Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4г. Черняховска Калининградской области»
«Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни »
Учитель начальных классов: Вещикова Е.А.
Цель: определение степени адаптации первоклассников к школьному обучению.
Задачи: выявить основные проблемы, появившиеся у первоклассников в адаптационный период; определить направления дальнейшей работы с учащимися 1-х классов.
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Приспособление (или адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по - настоящему. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5 – 2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше – 3-4 месяца, а то и даже весь учебный год.
Необходимо подвести первые итоги адаптации первоклассников. К концу педагогического консилиума мы должны ответить на вопрос: Успешно ли прошёл первый этап адаптации учащихся 1-х классов?
Общие сведения о 1а классе
Класс | Ф.И.О. классного руководителя | Количество учащихся | Используемый УМК |
мальчики | девочки |
1а | Вещикова Елена Анатольевна | 13 | 18 | «Школа России» |
Итог | | 31 | |
Общие сведения об учащихся 1а класса
Класс | Количество учащихся, посещавших детский сад | Количество учащихся, не посещавших детский сад | Количество учащихся, посещавших подготовительные предшкольные курсы | Количество приезжих детей |
1а | 25 | 6 | 22 | 2 |
Анализ личных дел учащихся 1а класса
Класс | Количество полных семей | Количество неполных семей | Количество льготных категорий |
опека | Только мать | Инд. Обуч. | Живут раздельно |
1а | 22 | 9 | 1 | 8 | 1 | |
Общие сведения об учителе, работающем в 1а классе
Номер п/п | Фамилия, имя, отчество учителя | Преподаваемый предмет | Категория, разряд учителя | Педагогический стаж учителя |
1 | Вещикова Елена Анатольевна | Обучение грамоте Письмо Математика Окружающий мир Технология | I категория | 23 |
Первоклассники обучаются с 8.30, пять дней в неделю с максимальной учебной нагрузкой. Согласно требованиям СанПиН, в целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы учебная нагрузка на первоклассников увеличивается постепенно. В сентябре проводился образовательный модуль «Учимся играя» 3 урока по 35 минут каждый, во второй половине сентября проводится по 3 урока ежедневно по 40 минут каждый, а в остальное учебное время организовываются прогулки, экскурсии, физкультурно-оздоровительные занятия. Со 2 четверти проводится по 4 урока ежедневно по 40 минут каждый. На каждом уроке в первом классе проводится по две - три физкультминутки. Кроме физкультминуток проводится гимнастика для глаз, кистей рук, пальцев. Также в оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к школьной жизни составлено расписание уроков с учётом того, что умственная работоспособность детей в разные дни недели неодинакова. Наибольший объём учебной нагрузки приходится на вторник и среду. В эти дни в расписание включены наиболее трудные предметы. Понедельник и пятница – облегчённые дни в связи с низкой работоспособностью первоклассников. Кроме этого, уроки, требующие большого умственного напряжения (математика, обучение грамоте), согласно расписанию проводятся первыми и вторыми. Уроки по искусству, окружающему миру, по счёту проводятся последними.
Обучение проходится без балльного оценивания знаний. Используется знаковая символика и словесная объяснительная оценка лишь при положительных ответах и активной работе учеников. Хотя не рекомендуется использование знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. Домашнее задание носит рекомендательный характер. Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьника, своеобразие психических процессов ребёнка (памяти, внимания, мышления и др.).
В кабинете, в котором занимается 1а класс, санитарно-гигиенические требования выполняются: это режим проветривания кабинета, освещённость классной комнаты, аккуратность оформления классной доски, после занятий проводится влажная уборка классов, соблюдается питьевой режим.
Из наблюдений за первоклассниками и анализа уроков в первом классе можно сделать некоторые выводы о поведении учеников:
ученики 1-х классов не только знакомы с правилами поведения в школе, но и умеют их соблюдать;
первоклассники знают и соблюдают школьный режим, выполняют требования учителя;
знают правила обращения к учителю, к своим одноклассникам, правила поведения на уроке;
хорошо ориентируются в здании школы: знают, где находится, актовый зал, столовая, медицинский кабинет и др.
Характеристика 1 « А» класса на начало года
На начало учебного года в классе было 31 человек, из них девочек – 18 и мальчиков – 13, одна ученица находится на домашнем обучении..
