СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока в 5 классе "Роль бактерий в природе и жизни человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока: объяснить роль бактерий в природе и жизни человека. Определить понятия "клубеньковые бактерии, "симбиоз", "болезнетворные бактерии", "эпидемия" и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока в 5 классе "Роль бактерий в природе и жизни человека"»



Технологическая карта урока в 5 классе «Роль бактерий в природе и жизни человека». Тип урока « Изучение и первичное закрепление знаний и способов действий.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет - Биология

Класс - 5

Учитель: Рюмшина Инна Владимировна, 2017год

Тема урока - Роль бактерий в природе и жизни человека.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека.

Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «молочнокислые бактерии», «эпидемия».

Формируются навыки работы с текстом и иллюстрациями, описания биологических объектов и проведения сравнительной характеристики( смысловое чтение)

Формирование умений оценивать правильность выполнения учебной задачи

Формируется интерес к предмету и положительная познавательная мотивация к изучению объектов природы.

Приобретение опыта использования методов биологической науки

( наблюдение, сравнение)


Словарь урока: Бактерии разложения и гниения. Клубеньковые, или азотофиксирующие, бактерии. Симбиоз. Молочнокислые бактерии. Болезнетворные бактерии. Эпидемия.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выде­лять главное и второстепенное в тексте, структурировать учебный материал, сопоставлять данные; устанавливать причинно – следственные связи.

Регулятивные УУД: способность постановки цели, ведущей к решению возникающих проблем; способность к моделированию ситуации на основе имеющихся данных; умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им; объективно оценивать себя и других участников учебного процесса.

Коммуникативные УУД: развитие способности к организации и распределению ролей; формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества; формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Личностные УУД: развитие интереса к изучению объектов живой природы; развитие потребности в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Этапы урока

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. Орг. Момент

1 мин

Здравствуйте ребята, рада вас видеть.

Мотивация (создание проблемной ситуации)

1 мин

Деятельность учителя

Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречие. Задает вопрос, который выявляет разные мнения учеников. Задание не выполнимое при данном уровне знаний.

Деятельность учащихся

Вступают в диалог с учителем.

Фронтальная беседа. Приходят к выводу: «Мне не хватает знаний, я хочу это знать»


Постановка проблемного вопроса.

«Возможна ли жизнь на Земле без бактерий?»

« Полезными или вредными организмами являются бактерии?»

У учащихся возникают противоречивые мнения?

1. Среди бактерий много паразитов, они вредны и без них стало бы только лучше на Земле.

2. Среди бактерий есть полезные, они нужны. Однако не могут ответить, какую пользу они приносят.

Приходят к выводу, что необходимо получить новые знания о бактериях.

  1. Этап актуализации субъективного опыта учащихся

7 мин

Деятельность учителя

Предлагает вспомнить учебный материал, позволяющий осуществить переход к изучению новой темы.



Деятельность учащихся

Работа в парах работа с терминами п.9, стр.39-41)

Работа в группах ( вопросы в конце параграфа 9, 1-4 вопросы, 4 группы) ( приложение 1).

Фронтальная беседа. Участвуют в диалоге.

Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы. Определяют, каких знаний им не хватает, где и как их добыть.


Ребята, вы многое уже знаете о бактериях. Давайте вспомним. Какие организмы называют бактериями?

А сейчас я прошу посмотреть вас на демонстрационный стол, на котором стоят различные предметы, назовите мне увеличительный прибор, с помощью которого можно рассмотреть представителей царства бактерий.

Мы можем сейчас ответить на вопрос: «Возможна ли жизнь на Земле без бактерий?»

Что нужно узнать для решения проблемы?

Какие источники информации можем использовать?

Ребята, назовите тему урока.

Предметы, представленные на демонстрационном столе

( приложение 2)

Отвечают на вопросы.

Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы.

Называют микроскоп и вспоминают части микроскопа.

Анализируют проблему. Приходят к выводу, что знаний недостаточно, ответить на вопрос не могут.

Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть. Предпологаемые ответы учеников:

«Мы должны узнать, какую роль играют бактерии в природе и жизни человека?» Формулируют ответы на вопросы и утверждают, что помочь в решении проблемного вопроса им поможет учебник, дополнительная информация и презентация.

Называют тему урока:

« Роль бактерий в природе и жизни человека».

    1. Целеполагание

1 мин

Деятельность учителя

Предлагает сформулировать цели урока

(планируемые результаты урока)

Деятельность учащихся

Называют цели урока.


