СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект «А.С. Пушкин "Капитанская дочка". Историческая основа повести»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "А.С.Пушкин. "Капитанская дочка". Историческая основа повести " ( технология учебного проекта)

Просмотр содержимого документа
«Конспект «А.С. Пушкин "Капитанская дочка". Историческая основа повести»»

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №5 г. Молодечно»











План – конспект

урока по русской литературе в 7 «Б» классе по теме:

«А.С. Пушкин "Капитанская дочка". Историческая основа повести»

( Технология учебного проекта)











Подготовила:

Беляева Г.Ф.,

учитель русского языка

и литературы

















Молодечно 2016

А.С. Пушкин "Капитанская дочка". Историческая основа повести

Форма урока: урок-исследование в системе учебного проекта.

Цели урока:

  • Выяснить причины обращения А.С. Пушкина к истории, какие проблемы истории волновали писателя.

  • Ознакомить с историей создания произведения.

  • Рассмотреть образ Пугачёва на основе сопоставления исторического прототипа и его художественного воплощения.

  • Развивать познавательные и творческие способности учащихся, умение работать в исследовательских группах.

  • Способствовать воспитанию интереса к историческим корням литературы.

Методические приёмы: сообщения учителя и учащихся, беседа, самостоятельная работа с карточками.

Использование образовательных технологий: технология учебного проекта.

Подготовка к проектной деятельности

Действия учителя для создания условий достижения запланированных результатов:

1) разделить класс на 5 групп, распределить между ними деятельность.

2) составить список литературы для ознакомления.

3) предоставить активные ссылки на интернет-ресурсы для начального поиска информации.

4) помочь распределить обязанности в группе, составить план работы и схему отчёта о выполнении задания.

5) организовать и проконтролировать выполнение работы по плану.

6) давать необходимые консультации во время проработки материала.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания учащихся. Целеполагание).

II. Вступительное слово учителя. Беседа по вопросам с учащимися.

– Вы уже знаете, что А.С. Пушкин не только поэт, но и прозаик.

Вопрос: Какие произведения А.С. Пушкина в прозе вам известны?

– Многим из вас запомнился "Дубровский” - роман о "благородном разбойнике”, его трагической судьбе, связавшей дворянина-помещика и его крепостных крестьян в борьбе за справедливость, а главное – о его романтической любви к Маше Троекуровой. Дома вы читали и повесть, над которой нам вместе предстоит поразмышлять, - "Капитанская дочка”.

- Похож ли ее герой и сюжет на роман о Владимире Дубровском?

– Вы правильно назвали основные сходства и различия, хотя можно найти и другие. Но вот что интересно. Эти произведения написаны один за другим. 6 февраля 1833 г. Пушкин дописал 19 главу "Дубровского”, на которой работа остановилась (роман остался незаконченным), а 7 февраля обратился за разрешением ознакомиться с архивными документами по делу Пугачева.

Что же заставило писателя изменить свои планы?

Может быть, ответ в том, что возобладал интерес к историческим событиям, которыми насыщена "Капитанская дочка” и которых нет в "Дубровском”?

Ведь мы знаем, что Пушкин давно проявлял интерес к историческому прошлому России.

-  Какие произведения Пушкина, связанные с историей России, вы знаете?

– Но Пушкин не только писал произведения на исторические темы, он фактически был историком в прямом смысле слова. В 1830-е годы по поручению Николая I он работал над историей Петра Великого, а в 1834 г. закончил труд "История Пугачева”, который по указанию Николая I вышел под названием "История пугачевского бунта”.

Послушаем, что известно о работе Пушкина над материалами о пугачевском восстании.

III. Выступления участников групп по изучаемой проблеме с подготовленными сообщениями.

1.Сообщение первой группы «Эпоха царствования Екатерины II».

Ученики с помощью учителя резюмируют сообщение, оценивают его содержание, тезисно формулируют главные мысли. Тезисы записывают в тетрадь.

