СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Болезнетворные бактерии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта "Болезнетворные бактерии" предназначена для учащихся 5 класса. Карта направленв на формирование читательской, финансовой грамотности повышает интерес к изучению биология. Может использована при проведении открытых уроков.

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Болезнетворные бактерии"»

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Формы организации учебной деятельности

С

Технологическая карта урока БИОЛОГИИ 5 класс, тема «Болезнетворные бактерии»


одержание учебной деятельности

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Мотивационно-целевой этап

Почему люди болеют? Дизентерия, ботулизм, чума, холера-это страшные заболевания.

Беседа

Определяют, какие организмы могут вызвать такие заболевания

Осознают, что есть вредные микроорганизмы для человека

Умение находить вместе с учителем проблему

Формирование понятий здоровье, болезнь Формирование знаний о бактериях, путях проникновения бактерий

Этап актуализации знаний

Откуда берутся болезни?


Работа в парах, обсуждение результатов работы

Учащиеся заполняют схему «Пути проникновения бактерий в организм»

Понимают необходимость соблюдать гигиенические правила

умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Формирование понятий здоровье, болезнь Формирование знаний о бактериях, путях проникновения бактерий

Этап изучения нового знания

Почему одни люди болеют чаще других? Какие причины способствуют заболеванию людей? Что такое иммунитет?

Работа по карточкам с текстом

Работа в четверках. Карточки содержат описание болезни, причины заболевания. Необходимо подумать и записать меры по предупреждению заболевания, вызванные микроорганизмами

Осознают, что необходимо вести здоровый образ жизни.

Умение доносить свою позицию, делать выводы. Речевая деятельность. Умение работать с дополнительными источниками информации

Расширение знаний о строении и жизнедеятельности бактерий.

Этап самоконтроля

Проверка глубины осознанности учебного материала, активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся

Рецензирование ответов

Работа по карточкам. Обсуждение результатов работы

Расширение знаний о вредных бактериях, причинах заболеваний

Навык сотрудничества. Решают учебную проблему

Формирование знаний о болезнетворных бактериях, понятия иммунитет

Этап рефлексии учебной деятельности

Анализ результатов учебной деятельности учащихся

Соотносят достигнутые цели с поставленным результатом работы

Я сегодня узнал, что …. Было интересно…

 Меня удивило…

 Своей работой сегодня я…, потому что...

 Мне захотелось…

 Мне больше всего удалось…

 Мне было трудно…, потому что…

 Я научился…

Имеют знания о соблюдении правил личной гигиены, инфекционных заболевания

Умение выражать свои мысли - оценивание качества своей и общей учебной деятельности

Называют основные тезисы усвоенного материала









Кейс «Болезнетворные бактерии» 5 класс


1ГРУППА

Выполните задания.

1.Какая наука изучает Бактерии? Вставьте в текст пропущенные слова из предложенного списка.

Бактерии можно увидеть только в микроскоп, поэтому их называют микроорганизмами или микробами. Микроорганизмы изучаются______________. Часть микробиологии, изучающая бактерии, называется_____________________. Начало этой науке положил Антони ван Левенгук в XVII веке.

Слова: Бактериология,Микробиология,

2.Рассмотрите рисунок с изображением бактериальной клетки и выполните задания

Укажите на рисунке стрелками части бактериальной клетки и подпишите их названия рядом с каждой стрелкой.







3. Прочитайте текст. Вставьте в текст пропущенные слова из предложенного списка , используя для этого их цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных слов.