Какие цели мы перед собой поставим сегодня?


1.Изучить роль бактерий в природе.

2.Изучить роль бактерий в жизни человека.

3. Дать определение терминам «клубеньковые бактерии»,

«Симбиоз»

2.2. Планирование

2 мин

Побуждает к поиску плана урока. Обсуждает с учащимися план урока.

Определяют содержание и последовательность действий для решения поставленных задач.


Ребята, в какой последовательности будем выполнять поставленные задачи?

Предлагаю составить план. Можно воспользоваться планом параграфа, при этом внести изменения. План учитель фиксирует на доске, при необходимости корректирует.

Учитель говорит о том, что ответить на проблемный вопрос им поможет текст учебника ( применение технологии продуктивного чтения, смысловое чтение текста).

Составляют план по пунктам в учебнике. Участвуют в обсуждении и предполагают последовательность действий.

Примерный план урока:

1. Роль бактерий в природе.

А. Бактерии разложения и гниения.

Б. Почвенные бактерии.

2. Роль бактерий в жизни человека.

А. Бактерии в хозяйственной деятельности человека (молочнокислые).

Б. Болезнетворные бактерии.

  1. Этап изучения новых знаний и способов действий

10 мин

Деятельность учителя

Организовывает работу по поиску и обработке информации. Работа осуществляется в группах. Учащиеся объединяются в четыре группы по желанию (по 4 – 5 учеников). В ходе работы учитель консультирует, контролирует выполнение работы.





Деятельность учащихся

Осуществляют решение учебных задач.

Работают в группах с разными источниками информации: учебники, рисунки, инструкции, таблицы, презентация

(4 группы по 5 – 6 учеников). Работают с текстом, выделяют главное, фиксируют в таблице, свое «открытие»,

изучают рисунки, готовят выступление. По ходу урока заполняют оценочные листы (осуществляют самооценку).

Каждая группа проводит презентацию результатов своей работы. Обращаются к презентации. Формулируют выводы, фиксируют итоги работы других групп.

  1. Этап первичной проверки понимания изученного

5 минут

Ребята, чтобы наша работа по поиску новой информации была более эффективной, предлагаю разделиться на 4 группы (парты расставлены заранее). В каждой группе назначьте руководителя.

Руководители групп, подойдите ко мне и получите необходимые материалы для работы. Руководители групп получают оценочные листы и таблицы «Роль бактерий в природе и жизни человека» (Приложение 3,4 )для каждого ученика, а также одну инструкцию по работе для группы (Приложение 5)

Таблицы и оценочные листы раздайте на всех. Читайте внимательно инструкцию и приступайте к изучению нового материала, рассмотрите рисунки в учебнике. Каждая группа заполняет только свою строку в таблице.

Материал параграфа состоит из четырех пунктов (Приложение 6 ). Каждая группа работает над своим вопросом.

1 группа работает с текстом «Бактерии разложения и гниения».

Выступление учащихся первой группы сопровождается демонстрацией слайда (Слайд 4), учитель корректирует ошибки, задает вопросы пассивным учащимся, контролирует заполнение таблицы другими группами.

2 группа – « Почвенные бактерии»

Выступление учащихся второй группы сопровождается демонстрацией слайдов (Слайд 5, 6, 7), учитель корректирует ошибки, задает вопросы пассивным учащимся,

3 группа – «Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека. Молочнокислые бактерии».

Выступление учащихся третьей группы сопровождается демонстрацией слайда (Слайд 8), учитель корректирует ошибки.

4 группа – «Болезнетворные бактерии»

Выступление учащихся четвертой группы сопровождается демонстрацией слайдов (Слайд 9,10,11)

Открытие осуществляется в 4 этапа, каждый из которых завершается выводом по проблеме.

Ребята, вы успешно заполнили таблицу, сравните с таблицей на слайде. (Слайд 12)

Руководитель группы выбирает, кто будет отвечать. Учащиеся других групп фиксируют в своих таблицах недостающую информацию. При необходимости учитель корректирует. Участники группы дополняют.

Рисунок дублируется на слайде, сопровождая объяснение учащихся. Учащиеся делают вывод.

После выступления всех групп, заполненная таблица появляется на слайде, и учащиеся сравнивают на слайде и в своих таблицах.

По ходу урока осуществляют самооценку, каждый свой ответ фиксируют в оценочных листах знаком «+».