В классе: 3 ученика- 2008 года рождения, 26 учеников -2009 года, 2010года - 2 ученика.1 опекаемый. Неполных семей-9.Малообеспеченных-14 семей. Многодетных-3.
Из 31 учащегося – 3 читающих бегло, слого- буквенное чтение-3. слоговое чтение -11, буквенное – 8, не читают – 6 .
Во всех семьях обстановка положительная, спокойная, доброжелательная. Родители со вниманием относятся и к учёбе своих детей и к воспитанию. Хочется сказать, что все родители класса с большим вниманием относятся к советам учителя по вопросам воспитания и учебы их детей.
Работа учителя первого класса всегда направлена на сплочение не только ученического коллектива, но и коллектива родителей и поэтому мною были запланированы в основном внутриклассные мероприятия. С помощью родительского комитета были проведены праздники : «День Знаний», «Посвящение в первоклассники». Большую помощь оказывают следующие родители: Казак Е.В., Медведева М.О., Короткова Ю.Н.
Многие дети пришли в школу подготовленными - умеют читать, знают буквы и цифры. Но у некоторых детей низкой мотивация, ведущая деятельность у них игровая.
Дети младшего школьного возраста испытывают потребность в ярких, красочных событиях, которые делают их жизнь радостной. Развивают творчество и фантазию. Чем более разнообразна по форме, по содержанию жизнь ребенка в школе на уроках и во внеурочной деятельности, тем успешнее развиваются творческие способности учащихся, раскрываются сильные стороны, растет его интерес к знаниям, плодотворнее протекает процесс обучения и воспитания. Был проведён конкурс «Осенняя фантазия», конкурс сочинений «Моя семья». Эти конкурсы позволили детям проявить их творческие способности.
Наблюдения за детьми, организация их жизнедеятельности показали, что в целом класс интересен. Дети стремятся многое узнать, сами любят рассказывать о себе и своих наблюдениях, доброжелательно относятся друг к другу, не жалуются, умеют друг с другом договориться и принять спокойно помощь одноклассника. Мальчики стараются с вниманием относится к девочкам. А девочки спокойные, уступчивые, добрые и отвечают взаимностью мальчикам.
Внешний вид всех учащихся соответствует школьным требованиям. Назначены дежурные в классе и в столовой. Дети ответственны, дежурят добросовестно.
Работа направлена на сплочение ученического коллектива, научит детей учиться, трудиться и понимать друг друга.
В первый класс дети пошли в возрасте:
6 лет – 6,4% -2 ч.
7 лет – 84 % -26ч.
8 лет – 9,6%- 3 ч.
Большинство из них (97%) отправилось в школу с удовольствием, с радостным приподнятым настроением.
С каким настроением ходит ребенок в школу сейчас?
а) всегда чем-то недоволен, обижен, рассержен (2%),
б) часто в подавленном настроении, плаксив (2%),
в) безразличен (13%),
г) резкие перепады в настроении (8%),
д) спокоен и уравновешен (38%),
е) находится в основном в приподнятом настроении (37%).
На вопрос "Нравится ли ребенку в школе?" утвердительно ответили 96% опрошенных.
На вопрос "Изменилось ли поведение ребенка после начала посещения школы?" 42% ответили "да", 58% - "нет".
Какова активность ребенка на уроке?
а) замкнут, неактивен (19%),
б) пассивен, невнимателен (8%),
в) не всегда активен, внимателен (10%),
г) редко поднимает руку (9%),
д) спешит отвечать первым, часто ошибается (14%),
е) активен, самостоятелен, достаточно внимателен (41%).
Насколько успешно ребенок усваивает программу?
а) не успевает за темпом урока, допускает много ошибок (12%),
б) неаккуратен, часто ошибается (14%),
в) не достаточно успешен по некоторым предметам (15%),
г) невнимателен, успеваемость нестабильная (26%),
д) заинтересован, редко ошибается (20%),
е) легко усваивает учебный материал, самостоятелен, умеет найти свои ошибки (13%).
Охарактеризуйте поведение ребенка на уроке.
а) играет с игрушками, занимается посторонними делами (3%),
б) неусидчив, болтлив, не всегда реагирует на замечания учителя (10%),
в) скован, молчалив (10%),
г) бывает несобран, замечание учителя мобилизует его на какое-то время (17%),
д) исполнителен, отвлекается иногда (40%),
е) всегда добросовестен, не нарушает дисциплину (20%).
На вопрос "Легко ли ребенок познакомился с одноклассниками, завел новых друзей?" ответили утвердительно 85% опрошенных.
Каковы отношения ребенка со сверстниками?
а) агрессивен, вспыльчив, часто ссорится (3%),
б) очень мало друзей (13%),
в) со многими в приятельских отношениях, но часто ссорится, меняет симпатии (16%),
г) имеет друзей, дружелюбен, но пассивен в отношении со сверстниками (25%),
д) приветлив, иногда обидчив (17%),
е) пользуется авторитетом, общителен, добр, часто помогает слабым (28%).
Как ребенок ведет себя на перемене?
а) часто нарушает дисциплину (26%),
б) пассивен, любит одиночество (10%),
в) не может найти себе занятие (15%), г) поглощен подготовкой к уроку (10%),
д) общается с некоторыми одноклассниками (10%),
е) охотно играет в коллективные игры (30%).
На вопрос "Как вы думаете, зависит ли протекание адаптации к школе от учителя?" подавляющее большинство (81%) ответило "да".
Как Ваш ребенок относится к учителю?
а) игнорирует учителя, иногда даже агрессивен к нему (0),
б) избегает учителя, при нем теряется, смущается (10%),
в) старается быть незаметным, исполнителен, но безынициативен (27%),
г) старательно выполняет требования учителя, боится его осуждения (27%),
д) дорожит расположением учителя, стремится ему угодить (23%),
Е) проявляет дружелюбие, стремится общаться с учителем (33%).
На вопрос "Успешно ли прошла адаптация к первому классу у Вашего ребенка?" утвердительно ответили 94% опрошенных.
Анализ мониторинга
«Готовность первоклассников к школе»
в 1 «А» классе
Методика обследования: «Рисунок человека».
Эта методика направлена на исследование общего уровня умственного развития ребёнка.
Минимальный балл за это задание – 0, максимальный– 26 баллов.
Обучающихся в классе | Выполняли работу | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
30 | 30 | 1 | 21 | 8 |
| | 3,3 % | 70% | 26,7% |
![]()
По методике «Рисунок человека» средний и высокий уровни подготовки продемонстрировали 73.3% обучающихся
Методики обследования: «Графический диктант» .
Эта методика направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания учителя , правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию учителя.
Минимальный балл за это задание – 0, максимальный– 16 баллов.
Обучающихся в классе | Выполняли работу | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
30 | 30 | 10 | 14 | 6 |
| | 33,3% | 46,7% | 20% |
![]()
По методике «Графический диктант» средний и высокий уровни подготовки показали 80% обучающихся. Они хорошо воспринимают и четко выполняют указания взрослого, умеют принимать поставленную задачу. Некоторые возможные причины, обусловившие недостаточно высокий уровень выполнения заданий методики «Графический диктант», кроются в следующем: неготовность следовать за указанием взрослого, проявившаяся в ошибках при выполнении тренировочного узора; проблемы в соблюдении понимаемого правила. В классе имеются первоклассники, справившиеся с диктантом (составлением узоров по описанию), но не справились с продолжением узора. Это трудности предметного характера, не позволившие ученикам успешно справиться с продолжением узора. В предложенной ситуации основная трудность состояла в необходимости повторять счет от одного до нужного числа и учитывать направление линии. Очевидно, что и во время выполнения диктанта дети допускали ошибки, связанные со счетом.
Методика обследования: «Образец и правило»
Методика направлена на выявление уровня организации действий, умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая влияние посторонних факторов.
Минимальный балл за это задание – 0, максимальный– 12 баллов.
Обучающихся в классе | Выполняли работу | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
30 | 30 | 2 | 14 | 14 |
| | 6,6% | 46,7% | 46,7% |
![]()
По методике «Образец и правило» 53,3 % первоклассников успешно справились с заданиями, в которых нужно было одновременно следовать в своей работе образцу и правилу. Основными причинами недостаточно высоких результатов выполнения задания «Образец и правило» можно считать следующие: «потеря» сразу двух условий задания – несформированность самоконтроля, недостаточно сформированное умение различать и сравнивать геометрические фигуры (по числу сторон) могли стать дополнительными причинами трудностей первоклассников в выполнении задания
Методика обследования: «Первая буква».
Методика направлена на выявление умения выделять согласный звук в начале слова. При этом ребёнок должен удерживать поставленную задачу: ориентироваться на начальный звук слова, а не на значение слова.
Минимальный балл за это задание – 0, максимальный– 5 баллов.
Обучающихся в классе | Выполняли работу | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
30 | 30 | 4 | 17 | 9 |
| | 13,3% | 56,7% | 30% |
![]()
С заданиями по методике «Первая буква» успешно справились 7 0% первоклассников
№ п/п | Ф.И. учащихся | Учебные навыки | Отношение к поручениям | Темперамент | Помощь родителей |
1 | Аксютова А. | Учебные навыки сформированы, на уроках не проявляет активности, читает по слогам; математические навыки сформированы, но применяет их медленно | Поручения выполняет | Ответственная, аккуратная, организованная, скромная | Родители проявляют интерес к обучению |
2 | Александравичус А. | Учебные навыки сформированы частично, читать не умеет; в решении математических заданий затрудняется, выполняет работы медленно, часто неправильно | Поручения выполняет | На уроках рассеянный, невнимательный, на переменах бегает | Мать интересуются обучением |
3 | Александровичус Б. | Учебные навыки не сформированы, читать не умеет, не принимает участия в учебном процессе класса. | Поручения выполняет с не охотой. | Замкнутый, с детьми мало общается, пассивный. | Мать интересуются обучением, но оказывают недостаточную помощь |
4 | Аленник Т. | Учебные навыки сформированы очень хорошо, читает целыми словами, математические навыки сформированы, любит петь и рисовать. | Проявляет интереса к классным мероприятиям. Выполняет поручения. | Ответственная, аккуратная, организованная, скромная | Родители принимают активное участие в учебном процессе |
5 | Андросов Е. | Учебные навыки сформированы , читает по слогам, математические навыки сформированы | Поручения выполняет | Уравновешенный, спокойный, скромный | Родители контролируют учебу сына |
6 | Бацалай Е. | Учебные навыки сформированы, читает по слогам, в решении математических заданий не затрудняется | Поручения выполняет добросовестно | Общительная, доброжелательная, на уроках часто отвлекается | Родители оказывают помощь в обучении |
7 | Буданов М. | Учебные навыки сформированы , читает по слогам, математические задания выполняет медленно | Поручения охотно | Спокойный, но нервничает при ответах, застенчивый. | Бабушки чрезмерно опекают, мама работает в другом городе |
8 | Володина Н. | Учебные навыки сформированы , читает целыми словами, осознанно; математические навыки сформированы, но применят их медленно; очень любит рисовать | Поручения выполняет | На уроках активная, аккуратная. | Родители принимают активное участие в учебном процессе |
9 | Волошина В. | Учебные навыки сформированы недостаточно, не читает, математические задания решает , но медленно | Поручения выполняет. | Спокойная, коммуникабельная, доброжелательная, тихая. | Родители проявляют интерес к обучению |
10 | Гетманов Н. | Учебные навыки сформированы хорошо, читает по слогам осознанно; математические навыки сформированы | Поручения выполняет добросовестно | Спокойный, но нервничает при ответах, застенчивый. | Родители принимают участие в обучении |
11 | Гриева К. | Учебные навыки сформированы, на уроках не проявляет активности, читает по слогам; математические задания выполняет | Поручения выполняет частично | Замкнутая, пассивная на уроках, но активная на переменах. | Родители интересуются обучением |
12 | Казак М. | Учебные навыки сформированы очень хорошо, читает целыми словами. самостоятельно решает логические задачи. | Поручения выполняет, стремится участвовать в мероприятиях | Ответственная, переживает за неудачу, спокойная, доброжелательная. На уроках активная, собранная, аккуратная. | Родители принимают активное участие в обучении |
13 | Корнилов А. | Учебные навыки сформированы, читает по слогам, математические задания выполняет быстро ( примеры. задачи), любит разукрашивать картинки | Поручения выполняет | Активный, проявляет доброжелательность, на уроках часто отвлекается | Мать принимает участие в обучении |
14 | Коротков М. | Учебные навыки сформированы хорошо, ему интересно обучаться и общаться с детьми читает словами, осознанно; математические задания выполняет | Ответственный, участвует в мероприятиях , активный на уроках. | Внимательный, общительный, на уроках активный | Родители принимают активное участие в обучении, оказывают помощь сыну |
