложения, определение падежа прилагательных.
VI. Самостоятельная работа с учебником.
1. Выполнение упражнения 290, с. 7. Письменные ответы на вопросы.
2. Выполнение разбора слов и предложения из упражнений 289, 290.
Красивый3, перелёт2.
Солнце осветило на поляне высокий дуб4.
VI. Домашнее задание: упражнение 291, с. 8.
VII. Итог урока.
– Что узнали сегодня на уроке о прилагательных мужского и среднего рода?
– Как вы будете различать эти падежи у прилагательных мужского и среднего рода?
– Что показалось трудным на уроке?
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КАРТОЧКАМ
Карточка 1. Списать предложения, вставить пропущенные окончания прилагательных. Проверить себя падежными вопросами. Указать падежи прилагательных.
Больш_ кораблю – большо_ плаванье. В согласн_м стаде волк не страшен. Добр_м семенем поле засевать – никогда нужды не знать. Материнск__ гнев, что весенн__ снег: и много его выпадает, да скоро тает. Не жди лета долг__, а жди лета тёпл__. Собираешься в путь, бери с собой хорош__ спутника.
Карточка 2. Составить и записать предложения с данными словосочетаниями. Выделить окончания прилагательных, проверить вопросом. Указать падеж.
С ближн__ поля, за дальн_м лесом, в сентябрьск__ день, у ярк_ костра, на лесн__ озеро, под стар_м деревом.
Карточка 3. Составить и записать по два предложения с каждым прилагательным, употребив его в прямом и переносном значении. Окончания прилагательных выделить, указать падеж.
Острый, верный, золотой.