Работают в группах с разными источниками информации: учебники, рисунки, инструкции, таблицы, презентация

(4 группы по 5 – 6 учеников). Работают с текстом, выделяют главное, фиксируют в таблице, свое «открытие»,

изучают рисунки, готовят выступление. Каждая группа проводит презентацию результатов своей работы. Участники группы дополняют. Обращаются к презентации. Учащиеся других групп фиксируют в своих таблицах недостающую информацию. По ходу урока заполняют оценочные листы (осуществляют самооценку).

Делают выводы о полноте и правильности изученного, сравнивают свои таблицы с заполненной таблицей на слайде.



3 группа находят на демонстрационном столе предметы, которые доказывают роль бактерий в хозяйственной деятельности человека ( упаковки из-под йогурта, ряженки, кефира и т.д.)

Физкультми

нутка

1 мин

Ребята, предлагаю немного подвигаться.

Давайте вспомним тела живой и неживой природы.

Если я буду называть тело живой природы, вы встаёте, тело неживой природы вы сидите

Примерный набор тел живой и неживой природы

( сорока, луна, собака, берёза, чашка, перчатки, подсолнечник, подосиновик, бактерия )

Выполняют упражнения в течение 1 минуты.

  1. Этап закрепление изученного

10 мин


Деятельность учителя

Организует закрепление знаний.

«Где пригодятся знания о бактериях в жизни?»


Деятельность учащихся

Фронтальная беседа. Вспоминают проблемный вопрос

«Возможна ли жизнь на Земле без бактерий?», участвуют в дискуссии, отвечают, использую полученные знания.

  1. Этап обобщения и систематизации знаний

4 мин












Учитель предлагает вспомнить проблемный вопрос.

Теперь вы можете на него ответить?

Побуждает учащихся к высказыванию, затем демонстрирует слайд с текстом и дополняет: (Слайд 13)

1. Бактерии также участвуют в создании полезных ископаемых на Земле.

2. Бактерии играют важную роль в пищеварительном процессе человека и других животных. Их очень много в кишечнике. Эти бактерии разлагают пищу. В то же время они вырабатывают витамины, которые использует затем организм.

Ребята , а вы знаете кто такие санитары?

Почему бактерии гниения называют « санитарами» планеты?

Ребята, как вы считаете, могут ли знания, полученные нами на сегодняшнем уроке, быть использованы в повседневной жизни?

Обсудите этот вопрос в группах и приведите примеры. На обсуждение 1 – 2 минуты.

Участвуют в обсуждении.

Жизнь на Земле без бактерий невозможна., подтверждают свои знания выводами в конце параграфа ( стр.45)

Называют причины.

  1. Бактерии гниения и разложения превращают погибших растений, животных и мусор, который образует человек в перегной почвы.

  2. Почвенные бактерии превращают перегной в минеральные вещества. Минеральные вещества нужны растениям для роста.

  3. Клубеньковые бактерии обитают в почве на корнях растений и обогащают почву азотом, который нужен растениям.

Сравнивают свои выводы с текстом слайда.

Предполагают:

Если бы не было бактерий, Земля покрылась бы кучей мертвого вещества, и мы бы просто утонули в нем.

Минеральные вещества в почве исчерпались. Не было бы пищи растениям.

Погибли бы растения, закончился кислород в атмосфере.

Жизнь на земле исчезла бы.

Участвуют в обсуждении. Предполагаемые ответы. Знания о бактериях помогают понять, что бактерии могут быть полезные и вредные.

7. Этап информирования о домашнем задании

1 мин

Учитель предлагает записать домашнее задание. ( Слайд 16)

Домашнее задание:

  1. Инвариантная часть: параграф 12 – читать, ответить

  2. Вариативная часть: Разработать меры профилактики заболеваний, связанных с болезнетворными бактериями.


  1. Этап подведения итогов

2 мин

Деятельность учителя

Предлагает вспомнить тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

Деятельность учащихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и цели урока, наиболее понравившиеся эпизоды урока.

8. Рефлексия и оценивание

2 мин

Учитель предлагает пояснить свой выбор нескольким учащимся, затем подвести итоги самооценки (выставить итоговые отметки в листах самооценки), сдать оценочные листы учителю.

Комментируют.

Определяют степень своих достижений на уроке (осуществляют самооценку) с помощью листов самооценки.

Выставляют отметки, сдают оценочные листы учителю.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей