СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консилиум "Адаптация первоклассников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консилиум "Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни"

Просмотр содержимого документа
«консилиум "Адаптация первоклассников"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4г. Черняховска Калининградской области»




«Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни »










Учитель начальных классов: Вещикова Е.А.





Цель: определение степени адаптации первоклассников к школьному обучению.

Задачи: выявить основные проблемы, появившиеся у первоклассников в    адаптационный  период; определить направления дальнейшей работы с учащимися 1-х классов.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Приспособление (или адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по - настоящему. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5 – 2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше – 3-4 месяца, а то и даже весь учебный год.

Необходимо подвести первые итоги адаптации первоклассников. К концу педагогического консилиума  мы должны ответить на вопрос: Успешно ли прошёл первый этап адаптации учащихся 1-х классов?

Общие сведения о 1а классе

Класс

Ф.И.О. классного руководителя

Количество учащихся

Используемый УМК

мальчики

девочки

 1а

 Вещикова Елена Анатольевна

 13

18

  «Школа России»

Итог


31


Общие сведения об учащихся 1а класса

Класс

Количество учащихся, посещавших детский сад

Количество учащихся, не посещавших детский сад

Количество учащихся, посещавших подготовительные предшкольные курсы

Количество приезжих детей

 1а

25

6

22

2

Анализ личных дел учащихся 1а класса

Класс

Количество полных семей

Количество неполных семей

Количество льготных категорий

 опека

Только мать 

 Инд.

Обуч.

Живут

раздельно


  1а

22

9

1

8

1

Общие сведения об учителе, работающем в 1а классе

Номер п/п

Фамилия, имя, отчество
учителя

Преподаваемый предмет

Категория, разряд учителя

Педагогический стаж учителя

 1

 Вещикова Елена Анатольевна

Обучение грамоте

Письмо

Математика

Окружающий мир

Технология

I категория

 23

Первоклассники обучаются с 8.30, пять дней в неделю с максимальной учебной нагрузкой. Согласно требованиям СанПиН,  в целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы  учебная нагрузка на первоклассников увеличивается постепенно. В сентябре проводился образовательный модуль «Учимся играя» 3 урока по 35 минут каждый, во второй половине сентября проводится по 3 урока ежедневно по 40 минут каждый, а в остальное учебное время организовываются прогулки, экскурсии, физкультурно-оздоровительные  занятия. Со 2 четверти проводится по 4 урока ежедневно по 40 минут каждый. На каждом уроке в первом классе проводится по две - три физкультминутки. Кроме физкультминуток проводится  гимнастика для глаз, кистей рук, пальцев. Также  в  оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к школьной жизни составлено расписание уроков с учётом того, что умственная работоспособность детей в разные дни недели неодинакова. Наибольший объём учебной нагрузки приходится на вторник и среду. В эти дни в расписание включены наиболее трудные предметы. Понедельник и пятница – облегчённые дни в связи с низкой работоспособностью первоклассников. Кроме этого, уроки, требующие большого умственного напряжения (математика, обучение грамоте), согласно расписанию проводятся первыми и вторыми. Уроки по искусству, окружающему миру, по счёту  проводятся последними.

Обучение проходится без  балльного оценивания знаний. Используется знаковая символика и словесная объяснительная оценка лишь при положительных ответах и активной работе учеников.  Хотя не рекомендуется использование знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. Домашнее задание носит рекомендательный характер. Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьника, своеобразие психических процессов ребёнка (памяти, внимания, мышления  и др.).

В кабинете, в котором занимается 1а класс, санитарно-гигиенические требования выполняются: это режим проветривания кабинета, освещённость классной комнаты, аккуратность оформления классной доски, после занятий проводится влажная уборка классов, соблюдается питьевой режим.

Из наблюдений за первоклассниками и анализа уроков в первом классе можно сделать некоторые выводы о поведении учеников:

  • ученики 1-х классов не только знакомы с правилами поведения в школе, но и умеют их соблюдать;

  • первоклассники знают и  соблюдают школьный режим, выполняют требования учителя;

  • знают правила обращения к учителю, к своим одноклассникам, правила поведения на уроке;

  • хорошо ориентируются в здании школы: знают, где находится, актовый зал, столовая, медицинский кабинет и др.




