- Итак, мы имеем представление о деятельности Екатерины II, о положении крепостных крестьян. Одним из крестьянских бунтов в то время было восстание под предводительством Емельяна Пугачева, получившее название Пугачевского бунта. Давайте послушаем следующее сообщение, посвященное этой теме.

2. Сообщение второй группы «Причины Пугачевского бунта».

Ученики с помощью учителя резюмируют сообщение, оценивают его содержание, тезисно формулируют главные мысли. Тезисы записывают в тетрадь.

- Об этом бунте, о том времени Пушкин и написал в своей повести «Капитанская дочка». Что послужило причиной написания этого произведения, какая работа предшествовала его появлению – давайте послушаем третье сообщение.

3.Сообщение третьей группы «История создания произведения «Капитанская дочка».

Ученики с помощью учителя резюмируют сообщение, оценивают его содержание, тезисно формулируют главные мысли. Тезисы записывают в тетрадь.

- Давайте попытаемся сравнить исторические события с литературными, доказать, что повесть имеет историческую основу. Сравним в двух произведениях А.С.Пушкина – «История Пугачева» и «Капитанская дочка» .

4. Четвертая группа зачитывает отрывки указанных произведений, где описан образ Пугачева. Класс сравнивает отрывки и приходит к выводу о сходности образов.

5. Пятая группа показывает на карте и даёт краткую характеристику местности, где происходили описываемые события «Капитанской дочки»

III. Физкультминутка

IV.Самостоятельная работа.

Учащиеся работают с раздаточным материалом.

Карточка 1

1.Какая тема интересовала Пушкина особо в 1832-1836-х годах? Назвать произведения, которые стали художественным воплощением этой темы.

2. Как назывался труд Пушкина-историка? Дата окончания работы

3. Когда и куда предпринимает Пушкин поездку, связанную со сбором материала о пугачевском восстании?

4. Какие исторические события легли в основу «Капитанской дочки»?_

Карточка 2

  1. Когда вышла в свет повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

  2. Каким изображен Пугачев в повести Пушкина?

  3. Сформулируйте основную тему произведения. Какие проблемы затрагивает Пушкин в повести?

  4. Соотнесите (запишите название) иллюстрации с эпизодами повести.

V. Рефлексия

- Почему повесть имеет историческую основу?

- Так какое же место в так непохожих трактовках – народной и дворянской – Пугачёва занимает пушкинская точка зрения?!

- Как же соотносятся историческая правда и вымысел в повести, каков он – настоящий Пугачёв?

- Как вы считаете, важна ли эта проблема в наше время?

- «Капитанская дочка» оказалась своеобразным «завещанием» Пушкина. Открывая читателю всю свою выстраданную правду о русском народе и русском бунте, писатель призывал задуматься над коренными вопросами развития России и судьбы русского народа. «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» - предостерегающе восклицает поэт.

Сейчас идет очень напряженный период времени, когда конфликты вспыхивают ежедневно и ежечасно. И поэтому очень важно осознать, что любая острая ситуация, любой острый конфликт может быть разрешен, если человеческие отношения строятся на доброте, гуманности, милосердии и взаимоуважении.

Уроки Пушкина, уроки далекого прошлого, не должны пропасть даром. Таким образом, загадки романа- это загадки жизни , которую Пушкин учит нас видеть и понимать.

VI. Подведение итогов

Учащиеся вместе с учителем проговаривают поставленные в начале урока цели и делают выводы по уроку, опираясь на наводящие вопросы учителя. Акцентируют внимание на том, что поставленная и записанная ими цель в начале урока была выполнена.

VII. Домашнее задание

  • Перечитайте главы 1-5 повести “Капитанская дочка”

  • Нарисуйте словесные иллюстрации к понравившимся эпизодам.

  • Составьте цитатный план на тему “От Гринёва-недоросля до Гринёва-жениха”.



Спасибо всем за урок!




























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!