СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Болезнетворные бактерии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Влияние болезнетворных бактерий на организм.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Болезнетворные бактерии"»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя школа МБОУ СОШ №6 г. Красный Сулин.









Индивидуальный проект

«Болезнетворные бактерии»















Выполнила: ученица 10 класса,

Сергеева Ариадна Дмитриевна Руководитель проекта:

учитель биологии,
Савченко Инна Сергеевна











2024 год




Содержание



Ведение …………………………………………………………………………1

Глава I. Бактерии (изучение литературы и материалов из интернет источников)……………………………………………………………………2-4

Глава II. Практические исследования……………...………………………..5-7

Заключение……………………………………………………………………8

Список литературы……………………………………………………………9.

Приложения…………………………………………………………………..






































План проекта

Подготовительный этап проекта

1. Обзор литературы "Болезнетворные бактерии - источники болезни "

2. Методика бактериологического исследования

3. Методы, материалы исследований

Основной этап проекта

1. Опрос одноклассников

2. «Исследование рук учащихся на микробную загрязненность»

- Подготовка питательной среды.

- Снятие отпечатков с рук учащихся на питательную среду

- Выращивание бактерий методом отпечатков

- Количественный расчет бактерий с рук учащихся

Заключительный этап проекта

- Подведение итоговом

- Рекомендации
























Введение

Что такое бактерии ? Как много мы знаем о них?

Невидимые, они постоянно сопровождают человека, вторгаясь в его жизнь. Многие из них могут быть очень вредны: вызывать вспышки смертельных заболеваний, способных уничтожить целую популяцию.

Мы с помощью проекта хотим проанализировать свойства бактерий. Опытным путем убедиться, где они опасны. Я проведу исследование, чтобы увидеть невидимые бактерии и попытаюсь доказать учащимся, что окружающий нас микромир может быть невидимым, но агрессивным.

Актуальность проблемы.

Мы должны заботиться о своем здоровье. Так как большинство из нас, не задумываясь о последствиях, имеют вредные привычки (грызут ногти , ручки, не часто моют руки , что может привести к серьезным заболеваниям, некоторые из которых вызванные болезнетворными бактериями. В наше время ученые уделяют большое внимание изучению болезнетворных бактерий и работают над созданием лекарств против инфекционных болезней.

Цель исследования: 

И я поставила перед собой цель изучить и попытаться вырастить болезнетворные бактерии в домашних условиях. Повысить внимание учащихся к здоровому образу жизни.

Задачи :

1. Изучить литературу о болезнетворных бактериях и заболеваниях, которые они вызывают;

2. Изучить литературу о мерах профилактики бактериальных заболеваний;

3.Познакомиться с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями.

4. Ознакомить учащихся с основными мерами по профилактике бактериальных заболеваний.

5. Изучить информацию о бактериальных заболеваниях в нашем районе, их профилактике.

6. Понять о необходимости бережного отношения к своему здоровью.

7. Провести лабораторную работу по обнаружению бактерий и их размножению.

Гипотеза: я предположила, что если учащиеся будут владеть информацией о влиянии бактерий на организм человека, то возникнет осмысленное отношение к своему здоровью.

Методы исследования: изучение литературных источников и ресурсов Интернет, опрос, наблюдение, эксперимент, сравнение, анализ.

Практическая значимость:

Чтобы уметь защититься от вредоносного влияния болезнетворных бактерий, нужно знать их особенности и болезни, которые они вызывают. А также необходимо знать пути заражения и меры предупреждения от заражения инфекционными болезнями, которые вызывают болезнетворные бактерии. Все эти знания должен знать каждый учащийся, чтобы во время эпидемий, например, гриппа не заразиться им в школе, дома или в общественных местах. Чем раньше мы научимся защищать себя от заболеваний, которые вызывают болезнетворные бактерии, тем больше у нас шансов быть всегда здоровыми!

1

ГЛАВА I.

