Конспект занятия.
Тема: Декоративное рисование «Бело-синее чудо в круге».
Цели:
Развивать умение составлять эскиз узора из декоративных цветов, листьев для украшения тарелки.
Продолжить формирование навыков работы художественными материалами (кистью и красками, фломастером)
Познакомить учащихся с Гжельской керамикой, особенностью росписи.
Воспитывать аккуратность при работе с акварелью;
Корректировать мелкую моторику рук, внимание.
Ход занятия:
1.Сообщение темы урока.
«Бело-синее чудо в круге» - так звучит тема нашего занятия, мы будем составлять узор по мотивам Гжели для украшения тарелочки.
Родина Гжели – Московская область. Слово «Гжель» пришло к нам из старины и обозначает “жечь, обжигать”. Издавна этот край был богат залежами гончарных глин.
Инструмент живописца – кисточки, стеклянная палитра, шпатель для смешивания красок, баночка с окисью кобальта.
Кобальт – особая керамическая краска,
чёрный как сажа порошок и ярко
синяя после обжига.
Изделия, прошедшие обжиг, расписывает живописец. Гжельская роспись считается подглазурной, т.е. расписывается сначала просто обожженный черепок, после нанесения рисунка изделие окунают в глазурь и отправляют снова в печку при - 1350˚. Там глазурь делается прозрачной как стекло, а кобальт меняет цвет.
Каждое изделие расписывается вручную.
Художник ставит свою подпись на каждом изделии.
Из глубины веков до наших дней,
Стараньем мастеров умелых,
Русь украшает чудо-Гжель.
Узором синим в платьях белых.
Гжельский фарфор - это вазы, предметы для сервировки, украшения стола и интерьера, сервизы, а также разнообразные сувениры.
2.Особенности гжельской росписи.
Традиционная роспись фарфора - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты.
Основные элементы гжельской росписи – линии, точки, бордюры, капельки,
усики, ягодки, листочки, мазки с тенью.
Мастерица набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладёт мазок на поверхность сосуда. Получаются переходы от светлого к тёмному.
3.Физминутка для глаз.
4. Практические рекомендации по выполнению росписи тарелочки.
Начинаем роспись с центра, обычно он украшается большим цветком.
Листочки изображаем путем прикладывания кисти.
Не забывайте в своей работе использовать палочку - тычок, им можно быстро нарисовать кружочки, цветочки ягодки.
Тонкие усики, травинки, штрихи можно нарисовать фломастером.
Акварелью работаем аккуратно.
5. Самостоятельная работа.
- А сейчас придумайте узор, используя различные приемы, которые мы рассмотрели, и нанесите его на тарелочку. Начинаем писать с крупных элементов, которые будут располагаться в центре. Узор может состоять из одного цветка. Можно нарисовать еще стебель и листья. Бордюры нужны, чтобы оформить изделие, сделать его красочным и выразительным.
6. Выставка, просмотр и оценка работ.
- Посмотрите, какая красота родилась под вашей кистью, какие сказочно красивые узоры и это притом, что в росписи используется всего один цвет – синий.
7.Закрепление изученного материала.
1.Название промысла -- Гжель
2.Основной цвет гжельской росписи --синий
3.Элемент росписи –листок
4.Инструмент художника – кисть
5.Приём работы кистью – мазок
6.Керамика, покрытая глазурью -майолика
8. Рефлексия.
Выразите в цвете свое настроение на уроке.