Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Кадификаторы | Коррекционная работа |
1. Мотивация к деятельности. Цель: организовать направленное внимание на начало урока; проверка готовности рабочего места; создания положительного настроя обучающегося на занятии. | Приветствие, проверка готовности рабочих мест. Создание положительного настроя на занятие. -Здравствуйте ребята. -Посмотрите пожалуйста на доску и по очереди назовите мне, что изображено на картинках. (Бал, зола, фея, туфелька, принц). Как вы думаете, о какой сказке нам напомнили эти картинки? («Золушка») (Появляется изображение Золушки) -А вы помните сказку про Золушку? Почему ей жилось нелегко? Куда она мечтала попасть? (злая мачеха не давала ей отдыхать, всегда давала ей поручения. Золушка хотела попасть на бал.) - Злая мачеха не отпускала бедную Золушку на бал. Какое было настроение у Золушки? Покажите. - Правильно! Вот и на этот раз у Золушки много поручений, а она так хочет попасть на бал! Поможем Золушке справиться с делами! Злая мачеха оставила ей задания. За каждое правильно выполненное задание вы получите часть рисунка, из которых мы потом соберем карету для золушки. Вы готовы помочь Золушке? | Рассматривают изображения,проводят сравлительнй анализ, отвечают на вопросы. | Л 2.1Л 5.3 К 1.2 К 1.3 К 1.5 К 3.3 | Настроить ребенка на занятие. Способствовать созданию благоприятного психологического климата. |
3. Логопедическая зарядка Цель: Подготовка артикуляционного аппарата к дальнейшей речевой работе, выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения, развитие фразовой речи на плавном выдохе, работа по подвижности артикуляционного аппарата. Формирование дыхательного аппарата. Закреплять произношение звука Л в чистоговорках. | Дыхательная гимнастика «Каша кипит» ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза. Артикуляционная гимнастика Проснулась Золушка рано утром и улыбнулась (улыбка) Открыла окошко (окошко) Посмотрела налево, направо (часики) Вверх посмотрела: светит ли солнышко (качели) Стала белить потолок (маляр) Помыла пол, вытерла пыль (почистим зубки) На крыше дома почистила трубу (трубочка) Замесила тесто (накажем непослушный язычок) Испекла блинов (лопатка) Чистоговорки Ла-ла-ла, ла-ла-ла- наша Золушка мила, Ло-ло-ло, ло-ло-ло- она вымыла стекло, Ло-ло-ло, ло-ло-ло-стало в комнате светло, Лу-лу-лу, лу-лу-лу- стол стоит в углу, Лы-лы-лы, лы-лы-лы – чистые полы. | Выполняют упражнение. Контролируют движение живота. Выполняют артикуляционную гимнастику, контролируя себя в зеркале. Проговаривают чистоговорки по цепочке | Р 2.1 Р 2.3 Р 2.4 Р 3.2Р 3.3 Р 4.2 | Выработка правильного дыхания. Развивать артикуляционную моторику, подвижность органов речевого аппарата. Коррекция внимаия |
4. Сообщение темы урока. Цель: сформулировать тему занятия | Какой звук стоит в конце слова БАЛ? Мы будем продолжать учиться произносить звук [Л] правильно. | Выделяют последний звук в слове бал и отвечают на вопрос. | Р 1.1 Р 2.1 Р 2.3 Р 2.4 Р 3.2Р 3.3 Р 4.2 | Привлечь внимание и вызвать интерес ребенка к занятию |
5. Анализ артикуляционного звука. Цель: закрепить артикуляционный уклад звука. | Давайте вспомним, как расположены губы, язык, когда мы произносим звук л Губы в улыбке. Рот открыт расстояние между верхними и нижними зубами 1 палец. Кончик языка упирается изнутри в верхние зубки Воздух у нас какой выходит? Ребенок: Теплый. | Анализируют артикуляционный уклад звука | Р 1.1 Р 2.1 Р 2.3 Р 2.4 Р 3.2Р 3.3 Р 4.2 | Вспомнить правильное произношение изолированного звука. |
6.Характеристика звука [л] | Дайте характеристику звуку[л] . Гласный или согласный? (ребенок: Звук Л согласный) -А он звонкий или глухой? (ребенок: он звонкий) -Твердый или мягкий? (ребенок: твердый) -А теперь скажи сам всю характеристику звука Л. (ребенок: звук Л-согласный, звонкий, твердый) | Дают характеристику звуку | Р 1.1 Р 2.1 Р 2.3 Р 2.4 Р 3.2Р 3.3 Р 4.2 | |