Что представляют собой бактерии

В течение тысяч лет человек болел, и не знал причины болезни. Первобытные люди имели этому своё объяснение - они считали, что болезнь вызывают злые духи, возникновение эпидемий болезней объясняли «наказанием божьим» за грехи. Распространению болезнетворных бактерий в старое время благо препятствовали разные религиозные обряды (крещение, причастие, целование креста и икон), которые происходили в антисанитарных условиях.

Впервые в 17 веке микробы увидел голландский учёный-самоучка Антони ван Левенгук. Он сам изготовил лупу, которая увеличивала предметы в 160 раз! В 1673 году человек узнал о бактериях.

А то, что они являются причиной болезней в 1865г. доказал Луи Пастер. Бактерии относятся к прокариотам. Известно около 3000 видов,которые имеют разнообразную форму.

Меня заинтересовали болезнетворные бактерии и я решила изучить их более подробно. Узнала, что попав в организм человека , они долгое время находятся там, не вызывая болезни. Развитие болезни сдерживает иммунная система человека. Но если иммунитет человека ослаблен, то для этих бактерий создаются комфортные условия и они начинают развиваться. При этом их клетки начинают делиться, и их количество в организме человека резко возрастает , они выделяют яды, и тогда наступает серьёзное заболевание.

Болезни, вызываемые болезнетворными бактериями.

К таким болезням относятся :

- туберкулез – вызывает заболевание палочка Коха; Палочка Коха часто паразитирует в организме человека из-за недоедания, после того, как человек сильно замерзнет или часто употребляет алкогольные напитки.

- пневмония – вызывает заболевание бактерия – стафилококк;

- холера – вызывает болезнь холерный вибрион; Эта опасная бактерия вызывают смертоносную и мучительную холеру. Это острозаразное желудочно-кишечное заболевание проще всего «подхватить» через загрязненную воду. Болезнь проявляет симптомы хронической диареи, приводит к обезвоживанию, рвоте, судороге мышц.

- чума – заболевание вызывает палочка чумы;

- бруцеллез – вызывает болезнь бактерия бруцелла;

- сальмонеллез - вызывает заболевание бактерия сальмонелла. Этот вид сальмонеллы провоцирует брюшной тиф, симптомы которого – высокая температура, сильные боли в животе, мигрень и общее состояние слабости.

Самыми опасными болезнетворными бактериями для человека являются палочки: столбняка, В глубоких ранах палочка развивается очень активно, поэтому именно так и происходит заражение столбняком. В результате столбнячный токсин поражает нервную систему человека, вызывая длинные и мучительные судороги. При этом человек испытывает страх и сильную боль во всем теле. Затруднение в открывании рта приводит к голоданию и обезвоживанию.


2

- Стрептококки группы А. Вызывают развитие гнойных заболеваний, глотки, дыхательных путей; могут спровоцировать осложнения в виде поражений внутренних органов, воспаление среднего уха, кожные инфекции.

-Стафилококки вызывают нарывы и воспаление ран.

-Нарывающийся- поедает молодость нашей кожи.

Чаще всего прыщи вызваны этой бактерией, которая живет на коже большинства людей. Прыщи —это, конечно, малоприятно, но, проникнув через поврежденную кожу внутрь тела, эта бактерия может вызвать более серьезные заболевания: пневмонию и менингит.

Очень опасна для здоровья человека – кишечная палочка. По неопределенным факторам может происходить её интенсивный рост и это приводит к серьезному заболеванию всего организма. Кишечная палочка вызывает заболеваниям кишечника, почек и мочевого пузыря.

В этом списке лишь малая часть известных и очень опасных для жизни заболеваний, которые вызывают бактерии.


Где находятся болезнетворные бактерии?

Бактерии находятся в организме человека, в нашей слюне, как на поверхности тела, так и во многих внутренних органах.