Бактерия - это группа микроорганизмов состоящих из одной ____________(А),

в которой отсутствует ____________(Б). Большинство бактерий имеют слизистую ________________В) поверх клеточной оболочки. Некоторые бактерии могут обитать в бескислородной среде, Их называют анаэробными, При неблагоприятных условиях такие бактерии могут образовывать _____________(Г).Многие бактерии имеют __________ (Д), с помощью которых они передвигаются. Наследственная информация у этих микроорганизмов хранится в __________________(Е)

Список слов

  1. ядро 4) спора

  2. цитоплазма 5) жгутик

  3. капсула 6) клетка

2 ГРУППА

  1. В переводе с греческого «бактерия» означает «палочка», Но на самом деле эти организмы бывают очень разнообразными по форме: шаровидными (кокки); в виде цепочки шаров (стрептококки); в виде гроздей из шаров (стафилококки); в виде палочек (бациллы); изогнутыми (вибрионы); в виде спиралей (спириллы)

  2. Болезнетворные бактерии – это микроорганизмы, которые способны вызывать различные заболевания у человека и животных. Они могут передаваться через воздух, пищу, воду, контакт с инфицированными животными или людьми, а также через укусы насекомых.

Существует огромное количество болезнетворных бактерий, некоторые из них хорошо известны нашей медицине, например, стафилококк, стрептококк, сальмонелла, туберкулезная палочка и другие. Бактерии могут вызывать различные заболевания, от легких до очень серьезных, например, септицемия, менингит, дифтерия, брюшной тиф, ботулизм и многие другие.

  1. Рассмотрите рисунки и подпишите название форм изображенных на них бактерий











4 .Два ученика поспорили: один утверждает, что тип питания бактерий такой же как у животных, другой считает, что как у растений. Как вы разрешите спор?

Ответ: _________________________________________

5. Найден фрагмент шпаргалки. Восстановите утраченный текст!

















  1. ГРУППА

  1. На графике показана зависимость скорости роста одной из групп бактерий от температуры окружающей среды. Исследователь, находясь в лаборатории, взял четыре сосуда с одинаковой питательной средой. Первый сосуд он остудил до 100С, во втором оставил температуру 20 0 С, а третий и четвертый нагрел до 300 С и 400 С соответственно.

Определите с помощью графика, в каком из сосудов, бактерии будут размножаться быстрее




Ответ: ___________________________

2 . На упаковке молока можно увидеть надпись, представленную на рисунке. Что означает эта надпись?

1) Молоко произведено фирмой, названной в честь её хозяина.

2) Молоко не кипятилось, а нагревалось до такой температуры, которая позволяет уничтожить живые бактерии, но сохранить полезные свойства молока.

3) Молоко произведено фирмой, названной в честь знаменитого французского ученого Луи Пастера.

4) Молоко на заводе обеззараживали путем облучения специальным пастеризующим светом

Ответ ______________________________________________

3 .Почему для увеличения срока годности молочных продуктов их советуют хранить в холодильнике?

Ответ___________________________________________________________________

4.Что из перечисленного характерно для бактерий? Запишите номера выбранных ответов.

  1. бесполое размножение

  2. многоклеточность

  3. наличие ядра

  4. превращение в спору

  5. молочнокислое брожение

  6. образование гифов

Ответ: ____________________________________________________________

4 ГРУППА

1 .С жизнедеятельностью некоторых бактерий связано биологическое разрушение многих промышленных материалов (дерево, бумага, картон и др.).А для разложения одноразовых пластиковых пакетов из полиэтилена может потребоваться сотни лет. При попадании в окружающую среду, они засоряют дикую природу, загрязняют реки, озера и океаны. Учитывая повсеместное использование полиэтиленовых пакетов, неэффективная их утилизация представляет собой серьезную угрозу для многочисленных экосистем. Объясните, почему пластиковые пакеты в дикой природе не разрушаются? Чем можно заменить полиэтиленовый пакет в повседневной жизни?

Ответ: ________________________________________________________________

2.Определите, сколько дней бактерии могут сохранять жизнеспособность в виде спор, если известно, что споры холеры выдерживают неблагоприятные условия 2 дня, чумы в 4 раза, тифа – в 30 раз, туберкулеза – в 15 раз, а сибирской язвы – в1626 раз дольше

Ответ:

бактерии чумы _____________________ дней

бактерии тифа ___________________ дней

бактерии туберкулеза ___________________ дней

бактерии сибирской язвы ________________ дней



3. Выберите условия, обеспечивающие бактериям процветание в природе:

А) сложность внутреннего строения; Б) способность к фотосинтезу;

В) сложность обмена веществ; Г) простота внутреннего строения;

Д) способность к быстрому размножению; Е) питание органическими остатками.

4.Каким образом можно обезвредить бактерии холеры?

Ответ: __________________________________________________________





5.ГРУППА

1.Многие довольно тяжелые заболевания формируются как раз с помощью размножения в организме болезнетворных бактерий. Это тиф, холера, ангина, туберкулез и многие другие.

Довольно опасной в наше время считают туберкулезную палочку. Она поражает легкие, почки, кости, образуя в органах небольшие бугорки, которые способны распадаться. Такая болезнь может длиться годами и не вылечиться совсем.

Чумная палочка погубила в свое время целые поселения, покосила половину Европы.

Стафилококк и стрептококк вызывают гнойные заболевания, очень опасные для человека, требующие очень пристального наблюдения и глубокого лечения.

2.Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки и объясните их.

1) Подавляющее большинство бактерий – фотосинтезирующие организмы.

2) Они широко распространены в природе и разлагают органические вещества – останки и продукты жизнедеятельности других организмов.

3) При делении бактерий их ядро и цитоплазма делятся пополам.

4) Две новые клетки содержат по 4 хромосомы, так же как и материнская клетка.

5) Бактерии используются в пищевой, текстильной, медицинской промышленности.

6) Стафилококк и стрептококк НЕ вызывают гнойные заболевания, очень опасные для человека, требующие очень пристального наблюдения и глубокого лечения.

7) Туберкулез вызывается стрептококком

3 .Дайте оценку рекламе антибактериального мыла. Если у него преимущества перед обычным мылом? Опасно ли оно для здоровья?

Ответ: _________________

Прочитайте текст и выполните задания:

Полезные бактерии

  1. Бифидобактерии и лактобактерии - это часть микрофлоры пищеварительной системы человека, способствующая нормальному пищеварению

  2. Вифидобактерии составляют 85-90 % микроорганизмов, населяющих кишечник ребенка

  3. Эти бактерии участвуют в образовании многих витаминов, нужных белков, улучшают усвоение кальция и витамина D, что очень важно для растущего организма

  4. Вифидобактерии выделяют особые органические кислоты, способствующие гибели болезнетворных бактерий.

  5. Лактобактерии встречаются в кишечнике в меньшем количестве ,зато преобладают в других отделах пищеварительной системы, например в ротовой полости и желудке.

  6. Они превращают молочный сахар и другие углеводы в молочную кислоту, которая подавляет рост возбудителей острых кишечных инфекций.

  7. Вместе с бифидобактериями. лактобактерии образуют белки, обладающие свойствами антибиотиков, избирательно действующих только против болезнетворных бактерий и активны даже в малых дозах.

  8. При неправильном питании они быстро погибают и нарушают работу пищеварительной системы человека.

2.В каких предложениях говорится о нахождении бактерий в теле человека?

Ответ:_________________________________________________________________

3.Сравните лактобактерии и бифидобактерии по плану

1) Менстонахождение в пищеварительной системе человека

Лактобактерии ___________________________________________________________

Бифидобактерии _________________________________________________________

2) Значение для организма человека.

Лактобактерии_________________________________________________________

Б ифидобактерии ______________________________________________________

6 ГРУППА

1.  Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения. В песках пустынь хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению.

Ответ:________________________

2.БОМБАЖ (франц. bombage) консервов вздутие консервной банки - образование газов в связи с размножением в консервах микроорганизмов. Как Вы думаете, такие консервы можно употреблять в пищу или нет?

Ответ:________________________

3.Наши предки понимали, что одним из наиболее эффективных способов сохранение продуктов питания была защита их от различных микроорганизмов, а какой биологический процесс лежит в их основе различных способов сохранения продуктов?