Характеристика 1 « А» класса на начало года


На начало учебного года в классе было 31 человек, из них девочек – 18 и мальчиков – 13, одна ученица находится на домашнем обучении..

В классе: 3 ученика- 2008 года рождения, 26 учеников -2009 года, 2010года - 2 ученика.1 опекаемый. Неполных семей-9.Малообеспеченных-14 семей. Многодетных-3.

Из 31 учащегося – 3 читающих бегло, слого- буквенное чтение-3. слоговое чтение -11, буквенное – 8, не читают – 6 .


Во всех семьях обстановка положительная, спокойная, доброжелательная. Родители со вниманием относятся и к учёбе своих детей и к воспитанию. Хочется сказать, что все родители класса с большим вниманием относятся к советам учителя по вопросам воспитания и учебы их детей.

Работа учителя первого класса всегда направлена на сплочение не только ученического коллектива, но и коллектива родителей и поэтому мною были запланированы в основном внутриклассные мероприятия. С помощью родительского комитета были проведены праздники : «День Знаний», «Посвящение в первоклассники». Большую помощь оказывают следующие родители: Казак Е.В., Медведева М.О., Короткова Ю.Н.

Многие дети пришли в школу подготовленными - умеют читать, знают буквы и цифры. Но у некоторых детей низкой мотивация, ведущая деятельность у них игровая.

Дети младшего школьного возраста испытывают потребность в ярких, красочных событиях, которые делают их жизнь радостной. Развивают творчество и фантазию. Чем более разнообразна по форме, по содержанию жизнь ребенка в школе на уроках и во внеурочной деятельности, тем успешнее развиваются творческие способности учащихся, раскрываются сильные стороны, растет его интерес к знаниям, плодотворнее протекает процесс обучения и воспитания. Был проведён конкурс «Осенняя фантазия», конкурс сочинений «Моя семья». Эти конкурсы позволили детям проявить их творческие способности.

Наблюдения за детьми, организация их жизнедеятельности показали, что в целом класс интересен. Дети стремятся многое узнать, сами любят рассказывать о себе и своих наблюдениях, доброжелательно относятся друг к другу, не жалуются, умеют друг с другом договориться и принять спокойно помощь одноклассника. Мальчики стараются с вниманием относится к девочкам. А девочки спокойные, уступчивые, добрые и отвечают взаимностью мальчикам.

Внешний вид всех учащихся соответствует школьным требованиям. Назначены дежурные в классе и в столовой. Дети ответственны, дежурят добросовестно.

Работа направлена на сплочение ученического коллектива, научит детей учиться, трудиться и понимать друг друга.


В первый класс дети пошли в возрасте:
6 лет – 6,4% -2 ч.
7 лет – 84 % -26ч.
8 лет – 9,6%- 3 ч.

Большинство из них (97%) отправилось в школу с удовольствием, с радостным приподнятым настроением.

С каким настроением ходит ребенок в школу сейчас?
а) всегда чем-то недоволен, обижен, рассержен (2%),
б) часто в подавленном настроении, плаксив (2%),
в) безразличен (13%),
г) резкие перепады в настроении (8%),
д) спокоен и уравновешен (38%),
е) находится в основном в приподнятом настроении (37%).

На вопрос "Нравится ли ребенку в школе?" утвердительно ответили 96% опрошенных.

На вопрос "Изменилось ли поведение ребенка после начала посещения школы?" 42% ответили "да", 58% - "нет".

Какова активность ребенка на уроке?
а) замкнут, неактивен (19%),
б) пассивен, невнимателен (8%),
в) не всегда активен, внимателен (10%),
г) редко поднимает руку (9%),
д) спешит отвечать первым, часто ошибается (14%),
е) активен, самостоятелен, достаточно внимателен (41%).

Насколько успешно ребенок усваивает программу?
а) не успевает за темпом урока, допускает много ошибок (12%),
б) неаккуратен, часто ошибается (14%),
в) не достаточно успешен по некоторым предметам (15%),
г) невнимателен, успеваемость нестабильная (26%),
д) заинтересован, редко ошибается (20%),
е) легко усваивает учебный материал, самостоятелен, умеет найти свои ошибки (13%).

Охарактеризуйте поведение ребенка на уроке.
а) играет с игрушками, занимается посторонними делами (3%),
б) неусидчив, болтлив, не всегда реагирует на замечания учителя (10%),
в) скован, молчалив (10%),
г) бывает несобран, замечание учителя мобилизует его на какое-то время (17%),
д) исполнителен, отвлекается иногда (40%),
е) всегда добросовестен, не нарушает дисциплину (20%).

На вопрос "Легко ли ребенок познакомился с одноклассниками, завел новых друзей?" ответили утвердительно 85% опрошенных.

Каковы отношения ребенка со сверстниками?
а) агрессивен, вспыльчив, часто ссорится (3%),
б) очень мало друзей (13%),
в) со многими в приятельских отношениях, но часто ссорится, меняет симпатии (16%),
г) имеет друзей, дружелюбен, но пассивен в отношении со сверстниками (25%),
д) приветлив, иногда обидчив (17%),
е) пользуется авторитетом, общителен, добр, часто помогает слабым (28%).

Как ребенок ведет себя на перемене?
а) часто нарушает дисциплину (26%),
б) пассивен, любит одиночество (10%),
в) не может найти себе занятие (15%), г) поглощен подготовкой к уроку (10%),
д) общается с некоторыми одноклассниками (10%),
е) охотно играет в коллективные игры (30%).

На вопрос "Как вы думаете, зависит ли протекание адаптации к школе от учителя?" подавляющее большинство (81%) ответило "да".

Как Ваш ребенок относится к учителю?
а) игнорирует учителя, иногда даже агрессивен к нему (0),
б) избегает учителя, при нем теряется, смущается (10%),
в) старается быть незаметным, исполнителен, но безынициативен (27%),
г) старательно выполняет требования учителя, боится его осуждения (27%),
д) дорожит расположением учителя, стремится ему угодить (23%),
Е) проявляет дружелюбие, стремится общаться с учителем (33%).

На вопрос "Успешно ли прошла адаптация к первому классу у Вашего ребенка?" утвердительно ответили 94% опрошенных.



Анализ мониторинга

«Готовность первоклассников к школе»

в 1 «А» классе

Методика обследования: «Рисунок человека».

Эта методика направлена на исследование общего уровня умственного развития ребёнка.


Минимальный балл за это задание – 0, максимальный– 26 баллов.


Обучающихся в классе

Выполняли работу

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

30


30

1

21

8



3,3 %

70%

26,7%



По методике «Рисунок человека» средний и высокий уровни подготовки продемонстрировали 73.3% обучающихся






Методики обследования: «Графический диктант» .

Эта методика направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания учителя , правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию учителя.


Минимальный балл за это задание – 0, максимальный– 16 баллов.


Обучающихся в классе

Выполняли работу

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

30


30

10

14

6



33,3%

46,7%

20%



По методике «Графический диктант» средний и высокий уровни подготовки показали 80% обучающихся. Они хорошо воспринимают и четко выполняют указания взрослого, умеют принимать поставленную задачу. Некоторые возможные причины, обусловившие недостаточно высокий уровень выполнения заданий методики «Графический диктант», кроются в следующем: неготовность следовать за указанием взрослого, проявившаяся в ошибках при выполнении тренировочного узора; проблемы в соблюдении понимаемого правила. В классе имеются первоклассники, справившиеся с диктантом (составлением узоров по описанию), но не справились с продолжением узора. Это трудности предметного характера, не позволившие ученикам успешно справиться с продолжением узора. В предложенной ситуации основная трудность состояла в необходимости повторять счет от одного до нужного числа и учитывать направление линии. Очевидно, что и во время выполнения диктанта дети допускали ошибки, связанные со счетом.


Методика обследования: «Образец и правило»

Методика направлена на выявление уровня организации действий, умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая влияние посторонних факторов.


Минимальный балл за это задание – 0, максимальный– 12 баллов.


Обучающихся в классе

Выполняли работу

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

30


30

2

14

14



6,6%

46,7%

46,7%



По методике «Образец и правило» 53,3 % первоклассников успешно справились с заданиями, в которых нужно было одновременно следовать в своей работе образцу и правилу. Основными причинами недостаточно высоких результатов выполнения задания «Образец и правило» можно считать следующие: «потеря» сразу двух условий задания – несформированность самоконтроля, недостаточно сформированное умение различать и сравнивать геометрические фигуры (по числу сторон) могли стать дополнительными причинами трудностей первоклассников в выполнении задания

Методика обследования: «Первая буква».

