В ЧЕЛОВЕКЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ВСЕ ПРЕКРАСНО!
…Красота полезна, потому что
она – красота, потому что в
человечестве – всегдашняя
потебность красоты и высшего
идеала ее.
Ф.Достоевский.
Беседа для подростков
Цель – воспитание стремления к красоте, эстетике внешнего вида, быта.
Потребность в красоте, как и всякая другая потребность, является источником активности человека. Однако эта активность должна быть направлена не только на создание красоты, но и на искоренение безобразного во всех сферах жизни. Каждый гражданин общества должен проявлять непримиримость к грязи и захламленности в квартирах, во дворе, на улице, на рабочем месте, особенно к антисоциальному поведению пьяниц и хулиганов, к сквернословию, хамству, к самым различным проявлениям эгоизма и шкурничества. Ведь подобные вещи противоречат здравому рассудку, оскорбляют нравственные чувства людей, оскверняют их эстетические идеалы. Лишь в борьбе с подобными явлениями, где бы они ни происходили, формируется личность, обладающая высокой нравственной и эстетической культурой.
Вам, ребята, необходимо прочувствовать и осознать всем своим существом красоту добра и безобразие зла. Вы должны понять, что красота – это все то доброе и прекрасное, что окружает человека и вызывает в нем хорошую чистую радость. Мы часто говорим о внутренней красоте человека, о его нравственных качествах, благородных поступках. Сегодня же мы поговорим о красоте внешней.
Как вы понимаете – красота? Что означает красота внешнего вида? Зачем она нужна человеку? А что такое эстетика быта? Как вы ее соблюдаете?
(Ответы детей)
А.С.Макаренко очень ценил все красивое, не только внутренне содержание человека: его характер, поступки, но и лицо, костюм, прическу.
“Стремление к красоте, крепко заложенное природой в каждом человеке, есть лучший рычаг, которым можно повернуть человека к культуре”, – писал он в педагогических статьях.
Работая с беспризорниками, которые понятия не имели ни о белых скатертях, ни о чистых зеркалах, красивой одежде, он говорил: “Бить на красоту – бить наверняка!”
Макаренко не представлял себе детского коллектива, в котором ребенку хотелось бы жить, не красивым с внешней стороны. Воспитывая детей, он не пренебрегал эстетическими сторонами жизни. Если мы откроем книгу “Флаги на башнях”, то вспомним описание колонии, ее внешнего вида.
Скажите, какой мы видим колонию на первых страницах? Какое у вас сложилось впечатление? Чему удивился Игорь, когда милиционер его вел по территории колонии?
(Ответы детей)
Колония поразила его обилием цветов, яркими золотыми дорожками, чистотой. А когда он зашел в вестибюль, он растерялся еще больше.
“Перед ним был марш широкой лестницы, покрытой бархатной малиновой дорожкой. В конце марша – просторная площадка, дубовые двери, на них золотом на стекле написано: “Театр”.А рядом с дверьми в театр огромное квадратное зеркало, а самое главное, оно отражает бесконечную и щедрую ленту ярко-красных цветов, уставленных по всему барьеру в особых длинных ящиках. Он двинулся влево по коридору. Вправо коридора не было, а на такой же дубовой двери таким же нарядным золотом было написано: “Столовая”. С одной стороны коридора были большие окна, а с другой несколько дверей и между ними, в больших рамах не то стенгазеты, не то что-то другое. Последняя дверь слева: “Совет бригадиров”. Солнечное сияние в двух огромных окнах ослепило его…”
(“Флаги на башнях”, с.41-43)
Макаренко заботился, чтобы коммунаров окружала эстетика комнаты, лестницы, станка и учил их самим создавать эту эстетику. Он считал, что эстетика – это и есть фактор воспитывающий.
Скажите, как красота влияет на человека? А что именно она воспитывает в нем? Вам бы захотелось сорить, проходя по шикарной лестнице или разбить стеклянную табличку с надписью золотыми буквами? Почему?
(Ответы детей)
“Красота – самый могучий магнит, и привлекает не только красивое лицо или фигура человека, но и красивый поступок, красивый спектакль, вышивка…” Антон Семенович говорил, что красивая жизнь должна быть обязательно, потому что она воспитывает в человеке радость, полноту жизни.