Пути заражения болезнетворными бактериями. Бактерии, вызывающие заболевания попадают к человеку по-разному:

- воздушно-капельным путем – при дыхании, чихании, разговоре. Этим способом можно заразиться в основном такими респираторными заболеваниями, как дифтерия, скарлатина, коклюш;

- через пыль – многие виды болезнетворных микроорганизмов находятся в жизнеспособном виде в пыли, например, туберкулез;

- контактно-бытовой способ – через предметы, которые находятся у человека в ежедневном использовании. Каждый день мы обмениваемся тысячами из них с другими людьми, когда пожимаем руки. Даже если мы отказываемся от рукопожатия, их едва ли станет меньше — достаточно взять сдачу у кассира. Этим способом можно заразиться в основном такими заболеваниями, как дизентерия, туберкулез;

- алиментарный способ – бактерии находятся в воде или на пищевых продуктах и вызывают такие заболевания, как брюшной тиф, холера;

- половым способом – заражение происходит при обмене жидкостями, например, через сперму, слюну. Таким способом передаются венерические болезни человека.

- трансплацентарный способ – от матери к ребенку, когда он еще находится в утробе матери, посредством плаценты. Таким способом передаются, например, лептоспироз, туберкулез .

В организм человека бактерии попадают и при употреблении немытых фруктов и овощей, некачественной пищи, сырой воды и т.д.




3

Как бороться с болезнетворными бактериями.

Бороться с болезнетворными бактериями помогают антибиотики. Существует два типа антибиотиков:

- антибиотики с бактерицидным действием, которое направлено на полное уничтожение микроорганизмов;

- антибиотики с бактериостатическим действием, которое направлено на приостановку роста и размножения бактерий.

Природный антибиотик, токсичный для этих бактерий, содержится в человеческом поте. Поэтому хотя бы раз в неделю необходимо включать в тренировку высокоинтенсивные упражнения, и всегда пользоваться чистым полотенцем.

К мерам борьбы с возбудителями болезнетворных заболеваний

также относятся: проведение предохранительных прививок, контроль за

источниками воды и пищевыми продуктами, пастеризация и термическая

обработка продуктов питания, дезинфекция помещений, стерилизация

  • инструментов и перевязочного материала.

  • Для предотвращения эпидемии, больного необходимо изолировать,

  • выделив отдельное помещение, посуду, полотенце, проводить ддезинфекцию, чаще проветривать помещение, использовать марлевые повязки.

  • Зачастую, не подозревая, чем на самом деле опасны болезнетворные бактерии, люди пренебрегают простыми правилами гигиены: менять одежду и постельное белье. Существует множество заболеваний, которых запросто можно избежать, если всего-навсего помыть руки. Их так и называют в народе – болезни грязных рук

  • Также всем стоит заниматься укреплением иммунитета.

Обязательно нужно придерживаться простых правил гигиены:

- мыть руки с мылом перед приемом пищи, а также после посещения туалета; - продукты питания и овощи обязательно нужно мыть теплой водой с добавлением пищевой соды.

Болезнетворные бактерии погибают в большом количестве при термической обработке. Даже при небольшом нагревании в течении 20- 30 минут большинство болезнетворных бактерий погибает. Также погибают эти бактерии при обработке их холодом и при высушивании.

Основных правил гигиены достаточно в повседневной жизни, чтобы снизить количество микробов до уровня, с которым легко справится наш иммунитет.

Даже макияж может способствовать тому, что некоторые бактерии перестанут размножаться, что, в свою очередь, приведет к изменению среды на поверхности кожи и вынудит бактерии покидать территорию. Эту проблему иногда называют болезнью стюардесс, так как те на протяжении многих часов должны иметь свежий и безупречный макияж.





4

ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Опыт № 2.1 «Определение бактерий в сточной воде»

На предметное стекло капнули немного сточной воды, накрыли вторым стеклом и поместили под микроскоп.

При наблюдении я увидел палочковидные бактерии, кокки, цианобактерии (сине-зеленые водоросли), цветные бактерии, частицы песка, плесени.

Вывод: В сточной воде были палочки, а это вредные бактерии.