Методика направлена на выявление умения выделять согласный звук в начале слова. При этом ребёнок должен удерживать поставленную задачу: ориентироваться на начальный звук слова, а не на значение слова.


Минимальный балл за это задание – 0, максимальный– 5 баллов.


Обучающихся в классе

Выполняли работу

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

30


30

4

17

9



13,3%

56,7%

30%


С заданиями по методике «Первая буква» успешно справились 7 0% первоклассников





№ п/п

Ф.И. учащихся

Учебные навыки

Отношение к поручениям

Темперамент

Помощь родителей

1

Аксютова А.

Учебные навыки сформированы, на уроках не проявляет активности, читает по слогам; математические навыки сформированы, но применяет их медленно

Поручения выполняет

Ответственная, аккуратная, организованная, скромная

Родители проявляют интерес к обучению

2

Александравичус А.

Учебные навыки сформированы частично, читать не умеет; в решении математических заданий затрудняется, выполняет работы медленно, часто неправильно

Поручения выполняет

На уроках рассеянный, невнимательный, на переменах бегает


Мать интересуются обучением

3

Александровичус Б.

Учебные навыки не сформированы, читать не умеет, не принимает участия в учебном процессе класса.

Поручения выполняет с не охотой.

Замкнутый, с детьми мало общается, пассивный.


Мать интересуются обучением, но оказывают недостаточную помощь

4

Аленник Т.

Учебные навыки сформированы очень хорошо, читает целыми словами, математические навыки сформированы, любит петь и рисовать.

Проявляет интереса к классным мероприятиям. Выполняет поручения.

Ответственная, аккуратная, организованная, скромная

Родители принимают активное участие в учебном процессе

5

Андросов Е.

Учебные навыки сформированы , читает по слогам, математические навыки сформированы

Поручения выполняет

Уравновешенный, спокойный, скромный

Родители контролируют учебу сына

6

Бацалай Е.

Учебные навыки сформированы, читает по слогам, в решении математических заданий не затрудняется

Поручения выполняет добросовестно

Общительная, доброжелательная, на уроках часто отвлекается

Родители оказывают помощь в обучении

7

Буданов М.

Учебные навыки сформированы , читает по слогам, математические задания выполняет медленно

Поручения охотно

Спокойный, но нервничает при ответах, застенчивый.


Бабушки чрезмерно опекают, мама работает в другом городе

8

Володина Н.

Учебные навыки сформированы , читает целыми словами, осознанно; математические навыки сформированы, но применят их медленно; очень любит рисовать

Поручения выполняет

На уроках активная, аккуратная.

Родители принимают активное участие в учебном процессе

9

Волошина В.

Учебные навыки сформированы недостаточно, не читает, математические задания решает , но медленно

Поручения выполняет.

Спокойная, коммуникабельная, доброжелательная, тихая.

Родители проявляют интерес к обучению

10

Гетманов Н.

Учебные навыки сформированы хорошо, читает по слогам осознанно; математические навыки сформированы

Поручения выполняет добросовестно

Спокойный, но нервничает при ответах, застенчивый.

Родители принимают участие в обучении

11

Гриева К.

Учебные навыки сформированы, на уроках не проявляет активности, читает по слогам; математические задания выполняет

Поручения выполняет частично

Замкнутая, пассивная на уроках, но активная на переменах.

Родители интересуются обучением

12

Казак М.

Учебные навыки сформированы очень хорошо, читает целыми словами. самостоятельно решает логические задачи.

Поручения выполняет, стремится участвовать в мероприятиях

Ответственная, переживает за неудачу, спокойная, доброжелательная. На уроках активная, собранная, аккуратная.

Родители принимают активное участие в обучении

13

Корнилов А.

Учебные навыки сформированы, читает по слогам, математические задания выполняет быстро ( примеры. задачи), любит разукрашивать картинки

Поручения выполняет

Активный, проявляет доброжелательность, на уроках часто отвлекается

Мать принимает участие в обучении

14

Коротков М.

Учебные навыки сформированы хорошо, ему интересно обучаться и общаться с детьми читает словами, осознанно; математические задания выполняет

Ответственный, участвует в мероприятиях , активный на уроках.

Внимательный, общительный, на уроках активный

Родители принимают активное участие в обучении, оказывают помощь сыну

15

Любимова Д.