Когда коллектив был беден, первое, что построили – оранжерею с расчетом на гектар цветов. И выбрали не самые обыкновенные цветы, а розы и хризантемы. Цветы стояли не только в спальнях, столовой и классах, но даже и на лестницах. Ухаживали за цветами сами коммунары. И как после ухода за цветами можно было уничтожить такую красоту? После этого ни у кого не могла подняться рука, замахнуться на красоту!
Чтобы красота служила человеку долго, за ней надо ухаживать. Красивые ковры и зеркала надо чистить, окна – мыть.
Красота соседствует с чистотой. Большое внимание уделялось в коммуне чистоте.
Скажите, как боролись за чистоту в коммуне? Кто убирал спальни, классные комнаты? А кто проверял, следил за тем, чтобы всегда было чисто?
(Ответы детей)
В колонии немалое внимание уделялось и эстетике внешнего вида. Строго спрашивалось за неухоженный внешний вид! Костюмы, чистота комнат, чистота обуви – проверялись каждый день. “Ботинки, не смотря ни на что, должны быть вычищены до блеска, иначе воспитания не получится”, – говорил Макаренко. Лицо, зубы, прическа – все должно соответствовать. На костюме не должно быть и пылинки. Он должен быть безупречен!
Воспитательное значение имела и столовая. Давайте вспомним, какая она была.
(Ответы детей)
“…Игорь проходил через просторную, светлую, украшенную цветами столовую. Скатерти сияют такой белизной, точно их сегодня переменили, или это утреннее солнце так радостно светит?”
(с. 87, там же)
Все это очень важно: стол, белые скатерти; потому что только белая скатерть может научить аккуратности. В первые дни она может быть грязной, в пятнах, он со временем она станет чистой. Серьезные требования Макаренко предъявлял ко всему: к учебнику, ручке, карандашу, к рабочему месту. Из этих мелочей и составляется эстетика быта.
Эстетика поведения – это поведение оформленное, получившее какую-то форму. А форма сама является признаком более высокой культуры. В борьбе за такую культуру проходила жизнь в коммуне.
Забота, опрятность, аккуратность, бережное отношение – вот что воспитывает эстетика быта. И это очень важно.
Как выглядели девочки в коммуне? Кто вам больше всех понравился? Почему?
А кто из преподавателей вам импонирует больше всего? Что именно нравится вам в этом человеке?
(Ответы детей)
Еще римский поэт Публий Овидий так сказал о красоте:
Божий дар – красота;
И если прикинуть без лести,
То ведь придется признать:
Дар этот есть не у всех.
Нужен уход красоте;
Без него красота погибает,
Даже если лицом схожа с Венерой самой.
В колонии учились ценить красоту, ухаживать за ней. Это воспитывалось в детях каждый день, каждую минуту.
Читая Макаренко, мы видим в каждой его мысли заботу о детях, о желании сделать их жизнь красивой и научить их создавать красоту вокруг себя.
Макаренко не допускал к уроку учителя, неряшливо одетого. Поэтому учителя ходили на работу в лучших костюмах. Макаренко на внешность обращал первейшее внимание. Он считал, что внешность имеет большое значение в жизни человека. Если человек грязный, неряшливый, то он не может следить за своими поступками. Макаренко требовал от коммунаров не только чистоплотности, но и изящества, чтобы они могли ходить, стоять, говорить, чтобы были приветливы и вежливы.
Подумайте: может ли опрятный, красиво одетый человек говорить нецензурные слова? А кто больше способен на недостойные поступки тот, кто красиво одет или тот, кто неряшлив? Почему? Значит, и одежда в какой-то мере воспитывает, так? А как вы относитесь к красоте? Хотите ли вы быть красивыми и жить красиво? Как вы этого можете достичь?
И в заключение беседы я хочу прочитать слова И.Бехера:
Красиво жить не просто звук пустой.
Лишь тот, кто в мире красоту умножил
Трудом, борьбой, тот жизнь красиво прожил,
Воистину увенчан красотой!
Ребята, вдумайтесь, какие слова и как точно они передают содержание красоты. И.Бехер говорит нам, что за красоту надо бороться, ее необходимо преумножать.
Я желаю вам всего самого доброго и чтобы вы прожили жизнь красиво и достойно!
4