Государственное учреждение образования
«Средняя школа №5 г. Молодечно»
План – конспект
урока по русской литературе в 7 «Б» классе по теме:
«А.С. Пушкин "Капитанская дочка". Историческая основа повести»
( Технология учебного проекта)
Подготовила:
Беляева Г.Ф.,
учитель русского языка
и литературы
Молодечно 2016
А.С. Пушкин "Капитанская дочка". Историческая основа повести
Форма урока: урок-исследование в системе учебного проекта.
Цели урока:
Выяснить причины обращения А.С. Пушкина к истории, какие проблемы истории волновали писателя.
Ознакомить с историей создания произведения.
Рассмотреть образ Пугачёва на основе сопоставления исторического прототипа и его художественного воплощения.
Развивать познавательные и творческие способности учащихся, умение работать в исследовательских группах.
Способствовать воспитанию интереса к историческим корням литературы.
Методические приёмы: сообщения учителя и учащихся, беседа, самостоятельная работа с карточками.
Использование образовательных технологий: технология учебного проекта.
Подготовка к проектной деятельности
Действия учителя для создания условий достижения запланированных результатов:
1) разделить класс на 5 групп, распределить между ними деятельность.
2) составить список литературы для ознакомления.
3) предоставить активные ссылки на интернет-ресурсы для начального поиска информации.
4) помочь распределить обязанности в группе, составить план работы и схему отчёта о выполнении задания.
5) организовать и проконтролировать выполнение работы по плану.
6) давать необходимые консультации во время проработки материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания учащихся. Целеполагание).
II. Вступительное слово учителя. Беседа по вопросам с учащимися.
– Вы уже знаете, что А.С. Пушкин не только поэт, но и прозаик.
Вопрос: Какие произведения А.С. Пушкина в прозе вам известны?
– Многим из вас запомнился "Дубровский” - роман о "благородном разбойнике”, его трагической судьбе, связавшей дворянина-помещика и его крепостных крестьян в борьбе за справедливость, а главное – о его романтической любви к Маше Троекуровой. Дома вы читали и повесть, над которой нам вместе предстоит поразмышлять, - "Капитанская дочка”.
- Похож ли ее герой и сюжет на роман о Владимире Дубровском?
– Вы правильно назвали основные сходства и различия, хотя можно найти и другие. Но вот что интересно. Эти произведения написаны один за другим. 6 февраля 1833 г. Пушкин дописал 19 главу "Дубровского”, на которой работа остановилась (роман остался незаконченным), а 7 февраля обратился за разрешением ознакомиться с архивными документами по делу Пугачева.
Что же заставило писателя изменить свои планы?
Может быть, ответ в том, что возобладал интерес к историческим событиям, которыми насыщена "Капитанская дочка” и которых нет в "Дубровском”?
Ведь мы знаем, что Пушкин давно проявлял интерес к историческому прошлому России.
- Какие произведения Пушкина, связанные с историей России, вы знаете?
– Но Пушкин не только писал произведения на исторические темы, он фактически был историком в прямом смысле слова. В 1830-е годы по поручению Николая I он работал над историей Петра Великого, а в 1834 г. закончил труд "История Пугачева”, который по указанию Николая I вышел под названием "История пугачевского бунта”.
Послушаем, что известно о работе Пушкина над материалами о пугачевском восстании.
III. Выступления участников групп по изучаемой проблеме с подготовленными сообщениями.
1.Сообщение первой группы «Эпоха царствования Екатерины II».
Ученики с помощью учителя резюмируют сообщение, оценивают его содержание, тезисно формулируют главные мысли. Тезисы записывают в тетрадь.
- Итак, мы имеем представление о деятельности Екатерины II, о положении крепостных крестьян. Одним из крестьянских бунтов в то время было восстание под предводительством Емельяна Пугачева, получившее название Пугачевского бунта. Давайте послушаем следующее сообщение, посвященное этой теме.
2. Сообщение второй группы «Причины Пугачевского бунта».
Ученики с помощью учителя резюмируют сообщение, оценивают его содержание, тезисно формулируют главные мысли. Тезисы записывают в тетрадь.
- Об этом бунте, о том времени Пушкин и написал в своей повести «Капитанская дочка». Что послужило причиной написания этого произведения, какая работа предшествовала его появлению – давайте послушаем третье сообщение.
3.Сообщение третьей группы «История создания произведения «Капитанская дочка».
Ученики с помощью учителя резюмируют сообщение, оценивают его содержание, тезисно формулируют главные мысли. Тезисы записывают в тетрадь.
- Давайте попытаемся сравнить исторические события с литературными, доказать, что повесть имеет историческую основу. Сравним в двух произведениях А.С.Пушкина – «История Пугачева» и «Капитанская дочка» .
4. Четвертая группа зачитывает отрывки указанных произведений, где описан образ Пугачева. Класс сравнивает отрывки и приходит к выводу о сходности образов.
5. Пятая группа показывает на карте и даёт краткую характеристику местности, где происходили описываемые события «Капитанской дочки»
III. Физкультминутка
IV.Самостоятельная работа.
Учащиеся работают с раздаточным материалом.
Карточка 1
1.Какая тема интересовала Пушкина особо в 1832-1836-х годах? Назвать произведения, которые стали художественным воплощением этой темы.
2. Как назывался труд Пушкина-историка? Дата окончания работы
3. Когда и куда предпринимает Пушкин поездку, связанную со сбором материала о пугачевском восстании?
4. Какие исторические события легли в основу «Капитанской дочки»?_
Карточка 2
Когда вышла в свет повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
Каким изображен Пугачев в повести Пушкина?
Сформулируйте основную тему произведения. Какие проблемы затрагивает Пушкин в повести?
Соотнесите (запишите название) иллюстрации с эпизодами повести.
V. Рефлексия
- Почему повесть имеет историческую основу?
- Так какое же место в так непохожих трактовках – народной и дворянской – Пугачёва занимает пушкинская точка зрения?!
- Как же соотносятся историческая правда и вымысел в повести, каков он – настоящий Пугачёв?
- Как вы считаете, важна ли эта проблема в наше время?
- «Капитанская дочка» оказалась своеобразным «завещанием» Пушкина. Открывая читателю всю свою выстраданную правду о русском народе и русском бунте, писатель призывал задуматься над коренными вопросами развития России и судьбы русского народа. «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» - предостерегающе восклицает поэт.
Сейчас идет очень напряженный период времени, когда конфликты вспыхивают ежедневно и ежечасно. И поэтому очень важно осознать, что любая острая ситуация, любой острый конфликт может быть разрешен, если человеческие отношения строятся на доброте, гуманности, милосердии и взаимоуважении.
Уроки Пушкина, уроки далекого прошлого, не должны пропасть даром. Таким образом, загадки романа- это загадки жизни , которую Пушкин учит нас видеть и понимать.
VI. Подведение итогов
Учащиеся вместе с учителем проговаривают поставленные в начале урока цели и делают выводы по уроку, опираясь на наводящие вопросы учителя. Акцентируют внимание на том, что поставленная и записанная ими цель в начале урока была выполнена.
VII. Домашнее задание
Перечитайте главы 1-5 повести “Капитанская дочка”
Нарисуйте словесные иллюстрации к понравившимся эпизодам.
Составьте цитатный план на тему “От Гринёва-недоросля до Гринёва-жениха”.
Спасибо всем за урок!