4.Прочитайте текст и выполните задание

Изучение бактерий

Честь открытия бактерий принадлежит А.Левенгуку. Он создал один из первых микроскопов для проведения простых научных наблюдений. В 1683 году ученый впервые увидел бактерии, о чем сообщил письмом в Лондонское королевское общество. Бактерии, как и все другие микроскопические существа, Левенгук назвал «анималькули». Название же «бактерии» ввел в употребление только в 1828 годуХ.Эренберг. Огромный вклад в изучение болезнетворных бактерий внес Л. Пастер. Именно он в 1850 – 1860-х годах установил, что у каждой болезни есть свой возбудитель, и открыл бактерии являющиеся возбудителями некоторых болезней. Исследования Пастера продолжил микробиолог Р. Кох. Он исследовал бациллу сибирской язвы, холерный вибрион и туберкулезную палочку. В 1937 году Кох был удостоен Нобелевской премии за исследования и открытия, касающиеся лечения туберкулеза. Тонкое изучение строения бактериальной клетки началось с изобретением электронного микроскопа в 1930-е. В 1937 году Э. Чаттон предложил делить все организмы по типу клеточного строения на прокариот и эукариот.

Установите, в какой последовательности в истории происходили указанные ниже события

  1. Л. Пастер открывает болезнетворные свойства бактерий.

  2. Х Эренгберг вводит в употребление название «бактерии».

  3. Э. Чаттон разделил клетки на прокариоты и эукариоты.

  4. Р. Кох удостаивается Нобелевской премии за исследование бактерий, вызывающих туберкулез.

  5. А. Левенгук наблюдает бактерии в микроскоп.

Запишите в ответе получившуюся последовательность цифр.

Ответ:








7 ГРУППА

1. Прочитайте текст и выполните задание???

Бабушка попросила Петю помочь ей сделать булочки. Она заранее смешала в кастрюльке

дрожжи с теплым раствором сахара. Оставалось добавить в полученную смесь молоко,

муку и замесить тесто. Петя заглянул в кастрюльку и увидел, что смесь пузырится, как будто вспенивается. Бабушка объяснила Пете, что это выделяется углекислый газ, благодаря которому булочки будут пышными.

На столе с утра осталась стоять чашка с недопитым молоком. Заглянув в чашку, Петя обнаружил в ней осадок из белых сгустков. ≪Молоко прокисло, – с сожалением сказала

Бабушка, – для приготовления теста возьмем свежее молоко из холодильника≫.

Бабушка замесила тесто. Петя с бабушкой стали лепить булочки и выкладывать их на противень. Потом бабушка зажгла в духовке газ и поставила противень в нагретую духовку.

Вскоре по квартире стал распространяться приятный запах. Когда на булочках появилась коричневая корочка, бабушка вынула их из духовки. За ужином вся семья наслаждалась вкусными булочками.

Задание

1.Озаглавте рассказ.

2. Какие живые организмы бабушка добавила в смесь, напишите название царств, к которому они относятся?

3.Кто принял участие в процессе образования осадкаиз белых сгустков в молоке?

4.Как называется процесс, при котором выделяется углекислый газ,благодаря которому булочки будут пышными?




















2. Основной мерой профилактики от болезнетворных бактерий является соблюдение личной гигиены, укрепление иммунитета и употребления в пищу качественных и свежих продуктов. Так как то, что мы едим, формирует иммунитет и способность бороться с бактериями, различными вирусами и болезнями. Сырая пища достаточно опасна, так как не была подвержена термической обработке. Высокая температура убивает большой процент вредных бактерий, поэтому следует тщательно относиться к приготовлению пищи.

Большинство бактериальных инфекций лечатся антибиотиками, однако, из-за чрезмерного использования антибиотиков, некоторые виды бактерий стали нечувствительными к ним, то есть, возникла устойчивость. Это называется антимикробная резистентность. Из-за этого возникает опасность, что некоторые инфекции могут стать невозможными к лечению.

В целом, борьба с болезнетворными бактериями является одним из самых важных направлений в медицине и здравоохранении

Рассмотрите фотографии. С помощью изображений сформулируйте четыре правила, которые следует соблюдать, чтобы не заразиться болезнями, вызываемые болезнетворными бактериями



Правило 1____________________________







Правило2____________________________









Правило3_____________________________









Правило 4______________________________

10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!