15 | Любимова Д. | Учебные навыки сформированы, особого интереса к обучению не проявляет, буквенное чтение, математические задания выполняет | Выполняет поручения. | Замкнутая, спокойная, неактивная на уроках, невнимательная | Родители интересуются учебой дочери |
16 | Медведева Д. | Учебные навыки сформированы, математические задания выполняет , читает по слогам | Выполняет поручения. | Спокойная, коммуникабельная, доброжелательная, тихая. | Родители принимают активное участие в обучении и воспитании дочери |
17 | Мисецкая Э. | Учебные навыки сформированы, читает по слогам, проявляет интерес к учебе | Поручения выполняет | Спокойная, рассудительная , коммуникабельная, старательная | Родители принимают участие в обучении |
18 | Митюков Е. | Учебные навыки сформированы, читает по слогам, преобладает игровая деятельность | Поручения выполняет частично | Рассеянный, медлительный, невнимательный, преобладает игровая деятельность, на переменах бегает. | Бабушка и дедушка чрезмерно опекают, мама умерла, а папа проживает в другом городе |
19 | Морозова П. | Учебные навыки сформированы слабо , буквенное чтение, любит разукрашивать картинки | Поручения выполняет | Спокойная, медлительная, на уроках пассивная | Родители интересуются обучением |
20 | Нотченко К. | Учебные навыки сформированы, читает целыми словами осознанно, любит рисовать | Охотно выполняет поручения | Спокойная, неактивная, доброжелательная | Мать интересуется обучением дочери |
21 | Репницин Е. | Учебные навыки сформированы, читает медленно по слогам, математические навыки сформированы | Хорошо справляется с поручениями | Коммуникабельный, спокойный, медлительный, на уроках недостаточно активен | Родители интересуются учебой, контролируют. |
22 | Санина П. | Учебные навыки сформированы, читает по слогам , математические навыки сформированы . Любит рисовать. | Участвует в классных мероприятиях, выполняет разовые поручения. | Спокойная, коммуникабельная, доброжелательная. | Родители интересуются учебой. |
23 | Слоквенко Н. | Учебные и математические навыки сформированы , читает по слогам осознанно. | Поручения выполняет | Рассудительный, спокойный, на уроках неактивен, любит играть в шахматы | Родители проявляют интерес к обучению, оказывают помощь ребенку. |
24 | Соловьев И. | Учебные и математические навыки сформированы недостаточно, читает по буквам | Поручения выполняет | На уроках рассеянный, невнимательный, на переменах бегает | Родители интересуются обучением |
25 | Солопенко А. | Учебные навыки сформированы, читает словами, осознанно, решает логические задания самостоятельно | Проявляет интерес к классным мероприятиям, добросовестно справляется с поручениями | Спокойная, рассудительная , тихая, доброжелательная | Родители интересуются обучением дочери и помогают ей |
26 | Сульдина Л. | Учебные и математические навыки сформированы, читает по слогам и целыми словами | Поручения выполняет хорошо, но не всегда вовремя | Активная, невнимательная, импульсивная | Родители интересуются обучением |
27 | Ткач В. | Учебные навыки не сформированы, читает по буквам , в решении математических заданий затрудняется, выполняет работу медленно, часто неправильно, требует индивидуального подхода | Поручения выполняет частично | На уроках рассеянный, невнимательный, неактивный на переменах бегает, с детьми общается мало | Мать интересуется обучением |
28 | Хардин С. | Учебные и математические навыки сформированы, читает по слогам, любит рисовать | Поручения выполняет хорошо | Уравновешенный, нервничает при ответе на вопросы, на уроках мало активен | Родители интересуются обучением |
29 | Шахян Н. | Учебные навыки сформированы, читать не умеет, математические навыки развиты слабо | Поручения выполняет | Уравновешенная, спокойная, скромная, нервничает при ответах на вопросы | Родители интересуется обучением |
30 | Юревичуте Д. | Учебные навыки сформированы , читает по буквам и слогам, математические навыки частично сформированы | Поручения выполняет добросовестно | Открытая, коммуникабельная, на уроках невнимательна, часто отвлекается | Родители интересуются обучением, контролирует. |
По итогам первой четверти обучающиеся показали следующие результаты.
Предмет | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Чтение | 3 | 10% | 18 | 60% | 9 | 30% |
Письмо | 3 | 10% | 15 | 50% | 12 | 40% |
Математика | 3 | 10% | 16 | 53% | 11 | 37% |
18