2.2 Опрос одноклассников

Я решила провести опрос среди одноклассников. В опросе участвовали ученики 4Б класса в количестве 25 человек. Вывод: наибольшее количество ребят моют руки перед едой и приходя с улицы, но не все. Все ребята знают о «Болезни грязных рук» и о существовании бактерий. Однако, некоторые ребята моют руки только водой, а значит, дают микробам еще больше размножиться. Я делаю вывод, что тема моей работы актуальна для одноклассников. По этому, я предложила ребятам поучаствовать в моём эксперименте по исследованию микрофлоры рук.

2.3 Эксперимент «Исследование рук учащихся на микробную загрязненность»

Выращивание бактерий методом отпечатков

Бактерии с рук выращивали методом отпечатков на плотной питательной среде.

Условия выращивания бактерий:

1.Закрытые чашки Петри с отпечатками необходимо перевернуть вверх дном, для того, чтобы в случае появления конденсата он не попал на питательную среду;

2.Образцы с отпечатками я отвезла в баклабораторию КБ 101.Там лаборант поместила посевы в термостат с температурой 37 °C.

3.Через 24 часа просмотреть образцы. Если колоний нет, то просмотреть через 48 часов4. Количественный расчет бактерий с рук учащихся

Опыт 1: через 48 часов производят подсчет выросших колоний, полагая, что каждая колония выросла из одной микробной клетки. Количество колоний бактерий зависит от качества вымытых рук.

Вывод: через 48 часов с начала эксперимента я просмотрела и сравнила количество колоний. Я узнала, что бактерии растут группами, образуя колонии. Наибольшее количество бактерий содержат образцы 1,4, «с грязных рук». Причина этого обусловлена благоприятными условиями для их появления: частички кожи, жир, грязь с пальцев, постоянный и тесный контакт с руками человека. В образцах 3,6, – «руки вымыты с мылом» бактерий не много

Вывод: сравнивая образцы опыта 1 с образцами опыта 2, я сделала вывод, что в образцах 1,4, – «грязные руки» число бактериальных колоний ещё увеличилось. Следовательно, можно сделать вывод о том, что:




5

1. На грязных руках очень много бактерий, которые попадая в организм, вызывают болезнь.

2.Мытье рук только проточной водой не достаточно – всегда нужно использовать мыло.

3.Мытье рук с мылом в течении 20-30 секунд – эффективная гигиеническая процедура, препятствующая распространению возбудителей различных заболеваний.

воспаления легких.

Рекомендации: руки надо мыть с мылом и вытирать сухим полотенцем. Мыть руки проточной водой без мыла – бесполезно! В этом случае микроорганизмы останутся на руках и будут активнее размножаться во влажной и теплой среде и нанесут вред здоровью человека.

Выращивание бактерий в разных условиях.

Увидеть отдельную бактерию нам при этом эксперименте не удастся, но колонию этих существ можно наблюдать без микроскопа, невооруженным глазом.

С начала мы приготовили питательную смесь: теплую воду развели с желатином и подогрели на водяной бане, а затем добавили немного куриного бульона. Полученная питательная среда для размножения бактерий остыла, но не затвердела, и мы ее разлили по чистым чашечкам и закрыли крышками [4, с. 86-87]. Чашки поставили в холодильник. Через три часа, когда смесь затвердела, мы ее достали из холодильника и пронумеровали № 1 - № 3. Затем к питательной среде № 1 я прикоснулась пальцем немытой руки (коснулось плитки пола на кухне), к питательной среде № 2 – пальцем вымытой руки, но без мыла, а к питательной среде № 3 – пальцем хорошо вымытой с мылом руки. Чашки закрыли и поставили на стол рядом с газовой плитой, так как бактерии лучше размножаются в тепле (Приложение № 4). В течение шести дней я проводила наблюдения за питательной средой, а полученные результаты занесла в таблицу № 2.

