«Консалтинг в образовательной организации»
.Проект №1. Анализ консалтинговых услуг в сфере управления образованием.
Вид консалтинговой услуги |
Цель |
Содержание |
Ожидаемые результаты |
Информационно - аналитическая | Предоставление актуальной информации, способствующей принятию решений по проблемам, связанным с развитием ОУ. | сбор, анализ и синтез информации о факторах внешней и внутренней среды объекта консультационной деятельности; сбор информации о стратегии и векторах развития процессов модернизации образования; анализ специфики ОУ и путей реализации государственной политики в сфере образования; сбор, анализ и оценка эффективности возможных решений и альтернатив, проектов, результатов деятельности ОУ | Создание необходимой теоретической и практической информационной базы для решения проблем, связанных с развитием и модернизацией процесса образования в ОУ |
Исследовательская | Критический анализ проблемной ситуации и анализ потенциальных возможностей и угроз. Оценка альтернатив. | выявление противоречий, симптомов, проблем; постановка проблем, построение «дерева проблем» и определение приоритетов в их решении. | Разработка рекомендаций и принятие оптимальных решений, адекватных конкретной проблемной ситуации. |
Проектировочная | Целеполагание и проектирование различных форм взаимодействия между администрацией и коллективом ОУ
| построение «дерева целей», тактическое (ситуационное) и стратегическое; проектирование процессов развития образования; разработка проектов, программ и планов деятельности педагогического и ученического коллективов. | Создание базы конкретных рекомендаций и технологических карт деятельности. |
Организационно -управленческая | Определение и реализация корпоративной и конкурентной стратегии ОУ; Контроль деятельности подразделений, команд (групп) работников ОУ, осуществляющих модернизацию образовательных систем
| разработка комплекса мероприятий операционного характера, функциональных стратегий (информационной, экономической, кадровой); управление проектами на фазе их планирования и подготовки; координация деятельности в течение проекта, ответственность за завершение проекта; создание команд, творческих групп, организация их деятельности для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ, связанных с процессами модернизации образования; мотивирование персонала на участие в инновационных образовательных процессах. | создание оптимальных информационно-методических условий для реализации проектов; создание оптимальных кадровых ресурсов для реализации проектов; создание предметной развивающей образовательной среды и материальных условий. |
Педагогическая | Выявление и осознание актуальных проблем развития ОУ, поиск новых идей, оценка собственных возможностей и ограничений, построение проектов возможных изменений | организация и проведение различных обучающих, развивающих и диагностических мероприятий на основе современных образовательных технологий; контроль за своевременным прохождением курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки членами педагогического коллектива; организация рефлексии деятельности по вопросам модернизации образования экспертиза полученных результатов | Готовность педагогов к качественному выполнению работы в соответствии с современными требованиями, возможность применения полученных знаний и умений в профессиональной деятельности, сформированность новых компетенций, необходимых для реализации новейших стандартов образования, осуществление непрерывного образования. |
Проект №2. Разработка системы управленческо-педагогического консультирования в образовательной организации МБОУ « Карьерновская средняя школа» Сакского района Республики Крым.
Основная цель в разработке системы управленческо-педагогического консультирования в образовательной организации МБОУ « Карьерновская средняя школа» Сакского района Республики Крым направлена на увеличение степени самостоятельности педагога, формирование у него умения осознавать и решать возникшие в профессиональной деятельности затруднения и препятствия. Основная цель управленческой деятельности направлена на увеличение степени самостоятельности педагога, формирование у него умения осознавать и решать возникающие в профессиональной деятельности затруднения и препятствия. Объектом управленческой деятельности должны стать сами затруднения, личностные препятствия в деятельности педагога. Задачи управленческой деятельности: развить позитивную Я – концепцию, научить педагогов самостоятельно принимать решения и осуществлять рефлексию.
Управленческое консультирование – это один из видов квалифицированной помощи со стороны, результативность которого зависит от многих конкретных обстоятельств: степени квалифицированности консультантов, отношения к ним руководителей ОУ, возможностей педагогического коллектива, степени взаимопонимания и взаимодействия консультантов, руководителей школы, педагогов.
Основные задачи в разработке системы управленческо-педагогического консультирования в образовательной организации « Карьерновская средняя школа» Сакского района Республики Крым:
-помощь в формировании и развитии образовательной среды, обеспечивающей эффективные пути в разработке рекомендаций по их реализации;
-помощь выявлению управленческих проблем и решения учебно-воспитательных задач;
-содействие повышению педагогического мастерства;
-помощь в определении содержания управленческой культуры педагогических кадров;
-участие в построении продуктивного процесса инноваций и нововведений.
Основные направления деятельности МБОУ « Карьерновская средняя школа» Сакского района Республики Крым:
-Предметно–методический сервис;
-Мониторинговый сервис;
-Информационный сервис;
-Экспертный сервис (научно-методический аудит);
-Библиотечно-методический сервис.
Ожидаемый результат:
-переход от прямого управления процессом (консультации, беседы) к косвенному, когда администрация ОУ несет ответственность за процесс, а педагог отвечает за намерения и действия.
Добиться реализации поставленной цели можно через осуществление следующих мероприятий:
-Включая членов педагогического коллектива в процесс управления инновациями - создание проектных групп, нацеленных на выполнение социально-значимого заказа для МБОУ « Карьерновская средняя школа» Сакского района Республики Крым. Руководство проектом осуществляется на принципах самоуправления команды и администрации, в принятии решений принимает участие весь коллектив, организована работа педагогами консалтингового центра.
-Внедрение инноваций - создание информационного поля, обеспечение педагогов школы литературой по развитию инновационного потенциала, проведение семинаров, мастер-классов по актуальным проблемам, обеспечение обмена опытом.
Создание инновационной среды в коллективе:
- создание проектных групп творческих мастерских, повышение профессионального мастерства учителей, через систему мастер-классов, круглых столов, через семинары, практикумы, организация взаимодействия уроков, презентаций проектов, творческих отчетов.
-Внесение изменений в структуру методической службы ОУ.
- Стимулирование педагогов к инновационной деятельности:
Материальное поощрение (премии), доплаты, моральное поощрение, представление к наградам.
Доплаты за участие в инновационной, экспериментальной деятельности.
Привлечение педагогов к принятию управленческих решений.
-Постепенное изменение характера нововведений: от локальных актов, до комплексных, касающихся всех сторон деятельности школ.
Выявление проблем и поиск путей решения:
- диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива, установление причин несоответствия желаемого и реального уровней развития инновационной среды, составление программ деятельности педагогического коллектива по дальнейшему развитию инновационного потенциала.
-Администрация школы и педагогический коллектив.
Обучающаяся организация, это организация, которая создает условия для постоянного обучения и совершенствования мастерства всех своих работников и в результате сама также находится в процессе постоянного самосовершенствования. Только в такой организации может иметь место эффективная реализация ФГОС нового поколения.