Просмотр содержимого документа
«Болезнетворные бактерии»
«Болезнетворные бактерии и меры борьбы с ними»
Задачи:
Познакомить учащихся с возбудителями болезней, с мерами предупреждения этих болезней.
Формирование научного мировоззрения (познаваемость причин заболевания), разоблачение суеверий.
Гигиеническое воспитание.
I. Проверка знаний.
Характеристика Ц. Бактерии.
Значение клубеньковых, почвенных бактерий и бактерий гниения.
Значение молочно-кислых бактерий и тех бактерий, которые портят продукты.
Обобщение:
Мы рассмотрели значение сапрофитных бактерий. Интересно, что на основе этих бактерий появилась новая отрасль промышленности – биотехнолония.
При этом используют бактерии
для получения лекарств и витаминов,
для борьбы с пластмассой (в Англии вывели бактерий-пожирателей)
для очистки нефтеналивных танкеров (нефть перерабатывают в белки, которые идут на корм скоту).
II. Новый материал 1. Болезнетворные бактерии – бактерии-паразиты
Бактерии-паразиты, поселяются в организме человека и вызывают заболевание. Используя питательные вещества клеток человека, они быстро размножаются и выделяют ядовитые вещества – токсины.
Токсины – яды, выделяемые бактериями-паразитами.
Токсикоз – отравление токсинами.
Бактериологические войны:
1 гр. токсина убивает 8 млн. человек.
1991 г. – война в Персидском заливе. В Иране использовали оружие массового поражения.
Запрещено в мире.
Задание:
Из текста *94 выписать названия болезней, которые вызываются болезнетворными бактериями . (тиф, холера, бруцеллез, туберкуле, ангина, сап, сибирская язва, столбняк, чума)
!!! Сообщение о чуме и карантине.
2. Способы распространения инфекции
Запись в тетради:
При общении с больным (воздушно-капельная)
При употреблении пищи и воды (алиментарная)
Зачитать:
В 1892 году сильная эпидемия холеры вспыхнула в Гамбурге. Сначала она появилась среди портовых рабочих, а затем распространилась по всему городу. Ежедневно регистрировали до 1000 новых случаев. Главным виновником такого быстрого распространения инфекции был городской водопровод: вода для него забиралась из Эльбы, и не подвергалась никакой фильтрации.
Через различные предметы (контактная)
Зачитать:
В 1913 году купцы скупили по дешевой цене шкуры скота, павшего от заразной болезни - сибирской язвы. Из этих шкур выделывали полушубки для солдат. В результате, сибирской язвой заразились и умерли не только люди, которые возделывали шкуры, но и солдаты.
3. Борьба с болезнетворными бактериями
Если заражаются большое количество людей, вспыхивает эпидемия. Нельзя допускать распространения болезни.
Меры предупреждения болезни:
закрывать рот при кашле
кипятить платки
осуществлять врачебный контроль над источником воды и продуктами питания
дезинфицировать помещения
делать предупредительные прививки (упомянуть о Дженнере – прививка от оспы)
Вред религиозных обрядов как одного из путей распространения инфекционных заболеваний.
!!! Сообщение.
III. Обобщение
Беседа:
Почему люди болеют?
Почему в сырую погоду, а также в сырых, холодных и темных помещениях, и при плохом питании люди заболевают чаще, чем в сухую солнечную погоду и в хороших условиях?
Догадайтесь, что такое бактерионосительство? (возникает в результате нелечения или самолечения, особенно желудочно-кишечных заболеваний)
IV. Д/з *94