6

Таблица № 2

День

Чашка № 1


Чашка № 2

Чашка № 3

1-й

При открывании крышек в образцах № 1-№ 3 не было видно не, каких изменений в питательной среде

2-й

Почувствовала неприятный запах

при открывании крышки данного образца

Изменений нет

Изменений нет

3-й

Появились два небольших пятнышка

Изменений нет

Изменений нет

4-й

Пятна увеличились по размеру

Появился неприятный запах

Изменений нет

5-й

Появилось еще 3 пятнышка, а два первых стали похожи на плесень

Появилось одно маленькое пятнышко

Изменений нет

6-й

Запах усилился, пятна усиленно растут и цвет их темнеет

Появилось еще 1 пятно, запах усилился

Изменений нет

По результатам эксперимента можно сделать следующие выводы: - в первой чашке на второй день появились признаки жизнедеятельности микроорганизмов, которые можно было на последующие дни наблюдать в виде быстро растущих колоний;

- во второй чашке признаки жизнедеятельности микроорганизмов появились лишь на 4 день, а колония микроорганизмов стала заметна лишь на 5-й день;

- в третьей чашке не было изменений в питательной среде в течение всего эксперимента.

Выращивание бактерий в разных условиях показало:

- бактерии имеются на немытых, грязных предметах;

- бактерии размножаются быстро в течение достаточно короткого времени;

- при использовании моющих средств можно значительно уменьшить количество бактерий.

2) Рекомендации для предупреждения заражения инфекционным болезнями, которые вызывают болезнетворные бактерии.

Все мы знаем призыв, который содержится в лозунге: «Мойте руки перед едой» - это первый шаг на пути сохранения своего здоровья. Люди, которые всегда будут выполнять его, сохранят свое здоровье на долгие годы.

Поэтому, я хочу всем рекомендовать выполнение следующих правил:

- ежедневно поддерживать чистоту и порядок в жилых помещениях;

- обязательно соблюдать личную гигиену;

- всегда мыть с мылом руки после:

1. прогулки и перед едой;

2. после посещения туалета, общественных мест, после контакта с сильно загрязненными предметами, животными;

3. перед обработкой ран, проведением медицинских и гигиенических процедур, надеванием или сниманием контактных линз;

4. после ухода за больным человеком;

5. после контакта с денежными знаками;

- овощи и фрукты перед употреблением обязательно мыть с использованием моющих средств.

Заключение. Я собрала и проанализировала научную информацию о бактериях, провела социологический опрос, чтобы выяснить представление о бактериях у учеников 9 и 2 класса, увидела , что больше всего в полезной информации нуждаются учащиеся 2 класса. Для них подготовила памятки-буклеты о болезнетворных бактериях, презентацию и провела беседу, из которой дети узнали о том, что бактерии способны проникать в ткани человека и выделять при этом вещества, угнетающие защитные силы организма.

7

Доказала, что причиной инфекционных заболеваний являются патогенные бактерии, которые распространяются через грязные руки. Пришли к выводу, что бактерии врагами становятся лишь по вине самого человека. Провела анализ бактериальных колоний, сравнила результаты и сделала выводы. Я увидела, что учащиеся, владея информацией о влиянии бактерий на организм человека, стали осмысленнее относиться к своему здоровью. Я убедилась, что все материалы подтверждают гипотезу.  Цель достигнута. Задачи выполнены.

















































8

Список используемых источников и литературы



  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Бактерии

  2. http://jbio.ru/istoriya-issledovaniya-bakterij

  3. Вайткене Л.Д. Биология, М.: Издательство АСТ, 2017. – 256с.: ил.

  4. Плешаков А.А., Биология. Введение в биологию. 5кл.: учебник, М.: Дрофа, 2016. – 158с.: ил.

  5. Сергеев Б.Ф., Я познаю мир: Биология, М.: Издательство АСТ, 2004. – 398 с.: ил.

6. Бухарин О.В. Анаэробная микрофлора человека. / О.В. Бухарин, А.В. Валышев. – Екатеринбург. – 2016.

7. Джапаридзе Л.А. Изучение микробиома человека как основы для коррекции инфекционных и неинфекционных патологий. / Л.А. Джапаридзе, А.Н. Суворов. // Региональная экология. – 2018. – № 4 (54). – С. 16-27.

































9


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!