7. Упражнения для автоматизация звука в словах Цель: закрепить произношение звука [л] в словах. | - Золушка благодарна вам за помощь! Ну что ж, давайте посмотрим, какое следующее поручение… Злая мачеха отправила Золушку на рынок за продуктами, но купить она должна только те продукты, в названии которых есть звук Л. (молоко, лук, масло, свекла, морковь, капуста, огурец, помидор, перец шоколад, яблоко). На доске находятся картинки с изображением продуктов. Дети по очереди выбирают по 2 картинки. - А теперь скажи предложениями, что купила Золушка на рынке. (Золушка купила молоко. Золушка купила лук и т.д.) - Молодец! И с этим заданием ты справилась правильно и быстро! | Выбирают изображения, в названиях которых есть звук л. | Р 1.1 Р 2.1 Р 2.3 Р 2.4 Р 3.2Р 3.3 Р 4.2 | Коррекция фонематическо го слуха. |
8.Упражнение «Место звука в слове» | Золушке нужно убраться в доме, разложить все предметы по местам. В первом шкафчике должны лежать только те предметы, в названиях которых звук [Л] находится в начале. В средний шкафчик нужно положить предметы, в названиях которых звук [Л] находится в середине. А в третьем шкафчике должны лежать только те предметы, в названиях которых звук [Л] находится в конце. Понятно тебе задание? Тогда давай помогать Золушке. Называй картинки и клади их в нужный шкафчик. Лампа лопата, лыжи, вилка, тарелка, платье, одеяло, мел, пенал, бокал. | Определяют место звука в слове. | Р 1.1 Р 2.1 Р 2.3 Р 2.4 Р 3.2Р 3.3 Р 4.2 | Развитие языкового анализа и синтеза |
9. Физминутка. Цель: сменить вид деятельности; снять напряжение мышц спины, плечевого пояса, кистей рук, глаз. | А теперь давайте подвигаемся. | Выполняют движения под музыку. | К 4.2 | Соблюдение охранительного режима |
10. Автоматизация звука Л в предложениях. Цель: закрепить знания, умения, необходимые для работы по теме занятия. | Мечта Золушки попасть на бал начинает сбываться. Переходим к следующему заданию. Поручение вот какое. Перед вами лежат карточки со словами. Вам нужно составить предложение из слов. У каждого свое предложение. Теперь по очереди назовите свои предложения. А теперь давайте выстроим эти предложения по смыслу. Как вы думаете, чье предложение будет первым? Вторым? Третьим. - Жила-была Золушка. - Она мыла полы, топила печь. - Золушка хотела попасть на бал. Исполнилось ее желание? (да) | Читают слова и составляют предложение из слов. | Р 1.1 Р 2.1 Р 2.3 Р 2.4 Р 3.2Р 3.3 Р 4.2 | Коррекция грамматического строя речи. |
12. Упражнение на развитие мелкой моторики Цель: развивать мелкую моторику, подготавливать к письменной работе. | «Золушка» -Ребята, мачеха дала задание Золушке перебрать крупу. В крупе перемешались камешки и зерна кофе. Нужно в чашку положить зерна кофе, а в другую камешки. Давайте поможем золушке | Отделяют от крупы зерна, камешки. | Р 2.1 Р 2.3 Р 2.4 Р 3.2Р 3.3 Р 4.2 | Коррекция мелкой моторики. Развивать мелкую моторику. |
13. Работа в тетради. Цель: совершенствовать каллиграфию. | Запишите предложение «Золушка хотела попасть на бал». Какое слово первое? Какое последнее? Какое слово третье? Сколько слов в предложении? Запишите схему предложения. | Записывают предложение. Отвечают на вопросы. | Р 2.1 Р 2.3 Р 2.4 Р 3.2Р 3.3 Р 4.2 | Коррекция каллиграфии, глазомера. |
14.Работа над связной речью | Ответь те на вопросы полным предложением. - Кто же помог Золушке отправиться на бал? (фея) - Что у Феи было волшебное? (палочка) - Во что волшебная палочка превратила тыкву, мышей, ящериц? (тыкву в карету, ящериц - А что еще Фея подарила Золушке? (платье и хрустальные туфельки). | Отвечают на вопросы. | Р 2.1 Р 2.3 Р 2.4 Р 3.2Р 3.3 Р 4.2 | Развивать навык связного высказывания. |
14. Подведение итогов урока, оценивание обучающихся. Цель: сделать вывод, подвести итог работы. | Мы с вами справились с заданиями мачехи и получили части рисунка кареты. Теперь нам осталось ее собрать. (Собирают на доске). Теперь Золушка может отправляться на бал. - Какие задания больше всего понравилось выполнять? Вы такие добрые, отзывчивые и дружные. Желаю вам, чтобы вы никогда не забывали друзей и всегда приходили им на помощь в трудную минуту. | Анализируют свои действия. | Р 2.1 Р 2.3 Р 2.4 Р 3.2Р 3.3 Р 4.2 К 1.5 | Формирование умения оценивать свою работу. Развивать психические процессы (память, внимание, мышление, речь). Подвести итог работы на занятии |