Учебные навыки сформированы, особого интереса к обучению не проявляет, буквенное чтение, математические задания выполняет

Выполняет поручения.

Замкнутая, спокойная, неактивная на уроках, невнимательная

Родители интересуются учебой дочери

16

Медведева Д.

Учебные навыки сформированы, математические задания выполняет , читает по слогам

Выполняет поручения.

Спокойная, коммуникабельная, доброжелательная, тихая.

Родители принимают активное участие в обучении и воспитании дочери

17

Мисецкая Э.

Учебные навыки сформированы, читает по слогам, проявляет интерес к учебе

Поручения выполняет

Спокойная, рассудительная , коммуникабельная, старательная

Родители принимают участие в обучении

18

Митюков Е.

Учебные навыки сформированы, читает по слогам, преобладает игровая деятельность

Поручения выполняет частично

Рассеянный, медлительный, невнимательный, преобладает игровая деятельность, на переменах бегает.

Бабушка и дедушка чрезмерно опекают, мама умерла, а папа проживает в другом городе

19

Морозова П.




Учебные навыки сформированы слабо , буквенное чтение, любит разукрашивать картинки

Поручения выполняет

Спокойная, медлительная, на уроках пассивная

Родители интересуются обучением


20

Нотченко К.

Учебные навыки сформированы, читает целыми словами осознанно, любит рисовать

Охотно выполняет поручения

Спокойная, неактивная, доброжелательная

Мать интересуется обучением дочери

21

Репницин Е.

Учебные навыки сформированы, читает медленно по слогам, математические навыки сформированы

Хорошо справляется с поручениями

Коммуникабельный, спокойный, медлительный, на уроках недостаточно активен

Родители интересуются учебой, контролируют.

22

Санина П.

Учебные навыки сформированы, читает по слогам , математические навыки сформированы . Любит рисовать.

Участвует в классных мероприятиях, выполняет разовые поручения.

Спокойная, коммуникабельная, доброжелательная.

Родители интересуются учебой.

23

Слоквенко Н.

Учебные и математические навыки сформированы , читает по слогам осознанно.

Поручения выполняет

Рассудительный, спокойный, на уроках неактивен, любит играть в шахматы

Родители проявляют интерес к обучению, оказывают помощь ребенку.

24

Соловьев И.

Учебные и математические навыки сформированы недостаточно, читает по буквам

Поручения выполняет

На уроках рассеянный, невнимательный, на переменах бегает

Родители интересуются обучением

25

Солопенко А.

Учебные навыки сформированы, читает словами, осознанно, решает логические задания самостоятельно

Проявляет интерес к классным мероприятиям, добросовестно справляется с поручениями

Спокойная, рассудительная , тихая, доброжелательная

Родители интересуются обучением дочери и помогают ей

26

Сульдина Л.

Учебные и математические навыки сформированы, читает по слогам и целыми словами

Поручения выполняет хорошо, но не всегда вовремя

Активная, невнимательная, импульсивная

Родители интересуются обучением

27

Ткач В.

Учебные навыки не сформированы, читает по буквам , в решении математических заданий затрудняется, выполняет работу медленно, часто неправильно, требует индивидуального подхода

Поручения выполняет частично

На уроках рассеянный, невнимательный, неактивный на переменах бегает, с детьми общается мало

Мать интересуется обучением

28

Хардин С.

Учебные и математические навыки сформированы, читает по слогам, любит рисовать

Поручения выполняет хорошо

Уравновешенный, нервничает при ответе на вопросы, на уроках мало активен

Родители интересуются обучением

29

Шахян Н.

Учебные навыки сформированы, читать не умеет, математические навыки развиты слабо

Поручения выполняет

Уравновешенная, спокойная, скромная, нервничает при ответах на вопросы

Родители интересуется обучением

30

Юревичуте Д.

Учебные навыки сформированы , читает по буквам и слогам, математические навыки частично сформированы

Поручения выполняет

добросовестно

Открытая, коммуникабельная, на уроках невнимательна, часто отвлекается

Родители интересуются обучением, контролирует.


По итогам первой четверти обучающиеся показали следующие результаты.


Предмет

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Чтение

3

10%

18

60%

9

30%

Письмо

3

10%

15

50%

12

40%

Математика

3

10%

16

53%

11

37%


18